все поля обязательны для заполнения!


 
С КЕМ БУДЕТ СХВАТКА?
ДМИТРИЙ ГАЛКИН
редактор отдела политики, политический аналитик

Сразу по нескольким телевизионным каналам в последние недели прошли передачи, посвященные фильму Федора Бондарчука «Обитаемый остров», а некоторые даже показали первую часть фильма, уже прошедшую в кинотеатрах. Понятно, что это было сделано для того, чтобы хотя бы немного увеличить число желающих посмотреть вторую часть фильма в прокате. Как известно, кассовые сборы от показа первой части оказались ниже ожиданий. Но независимо от того, чем бы ни было вызвано стремление ознакомить телезрителей с экранизацией романа, я хотел бы выразить искреннюю благодарность нашему телевидению. Иначе я бы пропустил этот чрезвычайно характерный в идейном отношении фильм, красноречиво раскрывающий представления высокопоставленной обслуги российского правящего класса. Теперь же вдохновленный телевизионным сеансом, я обязательно посмотрю «Схватку», - заключительный эпизод разделенного по коммерческим соображениям фильма.

Конечно, дело здесь не в художественных достоинствах. «Обитаемый остров» снят, на мой взгляд, просто отвратительно, и вторая часть фильма, вряд ли сильно отличается в этом отношении от своей предшественницы. Но главный провал все же заключается в беспомощном, нелепом сюжете, в неспособности режиссера сколько-нибудь достоверно представить общество, в которое попадает главный герой. Роман Стругацких, и без того не блестящий, превращается в фильме в жалкую пародию сразу на все известные антиутопии. Но именно это предоставляет возможность разобраться, что было изъято из неплохого романа, почему его экранизация напоминает собой плохо пересказанный комикс. Причем режиссер и продюсеры, судя по всему, уверены, - их произведение оставляет столь же сильное художественное впечатление, что и книга (иначе бы они не говорили о своем изделии как о безусловном шедевре). Значит, то, что было ими выброшено, кажется им неважным, только мешающим созданию образа незнакомого мира.

Между тем, отброшено было немало. Прежде всего, у Стругацких изображено чрезвычайно бедное общество, большинство обитателей которого живут в грязи и зловонии. В государстве, на территории которого оказывается потерпевший кораблекрушение космический исследователь Максим, установлена военная диктатура. При этом высшие классы отнюдь не купаются в роскоши, а живут достаточно скромно. Следователь секретной службы и высокопоставленный чин гвардии, обсуждая обед, жалуются на консервы и с упоением читают друг другу поваренную книгу. А мраморные рудники, разрабатывавшиеся до войны, теперь заброшены, поскольку мрамор больше не нужен.

Но людям, приближенным к правящему классу современной России, трудно представить, что во вселенной могут существовать люди, которые сражаются за власти вовсе не для того, чтобы жить в роскоши. Да и подлинную бедность, не разряженную в опереточные лохмотья, они не желают изображать. Безусловно, им известно, что соответствующие картины можно без труда увидеть и в российском обществе. Но авторы фильма не желают ни смотреть, ни переносить на экран фрагменты социальной действительности. Они вообще не собираются ее замечать, а потому их попытки изобразить социальные низы общества, сталкивающего с многочисленными трудностями и лишениями, отдают комиксом для детей младшего школьного возраста.

Вообще социальный фон, играющий большую роль в романе, старательно изгоняется из фильма (он сохраняется исключительно для демонстрации экзотических одеяний и клоунского макияжа). В результате создается ощущение, что на планете орудует относительно небольшая группа людей, большей частью хорошо знакомых друг с другом. В романе линии героев также постоянно пересекаются, но из-за обилия второстепенных действующих лиц не возникает чувства нелепости происходящего. В фильме эту проблему решить можно было бы аналогичным образом. Достаточно было бы несколько раз показать героев внутри массовки. Но этого не происходит. Толпа подается как чуждое героям явление, с которым они не смешиваются. Хотя в романе главный герой пытается затеряться в толпе, спасаясь от преследования, спит в переполненном заключенными бараке, ест в рабочей столовой. Но творцам, приближенным к нынешней российской политической элите, трудно представить героя, не стремящегося отделиться от людской массы. В фильме действуют одиночки, поскольку социальная и политическая активность рассматривается российским правящим классом как удел избранных. Точнее говоря, как их право на жизнь, наполненную интригами и риском. Поэтому деятельность Максима, желающего помочь страдающим и обманутым людям, на экране превращается в азартную игру, уподобляющая его тем, с кем он сражается.

Кстати говоря, правители инопланетного государства в фильме мало напоминают своих книжных прототипов. В романе – это циничные и расчетливые игроки, одержимые жаждой власти. На экране мы видим порочные и расслабленные существа, которые выполняют свои служебные обязанности в основном для получения новых ощущений (и для того, чтобы иметь возможность жить в роскоши, которая, замечу еще раз, в книге практически отсутствует).

Подобное расхождение вполне понятно. Российскому правящему классу вовсе не нужна военная диктатура, изображенная в книге. Правители государства, изображенного в романе, постоянно рискуют погибнуть в междоусобной борьбе. Это часто случается с теми, кто сражается за власть. Тем же, кому нужна власть для достижения иных целей, не хочется рисковать жизнью, подбираясь к высшему посту в государстве, или расширяя его территорию. Возможно, им хотелось бы научиться имитировать жесткую власть, не налагая на себя дополнительных идеологических и социальных обязательств, которые несет на себе верхушка авторитарного государства (к тому же, как можно понять из книги, активно использующая популистские приемы). Но такого не бывает даже в фантастических романах (а только в их современных экранизациях). Пародия на диктатуру распадется еще быстрее, чем настоящий авторитарный режим. Российская политическая элита, судя по всему, чувствует это, а потому удерживается от подобных игр на практике (хотя не так давно казалось, что она может заиграться всерьез). Но никто ведь не может запретить мечтать. Вот она и придается грезам о возможности роскошной жизни в бедном обществе. О наличии высоких технологий в стране, где живет оболваненное, нищее население. Показательно, что в романе постоянно подчеркивается изношенность техники и зданий, унаследованных от предыдущей эпохи. В фильме показываются новые автомобили, а рестораны, офисы и жилища (за редким исключением) выглядят недавно построенными. Замечу, это происходит в стране, правящий класс которой не обладает возможностью приобретать импортные машины и закупать зарубежные строительные технологии. Но, по-видимому, необходимость жить, рассчитывая исключительно на национальные достижения и ресурсы, представляется российскому правящему классу слишком тяжелой. Подобную ношу не решаются возложить даже на общество, изображенное в фантастическом боевике.

Как нам обещают создатели фильма, настоящий боевик ожидает нас во второй части. Сперва была философская прелюдия к «Схватке» (так называется заключительный эпизод). Только вот непонятно, с кем же будет сражаться главный герой. Вряд ли изнеженные, недалекие (в отличие от героев книги) правители смогут стать серьезными противниками. Трудно представить, что они будут сражаться насмерть, а не разбегутся при первых признаках опасности. Правда, российский правящий класс считает себя чрезвычайно храбрым. Так что нам предстоит увидеть грандиозные битвы. Только вот с кем?
 

08 Май 2009

Комментарии


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
СОЦИАЛИЗМ МОЖЕТ РАБОТАТЬ
КОДЕКС БЕДНОСТИ И НИЩЕТЫ
ЛЕВЫЙ ВЗГЛЯД: АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ НЕДЕЛИ
ПЕЧАЛЬНЫЙ ПЕРВОМАЙ

Новости
13.12.2017 Более 90% палестинцев считают решение США по Иерусалиму нарушением их интересов
13.12.2017 Тиллерсон предложил КНДР переговоры без предварительных условий
13.12.2017 Победа демократа Джонса на выборах в Алабаме стала поражением для Трампа
12.12.2017 Cоциал-демократы Литвы не поддержат проект госбюджета на 2018 год
12.12.2017 Президент Чехии раскритиковал инициативу лидера СДПГ о создании Соединенных Штатов Европы

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"