все поля обязательны для заполнения!


 
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА САНЧЕСА ГОД СПУСТЯ
НАТАЛЬЯ АНИКЕЕВА
Профессор кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО МИД России

 ИСРП (Испанская социалистическая рабочая партия) во главе с Педро Санчесом впервые пришла к власти 1 июня 2018 г. В этот день король Испании Филипп VI подписал указ о его назначении главой правительства, поскольку Конгресс депутатов вынес вотум недоверия кабинету Народной партии М. Рахоя из-за обвинений в коррупции.

В журнале «Политика Экстерьор» в мае 2019 г. была опубликована статья Санчеса, в которой он представил свою внешнеполитическую программу. Главная роль в ней отводится отношениям Испании с ЕС, подчёркивается значимость отношений с НАТО, а также считается необходимым реализовывать «Цели устойчивого развития ООН». Среди разносторонних форматов продуктивного межгосударственного диалога были названы «Большая двадцатка» и Всемирный экономический форум в Давосе. В программе значительное внимание уделяется теме взаимоотношений со странами Латинской Америки.

После проведения в ноябре 2019 г. вторых парламентских выборов были определены основные цели коалиционного правительства ИСРП и «Вместе мы можем» (Unidas Podemos). Концептуальные основы этих договорённостей о сотрудничестве между П. Санчесом и П. Иглесиасом были зафиксированы в соглашении, подписанном ими 30 декабря 2019 г. Документ получил название «Прогрессистская коалиция. Новое соглашение для Испании». В нём были представлены задачи правительства в сфере внутренней и внешней политики. В частности, речь идёт о содействии смягчению мировой напряжённости и развитию сотрудничества на принципах многосторонности в международных делах, а также об эффективном противодействии распространению на территории Испании негативных последствий климатических изменений.

В январе 2021 г. исполнился год после официального утверждения П. Санчеса в должности председателя коалиционного правительства. В июле 2021 г. он произвёл кадровые перестановки. На пост главы МИД Испании был назначен Хосе Мануэль Альбарес, сменивший на этой должности Аранчу Гонсалес Лаю. Прежде он был послом в Париже. Новый глава внешнеполитического ведомства заявил, что «кризис в области здравоохранения, вызванный пандемией коронавируса, уже перерос в экономический и социальный».

 

Приоритеты внешнеполитической стратегии Испании
26 января правительство опубликовало внешнеполитическую стратегию на 2021–2024 гг. Документ появился во время инаугурации нового президента США Джо Байдена. Напомним, что правление предыдущего лидера Дональда Трампа не лучшим образом сказалось на испано-американских отношениях: контакты Мадрида и Вашингтона осуществлялись достаточно редко. По мнению Санчеса, при Байдене Испания и ЕС смогут улучшить взаимоотношения с США.

Приоритетами внешнеполитической стратегии Мадрида являются Евросоюз и США. Вдокументе отмечается, что главной линией на ближайшие несколько лет становится лозунг «Больше Европы», подчёркивается, что ЕС должен играть ведущую роль в системе современных международных отношений, а Испания – быть одним из лидеров внутри Евросоюза. Большое значение придаётся сотрудничеству с ЕС в области миграционной политики и вопросам координации позиций в еврозоне.

На содержание новой внешнеполитической стратегии повлиял глобальный финансовоэкономический кризис, спровоцированный пандемией коронавируса. Затрагивается в документе и проблема изменения климата. Напомним, что Мадрид был местом проведения климатического саммита 2019 г.

Для Испании традиционно важны отношения с Марокко, ближайшим соседом в Северной Африке. Мадрид всегда стремился к укреплению отношений ЕС – Марокко. Однако препятствием на этом пути является отсутствие соглашения о свободной торговле. Переговоры по нему были начаты в марте 2013 г., но приостановлены в 2015 г.. В Марокко сочли предложение ЕС «асимметричным», поскольку стороны полностью разошлись во мнениях по вопросу о торговле и рыболовстве. Это негативным образом повлияло и на переговоры по соглашению о реадмиссии, инициатором которого в 2000 г. выступила Испания. Преодолеть разногласия между Марокко и Еврокомиссией не удалось.

Брюссель настаивает на реадмиссии в Марокко мигрантов из третьих стран и самих марокканцев. Рабат считает такой подход неприемлемым. Испанская сторона не разделяет официальную позицию Еврокомиссии по данному вопросу. Бывший министр иностранных дел Испании А. Гонсалес Лайя 22 апреля 2021 г. во время выступления в испанском парламенте сделала заявление по этому поводу. В частности, она подчеркнула, что «прилагаются значительные усилия для формирования консенсуса внутри ЕС, чтобы поддержать партнёра Испании в
Северной Африке».

Дипломатический и миграционный испано-марокканский кризис, возникший в 2021 г., был признан самым тяжёлым со времён конфликта из-за о. Перехиль в 2002 г. Однако П. Санчес выступает против конфронтации. На заседании Европейского совета 24-25 мая 2021 г. он заявил, что Мадрид стремится «сохранить испано-марокканские отношения, основанные на доверии и уважении границ друг друга». Ведь эскалация конфликта может лишь ухудшить ситуацию и затруднить разрешение миграционного кризиса. Преодолеть все сложности в испано-марокканских отношениях в ближайшее время пока не представляется возможным. Тем не менее Мадрид способствует предотвращению роста напряжённости между Марокко и ЕС.

Испания поддерживает миграционную политику ЕС и выступает против незаконных мигрантов. В мае 2021 г. между Мадридом и Рабатом возникли определённые трудности изза массового проникновения людей из Марокко в Сеуту. Министр внутренних дел Фернандо Гранде Марласка заявил, что бóльшая часть лиц, которые ненадлежащим образом пересекли границу, возвращены в Марокко. 

 Во внешнеполитической стратегии Испании указано, что Великобритания является одним из её основных партнёров. Важной проблемой в их взаимоотношениях остаётся статус Гибралтара. 31 октября 2020 г. Мадрид и Лондон согласовали правила пересечения границы после брекзита гражданами ЕС и Великобритании. В частности, принципы Шенгена могут применяться и к Гибралтару. Напомним, что соглашение по брекзиту, регулирующее проблему «жёсткой границы» в Северной Ирландии, было ратифицировано Лондоном и Европарламентом в январе 2020 г. В результате официального выхода Великобритании (и вместе с ней Гибралтара) из ЕС 1 февраля 2020 г. завершился сложный переговорный процесс. В итоге в действие вступили четыре меморандума о взаимопонимании по Гибралтару.

В свою очередь, 22 июня 2020 г. бывший министр иностранных дел Испании А. Гонсалес Лайя побывала с визитом в Кампо-де-Гибралтар и провела встречу с главным министром Гибралтара Ф. Пикардо. Правые («Граждане» и Народная партия) назвали это событие «исторической ошибкой». Негативное отношение оппозиции обусловлено тем, что она расценила эту встречу как государственный визит и признание Гибралтара равноправным партнёром. Однако МИД Испании настаивает на том, что позиция Мадрида в отношении Гибралтара остаётся неизменной. Правительство П. Санчеса исходит из того, что необходимо вести диалог с гибралтарскими властями в духе Трёхстороннего Форума. Испания и Великобритания продолжили переговоры о статусе Гибралтара после 1 января 2021 г.

Традиционно важное место в новой стратегии внешней политики отведено Латинской Америке. Особенно обозначена роль Мадрида в налаживании диалога между ЕС и латиноамериканскими государствами. Планируется увеличить взаимные инвестиции между Испанией и такими государствами как Чили, Аргентина, Бразилия, Уругвая, улучшить отношения с Кубой. В августе 2018 г. П. Санчес посетил Боливию, Коста-Рику, Колумбию и Чили. Он считает, что во время правления предыдущего правительства при обсуждении латиноамериканской повестки в рамках ЕС ощущалось «отсутствие» Испании.

Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррель подчеркнул, что намерен содействовать проведению саммитов по линии ЕС – СЕЛАК. Согласно его мнению, это «уникальная возможность» поддержания межрегионального политического диалога». 22 ноября 2018 г. П. Санчес совершил визит на Кубу и встретился с председателем Государственного совета и Совета министров Кубы Мигелем Диас-Канелем. Была достигнута договорённость о проведении регулярных политических консультаций на уровне внешнеполитических ведомств, в частности, по вопросам, связанным с правами человека.
Король Испании Филипп VI посетил с историческим визитом Гавану в ноябре 2019 г., что также способствовало развитию двусторонних отношений.

 Правительство П. Санчеса поставило перед собой ряд конкретных задач по укреплению взаимодействия между ЕС и Латинской Америкой. Речь идёт о дальнейшем проведении Иберо-американских конференций, о преодолении венесуэльского кризиса, а также об усилиях ЕС по борьбе с экономическими проблемами, вызванными пандемией коронавируса. XXVII иберо-американский саммит, который должен был состояться в ноябре 2020 г., отменили в связи с пандемией, но следующую конференцию провели 21 апреля 2021 г..

В июле 2021 г. власти Испании потребовали освобождения задержанной на Кубе независимой журналистки издания «АБЦ» Камилы Акосты. Глава МИД Испании Хосе Мануэль Альбарес заявил, что «Испания защищает право на свободную и мирную демонстрацию граждан Кубы и просит кубинские власти уважать его». Он потребовал незамедлительного освобождения Акосты. По версии газеты «AБЦ», журналистка была задержана по подозрению
в «преступлениях против безопасности государства». Она была среди представителей СМИ, которые освещали протесты в Гаване и в нескольких городах республики.

11 августа 2021 г. правительство Испании решило отозвать своего посла в Манагуа (Никарагуа) для консультаций после коммюнике местного правительства, в котором содержались обвинения против Испании и её властных институтов. Никарагуа вот уже три года находится в политическом и экономическом кризисе. Испанская сторона настаивает на том, чтобы Манагуа «выполнила обязательства перед международным сообществом в области прав
человека, гарантируя права своих граждан на свободное участие в политической жизни страны». 


Испания и НАТО
На состоявшемся в Брюсселе в июне 2018 г. саммите Североатлантического альянса Санчес объявил о готовности Мадрида возглавить новую антитеррористическую миссию НАТО в Тунисе. Тогда впервые состоялась его встреча с президентом США Д. Трампом. Соединённые Штаты призвали союзников увеличить расходы на оборону до 2% ВВП до 2024 г. В 2020 г. расходы Испании по этому показателю составили 1,17% ВВП.
Испанские военные находились в Афганистане до середины 2021 г. в рамках миссии НАТО «Решительная поддержка». 14 апреля 2021 г. МИД и Министерство обороны Испании объявили, что все испанские военнослужащие в Афганистане покинут эту страну. Это заявление было сделано после решения президента Джо Байдена вывести оттуда американский контингент .
Как отметила испанская газета «Эль Паис», 27 августа 2021 г. 81 гражданин Испании покинул Афганистан, среди них были военные, сотрудники посольства и правоохранительных органов, а также два последних самолёта ВВС Испании прибыли в Дубай из Кабула, тем самым завершив операцию по эвакуации людей из Афганистана. В результате удалось вывезти в общей сложности около 1,9 тыс. человек.
Позиция правительства П. Санчеса в отношении России не отличается существенно от других участников НАТО. Мадрид, так же как и страны Запада, продолжает придерживаться натовской политики «сдерживания» России. 21 августа 2021 г. российская сторона с недоумением узнала о решении Испании не допустить корабли российского ВМФ в порт города Сеуты, что противоречит Декларации о стратегическом партнёрстве стран 2009 г. По мнению МИД РФ, такое решение Испании не соответствует духу этого документа и является «свидетельством её равнения на русофобское крыло НАТО в период подготовки стран – членов Альянса к очередному саммиту, проведение которого запланировано на 2022 г. в Мадриде».

МИД Испании поддержал доклад под названием «НАТО 2030: единство в новой эре», представленный генеральным секретарём Альянса в 2020 г. В нём отмечается необходимость «комбинированного» подхода – сдерживание России и ведение предметного диалога в Совете Россия – НАТО в случаях, когда это возможно». Сделан вывод, что политика «сдерживания» в отношении России будет продолжена в перспективе до 2030 г. 

После заседания Совета Европы в Брюсселе 26 июня 2021 г., П. Санчес подчеркнул, «что для Испании важно, чтобы у неё был чёткий диалог с ясно обозначенными красными линиями ЕС, но у неё есть интересы в отношениях с Россией». Это означает, что испанское руководство поддерживает «открытые каналы с Россией и не закрывает диалог, несмотря на отказ лидеров ЕС принять предложение немецкого канцлера А. Меркель пригласить президента РФ В. В. Путина на европейский саммит». Вместе с тем Мадрид поддерживает новую стратегию ЕС в отношении Москвы, представленную главой дипломатии ЕС Ж. Боррелем. Этот документ основывается на трёх принципах – дистанцироваться, сдерживать и взаимодействовать. Он принят в условиях, когда перспектива тесного партнёрства между ЕС и РФ представляется отдалённой, и Евросоюз ищет пути, позволяющие перевести отношения с Москвой в более предсказуемую плоскость.

 

* * *
У сменявшихся правительств на протяжении всего постфранкистского периода существовали разные подходы по вопросам внешнеполитического курса страны. Однако к приоритетным направлениям внешней политики Испании традиционно относятся: европейское, средиземноморское, ближневосточное, атлантическое и латиноамериканское. Необходимо также особо выделить отношения Испании с Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

ИСРП, так же, как и Народная партия, выступает за активизацию роли Мадрида намеждународной арене, признаёт значимость участия страны в ЕС и НАТО, а также необходимость сотрудничества с Латинской Америкой и Средиземноморьем. Несмотря на политическое противостояние, которое существует между «народниками» и ИСРП, их позиции по вопросам внешней политики во многом совпадают. Эти ведущие партии Испании оказывают на её внешнюю политику более значимое воздействие, чем такие политические силы как «Вместе мы можем», «Граждане» и «Вокс».

Руководство Испании в начале ХХI в. стремится к усилению национального влияния в рамках ЕС с помощью реализации своего внешнеполитического потенциала. География внешнеполитической активности ЕС рассматривается не в контексте распространения европейских ценностей, а исходя из того, насколько она способна укрепить позиции Евросоюза в новом мире. Такого рода переориентация – это ответ на необходимость – сохранить принципы широкого сотрудничества как основы внешнего влияния ЕС.

 

Статья была опубликована в научно-аналитическом вестнике ИЕ РАН, 2021, #5

12 Ноябрь 2021

Комментарии


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
КОЛЛАПС ИЛИ РЕНЕССАНС
ПРЯЧЕМ ПОД МАТРАС
ПЕРИПЕТИИ ТРУДОВОЙ РЕФОРМЫ В ИСПАНИИ
ЧЬИ РАСХОДЫ ВЫРАСТУТ ИЗ-ЗА САНКЦИЙ

Новости
12.03.2022 Борич вступил в должность президента Чили и утвердил новое правительство
10.03.2022 Президентом Венгрии впервые избрана женщина Каталин Новак
10.03.2022 Россия выходит из Совета Европы
10.03.2022 Южную Корею после выборов может накрыть волна протестов – эксперт
10.03.2022 ООН на фоне санкций против РФ: ограничения не должны вредить обычным гражданам
09.03.2022 Приостанавливающие работу в РФ компании должны оплачивать сотрудникам простой - профсоюзы

Опрос
ОЦЕНИТЕ ВЫБОРЫ В ГОСДУМУ В 2021 ГОДУ






Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"