http://www.socialistinfo.ru/socialXXI/6732.html

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ?
ЗИАУДДИН ЮСУФЗАЙ
Специальный советник ООН по глобальному образованию

Двадцать лет назад, когда я только начинал свою учительскую карьеру в Пакистане, друг моего отца сказал мне: «Мы ожидали от тебя великих дел, Зиауддин. Ты мог бы стать политическим лидером или начальником полиции, но вместо этого ты стал простым учителем».
 Я сказал этому человеку, что если в этом году мне удастся вдохновить хотя бы одного из детей в моем классе стать лидером, затем в следующем году снова и так каждый год на протяжении всей своей карьеры, то я буду очень гордиться своим вкладом в развитие нашего общества.
 Я хочу напомнить всему миру о том, что педагоги являются строителями государства. Если мы действительно заботимся о наших согражданах и будущем наших сообществ, стран и мира, мы должны оказать поддержку хорошо подготовленным учителям.

 Однако слишком часто наши лидеры игнорируют роль учителей в формировании сознательных граждан, развитии экономики, оздоровлении государственного здравоохранения и многое другое. В большинстве развивающихся стран работа учителей оплачивается плохо, а иногда и не оплачивается вовсе. Сегодня в Нигерии, самой богатой стране Африки, тысячи учителей в тринадцати штатах месяцами не получают заработную плату.
 Еще будучи студентом в Пакистане, я помню, как проходя мимо учительской комнаты, я слышал жалобы моих учителей на нехватку денег для лечения собственных детей и покупки лекарств.
 Я надеюсь, что когда-нибудь преподаватели будут так же высоко цениться, как врачи, инженеры и компьютерщики. Но выберут ли самые лучшие, самые яркие ученики карьеру учителя, зная, что их семьи будут испытывать экономические трудности из-за этого выбора?

 По оценкам ЮНЕСКО, чтобы к 2030 году привести всех детей, не посещающих школу, в классы, необходимо подготовить 6930 новых учителей. Правительства часто сталкиваются с нехваткой учителей, занижая стандарты, необходимые для получения работы. Развивающиеся страны должны нанимать значительно больше учителей для удовлетворения растущего спроса, но только квалифицированные учителя способны подготовить наших детей к тому, чтобы быть лидерами, которые нам нужны.

 Этим летом мы с Малалой* отправились в Майдугури в Нигерии, это место рождения “Боко Харам” (радикальная исламистская организация). Мы встретились с преданными педагогами и лидерами, которые изо всех сил пытаются удержать детей в школе, защитить от частых взрывов и похищений. Мы также встретили учителя, которого самого едва ли можно назвать грамотным. Он хотел помочь своим ученикам, но у него не было необходимого образования, чтобы дать им навыки, необходимые для благополучной жизни.
 Когда в школах работают квалифицированные учителя, дети приобретают навыки критического мышления, не ограничиваясь зубрежкой и запоминанием текстов. Родители с большей вероятностью отведут своих детей в школу, когда они действительно учатся. Но когда плохо обученные, плохо оплачиваемые учителя ведут уроки, многие семьи делают выбор не в пользу школы, отправляя своих детей на работу, или склоняя их к раннему браку.
 Некоторые лидеры говорят, что просто не могут позволить иметь хорошо подготовленных учителей в школах. Они не понимают, что качество образования напрямую влияет на экономический рост и процветание страны. Если бедная страна хочет стать богатой, она должна инвестировать в образование. А инвестиции в образование начинаются с хороших учителей.

 Мы также должны поощрять, привлекать и обучать больше учителей-женщин. В некоторых общинах, особенно в регионах, где женское образование является относительно новым понятием, родители с осторожностью относятся к обучению девочек в школе учителями-мужчинами.
 Данные ЮНЕСКО доказывают, что увеличение в процентном отношении числа учителей-женщин в начальном образовании обуславливает  увеличение числа девочек, получающих среднее образование.
 В афганской провинции Нангархар из 15,5 тыс. учителей только 1400 - женщины. Именно поэтому Фонд Малала** поддерживает Teach for Afghanistan, местную организацию, задачей которой является привлечение талантливых, мотивированных женщин, выпускающихся из вузов,  в переполненные классы школ этой страны.

 Образование - это ключ к созданию более безопасного, более здорового и богатого мира. В сентябре, на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, лидеры из разных стран мира согласились увеличить инвестиции в образование. Мы должны начать с учителей.
 И всем учителям, которые могут это прочитать, скажу -- вы выбрали самую полезную профессию в мире. Хотя у вас могут быть трудные времена, обещаю, что в один прекрасный день вы увидите результаты того времени, которое тратите, вдохновляя своих учеников.

 Представьте себе, что вы сажаете дерево в своем дворе - маленький слабый стебелек. Затем вы уезжаете из этого дома, и вы не видите, как дерево растет. Однажды во время прогулки вы проходите мимо своего старого квартала и видите свой старый дом. Но теперь все выглядит иначе. Перед домом растет сильное, высокое дерево с множеством ветвей и прекрасными листьями. Вы стоите в тени этого дерева, на мгновение вспоминая маленький саженец, посаженный много лет назад. 
 Вот что значит быть учителем.

 

*Малала Юсуфзай, дочь Зиауддина Юсуфзая, пакистанская правозащитница, выступающая за доступность образования для женщин во всем мире.

**Фонд Малалы - фонд, учрежденный ЮНЕСКО и Пакистаном, в поддержку образования для девочек.

 

Статья была опубликована в газете The Guardian

 

18 Октябрь 2017



2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"