все поля обязательны для заполнения!


 
ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КИТАЕ

Китай сталкивается с серьёзным загрязнением воздуха, почвы и грунтовых вод, причём ситуация ухудшается. Совсем недавно Пекин, Тянцзинь и Шанхай накрыл небывалый смог, а концентрация мелких взвешенных частиц более чем в 40 раз превысила предельно допустимые нормы. От 350 до 500 тыс. человек каждый год преждевременно умирает от загрязнения воздуха. Скептики утверждают, что деньги, заработанные Китаем благодаря стремительному экономическому росту, будут по большей части «съедены» расходами на лечение и снижением производительности труда.

 Экологические проблемы объясняют тем, что в Китае нет «царства закона», особенно экологического закона, и ужесточение природоохранного законодательства поможет построению экологической цивилизации. Закон «Об охране окружающей среды» был принят в Китае 13 сентября 1979 г. С тех пор приняты девять законов об охране окружающей среды, в том числе о предотвращении загрязнения воды, загрязнения твёрдыми отходами и радиоактивного загрязнения; 17 законов о сбережении ресурсов, возобновляемых источниках энергии и экологически чистом производстве; 50 природоохранных административных актов и нормативов, 660 нормативов местных властей и 800 национальных стандартов. Экологическое законодательство Китая, разработанное при участии экологических активистов и юристов из стран Запада, во многом не имеет себе равных в истории.

 Однако неэффективность «зелёного» законодательства Китая остаётся фактом – оно не предотвратило ухудшения экологической ситуации. Количество споров, связанных с загрязнением окружающей среды, ежегодно возрастает на 20%, но до рассмотрения в судебном порядке доходит менее 1% из них. Если вся правовая система Китая дисфункциональна, недоразвита и недостаточно оперативна, то почему именно природоохранное законодательство оказалось столь беспомощным?

 Дело не только в самих законах. Тяжёлый экологический кризис в Китае вызван тремя факторами: 1) влиянием групп интересов и вредоносные последствия капитализма; 2) преклонением перед ростом и развитием; 3) антропоцентрическим мировоззрением.

 Термин «группы интересов» означает как транснациональные корпорации, так и местные власти Китая. Восемнадцать ведущих иностранных и китайских компаний, включая «Шелл» и «Синопек», нарушили природоохранное законодательство Китая, не опубликовав информацию о допущенных загрязнениях. Эти иностранные компании имеют в своих странах хороший «послужной список» в части соблюдения природоохранных законов. Но почему в Китае они ведут себя как на свалке?

 Во имя развития экономики местные власти и компании единым фронтом сопротивляются природоохранным требованиям. В мае 2010 г. администрация уезда Гучжен (провинция Аньхой) уволила шесть сотрудников экологической службы, которые за 20 дней трижды проверяли одну и ту же фирму–администрация посчитала, что это вредит инвестиционному климату. Другие местные власти также оказывают покровительство основным загрязнителям и потребителям энергии, и «опора Китая на иностранные инвестиции и приток капитала парализующее действует на его экологическое регулирование».

 Другая причина сопротивления экологической цивилизации – преклонение перед экономическим ростом, развитием и модернизацией, как выражается Г. Дэли, «ростомания». Экономический рост считается панацеей и высшим благом, способным решить почти все социальные проблемы. Социалистический Китай, исполняющий завет Дэн Сяопина «развитие есть абсолютный принцип», одержим экономическим ростом в рамках глобальной капиталистической экономики.

 Не только правительство, но и многие простые граждане одобряют экологически опасный экономический рост. Когда экологические активисты протестовали против строительства плотины на реке Ну, которое могло серьёзно повредить природе, большинство местного населения проголосовали за этот проект, надеясь извлечь из него выгоды для региона и себя самих. Поскольку экономический рост стал целью номер один для государства и народа, Китай «обречён на развитие экономики за счёт природных ресурсов и окружающей среды», поэтому когда задачи экономического развития вступают в конфликт с задачами охраны окружающей среды, они имеют решающее значение.

 Попав под влияние западного модернизма, Китай принял и антропоцентрическое мировоззрение, согласно которому человек не является частью мира природы, а этот мир – не более чем набор предметов, предназначенных для человека, например, реки существуют только для того, чтобы вращать турбины гидроэлектростанций. Эти идеи проникали в Китай уже при Мао, а после реформ Дэна антропоцентрическое мировоззрение и ценности укоренились. Их влияние в современном Китае столь сильно, что даже задачами природоохранных законов названы «охранение здоровья человека и ускорение процесса социалистической модернизации», а не охрана природы и построение экологической цивилизации. Для этого необходимо не только соблюдения природоохранных законов, но и помощь экологического марксизма и конструктивного постмодернизма.

 

Экологический марксизм в Китае

 Термин «экологический марксизм» был впервые предложен Б. Эггером в его книге «Западный марксизм: Введение, классические и современные источники» (1979), но единого определения нет. Его сторонники считают, что «природа не может быть товаром», что антагонистическое противоречие между капиталистическим накоплением и ростом, с одной стороны, и окружающей средой, с другой, означает, что ресурсы капитализма как системы будут исчерпаны и он рухнет. Экологический марксизм прошёл четыре основные теоретические стадии или формы: теория экологического кризиса У. Лисса и Эггера; теория двойного кризиса Дж. О’Коннора; экосоциализм Дж. Ковела; экологический марксизм Дж. Фостера и П. Бёркетта.

 В Китай экологический марксизм пришёл в 1986 году и стал важной частью современного китайского марксизма. На китайский язык переведены «Западный марксизм» Б. Эггера, «Естественные причины: Очерки экологического марксизма» Дж. О’Коннора, «Господство над природой» У. Лисса, «Экология Маркса» и «Экология против капитализма» Дж. Фостера. Китайские авторы опубликовали девять книг и более 600 статей по экологическому марксизму.

 Некоторые китайские марксисты считают экологический марксизм «одним из самых влиятельных течений в современном западном марксизме», «самым творческим элементом американской марксистской философии» и одной из самых важных экологических теорий. Экологический марксизм рассматривается как руководство по построению экологической цивилизации в Китае.

  У экологического марксизма есть и критики, которые задаются вопросом: если экологический кризис порождён капитализмом, то почему он гораздо серьёзнее в социалистическом Китае, чем во многих капиталистических странах? До сих пор китайские марксисты не дали убедительного ответа на этот вопрос. Некоторые китайские экологические марксисты обращаются к экологическому марксизму только для критики капиталистических стран и не видят, что он ставит под сомнение и современную модель развития самого Китая.

 

Конструктивный постмодернизм в Китае и на Западе

«Конструктивный постмодернизм», основанный на «философии процесса» А. Уайтхеда, не является антимодернистским, он стремится сочетать всё лучшее в модернизме и традиции. Его цель–найти для Китая путь развития, который не будет повторять западные модели, а приведёт к экологической цивилизации. До выхода в 1995 году китайского перевода книги «Новое очарование науки», редактором которой был Д. Гриффин, почти никто в Китае не знал его термина «конструктивный постмодернизм». Но сегодня конструктивный постмодернизм уже оказал значительное положительное воздействие на Китай и стал здесь «неизбежным фактом».

 Кроме конструктивного постмодернизма, в Китае сегодня существует ещё одно влиятельное течение–«стремление к традиционной культуре». Если их органически совместить на основе марксизма, Китай сможет завершить своё «Первое просвещение», осуществить модернизацию и очень быстро вступить в период «Второго просвещения», став флагманом постмодернистского общества.

 В китайских университетах работает более 20 центров, занятых исследованиями в области конструктивного постмодернизма. Институт постмодернистского развития Китая, «Китайский проект» Центра изучения процессов, другие китайские и иностранные партнёры провели в Китае и США более 70 международных конференций. Наибольший успех имел Клермонтский форум по экологической цивилизации. Первый состоялся в 2006 году, проведено уже семь форумов, в которых участвовали сотни китайских учёных и должностных лиц.

 ИПРК также организовал более 360 лекций и бесед иностранных учёных с китайскими должностными лицами, учёными, студентами и журналистами. Среди выступивших были Дж. Кобб (тема «В Китае с наибольшей вероятностью будет построена экологическая цивилизация»), Д. Гриффин («Экологический кризис: может ли Китай спасти цивилизацию?»), Ф. Клейтон («Наука и религия как слуга экологической цивилизации»), Д. Шверин («“Зелёное”–это золото»), К. Кобб («Практические шаги по построению экологической цивилизации», М. Перелман («Экологическое будущее: Маркс и Ву Вэй» и М. Такер («Конфуцианство и понимание природы»).

 Конструктивный постмодернизм в Китае оказывает влияние не только на философию, но и на экономическую науку, юриспруденцию, образование, психологию, экологию, его даже применяли для изучения истории Компартии, контроля за рождаемостью, внешней политики и сельского хозяйства. Он начинает применяться и для практического решения социально-политических проблем. Развитие города Ичан с населением 4 млн. человек (провинция Хубэй) предлагается основать на постмодернистских идеях «плюрализма, уникальности, гармоничности, асимметричности, экологичности», что сделает Ичан жизнеспособным «зелёным» городом. Мэр города Чжухай (провинция Гуаньчжоу) предлагает планировать развитие города на основе принципов постмодернизма «симбиоз, плюрализм, вовлечённость» и постиндустриальной цивилизации. Высшие руководители КНР разделяют принципы конструктивной постмодернистской философии, поэтому Китай ускоренно движется к постмодернизации.

 Ортодоксальные марксисты в Китае критикуют конструктивный постмодернизм исходя из марксистского понимания производительных сил и видения истории как однолинейного процесса. Из этого вытекает, что Китай должен сначала завершить индустриализацию (модернизацию), а уже потом строить экологическую цивилизацию или проводить постмодернизацию. Традиционалисты указывают, что конструктивный постмодернизм критикует модернизацию и развитие Китая, игнорируя несомненную «положительную роль, которую капитал играет в Китае» («Это историческая особенность современной стадии развития китайского общества, которая определяет рациональность существования капитала в условиях социалистического рынка»).

 

Экологический марксизм плюс конструктивный постмодернизм

С учётом сложности и масштаба таких задач, как выход из экологического кризиса и построение экологической цивилизации, экологический марксизм и конструктивный постмодернизм, которые во многом пересекаются и дополняют друг друга, должны объединить усилия. Экологический марксизм позволит рассматривать экологический кризис с институциональной точки зрения, конструктивный постмодернизм–с точки зрения общественного сознания. Это позволит выйти за рамки развития законодательства, которое может давать результат лишь при условии изменений в обществе в целом.

 Экологические марксисты считают капитализм неизлечимо антиэкологичным, поскольку он нацелен прежде всего на рост прибыли, то есть экономический рост любой ценой. Такой рост обычно означает быстрое потребление энергии и сырья и сброс всё большей массы отходов в окружающую среду. По словам Гриффина, «экологический марксизм ясно показал, что при капитализме нельзя примирить неограниченный рост и экологическое мировоззрение».

 В Китае, где нет чёткого представления о негативных сторонах капитализма, «логика капитала стала почти нормой» и её необходимо преодолеть, если мы хотим построить экологическую цивилизацию. Опираясь на экологический марксизм, Китай сможет противостоять группам интересов, которые саботируют природоохранные усилия, и показать разрушительные или катастрофические последствия капитализма. Хорошим началом может стать Международная конференция по критике капитализма в эру глобализации, состоявшаяся 10-13 января 2009 года в Сучжоу (провинция Цзяньсу). В ней приняли участие как экологические марксисты, так и конструктивные постмодернисты (с основными докладами выступили, с одной стороны, Дж. Фостер и М. Перелман, с другой, Дж. Кобб и К. Кобб).

 В современном Китае экологическая несправедливость проявляется в том, что «хозяева богатеют, массы страдают, а правительство платит по счетам». Экологические марксисты должны восстановить в Китае экологическую справедливость. Для этого необходимо прежде всего ввести механизм экологической компенсации, которая станет важным элементом экологической цивилизации. Решение о компенсации и платном использовании ресурсов принял третий пленум ЦК Компартии Китая 18-го созыва (9-12 ноября 2013 года).

 Влияние экологического марксизма угадывается в заявлении президента КНР генерального секретаря КПК Си Цзиньпина о том, что защита и улучшение окружающей среды–это защита и развитие производительных сил: «Чистая окружающая среда–самое справедливое общественное достояние, который наиболее полно способствует благополучию всего народа». КПК играет решающую роль в защите окружающей среды, экологическая ответственность является сейчас одной из её центральных задач. Спасение нашей планеты и построение экологической цивилизации может считаться сейчас самой главной и актуальной задачей КПК.

 На 17-м съезде КПК было официально предложено строить «экологическую цивилизацию» с «энерго- и ресурсосберегающими, экологически чистыми экономикой, моделью роста и потребления». Это отражает важный сдвиг в понимании партией развития–от упора на экономический рост к устойчивому развитию, основанному на понимании взаимосвязи между человеком и природой. На 18-м съезде (8-14 ноября 2012 года) пункт о построении экологической цивилизации был включён в устав партии, а президент Ху Цзиньтао призвал сделать его одним из основных приоритетов развития страны.

 Си Цзиньпин называет построение экологической цивилизации «благом для современников и будущих поколений». Он заявляет, что партия «никогда не должна оценивать свои кадры только по росту ВВП». 18 февраля 2014 года было объявлено, что Китай дополнит цифровые показатели ВВП качественными показателями, а две трети провинций Китая в этом году уже сократили свои целевые показатели роста. В сентябре 2014 года на переговорах ООН по климату Китай и ещё 72 государства поддержали введение платы за углеродные выбросы, против чего возражают США. Всё это означает, что руководство КПК отвергает одержимость ростом ВВП среди своих функционеров и готово более решительно защищать окружающую среду, что поможет взять курс на экологическую цивилизацию.

 Китай уже занимает ведущие позиции по выработке «зелёной энергии», он стал крупнейшим в мире производителем ветряных двигателей и солнечных панелей. 31 декабря 2007 года правительство запретило бесплатные пластиковые пакеты, в результате их использование сократилось на 24 миллиарда, что сэкономило 4,8 млн. тонн нефти.

 Построение экологической цивилизации требует не только обновления законодательства, фундаментальной трансформации способов производства и модели развития, но такого же изменения мировоззрения, ценностей и образа жизни. Именно здесь может помочь конструктивный постмодернизм. Он признаёт, что капитализм и социализм одинаково нацелены на модернизацию и однолинейный прогресс. Это позволит избежать превращения экологического марксизма в оружие, нацеленное только на иностранные капиталистические государства. Ведь критика капитализма касается и проблем самого Китая, избравшего накопление капитала как средство социалистического развития.

 После «культурной революции» Китай достиг громадных успехов в модернизации, но платой за это стали загрязнение окружающей среды, растущая пропасть между богатыми и бедными, разочарование населения в идее роста, пренебрежение традициями и позитивной ролью религии в жизни человека, излишний упор на индивидуальность в ущерб общинности. Конструктивный постмодернизм предлагает альтернативу этой модели модернизации, позволяя избежать ошибок, которые совершил Запад, и заново осмыслить модернизацию западного образца и модернизацию по-китайски.

 Как отмечалось выше, природоохранное законодательство Китая антропоцентрично и поэтому противоречит экологической справедливости и экологической устойчивости. Конструктивный постмодернизм, рассматривающий природу и человека как неразрывно связанное биологическое единство, начинает играть важную роль в преодолении этого противоречия, реформе экологического законодательства и всей правовой теории.

 Построение экологической цивилизации невозможно без обращения к народной традиционной морали, предусматривающей в том числе «любовь ко всему живому». Однако эта традиция считается чем-то ненужным ещё со времени «Движения 4 мая» 1919 года, которое иногда называют «Первым просвещением» Китая. Конструктивные постмодернисты видят в этой традиции и ценностях мощную моральную поддержку экологической цивилизации и природоохранного законодательства.

 У Китая долгая история охраны окружающей среды, законов и правил о соблюдении чистоты. Ещё в Эпоху воюющих царств (475-221 до н.э.) всякому, кто выбрасывал мусор на общественную дорогу, отрубали палец. Это значит, что ещё не менее чем три тысячи лет назад Китай уже принимал экологические законы. Сегодня всё больше людей осознаёт важную роль, которую традиция и религия могут сыграть в построении экологической цивилизации.

 Хотя экологический марксизм и конструктивный постмодернизм по-своему понимают экологическую цивилизацию и экологическое право, в их подходе много общего. Для экологических марксистов экологический кризис опаснее экономического, поскольку он угрожает самому выживанию человека и всего живого. По их мнению, спасение лежит в «экологической революции». По мнению конструктивных постмодернистов, экологический кризис настолько опасен, что «сама человеческая цивилизация может прекратить существование в обозримом будущем».

 С учётом того, что Китай–самая большая развивающаяся страна с почти 20% населения планеты, но только 9% пахотной земли и 6% пресной воды, экологические марксисты и конструктивные постмодернисты выступают против механического подражания экологическим законам стран Запада. Они предлагают заимствовать из них всё лучшее, но учитывать китайскую специфику и необходимость улучшения жизни народа.

 Экологический марксизм и конструктивный постмодернизм приветствуют участие народа в природоохранном движении. Это особенно важно для Китая, где традиционно принято ожидать, что все проблемы решит государство. Однако всё больше людей начинает отстаивать свои экологические права. Так, в октябре 2012 года более тысячи жителей Нинбо (провинция Чжэцзян) провели демонстрацию против планов местных властей расширить нефтехимический завод. В результате администрация заморозила проект стоимостью 8,9 млрд. долл. В других китайских городах экологические протесты также заставили отказаться от реализации промышленных проектов.

 Экологические марксисты, конструктивные постомдернисты, радикальные экологические организации и все, кто не равнодушен к судьбам нашей планеты, смогут построить новую, экологическую цивилизацию на пользу Китая и всего человечества.

 

 Ван Чжихе – директор Центра конструктивных постмодернистских исследований, профессор философии Харбинского технологического института (ХТИ), директор Института постмодернистского развития Китая (ИПРК).  Хе Хойли – доцент социологии факультета гуманитарных наук и развития Китайского сельскохозяйственного университета, бывший заместитель мэра г. Кайфэн (провинция Хэнань). Фан Мейцзун – профессор факультета гуманитарных и общественных наук ХТИ, программный директор ИПРК. 

 

Статья была опубликована в журналe Monthly review

Перевод с английского Олега Теребова

 

23 Февраль 2018

Комментарии


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
СПАСТИ ПРОФСОЮЗЫ: БЕРНИ САНДЕРС ПРЕДСТАВИЛ НОВЫЙ ПЛАН ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЗАРПЛАТ
ПЕРЕСТРОИТЬСЯ ИЛИ ПРЕКРАТИТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ
АЛЬТЕРНАТИВЫ МЕРАМ ЖЕСТКОЙ ЭКОНОМИИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ?
ПОТЕПЛЕНИЕ КЛИМАТА ГУБИТ НЕ ТОЛЬКО НАШУ ПЛАНЕТУ, ОНО УГРОЖАЕТ ЗДОРОВЬЮ ЛЮДЕЙ

Новости
15.11.2018 Еврокомиссия не намерена комментировать отставки в британском кабинете
15.11.2018 Китай наметил уступки США в области торговли в ожидании G20
14.11.2018 Меркель отметила необходимость создания отдельной армии ЕС
14.11.2018 Первые беженцы попытались перелезть через ограждение на границе Мексики и США
14.11.2018 Британия и ЕС согласовали сделку о Brexit, оппоненты Мэй обещают голосовать против

Опрос
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПОВЫШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА?





Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"