все поля обязательны для заполнения!


 
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ ПРОЙДУТ В ИСПАНИИ
БОРИС ГУСЕЛЕТОВ
Руководитель Центра международных проектов и программ института "Справедливый мир", доктор политических наук, профессор

Двадцатого декабря  в Испании состоятся очередные парламентские выборы. В 2011 году на  выборах победу одержала Народная партия (НП). Но за прошедшие четыре года в ряде важнейших регионов Испании произошли серьезные изменения.

 

 

Экономика: от кризиса к восстановлению?
Победа Народной партии на предыдущих выборах во многом стала реакцией населения на катастрофическую ситуацию в экономике страны -- уровень безработицы составлял 21,3%, государственный долг -- 60,1%.

В этой ситуации Народная партия сумела получить большинство в парламенте и ее лидер Мариано Рахой занял пост председателя Правительства. В то время он считался "сдержанным политиком, имеющим богатый политический опыт", "предсказуемым человеком", особенно в вопросах европейской политики и экономики. Он заявлял, что "его правительство намерено руководствоваться принципами, разработанными в эпоху бывшего лидера НП Аснара, и особый акцент будет делать на необходимость обеспечения экономической стабильности".

Но практическая реализация всех этих прекрасных целей оказалась намного сложнее, чем ожидалось. План стабилизации, заключенный с ЕС, предусматривал постепенное сокращение дефицита бюджета с 9,4% в 2010 г. до 6% в 2011 г. и 4,4% в 2012 г. И несмотря на то, что правительство Рахоя недавно заявило, что эти цели будут достигнуты , не стоит забывать, что в 2011 г. (как и в прошлом году) дефицит составлял 9,4%. Таким образом, правительству не удалось сократить уровень дефицита госдолга, и в настоящее время он превышает 69%. При этом ВВП страны упал на 0,6%.

Именно поэтому правительству Рахоя пришлось уже на своем втором заседании 30 декабря 2011 г. принять ряд важнейших мер, включая, в первую очередь, решение о значительном сокращении госрасходов и, что было, не менее важно, увеличении прямых и косвенных налогов. При этом последнее решение напрямую противоречило предвыборным обещаниям народников не повышать налоги. Но Рахой оправдывал введение этой меры тем, что необходимо было сократить дефицит бюджета с 9,4% в 2011 г. до целевого значения в 4,4% в 2012 г. (впоследствии ЕС согласился смягчить этот целевой показатель). Наличие у НП абсолютного большинства в парламенте позволило ей быстро (всего за 6 месяцев) принять эти, а также другие не менее важные меры, придав им силу закона.

Введение некоторых из этих мер породило существенные споры в обществе, хотя в отличие от повышения налогов принятие большинства из этих мер было предусмотрено в предвыборной программе НП. Так, например, серьезную реформу трудового законодательства, направленную на то, чтобы сделать его более гибким (испанское законодательство в этой области традиционно считалось одним из самых жестких в Европе) или реформу финансового сектора с целью его санирования приходилось внедрять, преодолевая серьезные трудности.

Однако следует признать, что все эти меры, несомненно, носили реформистский характер (согласно общей политике стабильности и роста ЕС и испанскому закону о конституционной реформе, принятому в сентябре 2011 г.), но оказали весьма ограниченное влияние в экономическом плане на макроэкономическую ситуацию в стране, что естественно снизило социальную и электоральную поддержку правительства.

Действительно, резкое снижение госрасходов ради уменьшения дефицита бюджета практически привело к полному сокращению объема государственных инвестиций, что оказало серьезное негативное влияние на других сферы общественной жизни, напрямую зависящие от бюджета (сокращение зарплат госслужащих, ухудшение условий доступа к образовательным и медицинским услугам, и т.д.). Конечно, дефицит бюджета был существенно снижен (с 9,4 до 6,9%), несмотря на падение ВВП. При этом государственный долг продолжал расти и достиг в этом году 84% от ВВП Испании, в то время как кризис суверенного долга, особенно тяжелый для периферийных государств-членов еврозоны, вызвал рост процентных ставок .

Положительные результаты от проводимой правительством экономической политики начали робко проявляться только в 2013 г.: падение ВВП заторомозилось с -2, 1% в 2012 году до -1,2% в 2013 г. А в 2014 г. впервые за последние годы ВВП вырос на 1,4%, и по прогнозам на 2015 г. этот рост может составит более 3%. Реформа трудового законодательства оказала позитивное влияние на занятость, что позволило снизить уровень безработицы с 27% (в начале 2013 г.) до 21% (в третьем квартале 2015 г.). В результате число безработных за 2,5 года снизилось с 6,3 млн. до 4,9 млн.человек, а число занятых возросло до 18 млн.человек. В то же время дефицит бюджета начал медленно, но устойчиво снижаться: 6,8% в 2013 г. до 5,8% в 2014 г. и в 2015 г. он должен достичь целевого показателя в 4.2%.

 

Проблема коррупции
Второй фактор, который имел самое существенное влияние на общественные настроения в течение прошедших пяти лет, это, несомненно, политическая коррупция. В самом деле, хотя для Испании это явление не новое, уже в первые месяцы правления НП были выявлены и преданы гласности несколько вопиющих случаев такой коррупции. Хотя некоторые из этих дел относились к периодам правления Социалистической рабочей партии (ИСРП), а также прошлого правления НП (в частности, выделение ресурсов для финансирования социальные программ в Андалусии, программ обучения безработных в Мадриде, организации сети, направленной на облегчение процедур получения подряда и госуслуг региональными и местными органами власти, в основном в Мадриде и Валенсии, которые были предложены членами НП).
Или, например, "дело Барсенаса", которое оказало самое глубокое и негативное влияние на имидж Народной партии. Луис Барсенас -- экономист, практически неизвестный широкой общественности, начал работать на Народный Альянс (НА), прежнее название НП, еще в 1982 г. Сделав стремительную карьеру в рядах партийного аппарата НП, этот человек в конце 1980-х годов, когда Мануэль Фрага занимал пост председателя партии, стал управляющим аппарата партии и занимал этот пост почти двадцать лет. В 2008 г. Луис Барсенас был назначен казначеем Народной партии, во главе которой тогда уже стоял М. Рахой. В 2004 и в 2008 гг. он избирался в Сенат от Кантабрии. В 2009 г. временно ушёл в отставку с поста казначея партии в связи с обвинениями в неуплате налогов и нелегальном финансировании партии по делу Гюртель. В 2010 г. ему пришлось сложить сенаторские полномочия и окончательно покинуть пост казначея НП. Тем не менее, Барсенас продолжал получать от партии вознаграждение.

 В январе 2013 г. стало известно о счетах Барсенаса в Швейцарии на сумму в 22 млн евро. Барсенас утверждал, что эти средства не имеют отношения к партии, а были накоплены им в результате продажи произведений искусства. Ведущие испанские газеты El Pais и El Mundo опубликовали информацию о двойной бухгалтерии в НП и нелегальных взносах от предпринимателей, которые распределялись в качестве вознаграждения между лидерами партии, среди которых в записях Барсенаса упоминались глава правительства М.Рахой и генеральный секретарь НП Мария Долорес де Коспидаль. В июне того же года Барсенас был заключён в тюрьму из-за подозрений в возможном бегстве от правосудия.

Рахой вынужден был явиться на заседание в Палате депутатов 1 августа 2013 г., чтобы отклонить категорически все обвинения в свой адрес, хотя эти обвинения были подтверждены рукописными документами Барсенаса, который первоначально отрицал свое авторство, но в последствии вынужден был его признать. Рахой сказал, что считал себя жертвой лица, злоупотребившего своей властью, чтобы накопить личное состояние. И хотя Рахой признался, что совершил ошибку, доверяя Барсенасу, это дело вызвало огромный шок в общественном сознании.

Вскоре после этого случая были обнародованы и другие примеры политической коррупции, что еще более усугубило общественное недовольство. Среди них, особенно стоит упомянуть судебное расследование в феврале 2015 г., в результате которого под стражей оказался Родриго Рато, бывший министр экономики и вице-премьер в правительстве Хосе Мария Аснара (1996 -2004 гг.), а затем глава Международного валютного фонда (2004-2007 гг.). После этого он занял пост президента консорциума Bankia (2010-2012 гг.), в которые государство является мажоритарным акционером.

 

 

Эволюция партийно-политической системы Испании
Несомненно, сочетание двух этих факторов - политического ответа на экономический кризис и вопиющей коррупции – вполне объясняет эволюцию общественного сознания, которая выразилась в серьезном снижении поддержки НП, особенно в первые два года ее правления.

При этом у главной оппозиционной силы -- Социалистической рабочей партии оказалось серьезно ослаблено ее руководство, особенно в первые годы экономического кризиса (2008-2011 гг.). Поэтому она не смогла извлечь выгоду из ухудшения социальной и электоральной поддержки НП. Эта ситуация, которая кстати была характерна и для многих других европейских стран, оказала весьма негативное влияние на политическую систему Испании, и привела к еще большему росту общественного недоверия практически ко всем государственным институтам, включая политические партии. В результате этого на политической арене Испании стали появляться новые партии, которые открыто заявили о своих намерениях радикально изменить испанскую партийно-политическую систему (с ее тенденцией к двухпартийности), которая была основана после первых демократических выборов в 1977 г.

С тех пор испанская партийно-политическая система была основана на двух ведущих национальных партиях: Союз демократического центра и ИСРП (1977-1982 гг.); ИСРП и НА (1982-1989 гг.); ИСРП и НП (1989-2014 гг.), которые получали от 65 до 75% от общего числа голосов избирателей. Этим двум партиям удавалось все эти годы чередоваться у власти в зависимости от того какая из них получала большинство в парламенте и формировать собственное правительство при поддержке тех или иных малых партий (чаще всего националистического толка). Но, что любопытно, они никогда не создавали объединенной правящей коалиции. Наряду с этими двумя основными партиями, несколько национальных партий были также представлены в парламенте (например, коммунисты или коалиций различных малых консервативных или центристских партий), которые получали, как правило, от 10 до 15% голосов избирателей. Эта тенденция к усилению двухпартийности, казалось бы даже укрепилась на выборах 2011 г., когда НП и ИСПР получили в сумме более 70% голосов избирателей и более 80% мест в парламенте.

Однако, наступление кризиса и усиление климата недоверия к двум традиционным партиям резко ослабило их поддержку и способствовало выходу на политическую арену новых партий, сила и влияние которых на данный момент, однако еще не окончательно подтверждены. И если в первые 2,5 года после предыдущих выборов 2011 г. еще имело место пусть "незначительное", но укрепление позиций двух ведущих политических партий, то уже европейские выборы 2014 г. (первые общенациональные выборы после 2011 г.) выявили, во-первых, значительное падение поддержки НП и ИСПР, и, во-вторых, появление двух новых влиятельных партий.

Первая и самая влиятельная из новых партий – это радикально левая «Подемос» (Podemos), которая сформировалась на волне протестного движения и неожиданно быстро стала четвертой политической силой Испании. Первое появление на национальном уровне второй новой левоцентристской и ненационалистической партии «Граждане» (Ciudadanos) было более сдержанным. Эта небольшая партия возникла в Каталонии в 2006 г. как реакция на усиление националистического дискурса в политической повестке данного региона. Она выступала в первую очередь а защиту Конституции и единства Испании и уже успела получить незначительное представительство в муниципальных или региональных органах власти. На общеевропейских выборах в прошлом году эта партия, имея в своем предвыборном списке двух довольно известных журналистов, сумела получить почти полмиллиона голосов.

 

Ситуация с Каталонией

современной испанской политики - это так называемый "каталанский вопрос". Действительно, в Каталонии влияние местного национализма в его различных формах играет важнейшую роль, начиная с 1980 г. При этом представители каталонского национализма зачастую были по числу депутатских мест третьей силой в Палате депутатов, особенно в те периоды, когда ни одна из ведущих партий не имела абсолютного парламентского большинства, что позволило им извлекать из этого значительные политические дивиденды. В этом смысле, можно признать, что в Испании за предыдущие 25 лет сложилась такая ситуация, что националистические силы играли существенную роль в политической системе страны.

В самом деле, основные социально-политические слои испанского общества рассматривали эту традицию как важный элемент политической системы. При этом нельзя не признать, что Каталония имела несомненные преимущества перед другими регионами Испании.

Как правило, эти слои поддерживали НП, которая традиционно защищала единство и конституционное равенства всех испанских регионов. Но в последнее время многие из них предпочитали голосовать за «Граждан».

Стоит обратить внимание на важное решение Конституционного суда (КС), который после жалобы со стороны НП, отменил значительную часть нового Устава Каталонии, принятого еще в 2006 г., что привело к тому, каталонские органы власти стали проводить более агрессивную политику в отношении испанских властей. В результате, начиная с 2012 г., в условиях политического и социального кризиса, каталонское правительство пошло по пути эскалации сепаратизма.  Результатом такой политики стало, во-первых, объявление о проведении в ноябре 2014 г. референдума по самоопределению (этот референдум был отменен КС, но в конечном итоге состоялся опрос граждан по вопросу о самоопределении, в котором приняли участие 2 миллиона человек, или более трети зарегистрированных избирателей Каталонии). Затем каталонское региональное правительство распустило парламент и назначили новые выборы, которые прошли 27 сентября и на которых естественно доминировали партии, выступающие за независимость региона.

Пытаясь противостоять этому процессу, испанское правительство попробовало использовать в мягкой форме юридические инструменты, и не оказывало жесткого политического давления на каталонские власти в надежде мирно урегулировать этот конфликт. Однако эта стратегия вызвала резкое осуждение со стороны тех, кто критически относился к периферийным националистам (в том числе многих сторонников и избирателей НП, и некоторых социалистов), что привело к усилению позиций партии «Граждане» на последних региональных и муниципальных выборах в мае 2015 г.

В самом деле эти вторые общенациональные выборы после выборов 2011 г. в значительной степени существенно упрочили новый политический ландшафт, который возник во время европейских выборов, годом ранее, но с некоторыми существенными изменениями. Хотя НП и ИСРП сохранили свои лидирующие позиции, партия «Граждане» стала третьей, а коалиция «Объединенных Левых» (ОЛ) перешла на четвертое место. С точки зрения власти, хотя НП получила относительное большинство почти во всех регионах и крупных городах, соглашение между левыми партиями (ИСРП, ОЛ, кандидаты от гражданского общества и националисты) позволило ИСРП одержать победу в ряде регионов, а некоторые представители гражданского общества от левых были избраны мэрами крупнейших городов.

Каталонские выборы, которые прошли в сентябре, показали снижение популярности двух ведущих партий, а также подтвердили продолжающийся сдвиг в соотношении между двумя новыми партиями. Действительно, после этих выборов, партия «Граждане» обошла НП и ИСРП, став первой несепаратистской партией Каталонии, которая сумела укрепить свою базу на национальном уровне. В то время как партия «Подемос», которая вновь вошла в левую коалицию, отказавшись от агитировать под собственными знаменами, получила очень плохой результат.

Кроме того, победа каталонских националистов, несомненно, оказалась очень относительной. Даже через два месяца после выборов они не смогли создать парламентское большинство, чтобы сформировать свое правительство. Хотя 72 депутата («Конвергенция и Союз» (КиС), «Республиканские левые Каталонии» (РЛК) и «Единые народные кандидаты»), сторонники независимости приняли от имени парламента Каталонии одностороннее решение торжественно объявить начать "процесс создания независимого каталонского государства, политической системой которого станет Республика" и выразили намерение не подчиняться более решениям испанских властей, в том числе Конституционного суда. Очевидно, что это решение является главной задачей новой каталонской власти. Тем не менее, в XXI веке в Европе их шансы на успех выглядят минимальными, поскольку они не соответствуют принципу верховенства закона, игнорируют установленные правила и процедуры, необходимые для реализации подобного рода реформ.

 

Перспективы выборов 20 декабря
Таким образом, грядущие парламентские выборы пройдут в совершенно иной политической атмосфере, чем это было в 2011 г. Во-первых, на национальном уровне, правящая Народная партия сегодня очень слаба, хотя и сохраняет (пока?) статус правящей партии и фаворита на этих выборах; популярность ИСРП продолжает снижаться даже по сравнению с результатами выборов 2011 г. Две новых энергичных партии «Граждане» и «Подемос» продолжают наращивать свои результаты, две другие партии «Объединенные левые» и «Союз, Прогресс и Демократия» продолжают борьбу за место под политическим солнцем Испании. Основные националистические партии также стремятся сохранить свои позиции, хотя сторонники каталонской независимости, кажется, готовы отказаться от этого.

По итогам этих выборов в Испании может сложиться совершенно новая ситуация, когда ни одна из партий не будет иметь большинства и не сможет самостоятельно сформировать правительство. И если эти прогнозы подтвердятся, то партиям придется договариваться о формировании коалиционного правительства. В этом случае возможны будут такие варианты коалиций: НП и Граждане; НП и ИСРП; ИСРП, Подемос, другие левые партии (ОЛ) и националисты, и т.д.

Тем не менее, волатильность настроений избирателей в ​​эти дни весьма высока (особенно в отношении новых партий), поэтому пока очень сложно и рискованно давать более точные оценки. Можно, однако, предположить, что независимо от конфигурации коалиция, в которой будет участвовать Народная партия, скорее всего сохранит ту же политику, которую проводит уходящее правительство, и выиграет от восстановления экономики. Любая другая коалиция (особенно если в коалиции будет представлена партия Подемос, что в соответствии с недавними исследованиями кажется маловероятно) будет оспаривать, в той или иной степени, эту политику.

По мнению большинства экспертов, оставшиеся несколько недель до выборов будут гораздо более важными, чем обычно. Во-первых, из-за волатильности настроений избирателей, большинство из которых уже знают, что они не будут голосовать ни за одну из двух ведущих традиционных партий, но еще не решили какую из новых партий они будут готовы поддержать. И, во-вторых, из-за истории с Каталонией. В самом деле, как ни странно, но менее чем за месяц до выборов, две основные проблемы, которые были ключевыми в течение предыдущих четырех лет - преодоление экономического кризиса и коррупция – в ходе этой избирательной кампании практически исчезли из общественной дискуссии, уступив место проблеме формирования большинства в парламенте Каталонии. Дебаты о ситуации в Каталонии побудили главу испанского правительства выступить с предложением к крупнейшим национальным партиям заключить соглашение о защите единства Испании. Большинство партий, кроме «Подемос» и «Объединенных левых», поддержали эту инициативу и подписали предложенное соглашение. Выборы 20 декабря покажут - кто же из этих партий оказался прав.

 

14 Декабрь 2015

Комментарии


Имя
Email
Комментарий




Новости
07.08.2020 Около 100 тыс детей могли остаться без крова в результате взрыва в Бейруте - ЮНИСЕФ
07.08.2020 Суверенитет Белоруссии можно укрепить только путем честных выборов - ЕС
07.08.2020 Президента Германии раскритиковали за несоблюдение связанных с COVID-19 ограничений
07.08.2020 Премьер Венгрии сравнил нелегальных мигрантов с биологической бомбой
06.08.2020 Справедливая Россия предлагает оказать доппомощь гражданам с низким доходом
03.08.2020 Нетаньяху заявил, что в демонстрациях видит попытку попрать демократию

Опрос
В ЧЕМ ПРИЧИНА БЕДНОСТИ В РОССИИ?






Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"