все поля обязательны для заполнения!


 
« КИРГИЗИЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ »

Киргизия снова получила главу государства после прошедшего 27 июня в республике референдума, утвердившего новую Конституцию и главу «революционного» Временного правительства Р.Отунбаеву в качестве президента переходного периода. Закончился еще один этап драматического процесса переустройства политической системы многострадальной среднеазиатской республики. Представленные ЦИК Киргизии результаты референдума - 70 процентная явка избирателей и 90 % голосов, поданных «за» инициативы Временного правительства очевидно фантастические, особенно учитывая такие факторы, как массовая трудовая миграция, беженцы-узбеки, не слишком склонные в нынешнее время «стройными рядами» отправляться из палаточных лагерей на избирательные участки. Однако, следует признать, Временному правительству удалось, не без ухищрений и привлечения всех наличных ресурсов, мобилизовать значительную часть населения на всенародное голосование, и референдум действительно состоялся. Страна на время притихла в ожидании начала кампании по выборам в парламент, которые собираются провести осенью этого года, и появилось время, видимо короткое, «перевести дух» и пристальнее всмотреться в обстоятельства новейшей киргизской истории.

Хотя прошло лишь меньше трех месяцев со времени апрельского переворота, но калейдоскоп событий, новая ошская трагедия уже начали заслонять «бакиевское» время, а меж тем причины сложившейся «революционной» ситуации и дальнейшая коллизия могут быть поучительны не только для киргизских политиков.
Говоря о режиме К.Бакиева и его крахе, можно сказать, что начиная с 2007 года политические убийства, прессинг в отношении оппозиционных политиков и журналистов, отъем бизнеса членами семьи превратились в систематические действия. Аппетиты «семейства» росли, а число недовольных увеличилось. Довольно быстро клан Бакиевых самоизолировался от внутри и внешнеполитической реальности, посчитав, что примитивная хитрость и силовой ресурс поможет регулярно обманывать даже мировые державы, безнаказанно повышать тарифы ЖКХ в 2 – 5 раза, не считаться с тем, что более 3/4 бюджетников обнаружили себя в начале 2010 г. за чертой бедности. В последнее время даже значительная часть госаппарата рассматривала действующий режим, как абсолютно криминальный.
В результате, самозацикленность «бакиевского» клана не позволила вовремя увидеть тот момент, когда оппозиционные взгляды перестали быть уделом «обиженной» части элиты, а распространились на широкие слои населения.

Также важнейшим фактором падения стало отсутствие внешней поддержки режима, который не смог опереться даже на США, на отношения с которыми в последнее время руководство делало ставку.
Новое Временное правительство, представляющее по большей части чиновников, былых сподвижников К.Бакиева вместо того, чтобы учесть ошибки предшественников, под предлогом борьбы с бакиевским наследием первым делом занялось расстановкой «нужных» людей на ответственные посты, освоением бюджетных средств и отстаиванием клановых интересов.
Естественно, результат не заставил себя долго ждать. Перегруппировавшись, бакиевское семейство нанесло ответный удар. По сути, в ошской трагедии, в тысяче жертв виновны не только бакиевский клан, приложивший усилия для разрушения хрупкого межэтнического мира, существовавшего последние 20 лет, местные националистические элементы, как с киргизской стороны, так и с узбекской, но в не меньшей степени Временное правительство, не сделавшее ничего для предотвращения межэтнических столкновений, в то время, как уже в середине мая, после первых столкновений в Джалал-Абаде и Оше стало ясно, что конфликта не избежать. Более того, члены Временного правительства сами сознательно втягивали некоторых узбекских лидеров в политическую борьбу, что выступило катализатором дальнейших трагических событий. Уже в мае, а не в период разгара резни, вместо заявлений о способности самостоятельно решить проблему, Временному правительству необходимо было обращаться к России с четкой и ясной просьбой о помощи. Но желание сохранить власть любой ценой победило.
В дальнейшем Временному правительству внешне удалось, хотя и слишком поздно, путем мобилизации всех наличных средств и больших средств затушить конфликт на юге.

Однако, нынешнее затишье, судя по многим признакам, лишь временное. Нынешнее руководство республики, «продавив» в угоду своим собственным политическим интересам вариант парламентской республики, в условиях, когда совершенно необходима четкая, возможно жесткая властная вертикаль, ясная экономическая стратегия, по сути, обрекает еще не оправившуюся от трагедии страну на бесконечную череду маленьких и больших политических кризисов. Различные клановые группировки и раньше не умели договариваться друг с другом, теперь получат возможность, образовывая калейдоскопические союзы в самых разных комбинациях рвать все более уменьшающийся под воздействием кризиса пирог экономических ресурсов и политической власти.

Таким образом, недальновидная, сиюминутная политика пришедших к власти организаторов переворота может перечеркнуть надежды населения, связанные с падением режима клана Бакиевых, и привести к очередному, теперь уже привычному перевороту.

Однако, кризис в Киргизии является испытанием не только для самой республики и региона, но, очевидно, и для России. В сложившейся ситуации чрезвычайно рельефно выявились слабые стороны нашей внешней политики. С одной стороны, для России Киргизия является зоной жизненных интересов, государством с которым РФ связана не только единым прошлым, но также массой совместных договоров, участием в интеграционных проектах на пространстве СНГ. С другой стороны, руководству РФ в данной ситуации явно не хватило воли для проведения своей активной управленческой, миротворческой миссии на постсоветском пространстве. Не последнюю роль в том, что Россия не смогла существенно повлиять на ход событий в республике является несогласованность политической позиции элиты.
К сожалению, в «киргизский» вопрос пытаются вмешаться не только с позиций государственной, национальной целесообразности, но и с позиций узких политических интересов, воспринимая Киргизию, только как площадку для кратковременных политических игр. В качестве примера можно привести группу парламентариев, связанных с «Социнтерном», не только поддерживающих националистически настроенных киргизских политиков, но и продвигающих провальную для Киргизии идею парламентской республики.

05 Июль 2010
Автор

кандидат экономических наук, политолог

Читайте также


Комментарии


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
ЧЕТЫРЕХДНЕВКА - АБСУРД; C ТЕМ ЖЕ УСПЕХОМ МОЖНО ВВОДИТЬ СИЕСТУ
ЦИФРЫ РОССТАТА ПО СРЕДНЕЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЗАРПЛАТЕ В РФ -- КРИВОЕ ЗЕРКАЛО
ПРОБЛЕМУ ПЕРЕНАСЕЛЕННОСТИ МОСКВЫ НЕ РЕШИТЬ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ В РЕГИОНАХ ПРОИЗВОДСТВА
ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НУЖНО НА ПРОГРАММЫ С ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИЕЙ К РОСТУ РОЖДАЕМОСТИ

Новости
04.10.2019 Российские профсоюзы 7 октября проведут акции с требованием повышения зарплат
04.10.2019 Каталонские социалисты поставили Санчеса в неловкую ситуацию
03.10.2019 Джонсон представил компромиссный план сделки по Brexit с учетом проблемы Ирландии
02.10.2019 В Греции прошла масштабная забастовка профсоюзов
02.10.2019 Путин считает, что либеральная идея "приелась" даже в либеральных странах
01.10.2019 Рейтинг правящей партии Литвы оказался выше, чем у оппозиции

Опрос
СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО СЕСТРЫ ХАЧАТУРЯН ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПРАВДАНЫ?





Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"