все поля обязательны для заполнения!


 
КАК МЕНЯЛСЯ ОБРАЗ ТРАМПА НА АМЕРИКАНСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

С началом активного развития массовых коммуникаций во второй половине двадцатого века  роль телевидения с каждым десятилетием расширялась и становилась важнее, не только с точки зрения информационных технологий, но и с точки зрения психологического воздействия на телезрителя.
 Одной из главных задач телевидения США было освещение политических событий в стране и во всем мире. В этой связи рассмотрение образа Дональда Трампа на американском телевидении во время его предвыборной кампании от праймериз до победы является актуальным, как с точки зрения влияния телевидения на результат голосования, так и с точки зрения феномена психологического воздействия кандидатуры на пост президента Дональда Трампа на телезрителя.
  Рассмотрим наиболее важные для изучения образа Дональда Трампа на американском телевидении аспекты: этапы президентской гонки (кокусы, праймериз), которые освещают главные эфирные и кабельные американские телеканалы; дебаты как главная площадка для психологического воздействия на телезрителя; политическая реклама; а также главный этап президентской гонки – день выборов и следующая за ним победа Д. Трампа. В ходе анализа будет также подробно рассмотрено негативное освещение на телевидении фигуры Дональда Трампа, которое становится одним из ключевых свойств освещения во время его предвыборной кампании.

 

 

Первые политические опыты и первые этапы предвыборной кампании Д. Трампа

Большинство СМИ, говоря о дороге Трампа к Белому дому посвящают свои материалы началу инаугурационной кампании. Тем не менее, необходимо сказать и о более раннем жизненном этапе – крупном бизнесе, который в итоге приведет Трампа к идее баллотироваться на пост президента.
 Дональд Трамп стал бизнесменом, последовав примеру своего отца, Фреда Трампа, крупного застройщика жилья бизнес-класса. С 1970 года Трамп-младший становится одним из самых активных девелоперов в США и во всем мире, сосредотачивая свои проекты сначала в Нью-Йорке (самый знаменитый из них – Trump Tower), а затем и в других городах (Лас Вегас, Атлантик-Сити).
 В связи со спецификой рассматриваемой темой, стоит заострить внимание на чрезмерном интересе Дональда Трампа к медиапроизводству – как с точки зрения бизнеса, так и создания имиджа. В 2004 году Трамп впервые появляется на американском телевидении в главной роли. На телеканале NBC выходит реалити-шоу «The Apprentice» («Подмастерье»), который делает фамилию бизнесмена всемирно известной. Затем выходит своего рода продолжение – шоу «You’re fired» («Вы уволены»), в котором участники состязаются за реальные бизнес-позиции. Помимо таких крупных проектов, Трамп начинает постоянно появляться на телевидении в качестве гостя, эксперта и ньюсмейкера.
 Идею участия в подобных телевизионных проектах многие эксперты объясняют стремлением Дональда Трампа приблизиться к американскому народу. Так, научный сотрудник USC Annenberg School of Communication and Journalism Василий Гатов отмечает: «У простого зрителя, естественно, создается впечатление абсолютной достоверности этого — и каждая фраза „You’re fired“ хоть чуть-чуть, но добавляла Трампу репутации человека, который видит насквозь, которого не обмануть и который „может все“. Именно сочетание этих компонентов стало взлетной полосой кандидата Трампа — яркий образ успешного американского предпринимателя, высокая узнаваемость бренда и замечательный, продуманный, сценарно проработанный образ в телешоу».
 Бренд действительно будет играть в профессиональной жизни бизнесмена колоссальную роль: Трамп продает свой образ начиная от ипотечной компании Trump Financial, заканчивая мясной продукцией Trump Steaks. А став одним из самых высокооплачиваемых ведущих на американском телевидении, Дональд Трамп запатентовал и саму фразу «You’re fired» , таким образом еще раз заявив о своем намерении быть на слуху у каждого.
 Если говорить о Трампе-политике в контексте рассматриваемой темы американского телевидения, то ошибочным будет считать дебютом его официальное объявление о выдвижении в качестве кандидата в президенты США и начало его президентской кампании за политический дебют. Согласно оценкам CNN, Дональд Трамп рассматривался как претендент на участие в президентской гонке США в 1988, 2000, 2004 и 2012 годах.
 В 1988 году в программе Опры Уинфри Дональд Трамп заявил, что если он будет баллотироваться в президенты, то непременно победит, а затем искоренит коррупцию в стране. Во время этого интервью в поведении Трампа-политика заметны зарождающиеся лидерские качества характера – те, которые с каждым годом будут проявляться все больше, апогей которых придется на 2015 год, когда почувствовав себя созревшим для политики, Дональд Трамп официально заявит о своем намерении баллотироваться в президенты США.
 В 2016 г. NBC выпускает пятиминутный ролик под названием «1980s: How Donald Trump Created Donald Trump» («1980-е: Как Дональд Трамп создал Дональда Трампа»). В этом ролике создатели пытаются доказать, что в стремлении Трампа быть впереди всех в бизнесе кроется что-то большее, нежели пиар-ход. Телеканал приводит фрагменты интервью, в которых Дональд Трамп осторожно говорит о политике, не упоминая о ней как о собственной цели. Так, идет отсылка к 1987 году, когда Трамп публикует в крупнейших газетах США открытое письмо, адресованное «американскому народу», в котором он подвергает резкой критике внешнюю политику Белого дома.
 NBC выпускает следующий ролик о Трампе «1990-е», где в основном преобладает глянцевая жизнь бизнесмена о конкурсах красоты и скандалах личного характера. Поэтому в этот период Трамп на телевидении появляется лишь в качестве героя в рекламе пиццы вместе с женой Иваной – не так престижно, но скандально-демократично – к чему и стремится бизнесмен. И лишь в 1999 году Трамп оказывается близким к политике.
 2000-е, судя по сборным роликам NBC, являются наиболее плодотворными для зарождения мысли о президентстве для Дональда Трампа. Выступая на американском телевидении и давая откровенные интервью, Трамп уверено отвечает на вопросы о политике и президентском будущем: его «скорее всего нет» на вопрос 80-х перерастает в «возможно». Отсюда и феномен реалити-шоу «The apprentice», в котором Трамп, по мнению NBC , предстает сильным, но внушающим страх лидером.
 Телеканал NBC делает интересный вывод, построенный на теории психологии массовых коммуникаций: история с успешным реалити-шоу настолько заразила Дональда Трампа и настолько вселила в него веру в успех, что останавливаться на достигнутом он не захотел, решив баллотироваться на пост президента США.
Так, Дональд Трамп дожидается 2015-го года, который становится переломным моментом для его профессиональной деятельности. Ключевым становится этот момент и для американского телевидения – оно должно рассказать американскому зрителю, каким образом звезда реалити-шоу и частый гость светских мероприятий оказывается на пороге Белого дома.

 

Кокусы и праймериз как первое серьезное появление Дональда Трампа на телевидении в качестве официального кандидата

 Летом 2015 г. Трамп заявил о своем намерении участвовать в президентской гонке. Американские телеканалы, как и сами американцы, попросту не верили в реальность этого решения. Эксцентричные высказывания бизнесмена в СМИ не воспринимали всерьез. Так, в эфире CNN не раз звучат слова о том, что Трамп – это клоун. Более того, телеканалы называли появление Дональда Трампа в президентской гонке «началом конца».
 Таким образом, выход Дональда Трампа в этап кокусов и прайземриз становится неожиданным не только для американского телевидения, перед которым теперь стоит задача освещать фигуру бизнесмена-политика несколько серьезнее, но и для самого Трампа, которому предстоит убедить американское население в состоятельности своей кандидатуры.
 Как известно, праймериз – это период предварительных выборов, в ходе которых кандидаты соревнуются за право представлять на президентских выборах свою партию. Кроме праймериз, в США существует также система так называемых кокусов – специальных собраний-дискуссий жителей штата, в ходе которых участники образуют в группы, исходя из предпочтений. И здесь победа за кандидатом от самой многочисленной группы.
 Интерес этой системы выбора с точки зрения телевидения – это освещение первых праймериз в штате Нью-Гемпшир и первых кокусов в штате Айова. Именно в этот период телезрители прикованы к экранам с особым интересом, если, конечно, не считать сами выборы.
 Рассмотрим освещение кокусов в Айове 2 февраля 2016 года на кабельном канале MSNBC. Политический комментатор Крис Мэтьюс, ведущий этой ночи подсчета голосов, явно отдает предпочтение представителям демократической партии, называя их невысокие результаты «драматичной ситуацией». Переходя к представителю республиканской партии Дональду Трампу, Мэтьюс открыто называет его поведение задиристым, особенно в контексте взаимоотношений с кандидатами женского пола.
 Чак Тодд, тележурналист MSNBC, называет отрыв Трампа от демократов настоящим «землетрясением», которое произошло спустя почти сорок лет, с 1980 года, когда бизнесмен заявил о своей симпатии к республиканской партии. В связи с тем, что телеканал транслирует вещание кокусов в режиме он-лайн, подсчеты голосов также ведутся в режиме реального времени. Так, предварительная победа Трампа среди республиканцев обозначается ведущими как «wow-moment» («момент нечто из ряда вон выходящего»).
 Первый раз в эту ночь на MSNBC Дональд Трамп появляется на одном из кокусов в Айове в окружении своей семьи. Важно отметить, что образ семейного Трампа для бизнесмена оказывается чрезвычайно важным. Он будто бы помогает Трампу отречься от скандального модельного прошлого, и не покинет его вплоть до самой инаугурации.
Предварительные результаты голосования дают Дональду Трампу повод выступить перед аудиторией в кокусе – происходит трансляция речи политика об успешности проводимой кампании и вере в то, что он сможет сделать Америку снова великой («Make America great again» – главный слоган кампании Дональда Трампа).
 Несмотря на некоторое опережение Трампа сентаром Тедом Крузом, в эфире усиливается вера в несостоятельность политика, пришедшего из бизнеса – ведущие MSNBC говорят о мрачной репутации Трампа, которая помешает ему выйти победителем в гонке.
 Журналисты телеканала также называют ночь кокусов тестом для Дональда Трампа, который ненавидит проигрывать. Получив второе место в Айове, Дональд Трамп снова берет слово, но здесь оно уже не так патетично: звучат слова о доверии к жителям Айовы и благодарности своей команде и семье.
 Так, одно из первых серьезных появлений Дональда Трампа на американском телевидении в качестве настоящего политика, борющегося за право представлять свою партию, превращается лишь в слова о несостоятельности его политических стремлений для телезрителей страны. Ведущие и эксперты в студии попросту не верят в возможность Трампа пройти дальше кокусов и праймериз.
 Модератором первых праймериз в Нью-Гемпшире становится кабельный телеканал Fox News Channel, который симпатизирует Республиканской партии. В отличие от вышеперечисленных телеканалов, Fox News отдает предпочтение нейтральному освещению праймериз. Победа Дональда Трампа в Нью-Гемпшире, по мнению ведущих, – это результат твердой уверенности бизнесмена-политика в «преданности граждан штата», а также прошедших дебатов среди представителей Республиканской партии в Нью-Гемпшире несколькими днями ранее.
 ABC News, освещая победу Дональда Трампа на праймериз в Нью-Гэмпшире связываются с кандидатом по телефону. Ведущие задают Трампу вопросы, в которых прослеживается немного ироничный тон: удивила ли Трампа его победа в праймериз, и кто, по его мнению, самый главный соперник в предвыборной кампании. Интересно следить за реакцией самого Трампа, который отвечает, что всегда был уверен в верности к своей кандидатуре этого штата, и так же уверен в своих сильных и «талантливых» соперниках. После разговора ведущие ABC News делают вывод о твердых намерениях Трампа продолжать президентскую гонку.
 Тем не менее, трудно назвать этап кокусов и праймериз удачным политическим экспериментом для Дональда Трампом. Как было рассмотрено выше, модераторы относятся к Трампу с опаской и недоверием. Этот период на телевидении становится для республиканца некоторым испытанием на прочность своей политической кандидатуры.
 Следует обратиться к несколько другим, ранее уже известным в истории США, приемам Дональда Трампа для создания образа успешного политического деятеля, которые кандидат использует для привлечения американского населения в сферу политического взаимодействия, побуждения к делегированию полномочий, в том числе к участию в выборах. Одним из таких приемов становится политическая реклама.

 

 

 

Политическая реклама как один из аспектов создания имиджа

Автор книги «Психология массовых коммуникаций» Ричард Харрис считает политическую рекламу важным средством в борьбе за президентское кресло: «Политическая реклама также стремится создать новый образ кандидата, может усилить, смягчить или переоценить прежний имидж. Особенно эффективно этот имидж создается на телевидении, которое сообщает о невербальном и вербальном поведении кандидата. Один из эффективных способов создания имиджа – это пробуждение эмоциональной реакции зрителя».
 Одним из самых «типичных» для Трампа становится первый ролик, выпущенный в начале января 2016-го года. Это часть одной из публичных речей Дональда Трампа, в которой звучат самые противоречивые и неопределенные предложения кандидата: к примеру, построить стену на границе с Мексикой и реформировать систему здравоохранения. После этих заявлений звучат известные слова о том, что именно такими усилиями можно «Сделать Америку великой снова». 
 У Дональда Трампа на протяжении его кампании выходит далеко не один ролик. Некоторые из них построены на принципе антирекламы, то есть негативной рекламы (как и у Хиллари Клинтон), когда берутся вырезки самых противоречивых предложений соперника, а им в противовес идут громкие и всегда возвышенные заявления самого кандидата.
 Так, по словам диктора, в одном из роликов Трампа, США будет хуже жить с политикой Хиллари Клинтон, налоги будут продолжать расти, терроризм распространяться, не будет работы, жилья и даже надежды. Затем на смену темному фону приходят фотографии улыбающихся американцев на светлом фоне, радующиеся возрождению идеи американской мечты вместе с Трампом.
 Стоит отметить, что в этом ролике происходит точное попадание в аудиторию – кампания Дональда Трампа рассчитана на средний или малоимущий класс, для которого вопросы налогов и трудоустройства стоят на первом месте. Важно отметить, что для создания собственного имиджа с помощью политической рекламы Дональд Трамп не прибегает к каким-либо экстравагантным методам, а, наоборот, следует американским традициям. Так, практически в каждой рекламе звучат слова о патриотизме и преданности к гражданам.
 Дональд Трамп хорошо понимает специфику американского телевидения, а именно то, что большинство его потенциальных кандидатов в данный момент включили нужный телеканал и попали на предвыборный ролик.
 Несмотря на это, в 2017 году вышел отчет американского университета штата Висконсин Wesleyan Media Project о политической рекламе во время избирательных кампаний 2016 года. Результаты этого отчета показали, что проклинтоновская реклама доминировала на протяжении чуть ли не всей предвыборной кампании обоих кандидатов, оставляя Трампа далеко позади.
 По мнению экспертов, такие результаты были еще одним поводом полагать, что из президентской гонки победителем выйдет Хиллари Клинтон. Тем не менее, в день голосования Клинтон потеряла большое количество штатов, которые смотрели её эфирные политические ролики. Отчет также продемонстрировал, что в большинстве политических роликах Трампа преобладала политика (имеется в виду оглашение своих предвыборных политических обещаний и курсов), у Клинтон же – персональные качества.
 Политическая реклама для Дональда Трампа становится еще одним способом убедить американских граждан в состоятельности его предвыборной кампании. Он прибегает к важному методу психологического воздействия на зрителя: создание образа кандидата, который наконец-то вернет американскому гражданину все то, что так давно у него отняли – и здесь совершенно неважно, что конкретики в политических роликах Трампа не так уж много (не считая заявлений о границе с Мексикой и строительства стены).

 

Ключевые этапы предвыборной кампании 2016 г., создавшие образ Д. Трампа на американском телевидении


Стоит обратиться к теме политических дебатов, которые играют одну из ключевых ролей в президентских гонках. Для Трампа дебаты станут еще одной несостоявшейся миссией: с каждым новым дебатом будет все больше увеличиваться разрыв с Хиллари Клинтон.
 Ричард Харрис уделяет немалое значение теме дебатов, которые, по его мнению, обладают огромным воздействием на телезрителя через СМИ. Он утверждает, что теледебаты воздействуют на телезрителей с наибольшей силой: «Прежде всего, президентские дебаты привлекают большую аудиторию. Вслед за ними появляются итоги опросов общественного мнения о выступлении кандидата. Претенденты знают об этом и планируют произвести впечатление на зрителей. Очень важно, хотя и не всегда доступно – активизировать электорат: „Президентские дебаты на телевидении не имеют аналогов в современных политических кампаниях, эта инновация, которая вовлекает граждан в политический процесс, привлекает большие аудитории, вызывает интерес и дискуссии избирателей и влияет на их решения“.  
 Интересно будет обратиться к рейтингу упоминания кандидатов в президенты в 2016 году на телевидении, который показывает график этих упоминаний в разные периоды предвыборной кампании. Так, резко возрастает упоминание Дональда Трампа на американском телевидении в период проведения дебатов 3 марта 2016 года. В этот день проходят ожесточенные внутрипартийные дебаты, модератором которых выступает телеканал Fox News.
 В ходе дебатов Трамп не раз прибегает к националистической риторике, затрагивая вопрос о постройке стены вдоль границы с Мексикой, а также экстремизме на Ближнем Востоке. Интересно заметить, что во время этих дебатов телеканал Fox News несколько раз показывает восторженных зрителей в студии, аплодирующих именно Дональду Трампу. Мы практически не видим зрительской поддержки других кандидатов.
 Если говорить о теледебатах 2016 года в целом, то не стоит оставлять без внимания и тот факт, что эксцентричное поведение Дональда Трампа и скандальная харизматичность оказали колоссальное психологическое воздействие на американцев именно во время дебатов. Несмотря на оговоренные со всеми кандидатами перед эфиром вопросы, немалую долю составляет и речевая импровизация политика, склонная к чрезмерной эмоциональности при «беседе» с такой огромной аудиторией. По мнению Харриса, «дебаты, как правило, оцениваются как публикой, так и журналистами, причем обращается внимание и на содержание выступления, и на внешность кандидата».
Во время первых дебатов с Хиллари Клинтон в сентябре 2016-го года у Дональда Трампа с трудом получается придерживаться «президентского» поведения – не раз прерывая своего оппонента. Согласно опросам CNN, после дебатов 62% зрителей отдали свои голоса Клинтон, а 27% – Трампу. Отсюда можно сделать вывод, что неоднозначное поведение Трампа в прямом эфире сказывается на его рейтинге далеко не благоприятно.
 Модераторами вторых дебатов Хиллари Клинтон и Дональда Трампа в октябре того же года стали Марта Раддац из ABC и Андерсон Купер из CNN. Стоит сказать, что во время этих дебатов Трамп  отдает предпочтение абстрактным заявлениям о США в целом («Америка великая страна»), нежели конкретике, присущей Хиллари Клинтон. Тем не менее, Трамп активно начинает прибегать к конкретным деталям, начиная высказывать утверждения против некоторых действий Клинтон.
 Одним из таких утверждений становится обвинение в адрес Клинтон в удалении несколько десятков тысяч писем на своей почте для сокрытия документов за огромные средства. Несмотря на то, что ФБР к тому времени уже опровергло высокую стоимость такой операции, Дональд Трамп продолжает использовать эти факты в дебатах. Надо сказать, что во время вторых дебатов Дональд Трамп не пытается скрыть свое негативное отношение к проводимой политике Демократической партии (в этой связи Трампом упоминается система «Obama care»).
 Заключительные дебаты между двумя кандидатами проходили меньше, чем за три недели до президентских выборов. 
Именно они стали для обоих кандидатов самыми напряженными, более того, именно во время них Трамп произнес одни из самых жёстких замечаний в адрес Клинтон.
 Издание USA Today в преддверии проведения третьих дебатов отмечало, что по статистике заключительные встречи двух кандидатов всегда уступают по накалу первым двум, но в случае с Трампом это стало исключением. Дональд Трамп пытается использовать третьи дебаты как площадку для опровержения обвинений в его адрес со стороны женщин. Несмотря на то, что ведущий дебатов пытается перевести тему, Трамп возвращается к ней, оправдываясь и снова нападая на американок: женщин, рассказавших свои истории, он публично осуждает их в черном пиаре и желании поддержать таким образом Хиллари Клинтон.
 В заключении дебатов каждый политик должен ответить на один вопрос: почему именно он является лучшим кандидатом на пост президента США. Дональд Трамп отвечает на этот вопрос вторым после Хиллари Клинтон, и вновь строит свою речь на принципе анти-примера, то есть берет за основу высказывания оппонента и убеждает зрителя в их неэффективности. Примечательно и то, что Трампу всегда было свойственно называть Клинтон местоимением “она”. Этому правилу республиканец не изменяет и во время заключительной речи: с «ней» Америке будет плохо, как и при Бараке Обаме, а с Трампом «Америка снова станет великой».
 Согласно опросам CNN, победа после третьих дебатов вновь осталась за Клинтон – 52 %, а Трамп набрал 39 %. Тем не менее, дебаты будут интересны с точки зрения того, как реагируют на них «колеблющиеся» штаты (те, которые еще не успели определиться, за кого они отдадут свои голоса на выборах). Согласно графикам опросов, которые публиковал The Wall Street Journal, после третьих теле-дебатов разрыв Клинтон и Трампа составлял семь процентных пунктов в пользу демократа. Тогда как после первых дебатов разрыв был в пользу Трампа и составлял около четырех процентных пунктов.
 Таким образом, рассматривая вопрос телевизионных дебатов как возможность для кандидата Дональда Трампа донести свою предвыборную программу до зрителя, можно заметить интересную тенденцию. Она заключается в том, что каждый опрос после дебатов отдает победу Хиллари Клинтон, при этом рейтинг общественного мнения Дональда Трампа возрастает, судя по опросам CNN после каждого из трех дебатов.
 Причиной такого парадокса можно предположительно назвать стремление американского население реагировать на негатив гораздо сильнее, чем на позитив, о чем будет сказано в следующей главе.

 

Негативное освещение как средство достижения политической цели

Одним из ключевых характеров освещения кандидатуры Д. Трампа на американском телевидении в период предбывыборной компании и самих выборов оказывается негатив. Так, Гарвардская школа Кеннеди (Harvard Kennedy School’s Shorenstein Center on Media, Politics and Public Policy) в своей статье, посвященным выборам 2016 года, анализирует освещение личностей двух главных кандидатов в СМИ, и приходят к выводу, что одним из основных тонов этого освещения становится негатив.
 Исследование содержит интересную статистику, связанную с образом Трампа на телевидении: к примеру, по словам аналитиков, при освещении событий, связанных с республиканским кандидатом, негативный контент всегда преобладал над позитивным – в «лучшие» недели для Трампа разница между позитивным контентом и негативным составлял один пункт, в «худшие» - до 10.
 Согласно исследованию, наибольший процент негатива в новостных репортажах о Трампе получил пункт «противоречия». Здесь имеются в виду противоречивые высказывания Трампа, которые вызвали в обществе наибольший резонанс – тема сексуальных домогательств, публикация The New York Times налоговой отчетности Трампа, согласно которой кандидат имел законное основание не платить налоги последние 18 лет перед выборами.
 Согласно исследованию Гарвардской школы, в современном мире медиа все больше отдает предпочтение негативному освещению событий, нежели позитивному. Наиболее тесно эта тенденция связана с психологией массовых коммуникаций: зритель всегда больше реагирует на негативный контент, ожидая развязки бурных событий.
 Обратимся к телеканалу CBS, который, согласно Гарвардской школе, освещал события с Дональдом Трампом в негативном ключе с наибольшей степенью. Сюжет, посвященный обвинению Трампа в сексуальных домогательствах к женщинам, освещается телеканалом чрезвычайно резко, демонстрируя позицию против республиканца . В ходе сюжета фигурирует один синхрон с женщиной, рассказывающей о домогательствах к ней Дональда Трампа.
 CBS использует интересный прием, который также строится на принципе полемики: речь Дональда Трампа о его непричастности к этому скандалу перебивается с речью Мишель Обамы против насилия. Мишель выступает на трибуне в штабе Хиллари Клинтон – и телеканал это демонстрирует – таким образом превращая полемику Трампа с потерпевшими от насилия женщинами в полемику кандидата от республиканцев и от демократов.
 Освещая вопрос об отказе Дональда Трампа публиковать данные о налогах, ABC News связывается по телефонной связи с республиканцем, транслируя интервью в эфире. Трамп начинает оправдывать свои действия, говоря о том, что каждый имеет право не разглашать какую-либо информацию . Тем не менее, ведущий задает собеседнику вопрос: не считает ли он, что американские граждане имеют право знать о доходах и налогах кандидата в президенты до выборов.  Несмотря на отрицательный ответ Трампа, ведущий вновь приводит примеры, согласно которым президент Никсон раскрыл данные о своих налогах даже без запроса на это. Трамп считает, что раскрытие данных о налогах после выборов не создадут никакой разницы для голосующий, чем если бы это произошло до дня выборов. Надо сказать, что ведущий ABC News приводит еще больше доводов, согласно которым настоящее поведение Трампа противоречит негласным американским стандартам.
 Газета The Washington Post приводит интересную статистику, согласно которой с 1 января 2016 года по 4 сентября 2016 года на вечерних выпусках телеканалов ABC, CBS и NBC вышло 822 минуты, посвященной Дональду Трампу, тогда как о Хиллари Клинтон говорили всего 386 минут за такой же период. По словам экспертов, феномен Трампа был гораздо интереснее для ТВ с точки зрения рейтинга, чем кандидатура Хиллари Клинтон, за исключением скандала с WikiLeaks. Такая статистика может так же свидетельствовать о том, что американские телеканалы отдавали предпочтение негативному освещению личности Дональда Трампа и событий, с ним связанных.

 

 

Освещение кандидатуры Д. Трампа во время подсчета голосов и после объявления результатов

Главным пиком освещения личности Трампа и максимум его упоминания на телевидении, очевидно, становится день выборов,  когда происходит подсчет голосов и все американские телеканалы пристально следят за каждым процентом. Стоит сказать о самых интересных реакциях нескольких телеканалов на победу Дональда Трампа.
 Стоит отметить, что все центральные – кабельные и эфирные телеканалы – встречают новость об избрании Дональда Трампа президентом с неподдельным удивлением. Отталкиваясь от концепции негативного освещения деятельности и личности республиканского кандидата, стоит связать результаты голосования со стремлением американцев воспринимать негативный контент сильнее позитивного.
 Интерес дня голосования состоит также и в том, что главный соперник Трампа Хиллари Клинтон в преддверии выборов получила большой процент негативного освещения в связи с публикацией ее личных писем. Возвращаясь к исследованию Гарвардской школы, стоит отметить, что день выборов становится неким апогеем борьбы за собственное негативное освещение между Клинтон и Трампом.
Публикация обвинений в адрес Хиллари Клинтон дает повод Трампу уверить телезрителей в несостоятельности кандидата от партии демократов. В эфире ABC News Дональд Трамп говорит об обнародованных письмах Клинтон: «Коррупция Хиллари Клинтон видна в масштабах, которых мы прежде никогда не видели. Мы не должны позволить ей перенести эту преступную схему в Овальный кабинет». Такие резкие высказывания действуют на население в преддверии главного дня для всей страны чрезвычайно манипулятивно.
 MSNBC, как и многие другие телеканалы в эту ночь подсчетов голосов, приглашает экспертов для обсуждения событий выборов в режиме реального времени. В эфире телеканала звучит мысль о том, что Америка во главе с Дональдом Трампом – это уже не та Америка, которая была двадцать четыре часа назад . Ведущие не скрывают разочарования по поводу избрания Трампа.
 Что еще интереснее, образ Дональда Трампа для телеканала MSNBC становится несопоставимым с понятиями «порядочность» и «демократия». Звучат и более сильные высказывания в адрес Трампа, к примеру один из экспертов называет победу республиканца «белой плеткой в адрес меняющейся страны и президента-афроамериканца».
 Важно, что MSNBC сопоставляет Дональда Трампа с понятиями страха и неопределенности, с которой столкнутся американцы после инаугурации и вступления в силу его полномочий.
 Телеканал CNN, в отличие от MSNBC, придерживается более спокойного тона относительно победы Дональда Трампа. Новость о том, что Хиллари Клинтон позвонила Трампу, признав свое поражение, освещается телеканалом без каких-либо дополнительных высказываний, кроме как кадров обескураженных сторонников Клинтон в ее штабе. CNN старается достигнуть некоторого баланса между критикой кандидатуры Трампа и объективным освещением события.  Так, один из экспертов, преподаватель Принстонского университета в эфире CNN, говоря о массовых ночных протестах, которые прошли сразу после победы Трампа, называет их реакцией на непрезидентский облик избранного кандидата. Интересно также, что эксперт сам открыто заявляет о том, что не поддерживает результаты голосования, как и митингующие на улицах по всей стране.
 Освещение дня голосования и победы Трампа стоит также рассматривать, с точки зрения комедийнных телепередач. Создается впечатление, что сценарий для них уже написан крупнейшими новостными телесетями. Так, к примеру, ведущая кабельного телеканала Comedy Central под закадровый смех аудитории удивляется: как успешного политика победил «мошенник», «расист» и «кинезиолог». Другой ведущий этого же телеканала потрясен результатами голосования, риторически спрашивая у телезрителя, каким образом Америка стала настолько «полной ненависти».
 Таким образом, Дональд Трамп предстает перед нами новоизбранным президентом (president-elect), которого американское телевидение в большинстве своем представляет как «конец прошлой Америки».
Новость об избрании Дональда Трампа президентом встречается со стороны ведущих Fox с улыбкой. По словам ведущих телеканала, Трамп сделал невозможное – выиграл гонку с непобедимым, казалось бы, кандидатом. В отличие от CNN и MSNBC, Fox отдает предпочтение кадрам из штаба Дональда Трампа. Телеканал также транслирует аплодисменты из штаба республиканца во время подсчетов голосов в штатах.
 На следующий день после выборов Fox News делает репортаж об освещении победы Дональда Трампа и его деятельности в СМИ в целом. В репортаже фигурирует часть интервью из студии CNN с экспертом, который критикует миграционную политику Дональда Трампа. Журналист и писатель Берни Голдберг, выступающий в эфире Fox News в качестве эксперта, называет такие высказывания в адрес Трампа «либеральным анализом», а либеральные идеи, по мнению Голдберга, уже доказали свою несостоятельность на выборах.

 

 Последствия конфликта интересов Д. Трампа и американского телевидения и медиа в целом

На протяжении всей предвыборной кампании появление Трампа на американском телевидении всегда создавало общественный резонанс – здесь речь идет и о повышении рейтинга упоминания за счет возрастания негативного освещения его кандидатуры, так и падения рейтинга в ходе дебатов с Клинтон.
 Прежде всего стоит сказать, что в эпоху глобализации медиаиндустрии оба кандидата отлично понимали важность значения Интернета и телевидения. Так, расходы Дональда Трампа в период всей предвыборной кампании на рекламу и медиа-продукцию составили $68 млн. и $497,8 тыс., тогда как у Хиллари Клинтон были зафиксированы значения $237,4 млн. и $6,2 млн..
 В последние месяцы борьба между двумя кандидатами превратилась также и в борьбу между СМИ: одни пытались доказать несостоятельность кандидатуры Д. Трампа через эмоции страха, другие пытались встать на защиту Д.Трампа, следуя его же принципу антипримера.
 В статье журнала Forbes, посвященной роли СМИ в предвыборных кампаниях Трампа и Клинтон, звучит идея о том, что республиканцы во главе с Трампом строили свою кампанию на принципе высмеивании соперника. Это схоже с принципом антирекламы в политических роликах Трампа, которые были зафиксированы автором как один из наиболее успешных приемов Д. Трампа. Отсюда можно сделать вывод о том, что борьба в СМИ, в частности на телевидении, Д. Трампа с Х. Клинтон постепенно перерастала в борьбу между сторонниками демократов в средствах массовой информации и противниками Х. Клинтон – именно не сторонниками республиканцев, а противниками Демократической партии и её главной кандидатуры.
  Кратко проследим за рейтингом Д. Трампа на первых этапах кампании. Первые дебаты кандидатов-республиканцев 2015 г. поднимают рейтинг Трампа на 6% с момента официального вступления в предвыборную гонку. Более того, эти дебаты собирают рекордную аудиторию – более 24 млн. человек. Как писала The Financial Times, в ходе дебатов Трамп играл «роль бунтаря против истеблишмента». Этот пример хорошо демонстрирует ранее упомянутый принцип негативного освещения себя как главный принцип Д. Трампа на протяжении всей кампании до дня голосования. Таким образом, впервые заявив о себе как о человеке, идущим «против» чего-либо – системы, другого кандидата, Америки демократов – Д. Трамп сохраняет этот принцип и возводит его до статуса визитной карточки на телевидении.
 Как уже было рассмотрено выше, американские телеканалы подхватытвают этот ход Трампа, постоянно сопоставляя «безумную» политику Д. Трампа с понятной политикой Х. Клинтон. Тем не менее, телеканалы делают это не с намерением поддержать кандидатуру Трампа, а с целью описать телезрителю будущее страны во главе с республиканским кандидатом. Об этом можно судить по реакции ведущих, корреспондентов и экспертов большинства телеканалов в ночь голосования и после самой победы Трампа, о которых мы уже говорили в данном исследовании.
 Так, борьба Трампа с Клинтон становится его же борьбой с американским телевидением, которая не заканчивается его победой и даже инаугурацией. Борьба эта стала открытой еще с момента отказа пресс-службы Белого дома пустить на расширенный брифинг пресс-секретаря президента США Шона Спайсера корреспондентов CNN, The New York Times и Politico.
 Интересно рассмотреть ситуацию, произошедшую спустя полгода после событий 8 ноября 2016 г. . Дональд Трамп 17 мая 2017 г., уже будучи президентом, произносит речь выпускникам Академии береговой охраны, расположенной в штате Коннектикут о критическом отношении к нему со стороны американских СМИ: «Посмотрите на то, как меня изображали в последнее время, особенно в средствах массовой информации (…) Ни к одному политику в истории, могу за это поручиться, не относились хуже или более несправедливо. Но вы не можете позволить критикам и скептикам встать на пути вашей мечты (...) Чем справедливее ваши поступки, тем с большим противодействием вы сталкиваетесь».  Эта речь была произнесена после объявления об отказе ведущих американских телеканалов — CBS, ABC и NBC, поддержавших позицию канала CNN, который ранее отказался транслировать 30-секундный рекламный ролик First 100 Days об успехах администрации президента США Дональда Трампа за первые 100 дней в должности.
 Речь Трампа лишний раз доказывает происходящую борьбу президента со средствами массовой информации, которая напрямую затрагивает не только позиции существующей власти Штатов, но также может впоследствии привести к более серьезным изменениям, к примеру, импичменту Трампа. Власть во главе с Д. Трампом, осознавая колоссальную роль воздействия медиаиндустрии на американских граждан в современном мире, пытается аккуратно противодействовать ее нападкам, убеждая население в несостоятельности некоторого информационного контента.
 Более того, некоторые российские эксперты убеждены, что эта борьба – не только с американскими либеральными СМИ (в число которых входят центральные американские телеканалы), но и «демократами в конгрессе, чиновничьей бюрократией среднего звена, вероятно, от обеих партий, но по большей части сторонниками ушедшего президента Барака Обамы».
 Интересно также, что после победы на выборах Д. Трамп активно пользуется коннотационно окрашенными эпитетами в адрес либеральных СМИ («фейковые», «анекдотичные»), таким образом пытаясь их убедить в падении состоятельности идеи журналистики как «четвертой власти».
 Таким образом, проанализировав особенности освещения образа Дональда Трампа на американском телевидении в заданный период и результат выборов после этого освещения, можно констатировать серьезное изменение в системе взаимодействия традиционных американских СМИ с 45-м президентом США. Отход в сторону негативного освещения образа кандидатуры Д. Трампа на американском телевидении повлек за собой еще большие изменения в структуре взаимодействия президента c американскими СМИ. В число этих изменений можно включить запрет на вход некоторым СМИ в Белый дом, обращение к Twitter как главному инструменту для донесения позиции, отказ корреспондентам задавать вопрос на конференции (CNN).
 Публикация открытого письма от лица пресс-пула Белого дома, в котором журналисты раскритиковали позицию Трампа по вопросам взаимодействия с медиа, еще раз доказывает несостоятельность принципа Д. Трампа вести борьбу не только со СМИ, но и войну внутри СМИ, разделяя источники на лояльные и нелояльные.

 Освещение кандидатуры Д. Трампа на протяжении всей предвыборной кампании 2016 г. стало революционным для телевидения и американских СМИ в целом. Негативное освещение Трампа, которому отдавалось наибольшее предпочтение на ТВ стало отправной точкой для начала соперничества Трампа с американскими СМИ либеральной направленности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 Июнь 2017

Комментарии


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
ФЕМИНИЗМ И КАПИТАЛИЗМ
ПОЧЕМУ РЕВОЛЮЦИЯ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ?
УРОКИ ГРАМШИ

Новости
14.08.2017 Материальные проблемы оказались ключевыми для россиян
14.08.2017 Лидер германских социал-демократов не теряет надежды стать канцлером ФРГ
12.08.2017 Германские социал-демократы выступили против взноса в НАТО
12.08.2017 Польский МИД отверг претензии к сносу памятников красноармейцам
12.08.2017 Воинственная риторика вокруг КНДР "начинает зашкаливать" - Лавров

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"