http://www.socialistinfo.ru/apriori/8852.html

КУЛЬУРА СОПРОТИВЛЕНИЯ
ДЖО ХОЛЛЭНД
Журналист

В Великобритании женщины составляют чуть больше 11% всех кинорежиссёров. Точных данных об этническом составе этой немногочисленной группы нет, но очевидно, что её большинство – люди белой расы, и потому особенно радует, что режиссёр музыкального документального фильма «Белый бунт» Рубика Шах – женщина азиатского происхождения.

Фильм возвращает нас в 1970-е, когда расисты «на ура» восприняли речь Эноха Пауэлла “Реки крови”, Эрик Клэптон выступал с расистскими выпадами на собственном концерте, а активисты Национального фронта открыто маршировали по улицам.

Это было тревожное время, но запуганы были не все. В ответ на широкое распространение нацистской идеологии Ред Сондерс, Роджер Хаддл, Джо Рефорд, Пит Бруно и другие основали движение «Рок против расизма» (РПР). Его главным оружием была музыка, но задачи ставились политические. Ред Сондерс, которого авторы фильма основательно проинтервьюировали, говорит: «Наше дело было поскрести британский флаг, чтобы все увидели проступившую на нём свастику».

Опираясь на архивную кинохронику, «Белый бунт» документирует историю движения, от появления в лондонском районе Хокстон до гигантского антифашистского карнавала в Виктория-парке в 1978 году и последующих событий.

Для фильма были проинтервьюированы некоторые писатели, художники-оформители, фотографы, музыканты и фанаты, входившие в Центральный коллектив (ЦК) РПР. Они откровенно рассказывают о том, против чего выступали и с какими трудностями сталкивались. Жизненно важной оказалась политическая поддержка социалистов и таких организаций, как Антинацистская лига, хотя об их практическом участии в работе в фильме говорится немного.

Анимация в фильме имитирует «панковский» стиль, свойственный кустарному изданию ЦК РПР «Временное накопление» (Temporary Hoarding). Люси Уитмэн, пишущая под псевдонимом Люси Туспейст, рассказывает об оформлении и графике этого издания и о том, как всё это печаталось в типографии газеты «Соушелист уоркер».

Явственно показано, что движение имело низовой, народный характер. Члены ЦК РПР вспоминают, как фанаты из отдалённых районов писали запросы о том, как вступить в местное отделение движения, а в ответ по почте получали уведомление, что “Отныне местным отделением РПР являетесь Вы сам”, и инструкции по организации работы.

Приводятся рассказы о противодействии со стороны фашистов, от угроз до актов насилия, нападений на людей и помещения. Член ЦК РПР, участник регги-группы «Мисти ин рутс» Кларенс Бейкер был жестоко избит расистами-полицейскими из Специальной патрульной группы на акции протеста против Национального фронта в Саутхоллле. Со своей стороны, полиция «помогала» тем, что крушила концертное оборудование.

Весь фильм объединяет музыка, и мы видим один из первых случаев, когда на одну сцену выходят чёрные и белые исполнители. Ред Сондерс вспоминает, как выступления становились всё более и более масштабными, в них участвовал широкий круг артистов, которых было слишком много, чтобы перечислять их здесь. В ноябре 2020 года в Лондоне было отснято специальное интервью с Рубикой Шах и продюсером Эдом Гибссом. Шах говорила о том, как важна книга Реда Сондерса и Роджера Хаддла «Воспоминания о РПР: Рок против расизма, 1976-1982» для ясного понимания параллелей между событиями 40-летней давности и сегодняшними.

Сейчас, как и тогда, расистов вдохновляют политики, третьеразрядные актёры, “персонажи из средств массовой информации” и музыканты (ну хотя бы Моррисси).

Фашизм вновь трусливо маскируется под вывеской патриотизма, мы вновь видим, как он выползает на наши улицы. Наша задача – вооружившись идеями и аргументами, собраться с силами для борьбы с ним, и история РПР вдохновляет нас.

На вопрос, кого бы она хотела видеть зрителями своего фильма, Шах задумалась и ответила, что её идеальная аудитория – младшее поколение, которое должно узнать, что же происходило тогда и что надо сделать, чтобы подобное не повторилось.

1977 год был в Великобритании поворотным пунктом как для фашистов, так и для антифашистов, и Национальный фронт (НФ) правил бал. В предшествующие годы он пытался выступать как легитимный участник избирательного процесса. В 1973 году новый человек в НФ Мартин Уэбстер, который был моложе и лучше работал со средствами массовой информации, набрал на довыборах в парламент 16% голосов. На местных выборах 1976 года кандидаты-нацисты показали ещё более высокие результаты: 44 тысяч (18%) голосов в Лестере и 44% в Льюишеме (южный Лондон). На выборах в Совет Большого Лондона в следующем году они выдвинулись в 85 из 92 округов, набрав 119063 голосов (5% против 0,5% в 1973 году) и отодвинув либералов на четвёртое место в 33 округах. 

 Опрос общественного мнения, проведённый Университетом Эссекса, показал, что уровень поддержки НФ в этот период позволил бы ему при пропорциональном представительстве получить в парламенте 25 мест.

В условиях роста безработицы и понижения уровня жизни, вызванных политикой правительства лейбористов, НФ заявил, что примет широкое участие во всеобщих выборах, назначенных на осень 1978 года, но фактически состоявшихся в мае 1979 года. Размах этого участия был бы гораздо больше, чем у Освальда Мосли в 1930-е.

Однако в августе 1977 года наступление НФ пришло к громкому концу. Около 5 тысяч антирасистов из числа местного афро-карибского населения остановили провокационный марш НФ через Льюишем с его значительным иммигрантским населением.

Решающую роль в мобилизации и координации сыграли активисты Социалистической рабочей партии (СРП), местные и со всего Лондона. «Битва при Льюишеме» решительно повлияла на масштабы и состав потенциальной оппозиции Национальному фронту. Это привело к учреждению Антинацистской лиги осенью 1977 года. Льюишем показал, что противостоять росту фашизма готовы очень многие в Великобритании.

Мы в СРП остро ощущали, что несём ответственность за объединение их всех в общенациональную организацию. И до этого в стране было много активистских антирасистских групп, но им не хватало ни координации, ни сил с средств.   С учётом исторического опыта борьбы против нацизма, в том числе схватки на Кейбл-стрит в Лондоне в 1936 году, мы занялись созданием единого фронта против НФ.

Мы обратились к видным деятелям Лейбористской партии, прежде всего Питеру Хэйну и Нилу Кинноку, тогда молодому и очень радикальному члену парламента, руководителям профсоюзов, Ассоциации индийских рабочих, многим антирасистским группам и местным активистам.

Наша учредительная декларация призывала всех, кто готов противостоять росту нацизма, вступать в АНЛ, организовывать её мероприятия и участвовать во всех них.
Известные люди из шоу-бизнеса и музыканты, такие футбольные менеджеры, как Брайан Клаф и Джеки Чарлтон, горячо нас поддержали.

После того, как были заложены основы национальной организации, АНЛ росла очень быстро. Угрозу НФ сознавали очень многие, и люди хотели участвовать в разворачивающейся кампании с целью остановить прорыв НФ в коридоры власти.

АНЛ отпечатала сотни тысяч или даже миллионы листовок и плакатов, высокого качества и захватывающе оформленных. Это прежде всего стимулировало активность простых граждан, многие поучительные примеры которой мы видели в шахтах, доках, на промышленных предприятиях и среди «белых воротничков». СРП поддерживала эту
работу по принципу «снизу вверх», а её местные и заводские отделения часто играли решающую роль в быстром росте АНЛ.

Результатом стали гигантские фестивали, организованные совместно с движением «Рок против расизма». За несколько месяцев казавшееся неостановимым усиление НФ было блокировано, как потом свидетельствовал Уэбстер. Ко времени всеобщих выборов почва ушла у них из-под ног даже в районах, считавшихся их оплотом.

Не будет преувеличением сказать, что успехи АНЛ являются одним из самых выдающихся достижений британских левых сил, и в этом качестве – полезным и не устаревшим за 40 лет уроком того, как ответить на угрозу расизма и крайне правых течений, нарастающую по всей Европе и за её пределами.

 

Статья была опубликована в журнале Socialist Review

Jo Holland and Paul Holborow. “A culture of resistance”, Socialist Review, No.464 (January
2021).

Перевод с английского Олега Владимирова

31 Март 2021



2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"