все поля обязательны для заполнения!


 
РУССКИЙ ПРОМЕТЕЙ
БОРИС РОМАНОВ
политический аналитик, историк

В этом году исполнилось 140 лет со дня кончины выдающегося российского мыслителя и публициста Михаила Бакунина, который наряду с Александром Герценом был наиболее известным в Европе русским революционером народнического направления и виднейшим идеологом анархизма во второй половине ХIХ века. Он оказал существенное, хотя и крайне противоречивое влияние на развитие не только российской, но и мировой социалистической мысли. Но многие из тех вопросов, которые поднимал в своих работах Бакунин, остаются актуальными для социалистического движения и в наше время.

 Михаил Бакунин родился в 1814 г. в дворянской семье помещиков в Тверской губернии. Военная карьера, к которой он был определен после окончания в 1833 г. артиллерийской школы, не привлекла его. Выйдя в отставку, Бакунин поселился в Москве, где примкнул к философскому кружку Станкевича-Белинского и подружился с Александром Герценом и Николаем Ограевым. Члены данного кружка изучали философию Фитхе, Шеллинга и Гегеля и вели страстные споры. Под их влиянием М. Бакунин  публикует свои первые статьи «Предисловие к гимназическим речам Гегеля» 1838 г. и статьи «О философии» (1840). В эти же годы Бакунин уезжает за границу, где становится активным участником революционного движения. Он знакомится с левогегельянцем Арнольдом Руге, теоретиком утопического коммунизма и основателем «Союза справедливых» Вильгельмом Вейилингом, французским социалистом Пьером Прудоном, а также с начавшими свою революционную и общественную деятельность Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Бакунин активно выступает в поддержку польского национально-освободительного движения, и в 1844 г. правительствующий Сенат Российской империи лишает его дворянского звания и «всех прав состояния».
 В период революционного брожения народов Европы в 1848 г. Бакунин увлекается идеями панславизма, но не в консервативной, а в революционно-демократической интерпретации. Он пишет «Воззвание русского патриотизма к славянским народам» и «Основы славянской федерации», в центре которых которых - славянский вопрос, борьба славян против внешних угнетателей и выдвигал идею о добровольном объединении славянских народов в федерацию.
 Суть федерации сводилась к признанию независимости каждого из народов составляющих «славянское племя» состоящих в добровольном «союзном единении», во главе которой должен быть Славянский совет (Славянская рада), которому народы передают свои общегосударственные функции, а союз с другими народами возможен только с согласия этого высшего органа. Будучи решительным противником политики Российской империи, особенно в польском вопросе, он считал, что революционная Россия вместе с Польшей, Литвой, Украиной должна протянуть руку помощи братьям-славянам, томящимся под игом Пруссии, Австро-Венгрии и Турции.
 Философ Николай Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» отмечал: «У Бакунина был очень сильный славянофильский элемент. Его революционный мессианизм есть мессианизм русско-славянский. Он верил, что мировой пожар будет зажжен русским народом и славянством. И в этом русском революционном мессианизме он является предшественником коммунистов».
 Революционные события, происходившие в Западной Европе в 1848-1849 гг., захватили Бакунина. По своему характеру он был не кабинетным теоретиком, а человеком решительных действий. Свои теории он стремился реализовать на практике. Так, он принял личное участие в Пражском и Дрезденском восстаниях. 
  В 60-х годы окончательно сложились основы мировоззрения Бакунина, он стал одним из основателей анархизма. Серьезное влияние на Михаила Бакунина оказали идеи французского социалиста Пьера Жозефа Прудона. В статье «Романов, Пугачев или Пестель» (1862) Бакунин призывает к созыву Всенародного Земского Cобора для определения государственной формы правления в России. При этом он считает, что Земский Cобор мог бы созвать император Александр II, если бы он захотел «превратиться из петербургского императора в царя земского». В 1864 г. в Италии Бакунин основал анархический союз «Братство», затем примкнул к международной радикально-революционной организации «Лига мира и свободы», а уже в 1868 г. создал «Международный альянс социалистической демократии».
 В статье «Наша программа» («Народное дело» №1 1868) Бакунин выступил за политическую организацию общества без государства на принципах свободной федерации вольных рабочих, земледельческих, фабрично-ремесленных ассоциаций, ликвидацию частной собственности на средства производства, упразднение права наследственной собственности, равенства мужчин и женщин и уничтожение семейного права и института брака и коллективное воспитание детей.
 Бакунин становится активным участником первого Интернационала, в 1869 г. переводит на русский язык «Манифест коммунистической партии», но затем вступает в конфликт с Марксом и Энгельсом. В работе «Мнимые расколы в Интернационале» (1872) Маркс и Энгельс подробно описали свою борьбу с Бакуниным и его сторонниками, обвиняя его в интригах и попытках захватить контроль над Товариществом, а Генеральный совет Интернационала заменить «своей личной диктатурой», используя для этой цели созданный им «Международный альянс социалистической демократии». Маркс и Энгельс отмечали, что «вернувшись из Сибири, Бакунин на страницах герценовского «Колокола» стал проповедовать как плод своего долголетнего опыта панславизм и войну рас».
 В письме Фридриху Больте (1871 г.) Маркс характеризует взгляды Бакунина следующим образом: «Его программой была поверхностно надерганная отовсюду мешанина – равенство классов(!), отмена права наследования как исходная точка социального движения (сен-симонистский хлам), атеизм, предписываемый членам Интернационала как догма, и т.д., а в качестве самой главной догмы (по-прудонистски) воздержание от участия в политическом движении». В программе «Славянской секции Интернационала в Цюрихе», составленной Бакуниным, провозглашалось анархистское кредо «уничтожения государства, права собственности и юридической семьи», в самом Интернационале декларировалась «свобода организаций» и создание «свободной федерации самостоятельных секций».
 В 1872 году на конгрессе Интернационала в Гааге, на котором Карл Маркс впервые присутствовал лично, бакунисты были обвинены в подпольных конспирациях и исключены из Интернационала, а Бакунину вменялось нарушение Устава Интернационала и сотрудничество с Нечаевым.
 В 1870-е гг. Бакунин вместе со своими сторонниками принимает участие в Лионском восстании ткачей во Франции, в национально-освободительном восстании в Италии против Австро-Венгерской монархии Габсбургов, а также в революционных выступлениях в Испании. Бакунин оказал серьезное влияние на социалистическое движение в этих странах.
  Наиболее важными произведениями Бакунина являются «Кнуто-Германская империя и социальная революция» (1871), «Государственность и Анархия» (1873), «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Народное дело: Романов, Пугачев и или Пестель» (1862), «Альянс и Интернационал», «Письма к французу», «Интернационал и Мадзини» (1868). Также Бакунину приписывается соавторство вместе с Сергеем Нечаевым «Революционного катехизиса», хотя он и дистанцировался от взглядов последнего.
 В своих трудах Михаил Бакунин cформулировал основные принципы доктрины анархизма и предложил свою интерпретацию идейной борьбы в Интернационале. Бакунин упрекал Маркса и Энгельса в стремлении заменить господство капитала над народом господством революционного государства.
 В частности, Бакунин считал, что «всякое государство, даже мнимонародное государство, задуманное господином Марксом, в сущности не представляет собой ничего иного, кроме управления массами сверху вниз посредством интеллигентного и потому самого привилегированного меньшинства, будто лучше бы разумеющего интересы народа, чем сам народ». Бакунин обвинил своих оппонентов в авторитарном коммунизме, при котором государство становится единственным банкиром, капиталистом, организатором, управляющим национальным трудом и распределяющим продукты.
 В свою очередь Маркс и Энгельс, возражая Бакунину, отмечали: «Все социалисты понимают под анархией следующее: после того как цель пролетарского движения – уничтожение классов – достигнута, государственная власть созданная для того, чтобы держать огромное большинство общества под гнетом незначительного эксплуататорского меньшинства исчезает, и правительственные функции превращаются в простые административные функции». Маркс и Энгельс отвергали идею немедленной отмены государства после социальной революции и обвиняли бакунинский Альянс в провозглашении анархии в пролетарских рядах, утопических мечтаниях и фактическом разрушении Интернационала.
 Бакунин в своих работах также высказал интересное предположение о том, что первоначальная победа социальной революции наиболее вероятна не в индустриально развитых странах, как считали Маркс и Энгельс, а в экономически более отсталых и бедных - в России, Италии и Испании. Поскольку в них социальные противоречия были наиболее острыми, а беднейшие крестьянские массы и рабочие влачили жалкое существование и готовы были в любой момент восстать против угнетателей. Но следует учитывать, что в этих странах на повестке дня стояли буржуазно-демократические преобразования.
 Бакунин призывал разрушить все существующие монархические государства, выступал за создание на их месте федеративных «Соединенных Штатов Европы». Он объявил себя последовательным противником религии, церкви и государства, выступал с позиций воинствующего материализма, атеизма, давринизма и анархизма. Он подверг критике других социалистических мыслителей за доктринерство, обвинил Маркса и Энгельса в прогерманских симпатиях.
 Выступая против марксистской концепции диктатуры пролетариата, он рисовал социальную революцию как стихийный бунт, начало которому может положить всеобщая стачка. Бакунин отвергал политическую борьбу, считая, что трудовой народ давно готов к восстанию против своих угнетателей и поддерживал идею создания производственных ассоциаций, выдвинутую Прудоном.
 Николай Бердяев писал: «Поразительнее всего, что идеология анархизма есть по преимуществу создание высшего слоя русского барства и этот русский анархизм приобрел общеевропейское значение. Баре Бакунин, князь Кропоткин, граф Толстой – создатели русского и мирового анархизма. Центральной является фигура Бакунина. Бакунин - фантастическое порождение русского барства. Это огромное дитя, всегда воспламененное самыми крайними революционными идеями, русский фантазер, неспособный к методическому мышлению и дисциплине».
 Некоторые современные исследователи усматривают в полемике Бакунина против марксизма глубокое предвидение им политической практики коммунистических режимов в ХХ веке. При этом полностью игнорируется тот факт, что сам Бакунин был приверженцем жестких методов революционной борьбы, выступал за репрессии не только против непосредственных политических противников, но и представителей привилегированных сословий – дворянства и духовенства. В работе «Международное тайное общество освобождения человечества» (1864) Бакунин планировал создание революционной Директории для осуществления своей программы и подавления классовых врагов. Именно в понимании методов борьбы Бакунин и разошелся во взглядах с Александром Герценом, хотя тот и продолжал относиться к Михаилу Бакунину с глубоким уважением.
 Идеи Бакунина оказали большое влияние на развитие революционного народничества в России и деятельность подпольных народнических организаций. В то же время критика Бакуниным опасностей перерастания революционной диктатуры в новую форму деспотизма не потеряла своей актуальности.
 Последние годы своей жизни Михаил Бакунин провел в Италии на вилле одного из своих последователей. Он был близко знаком с писателем Иваном Тургеневым. Считается, что Михаил Бакунин был прототипом главного героя тургеневского романа “Рудин”.
 Бакунин умер 19 июня (1 июля) 1876 года в Берне, в больнице для чернорабочих, куда он был помещён по его настоянию. Он похоронен на Бремгартенском кладбище.

 

20 Декабрь 2016

Комментарии
Сергей Бахматов  |  21 Октябрь 2016 в 16:21
Несмотря на то, что между М. Бакуниным и К.Марксом имело место идейное столкновение, но заблуждение по поводу сущности государства у них были общие. Ведь и у Маркса оно отмирает при коммунизме. Все они видели в государстве угрозу деспотии, что объясняется тем, что абсолютная монархия или представительная буржуазная демократия (единственное, что было ведомо им), действительно, являются носителями этого качества, а предложить что-то принципиально новое они были не в состоянии.
Однако государство как инструмент решения общих задач общества непременно останется при любой организации общества, поскольку эти задачи не только останутся, но будут появляться новые, которых раньше не было. Например, угроза техногенной экологической катастрофы, исчерпание ресурсов Земли, климатических изменений и т.д. во времена Бакунина и Маркса не было, но решать их можно только на уровне государств и международных организаций.
Если государство никуда не денется, то надо подумать о том, как сменить его тип, чтобы не было угрозы деспотии. А это возможно только тогда, когда в политической сфере государство в качестве своего источника будет иметь народовластие по типу Советов без каких-либо партий, в экономической сфере - при организации смешанной формы экономики (рыночный и плановый сектор) на основе общенародной (не государственной) собственности на средства производства. Для реализации всего этого также потребуется создание правового поля для общественных организаций, поддерживающих и развивающих данный экономический и политический уклад. Эти организации будут формироваться из народа на демократических принципах.
Н.Р.  |  21 Октябрь 2016 в 20:19
"- А чем вы отличаетесь от марксистов? Я очень невежествен, я знаю, что мой вопрос смешит... Ну, мне говорили, что Маркс признает государство, а Бакунин нет, - уныло сказал Николай Сергеевич, - я это двадцать раз слышал и никогда не мог понять. Что это значит: не признавать государство? Что вы сделали бы, если бы пришли к власти?
- Прочти мою Лионскую программу. - Бакунин тяжело откинулся на спинку кресла и стал перечислять: - Правительственная и административная машина отменяется. Народ берет всю власть в свои руки. Суды, уголовные и гражданские, уничтожаются с заменой народным судом. Уплата налогов и ипотек прекращается. Богатые классы облагаются должной контрибуцией. Каждая коммуна выбирает делегатов для революционного конвента..."
(М.Алданов. Истоки)
Сергей Бахматов  |  21 Октябрь 2016 в 20:48
Так я и говорю, что Маркс и Бакунин в вопросах строительства государства были людьми глубоко невежественными. И тот, и другой подразумевал революционное насилие при устройстве общества.
Политика не может быть успешной, если она связана с жестокостью и репрессиями. Такое устройство общества не богоугодно, поэтому исторически обречено. При такой политике возможны некоторые локальные успехи в материальной жизни общества, но в стратегической перспективе она формирует такой строй психики, как у индивидов, так и у всего сообщества, который со временем приводит к полной деградации государства и глобальному управленческому кризису.
Одно из заблуждений классиков марксизма-ленинизма и анархизма как раз и заключалось в том, что справедливое и свободное общество они видели лишь конечной целью развития общества, а для революционных преобразований допускалось всё, что с их точки зрения способствовало этому. Это не что иное, как сделка с дьяволом, которая получила воплощение в крылатом выражении «благими намерениями вымощена дорога в ад». Экономические успехи не могут прибавлять духовности в обществе, а вот духовность в обществе приводит к процветанию во всех аспектах бытия. При этом успехи будут не эфемерными.

Чем кончилась попытка опровергнуть эту истину всем хорошо известно на примере СССР.


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
РЕШИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА С ПРИЗРАКОМ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ КИТАЯ И ПОИСК НОВЫХ СМЫСЛОВ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
КОСМОС В СОВРЕМЕННОМ СОЗНАНИИ
РОССИЯ И ТУРЦИЯ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ВРЕМЕННЫХ СОЮЗНИКОВ

Новости
17.11.2017 ВЦИОМ: лишь 9% россиян положительно оценивают состояние системы здравоохранения
17.11.2017 Белый дом США назвал сферы сотрудничества с Россией
17.11.2017 Швеция и Великобритания объявили о "жесткой и единой позиции" в отношении РФ
16.11.2017 Уровень социального неравенства в ЕС снижается
16.11.2017 В Вене 3 тыс. человек вышли на акцию протеста против правых в правительстве Австрии

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"