все поля обязательны для заполнения!


 
ЧЕХИЯ НАКАНУНЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ
МИХАИЛ ВЕДЕРНИКОВ
Старший научный сотрудник Института Европы РАН


В первой половине 2021 г. правящее движение АНО стремительно теряло популярность среди чешского населения. Впервые за 10 лет существования оно уступило лидирующее положение в опросах общественного мнения. Однако с июня, исследования вновь начали показывать рост интереса чехов к этой политической силе.

Так, в июльском отчёте социологической службы Median АНО вернулось на первую строчку рейтинга (26%), на второе место переместилась коалиция «Вместе» (21,5%), обойдя объединение «Пираты и старосты» (20%) – фаворита предшествовавших соцопросов. Изменение предпочтений электората можно объяснить тем, что правительству А. Бабиша удалось, наконец, продемонстрировать свою эффективность в борьбе с распространением коронавирусной инфекции. Оно добилось слома неблагоприятной тенденции, когда Чехия на протяжении нескольких зимних месяцев 2020–2021 гг. занимала высокие позиции в мировых антирейтингах по числу заболевших и умерших.

Таким образом, предварительные цифры указывали на неопределённость исхода осенних парламентских выборов и важность организации продуманной и взвешенной кампании для каждого участника избирательной гонки. Многое зависело от выбранной стратегии её проведения, акцентирования внимания на тех группах населения, активизация диалога с которыми могла привести к получению дополнительных политических очков.

 

Политическая программа АНО
АНО, появившись на чешской политической сцене в 2011 г. как движение, выступающее за слом непопулярных моделей правления предшествовавших правительств, расположившись в центре политического спектра, предлагало своим избирателям подчас простые решения сложных проблем. Использование нарочито популистских приёмов и антикоррупционная риторика импонировали чешскому избирателю, и он активно голосовал за него. Вдобавок попав во власть – сначала в качестве участника коалиционного кабинета в 2014 г., а затем возглавив его в 2017 г. – представители АНО проводили социально-экономическую политику, повысившую материальное благополучие чехов.

В 2021 г. ситуация стала сложнее. Находясь в состоянии «осаждённой крепости» и подвергаясь массированным обличениям со стороны местных оппозиционных СМИ, движениедолжно было использовать нестандартные предвыборные методы, чтобы избавиться от скандального реноме и напомнить гражданам об успехах правительства А. Бабиша, которые оставались незамеченными на фоне кампании против его главы. Для этого в середине июля была
организована массовая рассылка бумажных писем всем жителям Чехии от имени премьера, где он указал на главные достижения его кабмина за прошедшие четыре года. Средний размер пенсии увеличился с 11 745 чеш. крон в 2017 г. до 15 351 в 2021 г., т.е. на 23%. Для лиц старше 65 лет и студентам до 26 лет была установлена скидка 75% на проезд в транспорте (автобус, поезд). Минимальная оплата труда повысилась с 8 500 до 15 200 чеш. крон, т.е. на 44%.  Отмечен также рост заработных плат для лиц, занятых в бюджетной сфере. Они превысили средний показатель по стране в 36 057 чеш. крон. Так, в 2021 г. учителя получали в среднем 45 тыс., полицейские, пожарные и военные – 50 тыс., медсестры – 58 тыс., соцработники – 38 тыс. чеш. крон. Был снижен налог на прибыль с 20,1% до 15%.

Особая гордость А. Бабиша, поскольку он сам был некоторое время министром финансов, – уменьшение государственного долга, который за период с 2014 по 2019 г. был сокращён с 41% до 29%. Несмотря на пандемию COVID-19 и рост этого показателя до 36,9% в 2021 г., он не превысил уровня 7-летней давности.

 Впервые в истории Чехии был разработан Национальный инвестиционный план на 2020–2050 гг., в котором содержалось 20 тыс. инфраструктурных проектов на общую сумму 8 трлн чеш. крон. Их реализация должна была стать основой долгосрочного плана развития страны, рассчитанного на несколько следующих легислатур. В письме Бабиш акцентировал внимание на развитии дорожного строительства в годы его правления. Так, при нём было сооружено 117,9 км новых автомагистралей; 106,4 км дорог находились в процессе строительства, в то время как его предшественники с 2011 по 2014 гг. не смогли запустить ни одного километра дорог. В социальной области к важным достижениям Бабиша можно отнести повышение на 27% финансирования сферы здравоохранения с 284,8 до 391,6 млрд чеш. крон. Было увеличено единовременное пособие по уходу за ребёнком с 220 тыс. до 300 тыс. чеш. крон, для многодетных семей – с 330 тыс. до 450 тыс. чеш. крон. Ипотека для молодых семей была снижена до 1% в год.

Хотя А. Бабиш своим письмом формально запустил предвыборную кампанию АНО, сам он это не признавал, поскольку такая акция, требовавшая по подсчётам его противников около 6 млн крон, не вписывалась в строго ограниченный чешским законодательством бюджет, который политики могли использовать для привлечения электората. Но премьер пошёл ещё дальше и, как и четыре года назад, опубликовал книгу «Поделись, прежде чем они это запретили». В работе личный взгляд политика на произошедшие в стране за последние четыре года изменения, его собственный опыт управления государством, переплетается с размышлениями его коллег и соратников о месте Чехии в мире, планах её развития в будущем и стратегических приоритетах. Хотя официальная предвыборная программа движения будет опубликована только в сентябре, несомненно, данную книгу можно рассматривать как её основу.

Закрепившись во власти на волне роста антимиграционных настроений, Бабиш вновь использовал испробованный приём. Он указал на недопустимость соглашения об обязательных квотах на размещение в стране беженцев из стран Африки и Ближнего Востока. В его представлении это привело бы к «исламскому сепаратизму через 10 лет», размыванию чешского культурного кода.  Призывы своих главных конкурентов – «пиратов» – к созданию «мира без границ», принятию Глобального договора о миграции и проявлению солидарности с партнёрами по ЕС в этом вопросе он расценил как угрозу. В качестве примера политического деятеля, на которого стоит равняться, он назвал венгерского премьера В. Орбана. Чешский премьер причислил его к своим друзьям, чего, кстати, не удостоился ни один другой иностранный политик. Венгерский лидер ответил взаимностью. Мнения Орбана о политике и самóм Бабише фактурно отражают политическую ориентацию чеха и идеологию, которой он наделяет движение АНО. «Мы – я и Бабиш – центральноевропейцы, которые желают сохранить свою родину такой, какой мы её любим… [он] принадлежит к тем, кто вместо того, чтобы гнаться за какими-то фантомами, чтобы спасти мир, концентрирует внимание на простых вещах, например, таких как нация и семья».

 Неудивительно, что одним из основных приоритетов Бабиш назвал необходимость стимулировать рождаемость, чтобы каждая молодая семья насчитывала минимум три ребёнка. Для этого он предложил создать необходимые условия, а именно ввести беспроцентную ипотеку, строить доступное жильё. Пример соседних Польши и Венгрии, которые сумели осознать важность этого вопроса, должен, по его мнению, вдохновлять чешские власти.

В книге заметно стремление автора пойти навстречу существующим общественным настроениям, сделать акцент на политических тенденциях, имеющих большую поддержку среди избирателей, и продемонстрировать свою причастность к их продвижению. Так, например, целая глава посвящена женщинам, их участию в работе АНО. Желая выглядеть сторонником феминизации политики и осознавая важность женского электората, Бабиш активно использует пример министра финансов Алены Шиллеровой, сумевшей успешно провести страну через трудности, вызванные пандемией коронавируса, и сохранившей государственные финансы в стабильном состоянии. Вдобавок он отмечает значительное увеличение числа женщин в политике («как никогда раньше») за время его правления. В подобном ключе можно оценить фиксацию внимания читателя на важности поддержки армии и реализованных правительством АНО мерах по увеличению её финансирования, которое достигло максимума в истории Чехии.   

 Отчасти обращение к этой теме вызвано тем, что в 2020 г. вооружённым силам страны доверяло 75% граждан, с чем не мог сравниться ни один политический институт или орган государственной власти. В то же время те тенденции, которые не получали одобрения со стороны большинства населения, а именно ЛГБТК+, БЛМ, радикальные экологические инициативы или игнорировались, или открыто отвергались. Так, Бабиш отказывался вставать на колено после событий, произошедших в США; выступал против «экологических террористов», из-за которых задерживалась реализация важных инфраструктурных проектов. Не говоря ничего напрямую о нетрадиционных отношениях, он продемонстрировал, что определённо не является их сторонником, поскольку это шло вразрез с центральным тезисом книги о важности поддержки полноценной семьи, в которой воспитываются дети.

Важной темой, которую Бабиш не обошёл стороной, стало здравоохранение. Не останавливаясь исключительно на действиях правительства по преодолению пандемии (466,6 млрд чеш. крон было потрачено до февраля 2021 г. на поддержание национальной экономики, поступление 1 480,3 млрд чеш. крон было обеспечено из фондов ЕС), он заострил внимание на возможно более существенной проблеме, а именно онкологических заболеваниях, жертвами которых в Чехии каждый год становятся 70 тыс. человек.

 Он предложил разработать Чешский национальный план по борьбе с раком и учредить Чешский онкологический институт, использовав средства, полученные от ЕС на постпандемийное восстановление экономики. Бабиш указал на необходимость завершить «революцию в чешской медицине», начало которой было положено в годы его правления: инвестировано 12 млрд чеш. крон в модернизацию больниц, средняя зарплата врачей и медсестёр достигла среднеевропейского показателя, начата цифровизация чешского здравоохранения. Главные цели на будущее: сокращение разрыва между качеством оказываемых услуг в региональных больницах и тех, что располагаются в крупных городах; снижение числа тяжелобольных за счёт проведения регулярных медосмотров лиц пожилого и старшего возраста.

В области внешней политики заметно желание Бабиша показать Чехию страной, интересы которой выходят далеко за пределы Европы и имеют глобальное измерение. Европейское направление премьер упомянул только в ситуациях, связанных с успешным преодолением Чехией навязываемых ей правил поведения, как в случае с обязательными квотами. Её ближайшими союзниками в «Старом Свете» выступают страны – участницы Вишеградской группы. При этом сильный акцент сделан на сотрудничество с Венгрией и Польшей как государствами, которые обладают чёткой и независимой позицией по отношению к ЕС. В свою очередь, Словакия, традиционный и исторический партнёр, остаётся в тени. Отчасти из-за нестабильной политической ситуации внутри страны и прихода к власти сил, которые ориентируются прежде всего на Брюссель.

 Неудивительно, что Бабиш указал в первую очередь на свою центральноевропейскую идентичность, избегая говорить о себе как об убеждённом европейце или о безраздельной принадлежности Чехии к Европе, как это делают многие его оппоненты. Предметом гордости Бабиша стали визит в Белый дом и переговоры с президентом США Д. Трампом, турне по странам Азии (Япония, Вьетнам, Сингапур, Индия). Несмотря на сложности взаимоотношений с Россией, среди выдающихся политиков, с которыми ему довелось пообщаться, наравне с Д. Трампом и председателем КНР Си Цзиньпином, он называет и президента РФ В.В. Путина.  

Несомненно, что книга «Поделись, прежде чем они это запретили», при написании которой автор обращался к политическим консультантам и маркетологам, является выверенным политическим инструментом. Выбранные темы и сделанные акценты нацелены прямиком на те группы населения, которые рассчитывают привлечь для голосования в пользу Бабиша.
Социологические исследования показывают, что движение АНО традиционно поддерживают граждане со средним образованием в возрасте старше 55 лет; чехи, окончившие вуз, голосуют за партию не так активно, однако потенциал для роста поддержки среди них имеется.

 

Предвыборные программы оппонентов АНО
В отличие от АНО его противники представили общественности свои политические программы ещё весной – в начале лета 2021 г. Во многих вопросах обещания политиков из оппозиции звучали схоже с заявлениями лидера АНО. Так, в области финансов они выступали за снижение госдолга, приведение в порядок налогообложения. В социальной сфере – за создание условий для возведения доступного жилья молодым семьям, принятие мер по их всесторонней поддержке. Сходились они и во мнении о важности реализации крупных инфраструктурных проектов, которые должны способствовать улучшению транспортной доступности страны, выступали за увеличение финансирования здравоохранения, цифровизация госуправления, поддержку науки и приведение стандартов образования к требованиям XXI в.

Несмотря на кажущуюся близость программ, главное отличие между АНО и оппозицией сводилось всё же к разному представлению о месте Чехии в Европе и мире, её позиционировании на международной арене. Более того, основным конкурентам Бабиша, которые долгое время не руководили государством (например, центральный участник коалиции «Вместе» Гражданская демократическая партия с 2013 г. находится в оппозиции) или вообще не имели опыта управления (Пиратская партия), сложно было предъявить премьеру реальные примеры его несоответствия занимаемой должности. Как показано выше, его кабмин достиг заметных результатов, ставить под сомнение которые было бесполезно. Представители коалиции «Вместе» (ГДП, ТОП 09, Христианско-демократический союз – Чехословацкая народная партия) подчёркивали принадлежность Чехии к Западу и безальтернативность подобной ориентации.

Они выступали за активную, предсказуемую внешнюю политику, основанную на западных ценностях и свободах и базирующуюся на многолетних чешских традициях. Членство в ЕС рассматривалось как возможность «закрепить геополитически уязвимую, транзитную страну в европейском регионе и обеспечить её процветание». Фундаментом обороноспособности считается НАТО, членство в которой подразумевало исполнение обязательств по тратам 2% ВВП на военные нужды к 2025 г. Прибегая к формуле «NATO first», гражданские демократы
полагают недопустимым участие Чехии в проектах по созданию европейской армии (PESCO). Подчёркивалась важность сохранения сплоченности блока против внешних угроз, прежде всего со стороны России (для этого предлагалось увеличить воинские контингенты альянса в странах Балтии и Польше). Неудивительно, что достаточно много места в тексте программы отведено планам коалиции по повышению обороноспособности государства.   Предлагалось учредить ведомство по переоснащению вооружённых сил Чехии, разработать новые правила по координации разрешения кризисных ситуаций, принять новую стратегию безопасности, более эффективную в отношении гибридных и информационных угроз. Предложено проводить систематическую подготовку населения к чрезвычайным ситуациям, например, ввести в средней школе курс ОБЖ. Внимание к этой теме и её артикуляция в предвыборной кампании не в последнюю очередь вызваны громкой реакцией участников коалиции на чешско-российский дипломатический кризис весной 2021 г. В ходе него отношение к Москве поменялось у значительной части населения, особенно чувствительно это событие воспринял электорат ГДП. Россия стала рассматриваться потенциальным врагом, а правительство Бабиша, которое накануне апрельских событий планировало закупку российской вакцины, ненадёжным, наносящим вред безопасности страны и ставящим под сомнение евро-атлантический вектор развития Чехии.

Коалиция Чешской пиратской партии и движения «Старосты и независимые» – «Пираты и старосты» (ПиС) решила использовать электоральный потенциал регионов, в которых они получили значительную поддержку на последних местных выборах. Они предлагали разработать развитую систему самоуправления, учитывать запросы небольших территориальных единиц Чехии при кратко- и долгосрочном планировании. Остановить отток населения из провинции в крупные мегаполисы планировалось путём возведения транспортной инфраструктуры, интенсификации трансграничного сотрудничества, цифровизации экономики, усиления связанности отдалённых частей страны с центром.

ПиС, критиковавшие АНО за то, что его представители не готовятся к председательству страны в Совете ЕС в 2022 г., в своей программе подробно расписали задачи Чехии, которые ей предстоит решить в ходе этого мероприятия.   Пристальное внимание предполагалось обратить на завершение постпандемического обновления экономики ЕС и проведение мер по поддержке и регулированию цифровизации. Отмечалось, что «событие, которое проходит на
территории страны раз в 14 лет, должно подтвердить позитивный образ Чехии, чтобы кто-то в ЕС не ставил бы под сомнение её приверженность проевропейскому вектору развития».

Во внешнеполитической сфере ПиС рассчитывали усилить голос Чехии в ЕС за счёт взаимодействия с государствами, с которыми совпадала их позиция, не ограничивая круг союзников только партнёрами по вишеградской «четвёрке». Говоря о том, что внешний курс государства лишён целостности, они призывали проводить ответственную и гуманистическую политику, противостоя недружественным действиям «недемократических режимов – России и Китая». В этой связи предлагается поддерживать гражданское общество, независимые СМИ и оппозицию в странах с авторитарными режимами, вводить чешские санкции против таких государств, ограничивать их в получении высокотехнологичной продукции.

В угоду ценностному измерению внешней политики обе оппозиционные коалиции ставили под сомнение целесообразность отношений – пусть и чисто прагматичных – с Поднебесной. Так, они выступали за сотрудничество с Тайванем как с независимым государством. Принимая во внимание реакцию Пекина летом 2021 г. на открытие его представительства в Литве (когда был отозван посол КНР), можно ожидать ухудшения отношений с главным экономическим партнёром Чехии за пределами Европы.

 

Программы возможных коалиционных партнёров АНО
На противоположном полюсе чешской политической сцены находилась партия «Свобода и прямая демократия» (СПД), которая за четыре года работы в парламенте, хотя и сохранила радикальность убеждений, однако стала рассматриваться как вполне допустимый элемент чешской политики.  Отражая взгляды определённых слоёв населения (10%), недовольных членством страны в НАТО и ЕС, представители СПД предлагали провести референдум о выходе из этих наднациональных объединений. Выступая как антиэлитарная сила, они сопротивлялись тенденциям, которые якобы навязывал Брюссель и были против проектов ЕС в области энергетики, миграционной политики, угрожающей исламизацией Европы, преференций и позитивной дискриминации на основе происхождения, расы, пола, сексуальной ориентации. Внешнеполитических союзников СПД видела в соседних государствах, объединённых в формате сотрудничества В4+.

Коалиционные партнёры АНО в 2018–2021 гг. Чешская социал-демократическая партия (ЧСДП) и Коммунистическая партия Чехии и Моравии (КПЧМ) к концу избирательного цикла находились не в лучшем положении и балансировали на грани попадания в парламент.

Несмотря на то что они могли разделять успехи кабинета Бабиша, ЧСДП и КПЧМ в своих программных документах, напротив, старались избегать упоминания о сопричастности к деятельности АНО. Социал-демократы не смогли составить яркий манифест, способный привлечь колеблющихся избирателей и ограничились сухими фразами и расплывчатыми обещаниями создать «справедливую страну». В международных делах они не стремились, как другие политические игроки, занять радикальную позицию, говоря одноврéменно о важности сотрудничества с такими «мировыми державами» как Китай и Россия и о продолжении продвижения к «ядру ЕС».  Коммунисты, разорвав коалиционное соглашение с АНО, после чешскороссийского дипломатического скандала, показали свою принципиальность и сконцентрировали вокруг себя сторонников установления дружеских отношений с Россией. Они призывали покинуть НАТО и провести референдум о выходе из ЕС.

* * *
Если движение АНО удержит первое место, многое зависит от результатов его возможных коалиционных партнёров, позиции которых слабы и неустойчивы. Даже при их прохождении в парламент неизбежны долгие переговоры, которые могут не закончиться достижением компромисса. При неудачном для А. Бабиша сценарии Чехию ждут значительные перемены и смена политической атмосферы, в которой она существовала последние 10 лет.

Особенность нынешней предвыборной кампании заключается в том, что оппозиционные партии осознали бесперспективность попыток привлечь внимание избирателей к злоупотреблениям премьера, например, в незаконном использовании еврофондов или сотрудничеству с чехословацкими спецслужбами в молодости. Не добившись результата в предшествующие годы и поняв невосприимчивость большей части населения страны к этим темам, антикоррупционную риторику переместили на задний план политических программ. Главный акцент был сделан на то, что Бабиш поставил под сомнение проевропейский курс страны, а значит, возвращает её в прошлое – с более низким уровнем жизни, отсутствием гражданских и политических свобод и т.п. Неудивительно, что центральный лозунг ПиС звучал именно как «Вернем стране будущее».

 В свою очередь премьер не отказывался от западной ориентации, но подчёркивал важность выстраивания многовекторной политики. Пример он брал у ближайших соседей – Польши и Венгрии. Успех местных партий – «Право и Справедливость» и ФИДЕС, опирающихся на национал-консервативную идеологию, – вдохновил политика, который захотел перенести их опыт на чешскую почву.

Статья была опубликована в научно-аналитическом вестнике ИЕ РАН

 

30 Сентябрь 2021

Комментарии


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
ДЕНЬГИ, КОТОРЫХ НЕ ЖДУТ
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В ГЕРМАНИИ-2021
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА САНЧЕСА ГОД СПУСТЯ
ЧТО ЕЩЕ ПОДОРОЖАЕТ В РОССИИ ЭТОЙ ОСЕНЬЮ

Новости
24.11.2021 Мадрид считает, что выборы в Венесуэле не оправдали "демократические ожидания"
23.11.2021 Блинкен заявил о нарушениях на выборах в Венесуэле
23.11.2021 Соцпартия Молдавии грозит протестами в случае повышения пенсионного возраста
23.11.2021 Эсеры обратятся в КС РФ для прояснения вопроса индексаций пенсий работающим пенсионерам
22.11.2021 "Справедливая Россия - За правду" не поддержит законопроект о запрете упоминания в СМИ национальности преступников
22.11.2021 Мадуро заявил об убедительной победе социалистов на выборах в Венесуэле

Опрос
ОЦЕНИТЕ ВЫБОРЫ В ГОСДУМУ В 2021 ГОДУ






Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"