все поля обязательны для заполнения!


 
СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕФОРМАТОР
БОРИС РОМАНОВ
политический аналитик, историк

В 1959 году в Бад-Годесберге была принята новая программа германских социал-демократов, которая оказала большое влияние на все социал-демократическое движение и способствовала глубокой трансформации СДПГ и укреплению ее влияния среди различных социальных слоев. Одним из ведущих авторов этого документа был председатель программной комиссии, выдающийся немецкий социал-демократ и антифашист Вилли Айхлер.
 Вилли Айхлер родился 7 января 1896 года в Берлине в семье скромного почтового чиновника и дочери рыбака. Получил коммерческое образование. В 19 лет ему пришлось стать солдатом и принимать участие в первой мировой войне на Восточном фронте. В начале 20-х годов вступил в Международный союз молодежи (МСМ), который был в 1926 году преобразован в Международный социалистический боевой союз (МСБС). Основателем данной организации был профессор философии в Геттингенском университете Леонард Нельсон. Им была создана школа для воспитания функционеров «Валькемюле» с весьма строгой дисциплиной. Нельсон по своим философским взглядам был кантианцем и приверженцем идей «свободного социализма».
 Будучи близок к социал-демократам, он расходился с ними по ряду принципиальных вопросов, поскольку отвергал марксистское обоснование социализма и материалистические взгляды. Являясь сторонником этического социализма, он, тем не менее, критически относился к «формальной демократии», полагая, что судьбоносные решения не должны определяться по результатам голосования масс и отдаваться на волю случая, в чем также расходился с позицией СДПГ, приверженной принципам парламентской демократии.
 В начале своей деятельности МСМ тесно сотрудничал с социал-демократами, однако в 1925 года правление СДПГ исключило сторонников Нельсона из партии. Вилли Айхлер вскоре стал секретарем Нельсона и его фактической «правой рукой», издавал партийный журнал.
 Важным элементом идеологии организации была борьба против национализма и клерикализма. В конце 1927 года Нельсон скончался, и молодой Вилли Айхлер стал председателем МСБС. После того как в марте 1930 года кабинет социал-демократа Херманна Мюллера подал в отставку и в сентябре того же года на парламентских выборах национал-социалисты Гитлера резко увеличили свое представительство с 12 до 107 мандатов, борьба с нацизмом для МСБС стала важнейшей политической задачей.
 МСБС наиболее решительно выступил за создание единого антифашистского фронта социал-демократов, коммунистов и профсоюзов. Для практической реализации данной задачи Айхлер предложил своей небольшой организации, насчитывавшей всего несколько сот человек, выпускать ежедневную газету. С января 1932 года Айхлер становится главным редактором газеты Der Funke ("Искра") распространявшейся на улицах, собраниях и демонстрациях. Газета была закрыта с приходом к власти Гитлера. Большинство членов МСБС приняли активное участие в подпольной антифашисткой деятельности.
 Группа сопротивления МСБС, наряду с коммунистами, принадлежала к числу наиболее активных подпольных организаций в Германии. Для листовок МСБС был характерен символ, изображавший повешенную на виселице свастику. Однако в 1937–38 годах боевых социалистов накрыла волна арестов. Вскоре после захвата нацистами власти Вилли Айхлер вместе с несколькими сотрудниками переселился в Париж, где был создан руководящий центр организации в изгнании. Айхлер и его соратники ставили задачи информировать мировую общественность о характере и преступлениях нацистского режима, поддерживать движение борцов сопротивления в самой Германии, устанавливать контакты среди политических беженцев для проведения антифашистских политических акций. В 1938 году Айхлер был выслан из Франции. Ему и его соратникам удалось обосноваться в Лондоне. Хотя МСБС никогда не была прокоммунистической организацией, но рассматривала КПГ как часть рабочего движения. Айхлер изменил свое отношение к коммунистам после показательных московских процессов 1937 года, которые привели к гибели многих видных деятелей большевистской партии. Впоследствии он выпустил брошюру «Россия и Коминтерн» с резким осуждением сталинских репрессий.
 С началом Второй мировой войны Айхлер стал сотрудником Би-би-си, участвуя в постоянной программе, которая была адресована германским рабочим и содержала важные политические и военные новости. Он также редактировал информационный бюллетень «Говорит Европа» о деятельности сопротивления в оккупированных нацистами странах.
 Весной 1941 года в Лондоне был создан «Союз немецких социалистических организаций в Великобритании», включавший социал-демократов (СДПГ), Социалистическую рабочую партию Германии (СРПГ), Международный социалистический боевой союз (МСБС) и группу «Новое начало». Вилли Айхлер активно участвовал в создании и деятельности этого объединения, публикации его обращений и заявлений. В эти годы Вилли Айхлер пришел к убеждению о необходимости отказаться от устаревшей групповой борьбы между немецкими социалистами и работать над возрождением единой и обновленной партии германских социал-демократов. После победы союзных держав СССР, Великобритании и США над нацизмом социал-демократический лидер Курт Шумахер, проведший десять лет в немецких тюрьмах и концлагерях, приступил к восстановлению партии. Вилли Айхлер встретился с ним в августе 1945 года.
 В ноябре 45-го Союз немецких социалистических организаций принял Заявление о том, что новая социал-демократия должна стать «широким народным движением». Курт Шумахер так сформулировал свою позицию: “Что бы ни определяло поведение человека, дух Коммунистического манифеста или дух Нагорной проповеди или каких-либо философских учений или мотивы морали, для каждого есть место в нашей партии»
 В январе 1946 года Айхлер стал главным редактором издания социал-демократов г. Кельна «Рейнская газета». Айхлер был избран депутатом в ландтаг Земли Северная Рейн-Вестфалия, а затем и депутатом бундестага, стал членом федерального правления СДПГ и председателем партийной организации Кельна. С декабря 1946 года и до конца своих дней Вилли Айхлер издавал ежемесячный журнал Geist und Tat ("Дух и действие"). Хотя в период Веймарской республики Айхлер, следуя антиклерикальным заветам своего учителя Л.Нельсона, остро критиковал политическую роль католической и евангелической церкви, после Второй мировой войны он пришел к убеждению, что необходимо установление тесного сотрудничества между социал-демократами и христианами.
 Целью Айхлера было изменить традиционное отрицательное отношение католиков к социал-демократам и совместно решать социальные задачи, стоящие перед разрушенной войной страной. Айхлер исходил из представления об общности этических принципов и критериев социалистов и христиан и много писал на эту тему. Айхлер также отказался от свойственного Нельсону отрицательного подхода к «формальной демократии» с ее принятием решений «случайным большинством».
 В то же время он активно развивал концепцию «этического реализма» выдвинутую Л.Нельсоном. Как писал Айхлер: «Все труды Нельсона, касающиеся формирования жизни, в особенности, «Этика и педагогика», «Учение о праве и политика», выражают суть свободного социалистического представления об обществе и государстве». Нельсон, ссылаясь на мнение Канта, считал, что от хорошего государственного устройства следует ожидать хорошего нравственного воспитания народа, и являясь практическим педагогом, особую роль уделял разумному воспитанию граждан в обществе будущего.
 Вилли Айхлер большое внимание уделял задачам преодоления нацистского наследия и проблеме «германской вины». «Ни одна из групп людей обладающих чувством ответственности, не утверждает, что все немцы несут «коллективную ответственность» за войну или гитлеровскую систему. Но, может быть, все немцы должны решиться принять на себя ответственность за содеянное гитлеровским режимом. Однако этого в значительных масштабах в Германии не наблюдается», - писал Айхлер в своей статье «Национальное чувство и национализм» (1949).
 Возглавляя программную комиссию, Айхле вел широкую внутрипартийную дискуссию, которая завершилась выработкой Годесбергской программы. В ней провозглашались основные идеологические ценности: Свобода, Справедливость, Солидарность.
 В программе, принятой в 1959 году, СДПГ определялась как левая народная партия. В социально-экономической политике был предложен следующий принцип: «Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо», что означало принципиальный отказ от коллективистской государственной экономики. СДПГ изъявила свою готовность к сотрудничеству с церковью. Самым важным пунктом Годесбергской программы Вилли Айхлер считал сформулированное им положение: «Социализм является постоянной задачей - добиваться свободы и справедливости, сохранять их и быть достойными их».
 Как писала партийный соратник Айхлера, его супруга и историк немецкой социал-демократии Сюзанна Миллер: «В этой программе со всей отчетливостью проявилось изменение в самопонимании германской социал-демократии. В Годесберге германская социал-демократия окончательно отошла от марксистской традиции». В книге «Краткая история СДПГ 1848-1990» Сюзанна Миллер подчеркивала: «В то же время признавалось, что «устранить привилегии господствующих классов, принести людям свободу, справедливость и благосостояние – таким был и остается смысл социализма».
 Следует иметь в виду, что в период до прихода нацистов к власти социал-демократами в Германии была сформирована особая субкультура, которая охватывала самые различные стороны жизни рабочих-социалистов (спортивные организации, туристические объединения, певческие союзы, оркестры, общества библиофилов, народные театры, союз свободомыслящих (вышедших из церкви). После войны социал-демократам пришлось заново восстанавливать свои позиции в условиях распада этой субкультуры и пытаться распространить свое влияние на другие социальные группы.
Вилли Айхлер, продолжая линию Эдуарда Бернштейна, пошел дальше в ревизии идеологии «старой» социал-демократии. На этом пути были не только приобретения, но и существенные потери. Он рассматривал социализм как практическую задачу – наполнять конкретным содержанием основные ценности: Свободу, Справедливость, Солидарность. Свои теоретические взгляды В.Айхлер изложил в работах «Этический реализм», «Этические корни социализма», «Социализм как прикладная этика», «Основные ценности и основные требования», «Государство как социальная демократия», «Индивидуум и общество в понимании демократических социалистов».
 В деятельности Вилли Айлера просматривается стремление придать социал-демократии «новое дыхание» и отказаться от устаревших или не оправдавших себя позиций. Айхлер признавал, что «Маркс и Энгельс, основатели учения, которое внесло неизмеримо много в дело освобождения рабочих, в свом анализе высветили экономические и общественные методы эксплуатации человека человеком, этот анализ сохраняет свое значение до сих пор». Но он не соглашался с тем, что социализация средств производства является наиболее эффективным средством преодоления этой эксплуатации. «Вопрос о том, насколько необходима общественная собственность, есть вопрос практического опыта. Новое здесь состоит в том, что всеобщая социализация больше не объявляется a priori панацеей от всех общественных недугов, и прежде всего не считается более синонимом социализма», - утверждал Айхлер.
 Однако так же нельзя не заметить того, что отказ от понимания социализма как особой социальной формации, идущей на смену капитализму в пользу его этического толкования, способствовал в конечном итоге эволюции германской социал-демократии вправо, в направлении социал-либерализма.
 Хотя во времена активной политической деятельности Вилли Айхлера, в период руководства партией Вилли Брандтом, СДПГ пыталась отстаивать трактовку демократического социализма как третьего пути, альтернативного как капитализму, так и коммунизму. В послевоенной Западной Германии СДПГ длительное время находилась в оппозиции. Лидер ХДС, канцлер Конрад Аденауэр, при правлении которого в ФРГ была запрещена компартия, запугивая избирателей «угрозой социализма», утверждал, что приход к власти социал-демократов будет означать гибель Германии. И только в 1969 году Вилли Брандт становится германским канцлером.
 Вилли Айхлер скончался 21 октября 1971 года. Вилли Брандт, выступая на похоронах своего партийного товарища, высоко оценил его вклад в понимание демократического социализма как общества человеческой солидарности, отмечая, что ему была свойственна «терпеливая человечность».


 

10 Июнь 2015

Комментарии
Сергей Бахматов  |  13 Май 2015 в 00:22
«Маркс и Энгельс, основатели учения, которое внесло неизмеримо много в дело освобождения рабочих, в свом анализе высветили экономические и общественные методы эксплуатации человека человеком, этот анализ сохраняет свое значение до сих пор». Но он не соглашался с тем, что социализация средств производства является наиболее эффективным средством преодоления этой эксплуатации. «Вопрос о том, насколько необходима общественная собственность, есть вопрос практического опыта. Новое здесь состоит в том, что всеобщая социализация больше не объявляется a priori панацеей от всех общественных недугов и, прежде всего, не считается более синонимом социализма», - утверждал Айхлер.

Айхлер, увидев ограничения марксизма с одной стороны, впадает в заблуждение с другой.
Обобществление средств производства - необходимое условие социализма, но далеко не достаточное. Для его практической реализации необходима глубокая политическая реформа и демократизация всей экономической жизни общества.
Наивно полагать, что этический социализм созреет в недрах общества, в котором существует господствующий класс. Господство экономическое всегда сопровождается господством политическим и духовным. Поскольку при частной собственности на средства производства экономическое господство буржуазии не только сохраняется, но и со временем становится ещё более разительным, то нет никаких условий для каких-либо положительных изменений в области этики.
Маркс, видимо, очень хорошо понимал это. Но сам Маркс - плоть от плоти дитя буржуазного общества и не смог избавиться от буржуазного подхода в этом вопросе, также как и его последователь Ленин. Классовое общество построено на насилии (экономическом, политическом, духовном), поэтому и избавиться от него предполагалось при помощи насилия.
Правильное решение - создание класса в рамках буржуазного общества, который вытеснит буржуазию экономически с последующей политической реформой, что означает создание социалистического самоуправленческого экономического уклада в условии рыночной экономики.



Н.Р.  |  13 Май 2015 в 11:40
Я бы столь жестко не связывал господство экономическое с господством политическим и духовным. Иначе непонятно, как в конце 19 - начале 20-го века марксизм смог приобрести столь широкое влияние - при господстве капиталистического способа производства!
Сергей Бахматов  |  13 Май 2015 в 15:48
Подавляющее большинство капиталистов всегда были, есть и будут против идеи социализма в любой её интерпретации. Вы всерьёз считаете, что экономически господствующий класс, предоставляет возможность подчинённому классу господствовать в политике и духовной сфере?
Н.Р.  |  13 Май 2015 в 21:16
Я хочу сказать, что правящий класс не всесилен. Во многих обществах господствующей идеологии противостоит "утопия", которая его отрицает. Ведь марксизм действительно стал мощной духовной силой в буржуазном обществе конца 19 - начала 20 века! А идеология крестьянских движений периода Реформации? Она ведь была антифеодальной и в чём-то уже и антибуржуазной! И никакой правящий класс ничего с этим сделать не смог!
Н.Р.  |  13 Май 2015 в 21:19
К этому же. Кто разрабатывал концепцию научного социализма? - Капиталист Энгельс. Кто пытался её пересадить на российскую почву? - Дворянин Плеханов и дворянин Ленин.
Сергей Бахматов  |  13 Май 2015 в 22:27
Крестьяне в своём движении периода Реформации не могли победить, поскольку победить должен был нарождающийся класс буржуазии, который становился экономически господствующим в обществе, что и послужило причиной самой Реформации. Так что всё по науке.
Энгельса трудно назвать капиталистом, он был сыном капиталиста, с которым возникли большие трения на идеологической основе. А уж Ленин и Плеханов и вовсе не капиталисты. Дворянский титул в России давался за общественные заслуги перед Отечеством, а уж сами они были общественными деятелями в явном виде.


Н.Р.  |  14 Май 2015 в 14:19
Я просто хотел показать, что: а) идеология правящего класса далеко не всегда является господствующей в обществе; б) мировоззрение человека далеко не всегда определяется его социальным положением и статусом. Если бы "общественное бытие" определяло "общественное сознание", то всё было бы просто - но в реальности это не так. Существует большое число факторов, которые влияют на человека гораздо сильнее, чем "общественное бытие".
Сергей Бахматов  |  14 Май 2015 в 15:30
В обществе могут существовать параллельно две или более идеологий, но господствующей из них естественно считать ту, которая соответствует имеющемуся в наличии экономическому, политическому и духовному устройства общества. Поэтому идеология господствующего класса всегда является господствующей.


Н.Р.  |  14 Май 2015 в 15:35
Но ведь может быть и так, что большинство общества не разделяет идеологию господствующего класса. И таким образом численный перевес может быть на стороне идеологии ("утопии"), отрицающей данный порядок вещей. Если, например, правящее меньшинство (5% населения) придерживается одной идеологии, и большинство общества (60% населения) - другой, какая идеология будет доминировать?
Сергей Бахматов  |  14 Май 2015 в 15:53
В этом случае пока большинство не приведёт общественное устройство в соответствие со своей идеологией, господствующей идеологией будет идеология меньшинства.
На практике дело обстоит ещё проще: господствующий класс (сколь малым он ни будь) имеет неизмеримо большие возможности по "обработке" общественного мнения таким образом, чтобы сохранить своё господство. Не говоря уже обо всей «государственной машине», которая построена для них и по их лекалам. Именно поэтому экономическое господство предопределяет господство в других сферах общественного бытия.


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
КАК МЕНЯЛСЯ ОБРАЗ ТРАМПА НА АМЕРИКАНСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
ПОЧЕМУ РЕВОЛЮЦИЯ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ?
УРОКИ ГРАМШИ
ТЫ ПРИЗВАН СЫГРАТЬ СВОЮ РОЛЬ В СХАТКЕ С ПОСТ-ПРАВДОЙ

Новости
20.07.2017 Президентом Индии стал Рам Натх Ковинд
20.07.2017 Генсеком ОБСЕ стал швейцарский дипломат Томас Гремингер
20.07.2017 Переговоры по созданию рабочей группы Россия-США по кибербезопасности продолжились
20.07.2017 Уровень жизни российских пенсионеров признан одним их худших в мире
18.07.2017 Трампу не удалось заручиться поддержкой в конгрессе для отмены Obamacare

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"