С первого марта во Франции индекс равенства зарплат, существовавший только для больших компаний, станет обязательным для фирм со штатом более 50 сотрудников. Многочисленные системные ошибки в методике расчета этого коэффициента маскируют масштабы неравенства, которое существует между женщинами и мужчинами на рынке труда.
Начиная с 1 марта все организации, в которых работает более 50 сотрудников, должны рассчитывать и публиковать индекс равенства зарплат. Измеряемый в расчете на 100, этот коэффициент, изначально созданный для крупных и очень крупных компаний, был призван оценить, насколько работодатель соблюдает равенство в сфере труда между женщинами и мужчинами.
Скорее всего, оценки профессионального равенства женщин и мужчин опять разойдутся с реальным положением дел. Издание 2020 года фиксирует соотношение между доходами женщин и мужчин на уровне 87/100 на предприятиях со штатом более 1 тыс. человек. Для организаций, в которых работает от 250 до 1 тыс. сотрудников, коэффициент составляет 85/100. Наконец, в фирмах, где трудится от 50 до 250 сотрудников, индекс остановился на отметке 83/100. Вместе с тем, эти оценки не отражают масштаба неравенства доходов, который фиксируется на протяжении многих лет.
На одной и той же позиции и при одинаковом уровне опыта женщины фактически зарабатывают на 12,8% меньше, чем мужчины. Женщины реже, чем мужчины занимают высокооплачиваемые должности и меньше, чем мужчины представлены в отраслях экономики с более высоким уровнем зарплат. Женщины реже занимают управленческие должности, и их профессиональный опыт меньше ценится.
Принять необъяснимое?
Существующий индекс обладает определенными достоинствами, однако это не отменяет необходимости повышения точности методики его расчета. В числе многочисленных системных ошибок, которые заложены в индексе, наибольшее беспокойство вызывает недостаточный учет уровня неравенства зарплат женщин и мужчин. В частности, если предприятие платит в среднем женщинам зарплату на 10% меньше, чем мужчинам, оно, вместе с тем, может получить много баллов по другим параметрам, используемым для расчета коэффициента.
Эти 10% обозначаются как средняя «необъяснимая» разница в доходах, «при прочих равных условиях», которая остается после того, как в индексе учтены различия по объему рабочего времени, а также сегрегация по признаку пола. Таким образом, принимая баллы компании, рассчитанные таким образом, мы оставляем без внимания эту «необъяснимую» разницу в доходах.
Объективности индексу не добавляет то, что при его расчете остаются без внимания другие важные факторы неравенства женщин и мужчин, в частности, характеристики перемещения женщин по карьерной лестнице.
При расчете среднего дохода женщин и мужчин, учитывается размер зарплаты при полном рабочем днем. При этом в индексе не отражается острая проблема, связанная с неполной занятостью. Известно, что женщины занимают ¾ от общего объема позиций с неполным рабочим днем.
В коэффициенте немного баллов отведено для обозначения карьерного роста женщин и увеличения их численности в штате организаций. Индекс плохо отражает признаки сегрегации в сфере занятости по половому признаку, в частности, различие профессиональных траекторий женщин и мужчин на рынке труда. А это серьезная проблема в сфере равноправия полов.
Малоэффективные наказания
Из-за ограничений, связанных со сравнением больших категорий рынка труда, индекс не позволяет вынести ключевые уроки, связанные с кризисом из-за пандемии коронавируса. Этот кризис выявил противоречие между социальной ценностью мест, где преимущественно трудятся женщины и их экономическим признанием.
В конечном итоге не учитываются показатели доли женщин в управленческом звене, в частности, в советах директоров предприятий. Индекс упирается в пресловутый «стеклянный потолок», который не позволяет женщинам достигать высоких управленческих позиций.
Есть закон, который предусматривает наказание в размере до 1% от фонда зарплаты, в случае если предприятие не примет меры, которые позволят достичь уровня 75 баллов в течение трех лет. Эта санкция слабо выполняет свою профилактическую функцию и не позволяет быстро двигаться к равенству полов на работе. В 1973 года Жизель Халими (Gisèle Halimi) писала, что экономическая зависимость – «это наиболее мощное средство для подчинения женщин» и добавляла, что необходимо «покончить с экономической зависимостью, которая является причиной для остальных видов подчинения» женщин мужчинам.
Ставящий скромные цели и подверженный многим системным ошибкам в методике подсчета индекс равенства зарплат является малоэффективным средством для измерения неравенства доходов женщин и мужчин. Его нужно пересмотреть. Правительству необходимо быстро принять меры в этой сфере, чтобы покончить с архаичным неравенством полов на рабочем месте.
Статья была опубликована в газете Либерасьон
Перевод с французского Артема Токарева