все поля обязательны для заполнения!


 
СОЦИАЛИЗМ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В АМЕРИКАНСКУЮ БОЛЬШУЮ ПОЛИТИКУ
ЛЭНС СЕЛФА
политолог

Кампания по выборам президента США 2016 года имела одну отличительную особенность: претендент на выдвижение кандидатом от Демократической партии, сенатор Берни Сандерс (штат Вермонт) участвовал в кампании как «социалист». Это помогло вернуть социализм в политические дискуссии на уровне «большой политики», но само возвращение началось не с кампании Сандерса.

 Социал-демократический публицист Х. Мейерсон замечает: «Нынешнее социалистическое возрождение начиналось с того, что большинство американцев одобрило лозунг движения “Захватить Уолл-стрит” об 1% самых богатых, процветающем за счёт остальных 99%, с движения “За 15 долларов” за повышение минимальной зарплаты. Однако Сандерс, как он многократно заявлял, если и готов мобилизовать эти настроения, то только в поддержку неолиберального ястреба Хиллари Клинтон».

 «Магистральные» средства массовой информации заговорили о социализме во время экономического кризиса 2007-2008 годов, когда банки и промышленность США требовали у правительства немедленной помощи. В 2009 году журнал «Ньюсуик», комментируя финансовые реформы и «закон о стимулировании», заявил: «Сейчас мы все – социалисты». Опросы показывали, что около трети американцев относятся к социализму положительно, а большинство людей младше 30 лет предпочитает социализм капитализму. Сейчас 56% зарегистрированных сторонников Демократической партии, включая 52% тех, кто поддерживает кандидата в президенты от демократов Х. Клинтон, заявляют, что симпатизируют социализму.

 Десятки лет социализм был в США фактически под запретом. После Второй мировой войны они почти 50 лет вели глобальную военную, политическую и идеологическую борьбу против СССР. Оба государства, каждое со своей системой эксплуататорских и репрессивных общественных отношений, рекламировали себя как оплот свободы, а своего противника изображало тёмным царством тирании, чем и пользовалось для насаждения идеологического единомыслия и преследования диссидентов.

 В США кампании антикоммунистической «охоты на ведьм» в конце 1940‑х и начале 1950‑х, известные под общим названием маккартизма, загнали социализм на политическую обочину, а быть социалистом означало быть «чужеродным элементом» или «антиамериканцем». Это идеологическое наступление стоило тысячам людей работы, семейного благополучия и даже жизни, как произошло по приговору политического бутафорского процесса над Дж. и Э. Розенбергами.

 Маккартизм искоренил из национальной памяти «социализм простого человека», а ведь в начале века сотни тысяч рядовых американцев считали себя социалистами, были членами и сторонниками Социалистической партии (СП), которая пользовалась максимальной поддержкой в таких «красных» штатах, как Канзас, Оклахома и Техас. На президентских выборах 1912 года кандидат от СП Ю. Дебс набрал 6% голосов.

 Коммунисты и социалисты играли центральную роль в основных социальных движениях XX века, массовом профсоюзном строительстве 1930‑х, движениях за гражданские права и «власть чёрных» 1950‑х и 1960‑х. Социализм пользовался широкой поддержкой в 1960‑е и 1970‑е, когда массовые общественные движения и борьба против войны во Вьетнаме радикализировали американское общество и подорвали антикоммунистический консенсус «холодной войны». В 1968 году миллион с лишним студентов считали себя левыми, а почти 400 тысяч человек поддерживали идею «массовой революционной партии».

 Правители США восстановили контроль путём фронтального контрнаступления на рабочий класс и на достижения социальных движений 1960‑х. Идеологической основой контрнаступления стало неолиберальное воспевание индивидуализма свободного рынка, с целью доказать, что рыночному капитализму нет альтернативы. Пропагандистский штурм достиг пика в начале 1990‑х, когда сам крах сталинистских режимов в СССР и Восточной Европе позволил идеологам капитализма провозгласить «конец истории» и доказывать, что общество достигло предела развития и пределом этим был капитализм свободного рынка.

 

Отрезвление от неолиберализма

Возрождению социализма в последнее десятилетие способствовало несколько факторов: активизация движения за права иммигрантов; возрождение празднования 1 Мая в США благодаря приезжим рабочим; и общественные движения, упомянутые выше Мейерсоном.

 Но действовали и долгосрочные факторы. Прежде всего, большинство людей младше 50 лет уже не помнит «холодную войну» и не ассоциирует социализм с «империей зла», о которой говорил президент Р. Рейган. Зато эти люди всю свою убеждались в том, что такое капитализм в действии. Неолиберальное священное писание гласит, что рыночный капитализм, с полным набором из свободной торговли, приватизации, снижения налогов и государственных расходов, сокращения роли профсоюзов, дерегулирования и «личной ответственности», остаётся единственным вариантом организации свободного и экономически эффективного общества.

 Но как это писание исполнялось в последние 40 лет? В США медианный годовой доход мужчины, работающего полный рабочий день, в 2014 году был в сопоставимых долларах ниже, чем в 1973 году (50 383 долл. против 53 291 долл.). Работающая полный рабочий день женщина в 2014 году получала примерно на 9 тыс. долл. больше, чем в 1973-м (39 621 долл. против 30 180 долл.). Но во второй половине рассматриваемого периода зарплаты как мужчин, так и женщин практически не росли, уровень жизни большинства семей в последние полтора десятилетия не рос или даже снижался. Медианный доход семьи допенсионного возраста в 2000-2014 годах, с поправкой на инфляцию, сократился на 12,3% (с 66 845 долл. до 60 462 долл.).

 В 1973-2014 годах медианная часовая оплата труда увеличилась на 8,7%, тогда как производительность каждого работника выросла на 72,2%. Разница между тем, что в целом производит работник, и тем, за что он получает зарплату, образует громадную прибыль капиталиста. С 2000 года до второго квартала 2015 года доля зарплаты работников в доходе корпораций сократилась с 82,3% до 75,5%. Для большинства работников в США последние 40 лет были не золотым веком всё большей свободы и возможностей, а отсидкой на обочине рядом с самыми богатыми 0,01%, живущими совсем в другом мире.

 Кризис 2007-2008 годов стал ударом по философии тех, кто правит этим обществом. Даже А. Гринспен, который как председатель Федеральной резервной системы отстаивал финансовое дерегулирование, в 2008 г. признал, что ошибался. А «Ньюсуик» в упомянутой статье отмечал: «Правительство США – и это при консервативной республиканской администрации – уже фактически национализировало банковский и ипотечный секторы». Кризис показал, насколько неолиберальная идеология далека от реальной жизни, и насколько сам правящий класс верит собственным гимнам свободному предпринимательству.

 Теперь банкиры и менеджеры, которые проповедовали «личную ответственность» бедных за свою бедность, получали государственное финансирование безо всяких отчётов или ограничений. На приватизации жилищно-коммунального хозяйства и школ наживались богатые и близкие к власти, но ничего из обещанного не сбылось – качество услуг не выросло, а стоимость не снизилась.

 Международные соглашения о свободной торговле обеспечили прозрачность государственных границ для многонациональных корпораций, но не для трудящихся. Для них свобода торговли – это глобальное ухудшение жизненного уровня и условий труда, сворачивание государственных социальных программ.

 «Холодная война» совпала с капиталистическим бумом 1948–1973 годов. За это время доход семьи рабочего класса в США удвоился, что заложило материальную основу «американской мечты» о социальной мобильности, укрепило поддержку рабочим классом капитализма и отторжение им «коммунизма». С другой стороны, за последние 40 лет реальный капитализм создал благоприятную почву для ростков «социализма». Современный интерес к нему стал результатом полного или частичного отторжения неолиберальной версии капитализма.

 

Две души социализма

Пятьдесят лет назад социалист Х. Дрейпер в первых строках своей классической брошюры «Две души социализма» писал: «Кризис социализма сегодня – это кризис понимания социализма. Впервые в истории человечества большинство населения, по всем вероятиям, так или иначе считает себя “социалистами”, однако никогда раньше его определение не было столь туманным. Самое простое общее понимание этих разного рода “социализмов” – антикапитализм».

 Дрейпер писал брошюру в эпоху «холодной войны» и массовых общественных движений, но она остаётся классическим изложением основных идеалов социализма м может быть полезна новому поколению сторонников социализма. Краеугольный камень для Дрейпера – отличие «социализма сверху» от «социализма снизу».

 Двумя образцовыми примерами социализма сверху Дрейпер считал социал-демократические государства Западной Европы и сталинистские режимы Восточной Европы, Китай, СССР и Кубу. Он писал: «Все эти разнообразные формы “социализма сверху” объединяет идея, что социализм или нечто ему подобное в той или иной форме даруются благодарным массам правящей элитой, которую они никак не контролируют. Суть “социализма снизу” в том, что социализм может быть реализован только путём самоосвобождения масс, самостоятельно борющимися за свободу, за возможность распоряжаться своей собственной судьбой как деятельный участник, а не статист на исторической сцене».

 Впрочем, признаёт Дрейпер, исторически именно «социализм сверху» определял развитие социализма. Уже утопический социализм был элитистским и антидемократическим, продолжает он, поскольку разрабатывал готовые образцы и предлагал неуклонно им следовать. Дрейпер критикует другие варианты социализма сверху – элитистский анархизм, социал-демократию и сталинизм. Эта критика не совсем устарела: утопизм пронизывал движение «Захватывай», «анархо-либерализм» характерен для людей, впервые приходящих сейчас в радикальный лагерь, а социализм Сандерса основан на «социализме сверху» по образцу европейской социал-демократии.

 Начало «социализму снизу» положили Карл Маркс и Фридрих Энгельс, объединив борьбу за социализм с массовой борьбой за демократию, заявляет Дрейпер. Главное для него – «общественное большинство, готовое и стремящееся изменить систему», поэтому «целью социализма должны быть просвещение и мобилизация этого численного большинства»: «Именно от эксплуатируемого класса, рабочего класса, в конечном итоге исходит движущая сила революции».

 По словам Дрейпера, когда люди отвергают капитализм, они часто обращаются к той или иной доступной им версии «социализма сверху», поскольку им часто представляется простым и естественным надеяться на некоего вышестоящего спасителя. Но только «социализм снизу» даёт надежду на преобразования, которые поставят простого человека у руля экономики и общества.

 В заключение Дрейпер заявляет, что народ или класс может управлять самим собой, только если борется против угнетателей, внушающих ему, что он не годится для осуществления власти. Только в борьбе за демократическую власть люди поднимаются до уровня, который позволит им пользоваться этой властью, говорит Дрейпер, и «ни у одного класса никогда не было никакой другой альтернативы». По словам Дрейпера, эта борьба – единственный способ доказать ложность «социализма сверху»: «Борьбу низов никогда не могли остановить теории, навязанные сверху, именно она вновь и вновь изменяла мир. Выбрать любую форму “социализма сверху” значит обращаться к старому миру. Выбор “социализма снизу” означает начало нового мира».

 

Так что же такое социализм на самом деле

Сегодня мы находимся в самом начале такого преображения. Миллионы людей сегодня могут симпатизировать социализму, но их понимание социализма требует разъяснения для привлечения их в лагерь «социализма снизу». Если значительная часть нового поколения открыта идеям социализма, то встаёт вопрос об организации – нужна ли на она и если да, то какая.

 Самые стойкие социалисты должны организоваться, поскольку коллективно они могут влиять на более широкие круги активистов. Организация соратников, стремящихся изменить мир и объясняющих, как это сделать, лучше всего добьётся ясного понимания целей и методов работы. В США необходимо разъяснять, в частности, что Демократическую партию необходимо напрочь отвергнуть как силу для достижения фундаментальных общественных перемен.

 Начать надо с построения организаций социалистов, нацеленных на создание политической альтернативы обеим основным капиталистическим партиям и их прислужникам. Британский социалист Д. Халлас писал: «Эта альтернативная организация должна быть чем-то большим, чем группа лиц, разделяющих общую платформу. Она должна стать центром для взаимного обучения и дискуссий, для повышения квалификации необстрелянного активиста до уровня опытного бойца, для соединения опыта и знаний рабочих, служащих и интеллигенции с идеями научного социализма. Она должна стать противовесом учреждениям, специальным школам, университетам, клубам и прочим заведениям, через которые правящий класс внушает своим кадрам общие взгляды, традиции и лояльность. При этом он обязана не допускать отрыва активистов от трудовых масс».

 Превращение нового поколения социалистов из изолированных или одиночных радикалов в организованную и сознательную силу – вот что должно стать центральной задачей на ближайшие годы.

 

 

Перевод с английского Олега Теребова

Статья была опубликована в журнале International Socialist Review
 

09 Сентябрь 2016

Комментарии
Сергей Бахматов  |  30 Август 2016 в 10:13
Автор статьи, говоря о "социализме сверху" и "социализме снизу" хоть и ближе к пониманию сути социализма, чем другие, но методологически находится всё в таком же заблуждении. Широкие слои населения нельзя научить социализму, о чём свидетельствует неудачная попытка его построения по модели Маркса. Знакомство с основными идеями социализма и построение его в реальности - абсолютно разные вещи.
Партия, проповедующая социалистические идеи, должна прийти к власти и создать такие экономические условия в стране, при которых такое обучение будет происходить самостоятельно. Конечным результатом такого процесса станет должное изменение в политическом и духовном устройстве жизни общества.
Если же идеология становится единственной основой социалистических преобразований (как в СССР), без соответствующей организации самого общества во всех сферах общественного бытия, то всегда будет получаться "социализм сверху", который со временем обязательно трансформируется в обычный классический капитализм.



Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
ФЕМИНИЗМ И КАПИТАЛИЗМ
КАК МЕНЯЛСЯ ОБРАЗ ТРАМПА НА АМЕРИКАНСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
ПОЧЕМУ РЕВОЛЮЦИЯ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ?

Новости
18.08.2017 Премьер Испании: главная задача Европы - борьба с терроризмом
18.08.2017 Турция намерена заключить соглашение с ЕврАзЭС, не нарушая таможенного союза с ЕС
18.08.2017 Память жертв терактов почтили минутой молчания в Барселоне
18.08.2017 Эрдоган призвал немецких турков голосовать против Меркель и Шульца
17.08.2017 Австрийские социал-демократы прекратили работу с задержанным советником

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"