все поля обязательны для заполнения!


 
С КЕМ БУДЕТ СХВАТКА?
ДМИТРИЙ ГАЛКИН
редактор отдела политики, политический аналитик

Сразу по нескольким телевизионным каналам в последние недели прошли передачи, посвященные фильму Федора Бондарчука «Обитаемый остров», а некоторые даже показали первую часть фильма, уже прошедшую в кинотеатрах. Понятно, что это было сделано для того, чтобы хотя бы немного увеличить число желающих посмотреть вторую часть фильма в прокате. Как известно, кассовые сборы от показа первой части оказались ниже ожиданий. Но независимо от того, чем бы ни было вызвано стремление ознакомить телезрителей с экранизацией романа, я хотел бы выразить искреннюю благодарность нашему телевидению. Иначе я бы пропустил этот чрезвычайно характерный в идейном отношении фильм, красноречиво раскрывающий представления высокопоставленной обслуги российского правящего класса. Теперь же вдохновленный телевизионным сеансом, я обязательно посмотрю «Схватку», - заключительный эпизод разделенного по коммерческим соображениям фильма.

Конечно, дело здесь не в художественных достоинствах. «Обитаемый остров» снят, на мой взгляд, просто отвратительно, и вторая часть фильма, вряд ли сильно отличается в этом отношении от своей предшественницы. Но главный провал все же заключается в беспомощном, нелепом сюжете, в неспособности режиссера сколько-нибудь достоверно представить общество, в которое попадает главный герой. Роман Стругацких, и без того не блестящий, превращается в фильме в жалкую пародию сразу на все известные антиутопии. Но именно это предоставляет возможность разобраться, что было изъято из неплохого романа, почему его экранизация напоминает собой плохо пересказанный комикс. Причем режиссер и продюсеры, судя по всему, уверены, - их произведение оставляет столь же сильное художественное впечатление, что и книга (иначе бы они не говорили о своем изделии как о безусловном шедевре). Значит, то, что было ими выброшено, кажется им неважным, только мешающим созданию образа незнакомого мира.

Между тем, отброшено было немало. Прежде всего, у Стругацких изображено чрезвычайно бедное общество, большинство обитателей которого живут в грязи и зловонии. В государстве, на территории которого оказывается потерпевший кораблекрушение космический исследователь Максим, установлена военная диктатура. При этом высшие классы отнюдь не купаются в роскоши, а живут достаточно скромно. Следователь секретной службы и высокопоставленный чин гвардии, обсуждая обед, жалуются на консервы и с упоением читают друг другу поваренную книгу. А мраморные рудники, разрабатывавшиеся до войны, теперь заброшены, поскольку мрамор больше не нужен.

Но людям, приближенным к правящему классу современной России, трудно представить, что во вселенной могут существовать люди, которые сражаются за власти вовсе не для того, чтобы жить в роскоши. Да и подлинную бедность, не разряженную в опереточные лохмотья, они не желают изображать. Безусловно, им известно, что соответствующие картины можно без труда увидеть и в российском обществе. Но авторы фильма не желают ни смотреть, ни переносить на экран фрагменты социальной действительности. Они вообще не собираются ее замечать, а потому их попытки изобразить социальные низы общества, сталкивающего с многочисленными трудностями и лишениями, отдают комиксом для детей младшего школьного возраста.

Вообще социальный фон, играющий большую роль в романе, старательно изгоняется из фильма (он сохраняется исключительно для демонстрации экзотических одеяний и клоунского макияжа). В результате создается ощущение, что на планете орудует относительно небольшая группа людей, большей частью хорошо знакомых друг с другом. В романе линии героев также постоянно пересекаются, но из-за обилия второстепенных действующих лиц не возникает чувства нелепости происходящего. В фильме эту проблему решить можно было бы аналогичным образом. Достаточно было бы несколько раз показать героев внутри массовки. Но этого не происходит. Толпа подается как чуждое героям явление, с которым они не смешиваются. Хотя в романе главный герой пытается затеряться в толпе, спасаясь от преследования, спит в переполненном заключенными бараке, ест в рабочей столовой. Но творцам, приближенным к нынешней российской политической элите, трудно представить героя, не стремящегося отделиться от людской массы. В фильме действуют одиночки, поскольку социальная и политическая активность рассматривается российским правящим классом как удел избранных. Точнее говоря, как их право на жизнь, наполненную интригами и риском. Поэтому деятельность Максима, желающего помочь страдающим и обманутым людям, на экране превращается в азартную игру, уподобляющая его тем, с кем он сражается.

Кстати говоря, правители инопланетного государства в фильме мало напоминают своих книжных прототипов. В романе – это циничные и расчетливые игроки, одержимые жаждой власти. На экране мы видим порочные и расслабленные существа, которые выполняют свои служебные обязанности в основном для получения новых ощущений (и для того, чтобы иметь возможность жить в роскоши, которая, замечу еще раз, в книге практически отсутствует).

Подобное расхождение вполне понятно. Российскому правящему классу вовсе не нужна военная диктатура, изображенная в книге. Правители государства, изображенного в романе, постоянно рискуют погибнуть в междоусобной борьбе. Это часто случается с теми, кто сражается за власть. Тем же, кому нужна власть для достижения иных целей, не хочется рисковать жизнью, подбираясь к высшему посту в государстве, или расширяя его территорию. Возможно, им хотелось бы научиться имитировать жесткую власть, не налагая на себя дополнительных идеологических и социальных обязательств, которые несет на себе верхушка авторитарного государства (к тому же, как можно понять из книги, активно использующая популистские приемы). Но такого не бывает даже в фантастических романах (а только в их современных экранизациях). Пародия на диктатуру распадется еще быстрее, чем настоящий авторитарный режим. Российская политическая элита, судя по всему, чувствует это, а потому удерживается от подобных игр на практике (хотя не так давно казалось, что она может заиграться всерьез). Но никто ведь не может запретить мечтать. Вот она и придается грезам о возможности роскошной жизни в бедном обществе. О наличии высоких технологий в стране, где живет оболваненное, нищее население. Показательно, что в романе постоянно подчеркивается изношенность техники и зданий, унаследованных от предыдущей эпохи. В фильме показываются новые автомобили, а рестораны, офисы и жилища (за редким исключением) выглядят недавно построенными. Замечу, это происходит в стране, правящий класс которой не обладает возможностью приобретать импортные машины и закупать зарубежные строительные технологии. Но, по-видимому, необходимость жить, рассчитывая исключительно на национальные достижения и ресурсы, представляется российскому правящему классу слишком тяжелой. Подобную ношу не решаются возложить даже на общество, изображенное в фантастическом боевике.

Как нам обещают создатели фильма, настоящий боевик ожидает нас во второй части. Сперва была философская прелюдия к «Схватке» (так называется заключительный эпизод). Только вот непонятно, с кем же будет сражаться главный герой. Вряд ли изнеженные, недалекие (в отличие от героев книги) правители смогут стать серьезными противниками. Трудно представить, что они будут сражаться насмерть, а не разбегутся при первых признаках опасности. Правда, российский правящий класс считает себя чрезвычайно храбрым. Так что нам предстоит увидеть грандиозные битвы. Только вот с кем?
 

08 Май 2009

Комментарии


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
СОЦИАЛИЗМ МОЖЕТ РАБОТАТЬ
КОДЕКС БЕДНОСТИ И НИЩЕТЫ
ЛЕВЫЙ ВЗГЛЯД: АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ НЕДЕЛИ
ПЕЧАЛЬНЫЙ ПЕРВОМАЙ

Новости
24.05.2017 Бразильская социалистическая партия выходит из парламентской коалиции, требует отставки президента
24.05.2017 Британский премьер повысила уровень террористической угрозы до критического
23.05.2017 Шотландские националисты отложили публикацию предвыборного манифеста из-за теракта
23.05.2017 Франция настроена на диалог с Ираном наперекор Трампу
23.05.2017 22 человека погибли от взрыва смертника на концерте в Манчестере

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"