все поля обязательны для заполнения!


 
"ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО" В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Женские партии начали формироваться в странах Европы ещё в XIX в. После обретения гражданских прав женщины создавали политические организации, имевшие разную степень влияния, но объединённые общей идеей: обеспечить их участие в политике и добиться равноправия. Фенóмен женских партий рассматривается в статье с учётом эволюции этих организаций, их программных установок и электоральных достижений. Исследуется и их влияние на политические процессы стран в целом.

Женские партии – это организации, главной целью которых является расширение политического представительства женщин, в отличие от партий мейнстрима, нацеленных на обретение доступа к рычагам власти в государстве. Не стоит путать политические формирования такого рода и с общественными движениями женщин: партии регистрируют собственных кандидатов для участия в выборах, регулярно издают программы и предвыборные манифесты.   Женщины управляют этими организациями, составляют большинство их членов и фигурантов списков кандидатов на выборные должности. Это выделяет их среди традиционных партий, где женщин меньше, хотя и там они могут занимать руководящие посты. Наконец, они обычно и сами определяют себя как организации, которые уделяют повышенное внимание специфическим гендерным проблемам.

Справедливо констатировать, что партии, в название которых входят различные вариации слов «женщина» / «феминизм» и которые регистрируют кандидатов для участия в общенациональных выборах, существуют почти во всех регионах мира. В наибольшей степени они распространены в Европе, хотя и набирают там, как правило, менее 4% голосов, что обеспе-чивает незначительное число мест в парламенте. Женские партии интересны для изучения ещё и потому, что они отражают проблемы межгендерных отношений и социального неравенства в отдельных странах. Эти организации обычно зарождаются в условиях неравномерного распределения прав и возможностей женщин, следовательно, их появление в политической системе – один из индикаторов неблагополучного состояния общества, в котором доминируют мужчины. Заметим также, что, хотя ни в одном обществе женщины не имеют равной с мужчинами политической, социальной и экономической власти, возникают такого рода партии отнюдь не везде.  Таким образом, политическая мобилизация вокруг гендерного фактора любопытна и заслуживает изучения.

Женское участие в политике Швеции
На сегодняшний день Швеция считается образцом для подражания в плане гендерного равенства. Этот фенóмен тесно связан с доминирующими в обществе принципами демократии и всеобщего равенства. Гендерное равенство предполагает, что каждый гражданин, независимо от пола, имеет право работать и самостоятельно обеспечивать себя, жить без страха перед насилием. Оно подразумевает не только равные возможности мужчин и женщин, но и использование специфических знаний и опыта представителей обоих полов для содействия прогрессу во всех сферах общественной жизни.

Нынешнее шведское правительство объявило себя феминистским. Это выражается и в его приверженности политике, приоритеты которой гендерное равенство, утверждение прав женщин и других часто дискриминируемых групп, а также антимилитаризм. Поэтому не случайно, что 12 из 22 министров правительства, как и около половины членов нынешнего парламента Швеции, – женщины.

 Феминистское правительство гарантирует, что принцип гендерного равенства отражён в повестке как его внутренней, так и внешней политики. Динамика процесса расширения участия женщин в политической жизни обусловлена несколькими причинами. Применительно к составу парламента она объясняется такими институциональными особенностями, как специфика формирования избирательных округов, состав предвыборных списков политических партий, их идеологические основы и внутрипартийные документы, часто определяющие минимальный уровень представительства женщин.

Следует учитывать и социально-экономические особенности в стране, которые способствуют вовлечению женщин в парламентскую деятельность: гендерная дифференциация / дискриминация в сфере трудовой занятости, повышение уровня образования и развитие системы социального обеспечения. Кроме того, в шведском обществе сформировались традиции нетерпимости к любым проявлениям гендерного неравенства, проникшие даже в такую консервативную сферу как религия.
Феминистская инициатива (FI)
Основные цели партии Феминистская инициатива, основанной в 2005 г., заключаются в изменении гендерной структуры власти. В своём первом предвыборном манифесте 2006 г. FI объясняет, что феминистская партия необходима в Швеции, так как практически все женщины там сталкиваются с барьерами, связанными с гендерным неравенством. Решение этой проблемы партия видит в следующем: «Женщинам нужно получить больше власти, а мужчинам – отступить».
Партия так определяет основные политические приоритеты: искоренение сексуальных домогательств и домашнего насилия как социального явления, разрыва в оплате труда между мужчинами и женщинами, несправедливого разделения домашнего труда, сокращение продолжительности рабочего дня для женщин, ликвидация всех форм дискриминации и насилия в отношении ЛГБТ, защита и интеграция иммигрантов.

Этот базовый список был уточнён в предвыборных манифестах 2010 и 2014 гг., в которые включили следующие требования:

просвещение в области прав человека, гендерного равенства и толерантности в школах;

 увеличение инвестиций в общественный транспорт и уменьшение платы за проезд;

 снижение уровня выбросов парниковых газов и степени зависимости от ископаемого
топлива;

 разработка нового подхода к внешней политике Швеции, делающего упор на личную
безопасность, гендерное равенство и права женщин.

FI была основана Гудрун Шиман, бывшей главой Левой партии, которая придерживается леворадикальных взглядов в вопросах социально-экономического развития. Таким образом, FI должна была стать привлекательной для традиционных избирателей левых партий.

Однако на всеобщих выборах 2006 г. партия получила 0,68% голосов (при необходимых для прохождения в парламент 4%). Вероятной причиной электорального провала стали радикальные призывы в её манифесте (например, о строительстве жилья на заработную плату мужчин). На европейских выборах 2009 г. партия улучшила свой результат, получив 2,2% голосов. Этого также было недостаточно для получения мандатов в Европарламенте. На национальных выборах 2010 г. поддержка FI ещё больше снизилась по сравнению с 2006 г.: с 0,68% до 0,4% голосов.   Самыми успешными для партии стали выборы в Европейский парламент 2014 г. – она набрала 5,3% голосов, в результате чего один член партии был избран депутатом Европарламента. В том же году на выборах в парламент Швеции FI получила наибольшую долю голосов в своей истории – 3,12%. Не попав в парламент, активисты FI всё-таки
смогли значительно увеличить долю представительства в 13 муниципалитетах.

Однако затем поддержка FI пошла на убыль и на всеобщих выборах 2018 г. она смогла добиться одобрения лишь 0,4% избирателей, лишившись четырёх мест в муниципалитетах и потеряв своего единственного депутата в Европейском парламенте. Тем не менее, партия остаётся крупнейшей политической силой, не представленной в парламенте Швеции.

 По мнению исследователей из Уппсальского университета К. Филимонова и Я. Свенссона, комплексный характер политической программы позволил партии максимально учитывать интересы каждой социальной группы, интересы которой подвергались ущемлению в какой-либо форме. Однако желание охватить всех, кто чувствует себя притеснённым, поставило под вопрос фундаментальный (гендерный) принцип партии.

 Традиционные левые партии легко переиграли FI на привычном для себя электоральном поле. Вместе с тем американский политолог К. Коуэлл-Майерс полагает, что, несмотря на неудачу FI как самостоятельной политической силы, её лозунги и инициативы нашли достаточно широкое отражение в современной политической повестке Швеции. Крупные партии не только обратили внимание на женщин как важную электоральную «нишу», но и вступили в жёсткую конкуренцию за их голоса, сознавая, что женский электорат готов поддержать позицию партий мейнстрима в зависимости прежде всего от их отношения к гендерному фактору. Последние стремятся доказать, что их уровень понимания проблем женщин не уступает программным установкам FI, что в итоге позволяет представителям достаточно радикальных феминистских взглядов оказывать на политику страны хотя и опосредованное, но уверенное влияние.

 

Женское участие в политике Германии
По мнению исполнительного директора британского Института исследований публич ной политики К. Робертс, в ФРГ сам факт наличия большого количества местных советов затрудняет сбор и анализ сведений о степени участия женщин в политической жизни на региональном уровне. На национальном уровне подобной статистикой занимается Федеральное министерство по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодёжи, которое проводит опросы среди членов местных советов и публикует их результаты наряду с итогами выборов.

Имеющиеся данные показывают, что женщины недостаточно представлены, как в парламенте (31,95%), так и на руководящих должностях местного и земельного уровней. Хотя страной в настоящее время руководит «канцлерин», женщины занимают менее половины постов федеральных (43,6%) и земельных министров (42,1%), а также всего 9,6% мэров и руководителей округов. И всё же позитивные сдвиги есть, поскольку доля женщин на руководящих должностях в государстве с 2008 по 2015 гг. выросла на 12 процентных пунктов, до 38%.
Феминистская партия «Женщины» (Feministische Partei Die Frauen)
Партия, основанная в 1995 г., в центр своей программы ставит проблемы, связанные с социальным положением женщин. Основной целью провозглашается переустройство общества, в котором не будет господства одной социальной группы над другой, эксплуатации женщин и народов других стран, а также хищнического отношения к природе; будут созданы равные условия для всех независимо от пола, материального благосостояния или национальности. Организация выступает за право женщин самостоятельно решать вопросы, связанные с сохранением / прерыванием беременности и выбором образа жизни. Важной задачей декларируется достижение экономической самостоятельности женщин, а также противостояние всем формам насилия, сексизма и расизма.   Таким образом, её идеология относится к концепции «феминистской демократии», основанной на трёх принципах:

 участие женщин в политике;

 справедливость в отношениях между полами: борьба с дискриминацией, за равные
возможности и экономическую независимость женщин;

 стремление построить общество без эксплуатации.

Вместе с тем партия придерживается зародившегося в Италии принципа affidamento («поддержка»), обозначающего особое отношение к женщине, основанное на «солидарности,ответственности и верности». Подразумевается, что женщинам-активистам из других политических организаций следует поддерживать феминистские партии, их требования и инициативы. В предвыборном манифесте партии говорится и о поддержке международной кампании т.н. «одноврéменной политики» (Simultaneous Policy), которая предполагает соединение действий по достижению экономической справедливости, экологической безопасности и мира во всех уголках планеты.

Примечательно, что с момента основания партии не удалось продвинуть своих представителей в бундестаг. На выборах в парламент в 1998 и 2002 гг. она набрала 0,1% голосов, а в 2005 г. ещё меньше – 0,06%. На выборах в Европейский парламент 2004 г. её результат составил 0,6%, незначительно превысив установленный порог, что необходимо, чтобы получить официальное признание и государственное финансирование.
На выборах в Бундестаг в 2005 г. партия выдвигала своих кандидатов только в Бремене, Берлине и Баварии. На европейских выборах 2009 г. она получила всего 0,3% голосов. Провалом были отмечены и земельные выборы (не удалось собрать 1% голосов), в результате чего партия лишилась государственного финансирования.

В выборах 2009 г. в бундестаг Die Frauen участия не принимали, а в 2013 г. смогли получить лишь 12 148 голосов. На последних выборах в Европарламент в 2019 г. партия смогла набрать 0,1% голосов. Столь низкие показатели во многом объясняются сохранением предвзятого отношения значительной части населения Германии к феминистским организациям.

Достаточно устойчивые в немецком обществе стереотипы, касающиеся феминизма, не позволяют партии влиять на политическую жизнь в стране.

Ещё одна причина неудач Die Frauen заключается в том, что она не стремится к союзу с какой-либо партией политического мейнстрима, что позволило бы ей активнее продвигать свою повестку. Между тем многие из основных партий ФРГ активно сотрудничают с рядом женских движений. Это в первую очередь Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социальный союз в Баварии (ХСС), которые взаимодействуют с Женским Союзом (Frauen-Union), выступающим за права женщин и их участие в политике. А Федеральное объединение либеральных женщин (Bundesvereinigung «Liberale Frauen»), защищающее права женщин на самостоятельность и идеалы гендерного равенства, связано со Свободной демократической партией Герании (СвДП).

 

Женское участие в политике Испании
Согласно «Докладу о глобальном гендерном разрыве», Испания вошла в первую десятку стран мира, претендующих на успехи в борьбе с гендерной дискриминацией в социальной, политической и экономической сферах. Во многом это объясняется расширением политических прав и возможностей женщин в последние годы. В сформированном в 2018 г. правительстве Педро Санчеса женщины заняли почти 2/3 министерских постов (11 министров-женщин из 17). Принцип гендерного равенства соблюдён и в правительстве, созданном в 2020 г.: из 22 министров 11 – женщины. Кроме того, после апрельских выборов 2019 г. по процентному соотношению мужчин и женщин Конгресс Испании занял одну из первых позиций в ЕС – депутаты-женщины составили 47,4% (166 депутатов из 375). Однако ноябрьские выборы, последовавшие за политическим кризисом в стране, снизили этот показатель до 43,1%. Падение произошло в основном из-за расширения представительства крайне правой партии Vox («Голос»), депутатский список которой не выходил за пределы установленного законом гендерного минимума для представительства женщин в 30%. Несмотря на отсутствие женщин на посту глав правительств, страна добилась значительных успехов в реализации идеи гендерного равенства, особенно если принять во внимание тот факт, что в мире средний процент женщин-парламентариев составляет лишь 25,2%, а министров – 21,2%.
Феминистская партия Испании (Partido Feminista de España, PFE)
Испанская феминистская партия (ИФП) – политическая организация, созданная Лидией Фалькон в 1979 г. на марксистской основе. Согласно уставу, партия стремится к освобождению угнетённых слоёв общества от экономической, политической и социальной эксплуатации. Другая задача партии заключается в устранении пережитков патриархата, утверждающего неравенство между полами, превосходство мужчин над женщинами, их дискриминации.

ИФП стремится защищать интересы женщин всех социальных слоёв, поскольку проблемы эксплуатации остаются общими для большинства из них. Партия демонстрирует приверженность так называемому «феминистскому интернационализму», солидаризируясь со всеми женщинами, пролетариями и угнетёнными народами мира в борьбе против империализма и за распространение феминизма.

В её электоральной программе насчитывается 13 глав, предусматривающих реформирование государственного устройства, экономики, социальной сферы, подходов к проблемам материнства, экологии и т.д. Главным средством решения всех проблем партия считает изменение формы государственного устройства: «строительство новой политической, социальной и экономической демократии возможно путём упразднения монархии и провозглашения Третьей республики».

В 1999 г., перед выборами в Европейский парламент, ИФП способствовала созданию Конфедерации феминистских организаций с участием региональных членов: аналогичных партий Каталонии, Страны Басков и Валенсии. Но даже вместе им удалось набрать лишь 28 901 голосов (0,14%), не получив ни одного места в Европарламенте. В 2015 г. ИФП присоединилась к Объединённым левым (IU) для участия во всеобщих выборах в рамках стратегии народного единства. Но уже в феврале 2020 г. она была исключена из этого блока после того, как в декабре 2019 г. выступила с публичным заявлением, в котором выразила озабоченность по поводу возможных последствий изменения закона о «гендерной идентичности» для прав женщин и детей. В партии воспринимают внимание Объединённых левых к защите прав представителей т.н. «новых гендеров» как угрозу для биологических (цисгендерных) женщин.

* * *
При значительном сходстве программных документов феминистских партий Швеции, Германии и Испании имеющиеся в них различия обусловлены, прежде всего, субрегиональными особенностями характера участия женщин в политических процессах. Все три партии имеют потенциально достаточно широкий электорат, однако отличаются в результативности его использования.

FI, независимо от уменьшающейся поддержки на выборах, до сих остаётся активной политической организацией, которая взаимодействует с феминистскими партиями других стран Европы. Её скромное представительство в парламенте Швеции не означает ограниченности женского участия в политической жизни страны в целом. Скорее наоборот, сам факт существования FI заставляет крупные партии во всё большей степени акцентировать своё внимание на проблемах социально-гендерного характера. Германская Die Frauen, наоборот, пользуется меньшей популярностью, что отчасти объясняется сложившимися в стране стереотипами о политике как мужской сфере деятельности. Низкая результативность усугубляется её отказом сотрудничать с крупнейшими партиями в стране. Несмотря на незначительное политическое влияние, Die Frauen всё же продолжают свою работу по сохранению общественного внимания к гендерной проблематике, используя такие формы как доклады, исследования и конференции.

ИФП в настоящее время также испытывает политические трудности в связи с позицией по вопросу гендерной самоидентификации. Перспективы роста её популярности ограничивает также и заявленная партией приверженность радикальным подходам к вопросам преобразования государства и общества.

Приоритетной задачей партий феминистской направленности остаётся расширение участия женщин в политической жизни своих стран. Анализ программных документов и направлений деятельности партий, сформированных по гендерному принципу, позволяет понять особенности представительства женщин в политической сфере таких стран, как Германия (крупнейшая европейская держава), Швеция (типичная страна Северной Европы, обладающая длительной историей демократических традиций и распространения идей и институтов социального равенства) и Испания (государство Южной Европы, которое сравнительно недавно встало на демократический путь развития), а следовательно, и в названных субрегионах и в Европе в целом.

Можно констатировать, что отсутствие полноценного политического опыта у женских партий нередко приводит к излишней радикализации политических лозунгов, что, в свою очередь, способствует их дальнейшей маргинализации в странах Европы. Сегодня указанные партии Швеции, Германии и Испании занимают примерно одинаковую институциональную и электоральную нишу, регулярно принимая участие в выборах различного уровня. Вместе с тем относительный успех партии FI связан как с традиционным вниманием шведского общества к социальным проблемам, так и с широким распространением в его среде идей феминизма.

Женским партиям Германии и Испании не удалось добиться даже такого скромного успеха. Нельзя не отметить политическую обособленность Die Frauen в Германии и явный радикализм ИФП в Испании, что снижает их популярность среди населения. Вместе с тем идейное влияние феминистских партий в Европе в последние годы заметно превосходит масштаб их непосредственного политического воздействия. Многие положения их программ были успешно заимствованы партиями мейнстрима, что зачастую улучшает электоральные перспективы последних.   Более того, в некоторых случаях порождённые женскими партиями лозунги обретают даже более радикальное выражение их союзниками из мейнстрима – партиями левого спектра.

 

Статья была опубликована в научно-политическом вестнике ИЕ РАН 

http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/Drozdova32021.pdf

28 Июль 2021

Комментарии


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
КОМУ ПОЛОЖЕНЫ ЛЬГОТЫ И ДОПЛАТЫ К ПЕНСИИ
ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ
ВСЕ БОЛЬШЕ РОССИЯН НЕ МОГУТ РАСПЛАТИТЬСЯ С ДОЛГАМИ
УЖЕ ПОЗДНО?

Новости
24.09.2021 Лишь около четверти россиян делают накопления к пенсии – "Ромир"
22.09.2021 Социальные пенсии в 2022 г проиндексируют на 7,7%
22.09.2021 Активисты считают иммиграционную политику Байдена расистской
20.09.2021 Генсек ООН назвал запоздалой и недостаточной общую борьбу мирового сообщества с COVID-19
20.09.2021 Более 20 млн работников в ЕС получают минимальную зарплату, живут в бедности
20.09.2021 Кандидат в канцлеры ФРГ Лашет обвинил главу минфина в провале борьбы с отмыванием денег

Опрос
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ПРИ ПАНДЕМИИ






Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"