все поля обязательны для заполнения!


 
СОЦИАЛИЗМ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В АМЕРИКАНСКУЮ БОЛЬШУЮ ПОЛИТИКУ
ЛЭНС СЕЛФА
политолог

Кампания по выборам президента США 2016 года имела одну отличительную особенность: претендент на выдвижение кандидатом от Демократической партии, сенатор Берни Сандерс (штат Вермонт) участвовал в кампании как «социалист». Это помогло вернуть социализм в политические дискуссии на уровне «большой политики», но само возвращение началось не с кампании Сандерса.

 Социал-демократический публицист Х. Мейерсон замечает: «Нынешнее социалистическое возрождение начиналось с того, что большинство американцев одобрило лозунг движения “Захватить Уолл-стрит” об 1% самых богатых, процветающем за счёт остальных 99%, с движения “За 15 долларов” за повышение минимальной зарплаты. Однако Сандерс, как он многократно заявлял, если и готов мобилизовать эти настроения, то только в поддержку неолиберального ястреба Хиллари Клинтон».

 «Магистральные» средства массовой информации заговорили о социализме во время экономического кризиса 2007-2008 годов, когда банки и промышленность США требовали у правительства немедленной помощи. В 2009 году журнал «Ньюсуик», комментируя финансовые реформы и «закон о стимулировании», заявил: «Сейчас мы все – социалисты». Опросы показывали, что около трети американцев относятся к социализму положительно, а большинство людей младше 30 лет предпочитает социализм капитализму. Сейчас 56% зарегистрированных сторонников Демократической партии, включая 52% тех, кто поддерживает кандидата в президенты от демократов Х. Клинтон, заявляют, что симпатизируют социализму.

 Десятки лет социализм был в США фактически под запретом. После Второй мировой войны они почти 50 лет вели глобальную военную, политическую и идеологическую борьбу против СССР. Оба государства, каждое со своей системой эксплуататорских и репрессивных общественных отношений, рекламировали себя как оплот свободы, а своего противника изображало тёмным царством тирании, чем и пользовалось для насаждения идеологического единомыслия и преследования диссидентов.

 В США кампании антикоммунистической «охоты на ведьм» в конце 1940‑х и начале 1950‑х, известные под общим названием маккартизма, загнали социализм на политическую обочину, а быть социалистом означало быть «чужеродным элементом» или «антиамериканцем». Это идеологическое наступление стоило тысячам людей работы, семейного благополучия и даже жизни, как произошло по приговору политического бутафорского процесса над Дж. и Э. Розенбергами.

 Маккартизм искоренил из национальной памяти «социализм простого человека», а ведь в начале века сотни тысяч рядовых американцев считали себя социалистами, были членами и сторонниками Социалистической партии (СП), которая пользовалась максимальной поддержкой в таких «красных» штатах, как Канзас, Оклахома и Техас. На президентских выборах 1912 года кандидат от СП Ю. Дебс набрал 6% голосов.

 Коммунисты и социалисты играли центральную роль в основных социальных движениях XX века, массовом профсоюзном строительстве 1930‑х, движениях за гражданские права и «власть чёрных» 1950‑х и 1960‑х. Социализм пользовался широкой поддержкой в 1960‑е и 1970‑е, когда массовые общественные движения и борьба против войны во Вьетнаме радикализировали американское общество и подорвали антикоммунистический консенсус «холодной войны». В 1968 году миллион с лишним студентов считали себя левыми, а почти 400 тысяч человек поддерживали идею «массовой революционной партии».

 Правители США восстановили контроль путём фронтального контрнаступления на рабочий класс и на достижения социальных движений 1960‑х. Идеологической основой контрнаступления стало неолиберальное воспевание индивидуализма свободного рынка, с целью доказать, что рыночному капитализму нет альтернативы. Пропагандистский штурм достиг пика в начале 1990‑х, когда сам крах сталинистских режимов в СССР и Восточной Европе позволил идеологам капитализма провозгласить «конец истории» и доказывать, что общество достигло предела развития и пределом этим был капитализм свободного рынка.

 

Отрезвление от неолиберализма

Возрождению социализма в последнее десятилетие способствовало несколько факторов: активизация движения за права иммигрантов; возрождение празднования 1 Мая в США благодаря приезжим рабочим; и общественные движения, упомянутые выше Мейерсоном.

 Но действовали и долгосрочные факторы. Прежде всего, большинство людей младше 50 лет уже не помнит «холодную войну» и не ассоциирует социализм с «империей зла», о которой говорил президент Р. Рейган. Зато эти люди всю свою убеждались в том, что такое капитализм в действии. Неолиберальное священное писание гласит, что рыночный капитализм, с полным набором из свободной торговли, приватизации, снижения налогов и государственных расходов, сокращения роли профсоюзов, дерегулирования и «личной ответственности», остаётся единственным вариантом организации свободного и экономически эффективного общества.

 Но как это писание исполнялось в последние 40 лет? В США медианный годовой доход мужчины, работающего полный рабочий день, в 2014 году был в сопоставимых долларах ниже, чем в 1973 году (50 383 долл. против 53 291 долл.). Работающая полный рабочий день женщина в 2014 году получала примерно на 9 тыс. долл. больше, чем в 1973-м (39 621 долл. против 30 180 долл.). Но во второй половине рассматриваемого периода зарплаты как мужчин, так и женщин практически не росли, уровень жизни большинства семей в последние полтора десятилетия не рос или даже снижался. Медианный доход семьи допенсионного возраста в 2000-2014 годах, с поправкой на инфляцию, сократился на 12,3% (с 66 845 долл. до 60 462 долл.).

 В 1973-2014 годах медианная часовая оплата труда увеличилась на 8,7%, тогда как производительность каждого работника выросла на 72,2%. Разница между тем, что в целом производит работник, и тем, за что он получает зарплату, образует громадную прибыль капиталиста. С 2000 года до второго квартала 2015 года доля зарплаты работников в доходе корпораций сократилась с 82,3% до 75,5%. Для большинства работников в США последние 40 лет были не золотым веком всё большей свободы и возможностей, а отсидкой на обочине рядом с самыми богатыми 0,01%, живущими совсем в другом мире.

 Кризис 2007-2008 годов стал ударом по философии тех, кто правит этим обществом. Даже А. Гринспен, который как председатель Федеральной резервной системы отстаивал финансовое дерегулирование, в 2008 г. признал, что ошибался. А «Ньюсуик» в упомянутой статье отмечал: «Правительство США – и это при консервативной республиканской администрации – уже фактически национализировало банковский и ипотечный секторы». Кризис показал, насколько неолиберальная идеология далека от реальной жизни, и насколько сам правящий класс верит собственным гимнам свободному предпринимательству.

 Теперь банкиры и менеджеры, которые проповедовали «личную ответственность» бедных за свою бедность, получали государственное финансирование безо всяких отчётов или ограничений. На приватизации жилищно-коммунального хозяйства и школ наживались богатые и близкие к власти, но ничего из обещанного не сбылось – качество услуг не выросло, а стоимость не снизилась.

 Международные соглашения о свободной торговле обеспечили прозрачность государственных границ для многонациональных корпораций, но не для трудящихся. Для них свобода торговли – это глобальное ухудшение жизненного уровня и условий труда, сворачивание государственных социальных программ.

 «Холодная война» совпала с капиталистическим бумом 1948–1973 годов. За это время доход семьи рабочего класса в США удвоился, что заложило материальную основу «американской мечты» о социальной мобильности, укрепило поддержку рабочим классом капитализма и отторжение им «коммунизма». С другой стороны, за последние 40 лет реальный капитализм создал благоприятную почву для ростков «социализма». Современный интерес к нему стал результатом полного или частичного отторжения неолиберальной версии капитализма.

 

Две души социализма

Пятьдесят лет назад социалист Х. Дрейпер в первых строках своей классической брошюры «Две души социализма» писал: «Кризис социализма сегодня – это кризис понимания социализма. Впервые в истории человечества большинство населения, по всем вероятиям, так или иначе считает себя “социалистами”, однако никогда раньше его определение не было столь туманным. Самое простое общее понимание этих разного рода “социализмов” – антикапитализм».

 Дрейпер писал брошюру в эпоху «холодной войны» и массовых общественных движений, но она остаётся классическим изложением основных идеалов социализма м может быть полезна новому поколению сторонников социализма. Краеугольный камень для Дрейпера – отличие «социализма сверху» от «социализма снизу».

 Двумя образцовыми примерами социализма сверху Дрейпер считал социал-демократические государства Западной Европы и сталинистские режимы Восточной Европы, Китай, СССР и Кубу. Он писал: «Все эти разнообразные формы “социализма сверху” объединяет идея, что социализм или нечто ему подобное в той или иной форме даруются благодарным массам правящей элитой, которую они никак не контролируют. Суть “социализма снизу” в том, что социализм может быть реализован только путём самоосвобождения масс, самостоятельно борющимися за свободу, за возможность распоряжаться своей собственной судьбой как деятельный участник, а не статист на исторической сцене».

 Впрочем, признаёт Дрейпер, исторически именно «социализм сверху» определял развитие социализма. Уже утопический социализм был элитистским и антидемократическим, продолжает он, поскольку разрабатывал готовые образцы и предлагал неуклонно им следовать. Дрейпер критикует другие варианты социализма сверху – элитистский анархизм, социал-демократию и сталинизм. Эта критика не совсем устарела: утопизм пронизывал движение «Захватывай», «анархо-либерализм» характерен для людей, впервые приходящих сейчас в радикальный лагерь, а социализм Сандерса основан на «социализме сверху» по образцу европейской социал-демократии.

 Начало «социализму снизу» положили Карл Маркс и Фридрих Энгельс, объединив борьбу за социализм с массовой борьбой за демократию, заявляет Дрейпер. Главное для него – «общественное большинство, готовое и стремящееся изменить систему», поэтому «целью социализма должны быть просвещение и мобилизация этого численного большинства»: «Именно от эксплуатируемого класса, рабочего класса, в конечном итоге исходит движущая сила революции».

 По словам Дрейпера, когда люди отвергают капитализм, они часто обращаются к той или иной доступной им версии «социализма сверху», поскольку им часто представляется простым и естественным надеяться на некоего вышестоящего спасителя. Но только «социализм снизу» даёт надежду на преобразования, которые поставят простого человека у руля экономики и общества.

 В заключение Дрейпер заявляет, что народ или класс может управлять самим собой, только если борется против угнетателей, внушающих ему, что он не годится для осуществления власти. Только в борьбе за демократическую власть люди поднимаются до уровня, который позволит им пользоваться этой властью, говорит Дрейпер, и «ни у одного класса никогда не было никакой другой альтернативы». По словам Дрейпера, эта борьба – единственный способ доказать ложность «социализма сверху»: «Борьбу низов никогда не могли остановить теории, навязанные сверху, именно она вновь и вновь изменяла мир. Выбрать любую форму “социализма сверху” значит обращаться к старому миру. Выбор “социализма снизу” означает начало нового мира».

 

Так что же такое социализм на самом деле

Сегодня мы находимся в самом начале такого преображения. Миллионы людей сегодня могут симпатизировать социализму, но их понимание социализма требует разъяснения для привлечения их в лагерь «социализма снизу». Если значительная часть нового поколения открыта идеям социализма, то встаёт вопрос об организации – нужна ли на она и если да, то какая.

 Самые стойкие социалисты должны организоваться, поскольку коллективно они могут влиять на более широкие круги активистов. Организация соратников, стремящихся изменить мир и объясняющих, как это сделать, лучше всего добьётся ясного понимания целей и методов работы. В США необходимо разъяснять, в частности, что Демократическую партию необходимо напрочь отвергнуть как силу для достижения фундаментальных общественных перемен.

 Начать надо с построения организаций социалистов, нацеленных на создание политической альтернативы обеим основным капиталистическим партиям и их прислужникам. Британский социалист Д. Халлас писал: «Эта альтернативная организация должна быть чем-то большим, чем группа лиц, разделяющих общую платформу. Она должна стать центром для взаимного обучения и дискуссий, для повышения квалификации необстрелянного активиста до уровня опытного бойца, для соединения опыта и знаний рабочих, служащих и интеллигенции с идеями научного социализма. Она должна стать противовесом учреждениям, специальным школам, университетам, клубам и прочим заведениям, через которые правящий класс внушает своим кадрам общие взгляды, традиции и лояльность. При этом он обязана не допускать отрыва активистов от трудовых масс».

 Превращение нового поколения социалистов из изолированных или одиночных радикалов в организованную и сознательную силу – вот что должно стать центральной задачей на ближайшие годы.

 

 

Перевод с английского Олега Теребова

Статья была опубликована в журнале International Socialist Review
 

09 Сентябрь 2016

Комментарии
Сергей Бахматов  |  30 Август 2016 в 10:13
Автор статьи, говоря о "социализме сверху" и "социализме снизу" хоть и ближе к пониманию сути социализма, чем другие, но методологически находится всё в таком же заблуждении. Широкие слои населения нельзя научить социализму, о чём свидетельствует неудачная попытка его построения по модели Маркса. Знакомство с основными идеями социализма и построение его в реальности - абсолютно разные вещи.
Партия, проповедующая социалистические идеи, должна прийти к власти и создать такие экономические условия в стране, при которых такое обучение будет происходить самостоятельно. Конечным результатом такого процесса станет должное изменение в политическом и духовном устройстве жизни общества.
Если же идеология становится единственной основой социалистических преобразований (как в СССР), без соответствующей организации самого общества во всех сферах общественного бытия, то всегда будет получаться "социализм сверху", который со временем обязательно трансформируется в обычный классический капитализм.



Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
ТЫ ПРИЗВАН СЫГРАТЬ СВОЮ РОЛЬ В СХАТКЕ С ПОСТ-ПРАВДОЙ
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС НАСТУПИВШЕГО ГОДА
НЕКАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
"КОГДА СТАЛКИВАЮТСЯ ДВА МИРА"

Новости
24.04.2017 Литовские социал-демократы не согласны с выводами парламентского комитета в отношении своего однопартийца
24.04.2017 Молодежь устроила протесты против результатов 1-го тура выборов во Франции
24.04.2017 SIPRI заявил о выходе России на третье место в мире по военным расходам
24.04.2017 Миссия ОБСЕ продолжит свою работу на Украине, несмотря на гибель сотрудника
24.04.2017 Опросы обещают Макрону победу над Ле Пен во втором туре выборов во Франции

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"