все поля обязательны для заполнения!


 
СЕРБИЯ КАК ОБЪЕКТ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
АННА ФИЛИМОНОВА
Научный сотрудник Института Славяноведения РАН, кандидат исторических наук

 «Сербия в 2008 г. подписала невыгодное соглашение (1)  , сказать это откровенно – не значит быть против России и сотрудничества с ней, но вещи следует называть своими именами», - заявила Зорана Михайлович-Миланович, эксперт по энергетике и член Президиума Сербской прогрессивной партии (СПП), возглавляемой Т. Николичем.
Итак, в прицеле – российско-сербское соглашение по «Южному потоку». Атака разворачивается по всему фронту. Плохо, по мнению госпожи Михайлович-Миланович, всё: то, что Сербия на 25 лет продала права на эксплуатацию нефти и газа; то, что «за ввоз нефти мы тратим миллиарды евро, а могли бы сэкономить 250 млн»; то, что «Россия раньше на 5 лет (не за 35, а за 30) вычерпает всю нефть, и мы через 30 лет останемся без энергоресурсов»; то, что нефтеперерабатывающую компанию НИС «мы продали за $400 млн., а сербские резервы нефти составляют 250 млн. евро ежегодно - никто в здравом уме не может поддерживать такое решение государства»; то, что власть сделала «подарок России»; «прошло много времени, минимум, 10 лет, а газопровода «Южный поток» все нет, мы потеряли возможность стать страной, располагающей центральными газохранилищами в Банатском Дворе», «от российского обещания, что газ пройдет к 2015 г., не осталось ничего»; то, что «из-за энергетического договора с Россией Сербия потеряла общественно значимое предприятие, каким мог бы стать «Србиягаз»; то, что «вместо этого мы получили посредника в поставках газа, другое предприятие стало собственником магистральной части газопровода; мы получили высокие цены на газ и полную неясность в вопросе, как будет осуществляться газификация Сербии и строиться газопровод в направлении Косова и Албании». Напомним, что контрольный пакет НИС был передан «Газпромнефти» (дочернему предприятию «Газпрома») в феврале 2009 г. после уплаты российской стороной 400 млн. евро (которая также обязалась вложить 550 млн. в модернизацию производства к 2012 г.). Модернизация началась и в 2010 г. в нефтеперерабатывающий завод в Панчево российской стороной было вложено 120 млн. евро. Во второй половине 2012 г., предполагается завершить его модернизации, а к 2014 г. объем российских инвестиций в НИС должен составить 1 млрд евро.


«Проблема НИС» выдвигается партией СПП на первый план в условиях, когда в экономике Сербии не существует ни одной положительной тенденции: безработица составляет по официальным данным 250 тыс. чел. (по неофициальным - более 1 млн человек), около 2 млн живут за чертой бедности, а по данным Всемирного банка, лишь у 5 государств мира внешняя задолженность больше, чем у Сербии.

С 2001 г. было приватизировано около 2.400 сербских госпредприятий, однако к настоящему моменту примерно 1/4 договоров расторгнута из-за несостоятельности новых хозяев. Западным покупателям сербские предприятия распродавались по бросовым ценам. Так, сербский металлургический концерн-гигант «Сартид» был продан «US-STEEL» в трехдневный срок за $23 млн. (3-4 % его реальной рыночной цены) - не успели чернила просохнуть на договоре, как в Белград прилетел тогдашний госсекретарь США К. Пауэлл, похваливший сербов за демократию и реформы. Алюминиевый гигант «Ниссал» «ушел» за невероятно низкую цену в 325.000 евро; процветающая сербская компания Mobtel без разумного обоснования продана норвежской госкомпании Telenor; крупнейшая фармацевтическая компания «Хемофарм» - германской компании «Штада» за 475,4 млн. евро - список этих распродаж настолько впечатляет, что Союз экономистов Сербии в марте 2010 г. принял резолюцию, осуждающую преступления власти против экономики и граждан. И можно быть уверенным, что резолюциями дело не ограничится.
Принципиальной «инновацией» создателей «проекта Николич-Вучич» стало отсутствие внятной программы, что даёт широкий коридор для политических маневров. То, что было представлено как программа, демонстрировало чрезмерную обобщенность. В октябре 2009 г. А. Вучич посетил США, затем его визиты в Вашингтон стали регулярными. Он провозгласил, что сербам без поддержки США «невозможно достичь ни какой-либо мало-мальски значимой внешнеполитической цели, ни экономического прогресса». Заявление Вучича изменило расклад политических сил в стране: выяснилось, что СПП добивается «патронажа» США и превращения в «заменитель Демократической партии». С этого момента А. Вучич и другие представители СПП стали частыми гостями в посольствах США и Великобритании в Белграде. Декларация СПП «и Косово и Европа, опора на Европу, с одной стороны, и на Россию – с другой, хорошие отношения с Китаем и выравнивание отношений с новой американской администрацией» оказалась пустышкой и блефом. Стратегической целью новых американских ставленников является формирование в Сербии двухпартийной системы, при которой у власти будут меняться ДП и СПП, дублируя друг друга и обеспечивая США удержание позиции в стране и в целом на Балканах. Сербские партии и организации патриотической направленности из этой политической конструкции должны быть выброшены.

Группа Николича-Вучича, создавшая Сербскую прогрессивную партию, - совершенно новое явление в политической жизни Сербии выраженно антироссийской природы.

Антироссийские мотивы зазвучали у Николича сразу за переформированием «группы» в партию: после парламентских выборов в Сербии в мае 2008 г. он торпедировал создание правительственной коалиции, ориентированной на Россию, и сам позже прокомментировал это так: «…такое правительство точно было бы тесно связано с Российской Федерацией и на старте имело бы проблемы с ЕС, поскольку было бы против любого сотрудничества с ЕС по вопросу Косова…». Выступил Николич и против представления Россией Сербии кредита в $1 млрд: «Я поддерживаю, - заявил он, - взятие кредитов, но только для строительства фабрик и сельхозпроизводства. Не поддерживаю взятие кредита для выплаты бюджетных обязательств». Напомним: большая часть российского кредита $800 млн. направлена на инфраструктурные проекты. Какие конкретно интересы США в Сербии обслуживает группа Николича – Вучича? Прежде всего, это две американские военные базы на территории Косова и Метохии («Бондстил» и «Малый Бонстил», точные данные о численности и составе вооружений труднодоступны); далее - «независимость» Косова, укрепление институтов «албанской власти» в крае с перспективой ассимиляции сербского населения; предоставление «крыши» албанским ОПГ, осуществляющих через «серую наркозону» Тирана - Приштина-Скопье поставки до 80% героина и кокаина в Европу и Россию; «перепрофилирование» российского проекта «Южный поток» в проект «Набукко».
Три соглашения с США, ратифицированные Народной Скупщиной Республики Сербии в 2009 г., позволяют американцам решать все те задачи, которые в виде ультимативных требований ставились перед Союзной Республикой Югославией ещё в Рамбуйе, незадолго до начала бомбёжек.

Первый из этих трёх документов – подтверждение Соглашения между Правительством Сербии и Черногории и Правительством США о сотрудничестве в области нераспространения оружия массового поражения и развития оборонных и военных отношений, подписанного в Белграде еще 5 апреля 2006 г. Ст. 7 данного документа освобождает солдат и другой персонал США от уголовной ответственности в случае „смерти или повреждения кого бы то ни было на территории Сербии и Черногории“. Ст. 10 Соглашения предусматривает, что оснащение, запасы, материалы и другие средства Правительства США и его договорных партнеров (в том числе частных военных компаний), ввозимые и вывозимые, не будут подвергаться таможенному или любому иному контролю со стороны сербских властей. Армия США и частные компании, которых она привлечет к сотрудничеству, могут свободно ввозить в Сербию все, что посчитают нужным, включая различные виды вооружения, опасные материалы и т.д. без каких бы то ни было проверок. Ст. 11 указанного Соглашения предоставляет американцам право строить объекты на территории Сербии в соответствии с правилами США.

Второй документ - Соглашение о снабжении и взаимных услугах между министерством обороны Республики Сербии и министерством обороны США, подписанное в Белграде 8 ноября 2006 г. Этим Соглашением Сербия обязуется «оказывать поддержку США в логистике, резервах и обслуживании».


Третий документ – Соглашение между Правительством Республики Сербии и Правительством США о защите статуса, доступа и использования военной структуры в Республике Сербии (т.н. СОФА-договор). Согласно этому документу, Сербия должна обеспечить Соединенным Штатам доступ и использование тех объектов, которые будут необходимы для осуществления Программы межгосударственного партнерства и других действий, относительно которых стороны придут к соглашению, включая, помимо прочего, объекты, связанные с транспортировкой, складированием и обучением, и это „без компенсации“, указывается в ст. 2 Договора. Ст. 4 говорит, что персонал США может прибывать и оставлять территорию Республики Сербии (Косово и Метохию Вашингтон не рассматривает как территорию Сербии) только с личными документами, выданными со стороны США. В ст. 7 указано, что „Вооруженные силы и персонал Соединенных Штатов могут ввозить, вывозить и использовать в Республике Сербии предметы личного употребления, оснащение, средства, материал, технологии, оборудование для обучения и обслуживания в рамках реализации данного договора. Ввоз, вывоз и использование будут освобождены от инспектирования, разрешений, других ограничений, уплаты таможенных пошлин и других видов налогообложения, существующего в Республике Сербии“. Статус неприкосновенности американцев вытекает из п.2 ст. 7: «Авиация, транспортные средства и суда США освобождаются от инспектирования». Более того, ст. 9 СОФА-договора гласит: «Стороны по договору отказываются от прав предъявлять друг к другу претензии о предоставлении какой бы то ни было компенсации за ущерб, утрату или уничтожение имущества, повреждение или смерть персонала любой из сторон, которые произойдут в ходе выполнения их официальных обязанностей по договору СОФА“. Таким образом, армия США и сотрудничающие с ней частные военные компании обладают в Сербии правом «юридической экстерриториальности». Как в оккупированной стране.


Имея столь обширные военные интересы в Сербии, США, естественно, стремятся не допустить здесь и тени российского влияния.

Судя по последней информации, задача эта становится для Вашингтона всё более насущной, с признаками чрезвычайности. Как сообщили балканские СМИ, 7-9 февраля в Государственном департаменте США состоялось беспрецедентное в истории таких консультаций совещание 260 американских послов, консулов и дипломатических представителей, работающих в 180 странах мира. Из крайне скудного официального сообщения можно понять, что это первое совещание подобного рода. О его целях и повестке дня не имеют достоверной информации даже американские журналисты.


Создание в Сербии конструкции из двух поддерживающих политику США структур (ДП и СПП, имитирующих борьбу друг с другом и представляющих две стороны одной медали – американского проекта „перестройки“ политической системы страны) выступает на первый план. В начале 2011 г. начался процесс консолидации ведущих сил в стране. 4 февраля 2011 г. Тадич и Николич „при содействии иностранных дипломатов “уже заключили договор „о ключевых моментах совместного управления после проведения выборов“. Среди пунктов договора – ускорение процесса «евроинтеграции» и «облегчение принятия многих экономических решений». Первым «экономическим решением» нового блока станет, по-видимому, попытка нанести удар по крупнейшему проекту сербско-российского экономического сотрудничества – газопроводу «Южный поток.

________________________________________________________________________________________________

1. Речь идет о российско-сербском соглашении, подписанном в Москве 25 января 2008 г., в перерыве между первым и вторым турами президентских выборов в Сербии. Предмет соглашения - строительство на территории Сербии 400-километрового отрезка магистрального газопровода «Южный поток», предусматривающего поставки российских энергоносителей из России через акваторию Черного моря, Болгарию и Сербию на Балканы и в другие страны Европы. Одновременно с соглашением о «Южном потоке» был подписан договор о покупке «Газпромнефтью» 51% акций сербской нефтеперерабатывающей компании Naftna Industrija Srbije (НИС). Российская компания предложила 400 млн. евро за долю в НИС и еще в 500 млн. евро инвестиций в проекты по газовой инфраструктуре. Однако российско-сербское соглашение оказалось в заложниках у жестко ориентированного на Запад Б.Тадича. Он и его правительство стали делать всё, чтобы свести договор на нет. Теперь к ним присоединилась и СПП.

29 Март 2011

Комментарии


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ КАК ВЫЗОВ ГЛОБАЛЬНОМУ АПАРТЕИДУ
МОЖНО ЛИ ИЗМЕРИТЬ СЧАСТЬЕ?
ГОЛОВОЛОМКА КАК ИНСТРУКЦИЯ
ПРАЗДНИЧНЫЕ ДЕКЛАРАЦИИ О НАМЕРЕНИЯХ

Новости
15.03.2019 В Индии 11 апреля стартуют парламентские выборы
15.03.2019 Академии наук России и США договорились о сотрудничестве
15.03.2019 КНДР разочаровалась в переговорах с США
14.03.2019 Госсовет КНР раскритиковал ситуацию с правами человека в США
14.03.2019 Гуайдо рассматривает "все варианты", чтобы добиться ухода властей Венесуэлы

Опрос
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПОВЫШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА?





Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"