все поля обязательны для заполнения!


 
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ КЛИМАТИЧЕСКУЮ СМЕРТЬ
ДЖ.БЕЛЛАМИ ФОСТЕР
американский политолог и социолог, профессор Университета Орегона, редактор журнала «Monthly Review»

Для нынешнего мира, с его капитализмом и «бизнесом как обычно» характерны стремительные изменения климата и пересечение многих планетарных границ, определяющих безопасное поле жизни человечества. Это неслыханно быстрое изменение системы Земли благодаря действию социально-исторических факторов заставило учёных ввести понятие «антропоцена», означающее превращение человека в геологическую силу глобального масштаба.
 При нынешних темпах роста углеродных эмиссий человечество в течение одного поколения может достичь повышения средней глобальной температуры на 2°C, то есть «предельного порога», установленного всемирной конференцией в Копенгагене в 2009 году. Это будет означать вероятность больше не вернуться к условиям эпохи голоцена, когда возникла сама цивилизация. Чтобы оставаться ниже порога в 2°C, необходимо сокращать углеродные эмиссии на 3% в год, а в развитых странах – на 10%. Они должны сократить эмиссии на 70% к 2020 году и на 90% – к 2030-му.
 Если порог в 2°C будет превышен, попытки сократить эмиссии парниковых газов могут оказаться уже бесполезными, поскольку человечество может совсем утратить способность собственными силами контролировать изменения климата и состояние цивилизации. Мы не знаем, какое повышение температуры явится этим роковым рубежом, но климатологи считают, что он будет гораздо ближе к 2°C, чем предполагалось, когда был принят этот показатель.
 Возможен «синдром Венеры», когда из-за перегревания Мирового океана и вызванных этим изменений в атмосфере Земля будет всё больше напоминать Венеру. Чтобы не допустить повышения уровня моря, которое поглотит многие острова и прибрежные города, сделав сотни миллионов людей беженцами, необходимо до 2100 года сокращать углеродные эмиссии во всём мире на 6% в год.
 Однако капитализм не стремится к сокращению эмиссий, поскольку оно угрожает самому существованию системы. В результате перед цивилизацией встаёт угроза самоуничтожения, не менее опасная, чем угроза ядерной войны, но более реальная. Другого выбора, кроме как «изменить систему, чтобы не изменился климат», у человечества больше нет. Нам нужны действительно масштабные и ускоренные социальные перемены, превосходящие по размаху великие революции прошлого и такие экономические трансформации, как промышленная и «зелёная» революции. Нам нужна Экологическая революция XXI века.

 

Экологический марксизм
Господствующая либеральная общественная наука не может служить надёжным руководством для решения проблемы. Она запрещает себе критиковать капитализм, сам термин «капитализм» уже давно заменяется бессмысленным понятием «рыночная система». Те, кто не мыслит себе будущего без капитализма, готовы верить в то, что с климатическим кризисом можно справиться и при нынешней системе. Однако и постмодернистские левые мыслители также не способны предложить выход, они погрязли в крайнем скептицизме и отрицании всего достигнутого, что составляет «диалектику поражения», как называлась книга Р. Якоби (1981). «Зелёная» теория или экологизм носят скорее этический характер и не занимаются научным изучением и социально-экологической критикой капитализма как системы.
 Только социалистическая традиция, основанная на историческом материализме, может понять проблемы климата и перехода к справедливому и устойчивому обществу. Прорыв в марксистской экологии стал результатом нового осмысления научных основ учения К. Маркса, которое позволило гораздо глубже понять соотношение материалистической концепции истории и материалистической концепции природы, усилить социально-экологическую критику капитализма. Основу марксистской экологии составили: (1) открытый заново «анализ экологической формы стоимости» Маркса; (2) возрождение его теории метаболического разрыва; и (3) раскрытие двух вариантов теории экологического кризиса, вытекающих из его анализа.

 

Пять выводов об экологической катастрофе и экологической революции
На основе этих теоретических предпосылок мы можем прийти к пяти выводам касательно экологической и социальной революции, необходимой для спасения от глобальной экологической катастрофы.
1. Природе угрожает не сам по себе экономический рост, а современный финансово-монополистический капитализм, при котором экономические и экологические непроизводительные затраты являются стимулом к накоплению. Развитые экономики сегодня могут удовлетворить материальные нужды своих сограждан и обеспечить качественное развитие человека, но капитализм требует постоянного возрастания стоимости и потребительского спроса, то есть расходования энергии и материалов. Рынок наводняется синтетическими товарами, которые отравляют окружающую среду, но навязываются путём массированных маркетинговых кампаний.
 Если искусственно ускоренный экономический рост в богатых странах, угрожающий биохимическим процессам всей планеты, будет продолжаться, то у нас мало или вообще нет шансов остаться в рамках мирового «климатического бюджета». Социальный метаболизм капитала пытается пересоздать планету по собственному плану, угрожая смести все планетарные границы как ненужные барьеры и порождая глобальный метаболический разрыв. Поэтому необходимо ограничить экономический рост и распространение современного катастрофического неолиберального капитализма.
2. Капитализм сейчас переживает сразу два эпохальных кризиса – экономический (избыточное накопление, стагнация и финансиализация) и экологический (разрушения и заражение всех без исключения экосистем и планеты в целом). Собственно экологический кризис не отражается в капиталистическом учёте стоимости и, как правило, имеет более низкий приоритет по сравнению с экономическими потребностями. Этот конфликт между экономическими и экологическими целями является органической чертой всей капиталистической системы.
 Обществу постоянно внушается мысль, что тот же экономический рост обеспечит решение всех проблем. Однако любая система способна поддерживать такой рост только на временной или скоротечной, а не на устойчивой долгосрочной основе. Если не ввести рост в рамки, оба эпохальных кризиса капитализма будут усиливаться, обе линии разлома будут только углубляться.
3. Если накопление или экономический рост в богатых странах удастся затормозить хотя бы на время, то понадобится масштабная новая система перераспределения. Избыток социального продукта необходимо будет перенацелить на удовлетворение подлинных человеческих потребностей и обеспечение экологической устойчивости. Только так мы сумеем изыскать ресурсы для построения мира, устойчивого потому, что он справедлив, и справедливого потому, что он устойчив.
4. Сохраняет актуальность марксова модель социализма как общества с устойчивым развитием человека. Для недопущения климатической катастрофы необходимо передать власть ассоциированным производителям, которые, учитывая достижения науки, общественные нужды и задачи развития человека, смогут залечить метаболический разрыв и регулировать сложный многоуровневый метаболизм между природой и обществом. Д. Уэстон писал: «Человеческие общества должны жить согласно метаболическим циклам производства, потребления и избавления от отходов, составляющим самодостаточный замкнутый цикл, в котором единственным привходящим элементом станет солнечная энергия. В новой экономике природа будет признана всеобщим источником богатства».
5. Орудием революционных изменений является человек, но кто и как станет носителем революционных изменений сейчас? Экологические марксисты считают, что уже появляется «экологический пролетариат»: значительное большинство населения планеты сталкивается с повседневным ухудшением условий жизни, порождённым экономическим и экологическим кризисами, а оба они всё больше и больше сливаются между собой. Нехватка продовольствия, захваты земли и источников воды, веерные отключения электричества, загрязнение окружающей среды, разрушающиеся и замусоренные города, развал здравоохранения, ужесточение насилия в отношении угнетённых групп населения накладываются на усиление неравенства, экономический застой, рост открытой и скрытой безработицы.
 Поэтому классовая борьба сейчас зачастую является столь же экологической, сколь и экономической. Физические действия против системы начинают сливаться в единый фронт «параллельной революционной (corevolutionary) борьбы». Примерами служат глобальное движение за экологическую (климатическую) справедливость и движение радикальных прямых действий, которое называют «Блокадия».

 

Экодемократический и экосоциалистический этапы борьбы
Эта общая борьба станет революционной в той мере, в какой её поддержат те, кому приходится хуже всего – трудящиеся «третьего мира», работающие женщины, «цветные» этнические меньшинства в бывших странах-метрополиях, коренные народы, крестьяне и безземельные сельскохозяйственные рабочие, борцы за права меньшинств и вообще эксплуатируемые и обездоленные, все и везде.
 Первым этапом новой революционной борьбы станет экодемократический, то есть создание широкой коалиции, в которую войдёт громадное большинство человечества, страдающее от нечеловеческих условий и стремящееся построить мир устойчивого человеческого развития. На этом этапе необходимо добиться радикальных, даже революционных реформ, направленных против разрушительной практики капитализма и имеющих реальное наполнение в современных условиях.
 Эти меры могут включать, но не исчерпываться, следующими: (1) чрезвычайный план по сокращению углеродных эмиссий в развитых странах на 8-10% в год; (2) мораторий на экономический рост плюс радикальное перераспределение доходов и богатства, сохранение ресурсов, рационирование, сокращение экономических потерь; (3) направление военных расходов на оздоровление планеты; (4) создание альтернативной энергетической инфраструктуры, не выходящей за рамки солнечного бюджета; (5) закрытие предприятий, работающих на угле, прекращение добычи неконвенциональных ископаемых топлив, например, сланцевой нефти (6) система сборов за углеродные выбросы, с распределением 100% поступлений среди населения; (7) помощь развивающимся экономикам в переходе к устойчивому развитию; (8) реализация всеобщих принципов экологической справедливости, при которой последствия катастрофы не ложатся на народы «третьего мира», коренные народы, бедноту и женщин; (9) принятие политики в области изменения климата по образцу, предложенному в Соглашении народов по изменению климата от 2010 г.
 Если эти цели будут реализованы, возникнут условия для второго, или экосоциалистического этапа, результатом которого станет построение общества реального равенства, экологической устойчивости и коллективной демократии в классическом понимании этого слова, общества, живущего по принципу «от каждого по способностям, каждому по труду».
Система социального метаболизма будет перестроена снизу доверху, начиная с местного уровня. Именно этот идеал имел в виду Маркс: «коллективный человек, ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними как слепая сила; совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей».
 Для Маркса в XIX веке это была борьба за свободу человека, в XXI веке это ещё и борьба за само выживание человека. Это борьба против «экономики массового уничтожения», которая распространяется по всей планете и ставит под угрозу жизнь человечества и жизнь на Земле вообще. Нашей планете объявлена война, которая ведётся ради накопления капитала и которая не признаёт никаких границ, кроме правил учёта прибылей. Превращение этой экономики экстерминизма в экономику созидания, заключение справедливого и устойчивого мира между человеком и планетой – вот наша задача.
 Климатическая катастрофа и капиталистическая система неразрывно связаны, поэтому есть только один способ предотвратить катастрофу – «изменить систему, чтобы не изменился климат». Если мы этого не сделаем, капитализм будет означать конец человеческой цивилизации, человеческой истории и самого человеческого существования.

 

Статья была опубликована в журнале Monthly Review в ноябре 2015 года

Перевод с английского Олега Теребова

 

16 Январь 2016

Комментарии
Сергей Бахматов  |  16 Январь 2016 в 16:00
Американский политолог предлагает основную тяжесть борьбы за светлое будущее человечества перенести на население стран "третьего мира". Цитата: «Эта общая борьба станет революционной в той мере, в какой её поддержат те, кому приходится хуже всего – трудящиеся «третьего мира», работающие женщины, «цветные» этнические меньшинства в бывших странах-метрополиях, коренные народы, крестьяне и безземельные сельскохозяйственные рабочие, борцы за права меньшинств и вообще эксплуатируемые и обездоленные, все и везде".
Мировое правительство, пустившее корни в США, может устроить цветные революции и кровопролитие для всех и везде, где посчитает нужным, дабы защитить самих себя и своё право управлять миром. В этом случае экология будет последней по важности проблемой, которая будет интересовать тех, кому приходится хуже всего.
Проблема выживания человечества в большей степени зависит не от того, что надо сделать, чтобы не допустить нечто, а в том, как это сделать, чтобы это могло быть действительно воплощено в реальность.


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ МАРКСА И СОВРЕМЕННЫЙ ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР
СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНОЕ НЕПОНИМАНИЕ
РОСКОСМОС В ПОИСКАХ ЧЕРНОЙ КОШКИ
НЕУДАЧА РОССИИ ГРОЗИТ ОБЕРНУТЬСЯ БЕДОЙ ДЛЯ УКРАИНЫ

Новости
13.12.2018 Франция собралась отложить намеченное на 2019 год снижение корпоративного налога
13.12.2018 Новак назвал политическим давлением призыв Европарламента блокировать "Северный поток 2"
13.12.2018 Британские депутаты-консерваторы в среду проведут голосование о доверии Терезе Мэй
11.12.2018 Меркель заявила, что Глобальный договор о миграции отвечает интересам Германии
10.12.2018 Блок действующего премьер-министра Армении победил на выборах в парламент

Опрос
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПОВЫШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА?





Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"