все поля обязательны для заполнения!


 
ЦИНИЧНЫЙ ПОПУЛИЗМ
КРИСТОФ БУТТЕРВЕГЕ
Журналист Junge Welt

В 1998-2016 гг. Кристоф Буттервегге преподавал политологию в Кёльнском университете. На прошлой неделе кёльнское издательство «Papy-Rossa» в серии «Основные знания» выпустило его книгу «Бедность». В ноябре в издательстве «Campus» в обновлённом переиздании выходит работа под названием «Бедность в богатой стране. Как недооценивается и вытесняется данная проблема».

Усилия превратить конфликты интересов между «народом» и «элитой» в краеугольный камень политики обозначаются понятием правый популизм. Правые популисты в равной мере отгораживаются как от верхов: «политического класса», отдалившегося от «народа» и игнорирующее его реальные проблемы, так и от низов: «бездельников», «асоциальных элементов» и «социальных паразитов» (в том числе мигрантов).

Популизм являет собой нечто большее, чем стилевой вопрос и агитационную технологию, на что указывает уже исходное значение слова, позволяющее распознать, что обозначаемые им претендуют на осуществление политики от имени народа и / или для народа. В зависимости от того, какая целевая группа под этим понимается: «этнос» или «демос» – точкой опоры становится «свой» или «простой» народ. Правые популисты хоть и не особо стесняются сами – например, в качестве парламентариев или министров – пользоваться привилегиями власть предержащих, но требуют от последних, чтобы те занимались не личным обогащением, а беззаветно служили «делу народа». Правые популисты ставят социальные вопросы, но отвечают на них крайне неубедительно. Как правило, такие группы привязывают социальный вопрос к национальному, где скорее нужна привязка социального вопроса к демократическому.

С момента отделения от партии либерально-экономического национально-консервативного крыла и его объединения вокруг основателя партии и тогдашнего председателя Бернда Луке «Альтернатива для Германии» («АдГ») со всё возрастающим успехом пытается выделиться как «рупор бедных и безработных» и набрать очки за счёт социального вопроса, на который она, как видно из её основной программы, не имеет ответа: лишь с трудом и вопреки заявленному желанию председателя Фрауке Петри «АдГ» на программном съезде в Штутгарте в апреле – мае 2016 г. добилась поддержки минимальной заработной платы. В то же время большинство присутствующих членов выступили за муниципализацию управления трудовой деятельностью и ужесточение закона «Hartz IV» («активирующее базовое обеспечение»).


 Чтобы понять, почему миллионы наёмных работников всё же отдали голоса за «АдГ», в первую очередь, на последних выборах в парламент земель и местные органы управления, но и на выборах в Бундестаг и Европарламент тоже, необходимо учитывать двуличность правого популизма, который распространяет свои радикально-рыночные послания, как правило, больше подспудно, при помощи господствующей идеологии, подвергающей остракизму меньшинства, а также социальной демагогии. В то время как немецкие служащие, фрилансеры представители свободных профессий защищаются от преуспевающих людей, неприспособленных конкурентов и амбициозных мигрантов, которые якобы не так прилежны, как они, местные жители низших классов общества опасаются, очевидно, конкуренции со стороны беженцев или прочих переселенцев на рынке труда, жилья и брака.

Для состоятельных, хорошо зарабатывающих и супербогатых «АдГ» привлекательна точно так же, как и для представителей среднего класса, которым грозит снижение социального статуса, а также для пострадавших от безработицы лишенцев из-за модернизации,. Правые популисты предлагают разный идеологический подход к обеим целевым группам: они презирают государство всеобщего благосостояния, которое берёт на содержание «непродуктивных» соотечественников, и представляется им препятствием на пути экономического развития или тормозом роста, и внушают презрение к бедным, защищая, тем не менее, социальное государство от предполагаемых попыток беженцев его «ограбить». Последним правые популисты отказывают в праве на материальное пособие, дабы иметь возможность сохранить или увеличить его для представителей «своего народа».

 

Варианты и аргументы

 

Исторически сложилось, что популизм выражал мелкобуржуазное протестное движение, пытавшееся разрешить дилемму среднего класса – социальную «зажатость» и угрозу со стороны двух доминирующих в истории сил – посредством двойного отмежевания: от «коррумпированных элит наверху» и «инертных масс снизу». Если страх перед социальным упадком доходит, как сейчас, до средних слоёв общества, мелкая буржуазия особенно чувствует себя в серьезной опасности, что может способствовать иррациональной реакции на кризисные явления. Сегодня в обществе, представляющем собой в условиях капитализма финансовых рынков – как и, в конце концов, при феодализме – нечто вроде кастовой системы, возможности подъёма для мелкой буржуазии настолько ограничены, что гораздо больше вероятность снижения их социального статуса. И тем энергичнее средний класс ополчается против «лентяев», «бездельников» и «социальных паразитов», неважно, являются ли они коренными или иммигрантами.

В правом популизме, организованном в партийной форме, можно выделить четыре варианта стратегии или образцов аргументации, которые– хоть и в менее выраженной форме – можно найти и в «АдГ».

Во-первых, если в центр правой пропаганды помещается критика государства всеобщего благосостояния, якобы чрезмерного, подавляющего национальную экономику и опасного для местного производства, можно говорить о «социальном популизме». Используется существующая в подсознании, часто нагнетаемая в политической и медийной общественности социальная зависть к более бедным – в данном случае, якобы «ленивым» или «уклоняющимся от труда» безработным и получающим социальную помощь, – чтобы отвлечь внимание людей от реальных виновников бедственного положения общества.

Во-вторых, когда делается акцент на стигматизации и дискриминации правонарушителей, отстаивается «бόльшая строгость» общества в обращении с ними, а под особый прицел попадают наркозависимые, нищие и совершившие преступления на сексуальной почве, мы имеем дело с «криминальным популизмом», который мобилизует «добропорядочных граждан» против «отбросов общества», и инсценировкой своих кампаний за счёт социально-неблагополучных меньшинств. Довольно часто бульварная пресса при этом играет бесславную роль рупора нетерпимого и нелиберального общества большинства.

В-третьих, когда на передний план выходит государственное противоречие внешнего и внутреннего или же мнимая привилегированность мигрантов (беженцев) в отношении местных жителей или «культурное отчуждение», это – национал-популизм. Для него характерно то, что растущее обнищание широких слоев населения (в первую очередь, кстати, этнических меньшинств) рассматривается не как следствие их дискриминации (например, в сфере образования и на рынке труда) и несправедливого распределения общественных ресурсов, а как результат чрезмерной прозрачности или открытия границ для беженцев. Этот популизм культивируется как страх «переполнения» или «иностранного засилья», в основном, со стороны мусульман.

В-четвёртых, если центром внимания становится «системный вопрос», а темой популистской пропаганды – лишь довольно грубо обозначаемое как «разочарованность политикой» или «апатия на выборах», а скорее, недооценённое отчуждение многих граждан от существующей правящей или партийной системы, когда формируют впечатление, что все члены «политического класса» в равной степени коррумпированы и вообще ничего не знают о проблемах народа, обострение достигает другого качества, что оправдывает существование термина «радикальный популизм».

 

Бедность и развитие социального государства


Правые популисты с давних пор имеют двойственное отношение к социальному вопросу, ответ на который они при случае рассматривают как угрозу национальной экономике и не признают его в качестве государственного структурного принципа, а сразу же демонтируют или деформируют его во многих отношениях:

Во-первых, бросается в глаза тенденция правых популистов к «экономизации» социальной сферы. Почти все аспекты жизни должны подчиняться рыночному механизму. Быть социальным для правых популистов не означает беспокоиться, исходя из гуманистических убеждений или христианского милосердия, о бедных, обездоленных или людях с ограниченными возможностями и их проблемах или же следовать моральному долгу и этическим нормам. Напротив они возлагают – в этом определённая дань неолиберальному духу времени – социальное на алтарь конкуренции, стремления к наживе и производственно-экономической эффективности.

Во-вторых, правые популисты совершают культурализацию социальной сферы. Они видят уже не материальные интересы или конфликты интересов, когда речь заходит о развитии государства, экономики и общества, а культурную идентичность. Идентичность эта уже определяется не как принадлежность членов общества к определённому классу, слою или группе, где они имеют общие интересы (и, следовательно, могут реализовать высокую степень солидарности, если их осознают), а по культурному соответствию, т.е. общему языку, религии и традиции.

В-третьих, можно наблюдать этнизацию социальной сферы. Чем сильнее обостряется экономическая конкуренция в рамках «сохранения мест размещения производства», тем проще раздуть важность культурных различий между людьми из разных слоев общества и сделать эту разницу инструментом отграничивающего или разграничивающего критерия по отношению к конкурентам на получение социальных платежей. Процессы этнизации имеют две стороны: наряду со стигматизацией «иных» они влияют на более сильное очерчивание «своего» или формирование национальной или «народной общности», с помощью чего преследуются далеко идущие цели. «Сначала немцы (немецкое)»! – правый популистский лозунг, с которым связаны и представления обыденного сознания, как, например, скандируемые неонацистами лозунги «Иностранцы, вон!»

В-четвёртых, правый популизм обнаруживает билогизацию социального вопроса. Социально обусловленное поведение часто связывается с генами. Тут речь идёт, к примеру, о «гене победителя», которого якобы нет у топ-спортсмена на соревновании или менее успешного топ-менеджера в повседневной деятельности. Сюда относится и демографический дискурс, т. е. образ и манера того, как говорится об изменениях (возрастной) структуры нашего общества. С демографическими изменениями в фокус общественной политики попадает биология человека и как бы в качестве естественной вынужденной необходимости определяет величину пенсий и то, как следует устанавливать размеры социальных выплат. Демографические прогнозы, похожие на апокалипсические сценарии катастроф – они уже давно преодолены ввиду увеличения вынужденной миграции – указывают на следующее: опасения неонацистов и правых экстремистов, что немецкий народ может «вымереть», достигло средних слоёв общества.

 

 

Духовный предвестник


Бывший политик из «СДПГ» («Социал-демократическая партия Германии» – прим. переводчика) и федеральный банкир Тило Саррацин был одним из важнейших, если не главным духовным предвестником правого популизма а-ля партии «АдГ». Кому интересно будет узнать, что её функционеры думают о бедности в Германии и о страдающих от неё больше всего, следует прочесть книгу Саррацина «Германия самоликвидируется». Основной темой этого памфлета является не «Миграция и интеграция», как это часто ошибочно предполагают – он задумывался как материал к дискуссии о немецком социальном государстве <...>

 

На уровне обывателя


Вину за бедственное положение социального государства и общества Саррацин, повсюду видящий «признаки распада», возлагает на членов (отечественного) «низшего класса» и иммигрантов, из-за которых Германия в конечном счёте становятся все беднее и тупее. «Германия финансирует (...) часть мусульманского пролетариата, который не видит в странах своего происхождения возможностей более привлекательных, нежели немецкие социальные пособия. Без изменения общих условий социального государства мало шансов на то, что существующие параллельно сообщества мусульманских иммигрантов в Германии и Западной Европе со временем как бы автоматически растворятся». Бывший федеральный банкир упускает из виду, что в разобщённости, которую он сводит к культурным факторам и сильно преувеличивает, главный вопрос не о некой форме этнической, а о манифестации социально-экономической сегрегации.

В инспирированной неолиберализмом и ориентированной на национальный консерватизм критике социального государства, подогреваемой сообщениями СМИ о якобы массовом злоупотреблении социальными пособиями, Саррацин так и не поднимается выше уровня обывателя. Написанный общедоступным языком, его трактат предлагает псевдонаучное обоснование существующих отношений собственности, власти и господства. Председатель «СДПГ» Зигмар Габриэль правильно охарактеризовал бестселлер своего однопартийца: «Это книга о «верхах» и «низах» в нашем обществе; о том, почему не только справедливо, но и по биологическим причинам совершенно нормально то, что существуют эти «верхи» и «низы».

Очевидно, со своими полемичными упрёками в адрес социально обделённых меньшинств Саррацин в плане политического содержания соответствует ярко выраженному радикально-рыночному, но и не свободному от немецкого национализма духу времени. В новой немецкой идеологии, пронизывающей сегодня практически все сферы жизни, вопрос, конечно, не о том «классическом» немецком национализме, который был организован в партийной форме ещё в кайзеровской империи и пропагандировался влиятельными в обществе силами, такими, как Немецкий военно-морской флот или Пангерманский союз, и не о «просвещённом вильгельмизме», а скорее, о сильно модернизированном особом варианте народно-националистического сознания, который презентует себя общественности как законную реакцию на ужесточившуюся конкуренцию на глобальном рынке. Снова недвусмысленно приветствуется полная идентификация с определённой нацией, если речь об идеологическом сопровождении ввода немецких войск за рубеж и завоевании мировые рынки, а также о мобилизации всех сил на борьбу с другими «местами размещения производства».

 

 

Источник: Юнге Вельт

https://www.jungewelt.de/2016/10-10/053.php

Перевёл с немецкого: Александр Ананьев

07 Ноябрь 2016

Комментарии
Сергей Бахматов  |  07 Ноябрь 2016 в 06:36
Популизм - это явление буржуазной действительности, когда желающие попасть или остаться у власти в период избирательной кампании лижут одно место избирателям. В русском языке ранее называлось пустословием, поскольку слова есть, а образов, связанных с ними, нет. Коль скоро остаётся желание жить в буржуазном обществе, то и к популизму надо относиться снисходительно. Раз уж он есть и будет, то и эпитеты тут совершенно излишни.
 |  07 Ноябрь 2016 в 10:18
Автор статьи в "Junge Welt" - человек явно левых (левосоциалистических, еврокоммунистических, неомарксистских, короче, тяготеющих к партии Links) взглядов. И, как все левые, он переоценивает социальное начало в человеке и недооценивает биологическое. То обстоятельство, что между людьми существуют генетически обусловленные различия, в его мировоззрение как-то не вписывается. И что для индивида вполне нормально себя идентифицировать с определённой нацией - тоже. Для неомарксистов все люди не только равны (как нравственные существа), но и по сути одинаковы. А это - заблуждение, идущее еще от философов французского Просвещения, которые не имели представления о генетике.
Н.Р.  |  07 Ноябрь 2016 в 10:32
По словам молодого Маркса, сущность человека - это совокупность всех общественных отношений. С тех пор марксисты и неомарксисты продолжают верить, что человек - существо прежде всего социальное, а его сознание детерминируется "общественным бытием". На самом деле человек - гораздо более сложное создание. И, скажем, национальная культурная традиция на него может влиять гораздо больше, чем все производительные силы и производственные отношения.
Сергей Бахматов  |  08 Ноябрь 2016 в 06:07
Доллар США, обладая статусом мировой резервной валюты, позволяет печатать их и пускать по миру, покупая за них всё, что требуется. Дефицит внешней торговли США на протяжении последних нескольких десятков лет составляет примерно 45 миллиардов долларов в месяц, что означает, что каждый день мировое сообщество поставляет товаров в США на 1,5 миллиарда долларов бесплатно. Просто так, за красивые глазки.

Две мировые войны обескровили всех кроме США, которые от этих войн экономически только выиграли. Отсюда и статус мировой резервной валюты, которым они до сих пор пользуются. Нынешняя напряженность в мировой политике объясняется тем, что США пытаются отстоять и сохранить этот статус, что у них плохо получается. После второй мировой войны на экономику США приходилось 50% мирового продукта, а сейчас только 20%, и имеется устойчивая тенденция к дальнейшему снижению. Китай по реальному ВВП уже обогнал США и имеет рост экономики 7% в год, что в 3 раза выше, чем у США. Как только доллар утратит свой статус, так сразу обнаружится то колоссальное количество их, которое было напечатано за полвека, и США вместо мировой супер державы превратятся в обычную региональную державу.

Украина, Ближний Восток и конфронтация с Россией - всего лишь следствие агонии умирающей Империи.

Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
За морем житьё не худо;
В свете ж вот какое чудо:
********************
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной -
И приставлен дьяк приказный
Строгий счёт орехам весть;
Отдаёт ей войско честь;
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты!

Видимо, американцы, прочитав сказку нашего великого поэта, решили сказку сделать былью. Однако со свойственной им прагматичностью решили всё сделать более прозаическим способом: матрица готова! раз, два, три, раз, два, три ...........
Сергей Бахматов  |  08 Ноябрь 2016 в 06:19
Да, совсем забыл: станок они запустили, так как белку жалко кормить.


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
СИТУАЦИЯ В ВЕНЕСУЭЛЕ ОБОСТРИТСЯ К ВЫБОРАМ
ЖИЗНЬ В ПОЛИТИКЕ И НЕ ТОЛЬКО
РИСКОВАННАЯ ИГРА С УДАЧНЫМ ИСХОДОМ
КРИЗИС В БЕЛОРУССИИ НЕМИНУЕМО ЗАТРОНЕТ РОССИЮ

Новости
21.09.2020 Сергей Миронов вновь предложил ввести продуктовые банковские карточки для поддержки населения
21.09.2020 Более 69% участников референдума в Италии поддержали сокращение парламента на треть
21.09.2020 Профсоюзы: не должно быть пенсионеров первого и второго сорта
21.09.2020 Трамп заявил, что в США проходят бунты, а демократы не выражают недовольства
16.09.2020 "Справедливая Россия" предлагает запретить платное обучение в государственных вузах
16.09.2020 Названы самые популярные в западных СМИ белорусские оппозиционеры

Опрос
В ЧЕМ ПРИЧИНА БЕДНОСТИ В РОССИИ?






Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"