http://www.socialistinfo.ru/apriori/6649.html

ЛЕВЫЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

В 2015 году социализм был самым запрашиваемым словом в поисковике веб-сайта словаря  Merriam-Webster, а в ходе проведенного в 2016 году опроса выяснилось, что 43 процента демократов штата Айова считают себя социалистами. Несмотря на неудачу на президентских выборах, движение левых продолжает расти. Более одного миллиона человек ежемесячно просматривает публикации таких изданий, как, к примеру, Jacobin (американский левый журнал), издает который представитель поколения миллениалов, писатель Бхаскар Сункара.

 Однако левые миллениалы - это  вовсе не возврат к «новым левым»1960-х годов - студенческим радикалам, хиппи и йиппи, устраивавших бунты по поводу войны во Вьетнаме и изменивших американскую культуру, сделав ее менее расистской и сексистской и более аутентичной. Новое поколение левых идейно, скорее, напоминает «старых левых» 1930-х годов – это воинствующие профсоюзы, социалисты и даже коммунисты, которые в обстановке самой зловещей экономической депрессии в американской истории искали подлинную альтернативу капитализму.

 «Cтарые левые» 1930-х были преемниками социалистического движения ХIX века, они направляли свою политическую энергию на решение проблем капитализма. Они также резко критиковали концепцию «Нового либерализма» Франклина Д. Рузвельта. Хотя Рузвельт и выступал в поддержку «обычного человека» а в процессе осуществления «Нового курса» продвигал реформы, которые легли в основу американской социал-демократии XX века, левые 1930-х критиковали Рузвельта и либералов за компромиссы с капитализмом.

 Начиная с 1930-х годов пропасть между идеями либерализма и «старых левых» начала расти. В отличие от либералов, появившихся в 1960-х, для которых основными приоритетами были политические свободы, связанные с правами личности, левые социалисты настаивали на том, что большинство людей – представителей рабочего класса – абсолютно беззащитны в ситуации, когда капиталисты держат под своим контролем работу, заработную плату и социальные блага. В их представлении миссия левых – смысл их существования – заключается в расширении идей политической свободы, предусматривающих экономическую свободу. Это историческое различие между либерализмом и социализмом было реанимировано левыми миллениалами.

 Одним из лучших примеров деятельности левых миллениалов является подкаст Chapo Trap House (Чапо Трэп Хаус). Основанный в марте 2016 года, этот подкаст является веселым, а подчас злым, умным и дерзким аудиожурналом о политике и культуре.
 Искренний в своих демократических социалистических наклонностях, Chapo больше всего известен своим издевательскими и саркастическими материалами – это становится очевидным уже из самого названия подкаста, ведь Chapo - это прозвище мексиканского наркобарона Хоакина Гусмана, а Trap House -  на Хип-хоп сленге означает наркопритон.  Хотя подкаст Chapo частенько критикует Трампа и альтернативных правых с юмором, присущим генильному комику, свои самые издевательские передачи Chapo посвящает либералам.

 На первый взгляд тактика левых миллениалов похожа на тактику новых левых 1960-х — молодые активисты атакуют лицемерие либералов схожими методами. И действительно, Chapo можно ошибочно принять за современную интернет-версию молодежного движения Йиппи (Yippie - Youth International Party), которое возглавляли левые активисты шестидесятых Эбби Хоффман и Джерри Рубин, известные своими театрализованными политическими выходками. Так, в 1968 году они в шутку объявили кандидатом в президенты поросенка Пигасуса Бессмертного (Pigasus The Immortal), выступали за совместное курение марихуаны, устраивали пацифистские акции нудистов.
  Однако на самом деле идеологически Chapo близки «старым левым». В 1930-е годы сотни тысяч рабочих массово вступают в профсоюзы Конгресса производственных профсоюзов (КПП, англ. Congress of Industrial Organizations — CIO). Даже Коммунистическая партия, которая всегда была подозрительным игроком американской политической жизни, наслаждалась всплеском активности в своих американских рядах благодаря распространенному в те времена мнению о том, что Великая депрессия является предзнаменованием скорой гибели капитализма.

 Левые тридцатых критиковали реформы "Нового курса". Некоторые «cтарые левые» хотели, чтобы рабочие имели полную автономию на своих рабочих местах. Другие, вдохновленные примером Советского Союза, хотели, чтобы рабочий класс управлял государством и экономикой. Многие левые заходили в своих мечтах не так далеко, но по крайней мере хотели того, что они называли «индустриальной демократией» - политической и экономической системы, подстраивающейся под потребности и желания рабочего рабочего класса. Считалось, что либералы «Нового курса», которые, казалось, предпочитали технократические эксперименты, создают препятствие для такого левого видения Америки.

 Комментарии Chapo в ходе президентской кампании в 2016 году показали, насколько левая идеология миллениалов напоминает идеологию левых 1930-х. Chapo обрушивалось с критикой на Хиллари Клинтон и центристов, которые составляли большинство в Демократической партии с тех пор, как президент Билл Клинтон выиграл президентские выборы в 1992 году. По мнению левых авторов Chapo, приход Клинтон символизировал захват неолибералами Демократической партии.

 C их точки зрения, неолиберализм это глумление над политической философией, он сочетает в себе поддержку таких идей левых, как расовое разнообразие, с идеями, противоречащими всему, что поддерживают левые, к примеру, что рынок является наилучшим механизмом распределения таких общественных благ, как образование.

 С этой точки зрения, роль демократов Клинтона заключается в управлении процессом деградации  "Нового курса", а не борьбы за его расширение разными способами. Например, вместо того, чтобы выступить за систему страхования, в которой все расходы на здравоохранение оплачивает государство, а не частные страховые организации, демократы принимают Obamacare, совершенно неэффективное рыночное решение. Вместо того, чтобы помочь профсоюзам в создании массового движения, способного изменить американское общество на благо миллионов, они выступают за технократический и меритократический подходы к достижению демократического идеала.
 

 Именно поэтому Чапо посвятил целые эпизоды тому, чтобы разнести в пух и прах телесериал «Западное крыло» (The West Wing), популярный телесериал Аарона Соркина, в котором фетишизируется либеральная идея о том,  что умная, целеустремленная, исполненная благих намерений элита спасет нас от правых неандертальцев. Как часто объясняет Chapo, это наивное понимание политики, которая игнорирует власть, тем самым способствуя господству республиканцев.

 Как и их предшественники эпохи Великой Депрессии, внимающие Chapo миллениалы, пришли к идеям социализма во времена экономического кризиса. Миллениалам, вероятно, будет хуже в экономическом отношении, чем их родителям или дедушкам и бабушкам, особенно тем, кто повзрослел и стал искать работу в годы после Великой рецессии 2008 года. Левый политический ответ в таких условиях обоснован.

 Подкаст не является более левым изданием, чем немногочисленные журналы, издававшиеся "Старыми левыми". Но так же, как историки сегодня изучают журнал "The Masses" Макса Истмана, выражавшего надежды и мечты о социализме в годы после Первой мировой войны, так и мы можем прислушаться к Chapo, в котором звучат голоса новых левых, пришедших в политическую жизнь.

 

Статья была опубликована в газете The Washington Post
 

21 Сентябрь 2017



2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"