все поля обязательны для заполнения!


 
Эксперт. Кандидат технических наук.
« ЗАЧЕМ НАМ ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ И МОРАЛЬНО ИЗЖИВШИЙ СЕБЯ АВТОПРОМ? »


Тема российской автомобильной промышленности растиражирована достаточно широка, в СМИ периодически появляется информация о наших грандиозных достижениях в этой области. Однако стоит все же задуматься, зачем нам такой автопром нужен? Какие задачи он решает?
  С одной стороны, наличие собственной автомобильной промышленности говорит о том, что мы - супердержава. С другой стороны, очень странно наблюдать динамику развития нашей бюджетоемкой отрасли. Япония за время существования своего автопрома перескочила из ХIХ века в XXI. Корея практически превратилась в лидера мирового автопрома. Китай за последние десять лет вместо пародий на машины стал создавать механизмы, которые не разваливаются после старта, и напоминают настоящие автомобили.
  В России же ситуация, с точки зрения здравого смысла, объяснению не поддается. Специалисты есть, понимание того, каким должен быть автомобиль есть, примеры удачных конструкций есть, а машин нет. То есть, нет современных автомобилей - отсутствуют новые разработки, есть лишь давно устаревшие платформы, которые из года в год подвергаются внешнему тюнингу, при этом нам говорят, что это принципиально новые модели.

  К сожалению, на данный момент наша автомобильная инженерия носит вторичный характер. Притом, что эта вторичность еще и сильно отстает от первоисточника. Происходит это не от того, что у нас нет специалистов, а потому, что представители автобизнеса хотят делать “деньги здесь и сейчас", а любая новинка, любое новое инженерное решение требует вложения денег, которые вернутся совсем не скоро. Зато маркетинговая составляющая автобизнеса, наоборот, находится на передовых позициях.
  Необходимость государственных дотаций в российский автопром очень часто обосновывается социальными факторами - градообразующее предприятие, рабочие места, подрядчики и так далее. Однако, при более пристальном рассмотрении, обратим внимание на другое. Очень многие сферы бизнеса в нашей стране организованы по принципу инновационного центра “Сколково». То есть, задекларирован проект, который должен составить конкуренцию “Силиконовой долине», ставятся амбициозные и дорогостоящие задачи, которые, к сожалению, уже давно решены во всем мире, кроме нашей страны. На это выделяются огромные деньги, результат будет в любом случае, поскольку для этого надо всего лишь купить действующий образец, разработанный другими.
  По такому принципу существует и отечественный автопром. Есть амбициозные проекты, которые можно было бы воспринимать серьезно лет двадцать назад, а сегодня же - это просто повод «приклеиться» к бюджету. Поэтому автопром постоянно напоминает о себе, что в условиях нашей реальности заставляет задумываться о том, зачем «успешному» бизнесу так много и так часто о себе напоминать. При этом, с одной стороны, по словам представителей российской автомобильной промышленности, мы создаем современные и востребованные автомобили, а с другой стороны, постоянно нуждаемся в дотациях со стороны государства. Объем же продаж отечественных автомобилей неуклонно сокращается, что как-то “не вяжется” с образом успешного бизнеса.
  В частности, небывало крупную сумму планируется направить в будущем году на выплату субсидий для представителей отечественного автопрома. Проектом бюджета на 2014 год предусмотрено выделение для этих целей почти 100 млрд руб, сообщает газета «Известия». Конечно, можно испытывать гордость за державу, которая может с легкостью разбрасываться такими деньгами (бюджет пока позволяет), однако почему-то остается место сомнениям. На что будут направлены эти деньги?
   Дополнительно еще 12 млрд руб планируется выделить на проект «Кортеж», который предусматривает создание российского автомобиля представительского класса, а также автомобилей сопровождения. Во всем мире с такими автомобилями, видимо. наблюдается большой дефицит, поэтому мы решили сделать собственные. Впрочем, это не первая наша попытка в современной истории (ЗИЛ мы оставляем за скобками) и даже не вторая. Ранее «АвтоВАЗ» и «АЗЛК» уже разрабатывали автомобили представительского класса на базе ВАЗ-2110 и Москвича-2141. И эти попытки даже смешными назвать сложно, это просто  "инженерные судороги".

  Сегодня мы по-прежнему пытаемся заново открыть закон Ньютона. Зачем нам нужны такие проекты? Нам отвечают - для создания новых рабочих мест, только не уточняют, что рабочих мест будет совсем немного, и это будут рабочие места чрезвычайно высокооплачиваемых топ-менеджеров. Складывается ощущение, что истинной целью этих проектов является рост благосостояния небольшой группы руководящих сотрудников. Поскольку зарабатывать деньги за счет реализации продукции российского автопрома становится все трудней, деньги будут зарабатываться за счет получения дотаций из бюджета - тот, кто их получил, тот их и заработал. С другой стороны, есть примеры успешно работающего автобизнеса на территории России. Это заводы, построенные зарубежными автопроизводителями. Сначала они работали по принципу крупноузловой сборки, однако с течением времени локализация производств стала возрастать.

 

Примерный список производителей приведен в таблице.

Название предприятия Продукция Город
Автотор BMW 3 (F30), BMW 5 (F10) и 7 серии (E65/66), BMW X1 (E84), BMW X3 (E83), BMW X5 (E70), BMW X6 (E71), Chevrolet Tahoe, Cadillac СTS, Cadillac SRX, Cadillac Escalade, Chevrolet Aveo, Chevrolet Epica, Chevrolet Malibu, Chevrolet Lacetti, Opel Astra, Opel Zafira, Opel Meriva, Opel Insignia, Opel Mokka, Chevrolet Orlando, Chevrolet Captiva, Opel Antara, Opel Astra ST, Kia cee'd, Kia Sportage, Kia Rio, Kia Soul, Kia Carens, Kia Mohave Калининград
Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус Hyundai Solaris (Hyundai Accent), Kia Rio Санкт-Петербург
Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия Toyota Camry Санкт-Петербург
Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус Nissan Teana, Nissan X-Trail, Nissan Murano, Infiniti FX, Infiniti M Санкт-Петербург
Дженерал Моторз Авто Chevrolet Cruze, Chevrolet Captiva, Opel Antara, Opel Astra Шушары (Санкт-Петербург)
ТагАЗ Hyundai (старые модели), BYD F3 Таганрог
Форд Мотор Компани Ford Focus, Ford Mondeo Всеволожск
Автофрамос (АЗЛК) Renault Logan, Renault Sandero, Renault M?gane, Renault Fluence, Renault Duster Москва
Соллерс-Набережные Челны FIAT Albea, FIAT Linea и FIAT Doblo (В 2011 году производство и сотрудничество с Fiat остановлено) Набережные Челны
Соллерс-Елабуга FIAT Ducato Елабуга
Соллерс-Дальний Восток SsangYong Rexton, SsangYong Kyron, SsangYong Actyon, SsangYong Actyon Sports Владивосток
ПСМА Рус Peugeot 308, Peugeot 408, Citroen C4, Citroen C-Crosser, Peugeot 4007, Mitsubishi Outlander Калуга
Mazda Sollers Manufacturing Rus Mazda CX-5, Mazda6 Владивосток
Соллерс-Буссан Toyota Land Cruiser Prado Владивосток
Mercedes-Benz Trucks Vostok Mercedes-Benz Actros, Mercedes-Benz Axor Набережные Челны
Ford Sollers Ford Kuga, Ford Galaxy, Ford Transit, Ford S-MAX, Ford Explorer Татарстан
Volkswagen Group Skoda Octavia, Skoda Superb, Skoda Roomster, Skoda Fabia, Skoda Fabia Combi, Skoda Yeti, Volkswagen Passat, Volkswagen Passat CC, Volkswagen Tiguan, Volkswagen Golf, Volkswagen Touareg, Volkswagen Jetta, Volkswagen T5, Volkswagen Caddy, Audi A4, Audi A5, Audi A6, Audi Q5, Audi Q7 Калуга, Нижний Новгород
Вольво Восток грузовики Volvo и Renault Калуга
Скания-Питер автобусы Scania Шушары (Санкт-Петербург)
Дервейс Lifan Solano, Lifan Breez, Lifan Smily, Haima 3, Geely MK, Geely Emgrand, Great Wall Hover Черкесск

 Источник: Википедия

  Перечень брендов и типов выпускаемых автомобилей, приведенных в таблице, впечатляет, и, очевидно, что он будет только расширяться. Тогда зачем нам поддерживать технологически и морально изживший себя отечественный автопром, который может заглотить любую сумму без каких-либо гарантий положительного результата?
Ясно, что слова о поддержании отечественного автопрома - просто ширма, красивый PR-ход, поскольку основная задача этих проектов, перефразируя Остапа Бендера, - это «сравнительно честное освоение бюджета».
 

19 Ноябрь 2013

Комментарии
Сергей Бахматов  |  24 Ноябрь 2013 в 12:23
Капитализм везде одинаковый (включая частные и государственные корпорации), так как при нём развитие осуществляется по пути наименьшего сопротивления капиталу, то есть извлечения простой и быстрой прибыли, а не в интересах общества в целом. Высокотехнологичные отрасли производства на Западе сложились исторически в период первичной экспансии (отсутствие конкуренции) и закрепились в доброй традиции. По этой причине наш капитализм в силу технологического отставания и наличия больших запасов сырьевых ресурсов не может принять инновационную форму, и мы обречены на ещё большее отставание. В восточных странах (Южная Корея, Китай) с запасами сырья несколько хуже, наверное, этим объясняются попытки конкурировать с высокотехнологичным Западом.


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
ФИДЕЛЬ КАСТРО, ВНЕ ВСЯКОГО СОМНЕНИЯ, ЯРЧАЙШАЯ ФИГУРА НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
ЭРА-ГЛОНАСС: ШАГ К ПРОГРЕССУ ИЛИ ОЧЕРЕДНАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ АВАНТЮРА?
СТОИТ ЛИ УЧИТЕЛЯМ ОЖИДАТЬ ПОЗИТИВНЫХ ПЕРЕМЕН В СВЕТЕ НАЗНАЧЕНИЯ НОВОГО МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ?
ЕСЛИ НА БРИТАНСКОМ РЕФЕРЕНДУМЕ БУДЕТ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О ВЫХОДЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ ДЛЯ ЕС ДОВОЛЬНО ТЯЖЕЛЫМИ

Новости
25.04.2017 ЕС потребует от Британии 2 млрд евро за неуплату пошлин - СМИ
25.04.2017 СМИ: Россия возобновила действие меморандума с США по полетам над Сирией
25.04.2017 Число погибших в ходе протестов в Венесуэле выросло до 23 человек
25.04.2017 Почти 40% россиян обвинили государство в неисполнении обязанностей перед народом
24.04.2017 Литовские социал-демократы не согласны с выводами парламентского комитета в отношении своего однопартийца

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"