http://www.socialistinfo.ru/apriori/7371.html

РОСКОСМОС В ПОИСКАХ ЧЕРНОЙ КОШКИ
ЕГОР ВАСИЛЬЕВ
Эксперт. Кандидат технических наук.

Роскосмос опять "отличился", но раньше неудачные запуски не становились причиной такого резонансного обсуждения в обществе. Ведь cвятая cвятых, столп надежности и безупречности -- то, что не ломалось несколько десятков лет подряд -- вдруг феерически взорвалось.

 Во время старта пилотируемого корабля «Союз МС-10» с ракетой-носителем «Союз ФГ» к МКС произошла авария носителя. Находившиеся на борту космонавт «Роскосмоса» Алексей Овчинин и астронавт NASA Ник Хейг были спасены за счет штатно сработавшей системы аварийного спасения экипажа.

 Очередной и, казалось бы, рутинный запуск закончился провалом -- и это больно. Тем более, что до этого неоднократно звучали гордые заявления о том, что наша космическая программа по обслуживанию МКС является лучшей и безальтернативной. В чем же причина?

 Конечно, могут быть сбои программного обеспечения, могут быть бракованные материалы и технологические неточности. В конце концов, несчастливые случайности -- все, что угодно, и мы это поймем. Но то, что творится в космосе в последнее время не просто пугает. Это заставляет стыдиться того, что происходит.

 Ведь сейчас причинами аварий и борьбы за жизнь становятся вещи, о которых прежде никто не мог и подумать. И эта причина - человеческий фактор. Причем, если раньше о людях, которые работали на космические программы, говорили как о специалистах высочайшего уровня, то сейчас все начинает выглядеть с точностью до наооборот.  Таинственным образом просверленное отверстие в российском сегменте МКС. Когда оно было обнаружено, одна из версий его появления меня просто ошеломила. По заявлению наших отвечающих за свои слова руководителей космических ведомств, отверстие в корпусе «Союз МС-09» просверлили американские астронавты для того, чтобы быстрее вернуться на землю. Хорошо, что они не разбили иллюминатор. Ведь тогда возврат случился бы еще быстрее.  Как можно такое вообще говорить подобное, если отсутствуют стопроцентные доказательства. Это говорит либо о больной фантазии либо о ее полном отсутствии. В любом случае такие заявления -- это просто патология. А ведь есть еще термин "профессионализм". Похоже, что привычка говорить перед тем, как подумать, становится распространенной болезнью среди руководства отрасли.

 Сегодня мы используем космические системы, разработанные десятки лет назад. Они отработаны до мельчайших нюансов. Они расссчитаны на огромное количество нештатных ситуаций. В них учтено практически все за одним маленьким исключением. Их не создавали с расчетом на то, что люди, которые будут заниматься их обслуживанием, окажутся непрофессиональными исполнителями, не заинтересованными в результатах своей работы.

 Наверное, многие видели ролики о том, как разгружается багаж самолета. В идеале сумки и чемоданы должны аккуратно перекладываться из контейнеров на ленту транспортера. Однако, измученные грузчики бросают их, как попало и куда попало, не думая о том, что могут что-то повредить. Человек на земле просверлил корпус станции и нарушил ее герметичность. Понимал ли он, что натворил? Разумеется, да, но при этом со спокойной душой промолчал и позволил негерметичному кораблю отправиться на орбиту. Это уму непостижимо!

А потом специалисты Роскосмоса начинают снова утверждать, что на земле такого быть не могло, поскольку все операции тщательно документируются и контролируются. Затем они же говорят, что да, это случилось на земле, однако установить где и кто это сделал, уже не получится, словно речь идет о ремонте старых Жигулей в гаражном сервисе. Но это же космос, здесь не может быть категорий из разряда «может быть». Здесь все должно быть точно и продумано для каждой ситуации в отдельности!

 Раньше мы разрабатывали космические системы и умели их обслуживать таким образом, что ничего не ломалось. Никто не сверлил отверстия, где попало, не забивал кронштейны с помощью грубой силы. Сегодня мы, похоже, разучились обслуживать то, что было создано умными предшественниками.

 Пентагон и NASA успешны не потому, что там не воруют. Просто бюджет этих организаций настолько велик, что после незаконного обогащения отдельных лиц остаются ресурсы и непосредственно на основную деятельность. У нас, похоже, используются такие же схемы, только вот до конкретных исполнителей космических программ ничего не доходит. И люди стали работать так, как им платят, то есть иногда.

 История с «Союз МС-09» вообще потрясающая. Не влезает кронштейн? Значит, надо забить. И забили. Ведь в головах у "специалистов" была одна мысль: надо просто собрать эту железяку и неважно как. Ну не вошло что-то, как надо, да и не надо. В прошлый раз улетело и в этот раз получится. Но ведь выполнение таких работ подразумевает двойной или тройной контроль за всеми операциями. И если не сработал он, то до какой степени все плохо?

 В свое время господин Рогозин заявил, что американцам придется запускать астронавтов к МКС с помощью рогатки. Похоже он был прав. Только рогатка понадобится и нам. И, быть может, даже в большей степени. Поскольку сейчас развитие космонавтики на Западе происходит огромными темпами - прежде всего за счет высокой конкуренции между различными компаниями. В России всегда считали, что наша пилотируемая программа вне конкуренции, и альтернативы нам просто не существует.

 И вдруг один сбой за другим. Да, пару лет мы еще будем востребованы, но затем SpaceX, Virdgin, NASA и прочие перестанут нуждаться в сотрудничестве с великой космической державой, которая разучилась создавать, а теперь еще и не умеет эксплуатировать.

 А что дальше? А дальше -- тишина. Ведь нет понимания куда двигаться, и, самое главное, как. Похоже, что нашу космическую промышленность поздно реформировать, ее необходимо создавать. Только хватит ли у нас на это сил и ресурсов?

 

15 Ноябрь 2018



2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"