http://www.socialistinfo.ru/apriori/6186.html

ВАЖНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ВЫБОРОВ
ДМИТРИЙ ГАЛКИН
редактор отдела политики, политический аналитик

В марте 2018 года в России должны состояться президентские выборы. Как правило, примерно за полтора года до избрания главы государства становится уже понятно, что станет основной темой избирательной кампании кандидата от власти.
 На прошлых выборах власть обещала успешно провести сочинскую Олимпиаду и укрепить международный престиж страны; во время кампании 2008 г. -- сохранить стабильность и обеспечить дальнейший рост уровня жизни; в 2004 г. -- отстранить от власти олигархов и усилить экономическую роль государства. Но что же российское руководство собирается предложить гражданам РФ на этот раз, пока неясно.
 Невозможно предсказать, как будут складываться отношения между Москвой и Вашингтоном. У Трампа есть шанс получить согласие Конгресса на восстановление партнерских отношений с Россией, если Кремль выразит готовность согласовывать с американской администрацией свои действия в Сирии и поддерживать США в глобальном противостоянии с Китаем. Однако вполне возможно, что верх все-таки возьмут жесткие противники сближения с Россией, желающие превратить Москву в нового стратегического противника Вашингтона. В таком случае американо-российское противостояние будет использоваться в качестве предлога для контроля за действиями европейских союзников США и для усиления американского присутствия в Центральной Азии (где США в последние годы серьезно потеснили Россия и Китай). Понятно, что в этой ситуации Кремль вынужден будет вернуться к антиамериканской риторике и всерьез озаботиться поиском внешнеполитических союзников.
 Для Москвы, впрочем, выгоднее всего избежать как тесного сближения, так и открытой конфронтации с США. Это позволит сохранить свободу действий и во внешней, и во внутренней политике, а главное -- создаст предпосылки для восстановления отношений со странами Евросоюза, что представляет огромную важность для российской экономики.
  Судя по всему, на это больше всего и рассчитывают в Кремле, который умело использует слухи о готовящемся союзе между Москвой и Вашингтоном для того, чтобы подтолкнуть Европу к сотрудничеству. Но если внешнеполитическая стратегия российской власти в этом отношении остается неизменной, то внутриполитическая неминуемо должна обрести новые черты. Если отношения с США не будут ни враждебными, ни слишком дружественными, а постепенное сближение с Европой станет реальностью, хотя и затянется на долгий срок, то внешнеполитическая риторика не сможет и дальше использоваться в качестве средства социальной мобилизации внутри страны, как это было до недавнего времени и помогало сохранить стабильность в условиях экономического кризиса.
 Теперь эту задачу нужно будет решать средствами внутренней политики.
 В условиях, когда у власти отсутствуют сколько-нибудь серьезные соперники, она может выбрать практически любой сценарий развития политической ситуации. Однако, с другой стороны, подобная свобода действий представляет потенциальную угрозу для стабильности, поскольку в результате обостряется соперничество между связанными с властью группировками, стремящимися получить возможность управлять политическим процессом.
 В российском политическом пространстве сейчас пытаются закрепить за собой господствующее положение политические альянсы (тесно связанные с экономическими или силовыми структурами), которые радикально отличаются по своим взглядам и интересам, -- от православных традиционалистов, мечтающих о фактическом слиянии государства и церкви, до умеренных либералов, добивающихся ослабления бюрократии и возвращения политической конкуренции.
 Но все же самыми большими шансами на успех обладают группы, выступающие за постепенные и умеренные политические реформы, концентрирующиеся вокруг Алексея Кудрина и Сергея Кириенко, и сторонники сохранения нынешнего положения дел (т.е отказа от публичной политической борьбы на федеральном уровне и сохранения жесткого контроля за регионами), лидером которых является Вячеслав Володин. 

 Позиции Володина, фактически контролировавшего ход политического процесса вплоть до последних парламентских выборов, оказались серьезно ослаблены после того, как он возглавил парламент, сформированный по его собственному сценарию. Председатель Госдумы в созданной Володиным политсистеме -- должность, не имеющая реального политического значения. Вячеславу Викторовичу долгое время удавалось сохранять влияние в Общероссийском народном фронте (ОНФ) -- надпартийном движении, призванном обеспечить массовую поддержку Владимиру Путину. Однако, как утверждают, в последнее время в аппарате ОНФ все большую роль играют люди, ориентирующиеся на Сергея Кириенко, ставшего преемником Вячеслава Володина на посту первого замглавы администрации президента (эту должность -- начиная с Владислава Суркова -- занимает чиновник, непосредственно управляющий ходом политпроцесса).

 Володина можно назвать успешным политическим архитектором. Созданная им система оказалась довольно устойчивой: появление массовой политической оппозиции или открытая критика власти со стороны руководства парламентских партий сегодня попросту невозможны. Однако продолжается идущее за пределами публичного пространства противостояние внутри политической верхушки. И это проявляется время от времени в арестах губернаторов, генералов и действующих министров (в «лихие 90-е» нельзя было даже представить столь ожесточенное столкновение околовластных группировок). И если конфликты внутри власти не удастся вывести в политическое пространство, они неизбежно начнут угрожать ее внутреннему единству.
 Но главное теперь, когда внешнеполитические вопросы отошли на второй план, обнаружилось в том, что российские граждане (в том числе и лояльно относящиеся к власти) придерживаются различных взглядов на вопросы социального устройства.
  В обществе усиливается внутренняя напряженность, которая проявляется в том числе в чрезмерном внимании к явно второстепенным вопросам (к примеру, передача РПЦ Исаакиевского собора в Петербурге). Если не преодолеть существующие разногласия (или хотя бы не снизить их значимость), то обязательно расколется лояльное по отношению к власти общественное большинство, сформировавшееся после украинского кризиса, в ходе противостояния России с Западом. Вновь мобилизовать его на поддержку власти (особенно не используя внешнеполитическую проблематику) будет довольно сложно.
  Поэтому власть столкнулась с необходимостью создания параллельной политсистемы -- площадки, на которой была бы разрешена политическая конкуренция, а сторонники власти могли бы выбирать между различными идейными концепциями, устраивающими государственное руководство. Собственно, такая площадка уже существует: именно в этом качестве и создавалась Общественная Палата (ОП) РФ -- консультативный орган, который формируется из представителей общественных организаций, призванный доводить до власти мнение гражданского общества.
  В настоящее время деятельность ОП практически не интересует СМИ и не привлекает внимание граждан. Но если наполнить ОП медийными персонами и организовать в ней столкновение идей и мнений, то возникнет подконтрольная власти общественная дискуссия, не только не угрожающая власти, но даже укрепляющая ее позиции.
 По-видимому, в этом и состоял первоначальный замысел Вячеслава Володина, который рассчитывал вернуть себе политическое влияние, установив контроль над ОП. В ближайшее время состав ОП должен обновиться примерно на 75% (палата формируется по трем квотам — часть депутатов ОП назначается президентом, часть мест заполняется региональными органами власти и депутатами, избранными самими общественными организациями). Если Володин сумеет взять под контроль процесс обновления ОП, то повестку дня во время избирательной кампании во многом будут определять дебаты между «общественниками», которые, вполне вероятно, будут спорить о роли традиционных ценностей (Володин еще в ОНФ сделал ставку на выдвижение на первый план традиционалистов). А чтобы за этими спорами было интереснее наблюдать, в палату собираются избрать и депутатов, вызывающих устойчивый интерес у зрителей развлекательных каналов.
  Насколько можно судить, в числе потенциальных представителей общественности оказались актриса Чулпан Хаматова и модель Наталья Водянова, известные своей благотворительной деятельностью.

 Однако реализация планов Володина может быть сорвана. Интерес к выборам в ОП проявил Алексей Кудрин, который может попытаться превратить палату в орган, подталкивающий власть к экономическим и политическим реформам. Комитет гражданских инициатив, возглавляемый Алексеем Кудриным, начал экспертный опрос, цель которого заключается в том, чтобы оценить эффективность ОП. Вряд ли можно сомневаться в том, что выводы этого исследования будут довольно критическими по отношению к этой структуре, находящейся пока под началом Вячеслава Володина (нынешний секретарь ОП Александр Бречалов считается его ставленником).
 Одновременно взять под контроль формирование ОП стремится и Сергей Кириенко, который не так давно сумел поставить на должность начальника управления по общественным проектам (это подразделение кремлевской администрации курирует ОП) близкого к нему Сергея Новикова, сместившего ориентирующегося на Володина Павла Зеньковича.
 В результате в выборах ОП внезапно образовалась интрига. В зависимости от того, каким окажется новый состав палаты, станет ясно, кто побеждает в аппаратной борьбе. А это позволит понять, в каком направлении будет двигаться российская власть в период избирательной кампании, в особенности — после выборов. Вполне возможно, что заданный Володиным традиционалистский вектор, призванный законсервировать нынешнее положение, сменится движением к умеренным политическим реформам, за которые выступает Кириенко, или подготовкой предлагаемых Кудриным экономических преобразований, направленных на резкое снижение роли госкорпораций.
 Политическое руководство России, так и не приступив пока к избирательной кампании, вынуждено будет сделать важный выбор, который во многом определит не только судьбу страны, но и ситуацию на всем постсоветском пространстве.

04 Февраль 2017



2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"