все поля обязательны для заполнения!


 
МНПО И ЗАЩИТА ПРАВ ЖЕНЩИН

За последние полвека структура системы международных отношений претерпела значительные изменения. В наши дни нельзя однозначно утверждать, что государства являются её основными и наиболее значимыми акторами. Важными участниками международных отношений сегодня являются транснациональные компании, международные институты, а также международные неправительственные организации.
 Являясь самостоятельными акторами, МНПО ставят своей целью не получение прибыли, а участие в решении проблем разного характера по всему миру: они повышают осведомлённость общества и проводят кампании по защите прав детей, улучшению жизни мигрантов и беженцев, освобождению политических заключённых, борьбе против пыток и насилия. С 1996 года МНПО получили официальный консультативный статус Экономического и Социального совета ООН, который признал за ними ответственность за продвижение и защиту прав, закреплённых за человеком Всеобщей декларацией прав человека 1948 года. Международные неправительственные организации зачастую обращают внимание государства на насущные проблемы. Являясь социальными институтами, выступающими как представители гражданского общества, МНПО отражают нужды и проблемы населения.
 Настоящая статья посвящена анализу роли правозащитных МНПО на современном этапе. Особое внимание будет уделено их деятельности, направленную на защиту прав женщин. В качестве конкретного кейса была выбрана одна из наиболее крупных на сегодняшний день международных правозащитных неправительственных организаций — Международной амнистии (Amnesty International).
 Созданная в Лондоне в 1961 году, организация имеет сегодня региональные подразделения в более чем 70 странах по всему миру и более 7 миллионов последователей. Организация способствует тому, чтобы во всех странах мира соблюдались все положения Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948-м году государствами ООН и носящей рекомендательный характер для всех государств-членов. Несомненно однако, что если речь идёт о разрешении конкретно взятых проблем, таких, как защита прав женщин, то условие выполнения положений Декларации можно назвать в данном случае в некотором роде обобщающим, поскольку в самом документе речь о равенстве полов как таковом заходит лишь во второй статье, в которой констатируется, что все люди, вне зависимости от их половой принадлежности, имеют права, которые гарантирует им данная декларация.
 Международная амнистия заявляет, что, руководствуясь общепринятыми правовыми нормами, она готова защищать интересы тех людей, чьи свободы были каким-либо образом нарушены. Одним из основополагающих документов, закладывающих фундамент для деятельности организации в вопросе защиты прав женщин является, таким образом, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая в 1978 году. И хотя на сегодняшний день Конвенция подписана и ратифицирована 189 государствами-членами ООН, остаётся всё же очевидно, что даже важность существования данной Конвенции признаётся не абсолютным большинством стран.
 В первую очередь стоит отметить, что немалое количество государств - участников Конвенции, принимают ее с определёнными оговорками. Так, например, статья 2(f), говорящая о принятии «всех соответствующих мер, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин», не принята многими странами, в числе которых как развивающиеся страны с индексом гендерного неравенства больше 0,5 (такие, как Нигер и Ирак), так и государства, входящие в топ-15 наиболее продвинутых стран по этому показателю (Новая Зеландия и Сингапур).
 Кроме того, существует особый вид допущений по соблюдению конвенции со стороны некоторых мусульманских стран. Так, например, Бруней, Бахрейн, Египет, Саудовская Аравия и другие государства делают оговорку о том, что оставляют за собой право не соблюдать положения Конвенции в том случае, если они противоречат шариату. Среди двух стран, подписавших конвенцию, но не ратифицировавших её, также США.
 Иными словами, несмотря на то, что в отношении защиты прав женщин в международном праве существуют документы, которые, хоть и носят рекомендательный характер, но признаны большинством современных-государств-членов ООН, остаётся очевидным, что даже на стадии признания всеобщих правовых норм государства не могут прийти к консенсусу. Как следствие — в современной международно-правовой среде защита прав женщин не является приоритетной задачей для государств, и крайне редко государства определяют свою политику с тем или иным государством в соответствии с тем, каково присутствие в нём дискриминации по половому признаку.
 Кроме того, несмотря на то, что МНПО официально отводится важная роль в осуществлении основных положений по защите прав женщин на международном уровне (в частности практическое исполнение положений «Пекинской платформы действий»), внутри самих организаций такие кампании редко являются приоритетными.
 Для того, чтобы понимать особенности деятельности Международной амнистии в отношении защиты прав женщин, необходимо представлять себе общий международно-правовой и социальный фон, который задаёт контекст для ведения организацией своей деятельности. Сегодня, несмотря на то, что существует ряд соглашений, на международном уровне признанных большинством государств-членов ООН, нередко большое количество оговорок и юридических поправок делает невозможным соблюдение основных свобод женщин в ряде государств.  Речь идёт о поправках и нератификации не только развивающихся стран Африки и Ближнего Востока, но и развитых — таких, как США, Новая Зеландия и Сингапур. Даже несмотря на то, что неправительственным организациям отводится Организацией объединенных наций важная информаторская и консультативная роль, данное направление правозащитной деятельности на сегодняшний день является одним из самых незащищённых, так как нуждается в привлечении всеобщего внимания как со стороны государств, так и со стороны международного сообщества.


 Международная амнистия проводит большое количество исследований, направленных на сбор и систематизацию информацию о состоянии прав женщин по всему миру. Организация ежегодно публикует Доклад о правах человека в современном мире, который выпускается на 24 языках и содержит распределённую по странам и регионам информацию о том, какие случаи нарушения человеческих прав и действия властей по их урегулированию были выявлены организацией в течение года по всему миру.
 Правонарушения внутри региона или страны, как правило, сгруппированы в зависимости от их видов. Что касается нарушений в отношении прав женщин и девочек, среди них традиционно выделяются изнасилование, нарушение сексуальных и гендерных прав, несправедливость, домашнее и сексуальное рабство, наконец, информационная дискриминация (в частности — ограничение доступа к информации о контрацепции) и другие виды ущемления личных прав и свобод.
 Согласно данным отчёта за 2015 год, правонарушения в Азиатско-Тихоокеанском регионе были во многом связаны с политической нестабильностью ряда государств. Так, в Афганистане после того, как одна из провинций попала под контроль Талибана, усилились гонения в отношении женщин-правозащитниц. Кроме того, немалое значения имела дискриминация женщин и девочек из маргинализованных групп (например, из низших каст — в Индии), что связано с культурно устоявшимися предрассудками и влечёт за собой, в частности, лишение женщин права самостоятельного принятия решений в отношении будущего брака или деторождения. Тем не менее, в докладе отмечается, что в Индии произошёл сдвиг в понимании проблемы: в парламенте была принята поправка к «Закону о кастах и племенах, включённых в списки (предотвращение жестокости)».
 Что касается Северной и Латинской Америки, интересно, что Международная амнистия обращает внимание на принятие, но несоблюдение США рекомендаций Универсального периодического обзора ООН в отношении соблюдения Конвенции по ликвидации всех видов дискриминации в отношении женщин. Кроме того, отмечаются многочисленные случаи сексуального насилия и торговли людьми в отношении мигрантов, добирающихся из Центральной Америки в Северную со стороны преступных группировок, находящихся в сговоре с властями. Как и в АТР, в Северной и Южной Америке наблюдались случаи репрессий в отношении выступающих за защиту прав женщин активистов. Помимо прочего, речь идёт также о том, что власти ряда государств (среди них — Сальвадор, Гватемала, Гайана) оказываются не в состоянии сделать защиту женщин и девочек от различных форм ущемления их прав своим приоритетом, в результате чего большое количество преступлений часто не раскрывается.
 Несмотря на то, что в докладе констатируется, что женщины и девочки в Африке регулярно подвергаются дискриминации и маргинализации из-за наличия социальных предрассудков или из-за несовершенств законодательства, Международная амнистия отмечает также определенный прогресс, связанный с ратификацией Сьерра-Леоне протокола к Африканской хартии по правам человека и народов о правах женщин в Африке, а также с проведением в Буркина-Фасо, Зимбабве и Мадагаскаре кампаний по ликвидации детских браков.
 Как и в странах АТР, на Ближнем Востоке состояние прав женщин во многом связано с политической нестабильностью. Основной проблемой в этом контексте остаётся взятие женщин в сексуальное рабство. Кроме того, важной проблемой для ряда государств (в частности, Ирана) остаётся ограничение в социальных и политических правах — невозможность занять некоторые должности и государственные посты, невозможность принимать участие во всех сферах жизни наравне с мужчинами. В общем обзоре по Европе и Центральной Азии, что интересно, Международная амнистия не находит никаких закономерностей в нарушении прав женщин.
 Международная амнистия, диагностировав проблему, доносит информацию о ней путём проведения акций протеста, пикетов, массовых демонстраций и онлайн кампаний. Затем, убедившись в поддержке интересующих её групп населения и в правомерности своих претензий, организация приступает к прямому лоббизму — то есть старается продвинуть свои интересы на уровне государственных органов (в частности, в парламенте). Одним из способов лоббирования в Международной амнистии является написание открытых писем со своими требованиями в органы власти.
 Открытые письма могут быть обращены и к международным организациям, в частности, в Совет по правам человека ООН. Например, в марте 2016 года в адрес ООН было отправлено письмо, подписанное Международной амнистией и 33 другими правозащитными организациями, цель которого — добиться продления мандата специального докладчика по вопросу о положении в области прав человека в Иране. Авторы констатируют, что за предыдущий год был выявлен ряд нарушений прав человека, в том числе прав женщин — так, например, многие должности на сегодняшний день (например, судьи), а также доступ к полноценному образованию и передвижению для страны запрещены или ограничены для женщин. Продление мандата, как отмечалось в письме, станет для правительства Ирана сигналом о том, что он будет оставаться в центре внимания Совета до тех пор, пока не будут предприняты существенные шаги по ликвидации правовой дискриминации в обществе.
 В качестве примера конкретных кампаний, проведённых Международной амнистией за последнее время, можно рассмотреть начавшуюся в 2014 году кампанию «Моё тело - мои права», направленную на защиту сексуальных и репродуктивных прав женщин и, в первую очередь, на ликвидацию браков в раннем возрасте, насильственных изменений репродуктивных органов и запрета на средства контрацепции. В рамках этой кампании были созданы находящиеся в открытом доступе онлайн-петиции, которые мог подписать любой желающий. Среди них были, например, петиции за ликвидацию ранних браков в Буркина-Фасо и за легализацию абортов в Ирландии. При этом каждая из них сопровождается не только объяснением, почему организация считает, что петиция важна, но широкой базой статистических данных, которая способствует составлению наиболее целостной картины у потенциального участника кампании.

 В своих отчётах о деятельности организация всегда акцентирует внимание на том, что успех той или иной кампании зависит от добровольных активистов и деятельности регионального подразделения Международной амнистии. Так, отчёт о самых успешных проведённых за год кампаниях в прошлом году начинался с фразы «В 2015 году миллионы таких же, как вы, сторонников Международной амнистии подтолкнули власть к переменам во всём мире».
 Кампании Международной амнистии вызывают резонанс не только внутри конкретного государства, в адрес которого направляются петиции, но и в международном сообществе. Так, выпущенное в 2014 году исследование о нарушении прав женщин в Сальвадоре повлекло за собой выступления 12 стран (среди которых Австрия, Австралия, Чехия и др.) в ООН с требованием правительству провести декриминализацию абортов, которые сегодня в стране уголовно наказуемы. Также ежегодно Международная амнистия проводит ряд успешных акций в защиту отдельно взятых женщин, чьи права были тем или иным образом ущемлены. Так, например, в рамках кампании «Стоп насилие», начатой в 2014 году, организация отстаивала интересы мексиканских женщин, подвергшихся пыткам, насилию и шантажу с целью принуждённого включения в преступные организации, а после — гонениям и обвинениям со стороны государства. Стоит отметить, что широкий спектр возможных путей проведения кампаний позволяет привлечь большое количество голосов заинтересованных в успехе акций людей. 

 Международная амнистия имеет «федеративную» управленческую структуру, что гарантирует сравнительно высокий уровень автономии региональных подразделений. Это не только позволяет им точечно диагностировать проблемы, присущие конкретно взятому обществу и государству и становится гарантией прямого взаимодействия организации с местной властью, а главное, с обществом. Тем не менее деятельность Международной амнистии в борьбе за права женщин осложняется тем, что на сегодняшний день политика защиты гендерных прав не является, по сути, приоритетной даже в развитых странах. Поэтому одной из основных целей организации является повышение осведомлённости о проблеме на международном уровне. Важно отметить, что многие кампании, которые проводит Международная амнистия, приводят к реальным положительным сдвигам в законодательстве, в защите конкретно взятых жертв беззакония и нарушения прав человека. 

 Можно утверждать, что, хотя процесс принятия решений по расширению и защите прав женщин осуществляются, несомненно, государствами, правозащитные МНПО нередко становятся индикатором наличия в обществе социальной проблемы, тем самым создавая повестку дня и привлекая внимание государства и международного сообщества к необходимости найти её решение. Как результат, деятельность МНПО становится не просто просветительской, но и приводит к реальным позитивным шагам, касающимся устранения дискриминации в отношении женщин.
 

22 Июнь 2016

Комментарии


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
ФЕМИНИЗМ И КАПИТАЛИЗМ
КАК МЕНЯЛСЯ ОБРАЗ ТРАМПА НА АМЕРИКАНСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
ПОЧЕМУ РЕВОЛЮЦИЯ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ?

Новости
18.08.2017 Премьер Испании: главная задача Европы - борьба с терроризмом
18.08.2017 Турция намерена заключить соглашение с ЕврАзЭС, не нарушая таможенного союза с ЕС
18.08.2017 Память жертв терактов почтили минутой молчания в Барселоне
18.08.2017 Эрдоган призвал немецких турков голосовать против Меркель и Шульца
17.08.2017 Австрийские социал-демократы прекратили работу с задержанным советником

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"