все поля обязательны для заполнения!


 
ПРИНЦИПЫ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ В СТРАНАХ ЕС

Все страны ЕС могут проводить референдумы, но практика применения принципов прямой демократии сильно варьируется в зависимости от условий проведения референдумов, изложенных в конституции каждого государства.

 Существуют основные различия в условиях проведения референдумов: являются ли результаты референдума обязывающими или не обязывающими для правительств, требует ли Конституция того или иного государства соблюдения определенных условий для проведения референдума, как например, в Ирландии или Дании, или, как в случае с Нидерландами и Великобританией, необходимо принять специальный закон, чтобы проведение референдума стало возможным. В Конституции Германии немногие статьи говорят о прямой демократии, поэтому референдумы там проводятся крайне редко. Вместо этого, приоритет отдается представительным институтам власти, в частности, парламенту, уполномоченному определять политику. Как правило, правительства проводят референдумы, потому что таковы требования конституции. Референдумы проводятся, когда необходимо внести существенные изменения в договоры или принять фундаментальные поправки в саму Конституцию.

 Лишь немногие государства следуют примеру Швейцарии, в которой референдумы проводятся по любому важному вопросу государственной политики, если достаточное число избирателей требуют его проведения. В большинстве других государств граждане не имеют права инициировать проведение референдума, поскольку это считается узурпацией полномочий выборных представителей. Правительство может принять решение о проведении референдума, когда в обществе есть серьезное разделение мнений по тому или иному вопросу, и в этом случае правительство стремится легитимизировать его решение путем всенародного голосования, а не просто через парламентское решение. Референдумы такого рода, как правило, проводятся в том случае, если правительство уверено в поддержке своей позиции населением, или, когда оно занимает нейтральную позицию по тому или иному вопросу, например, о легализации разводов. Результаты таких референдумов могут иметь негативные последствия, т.к. они либо помогают решить проблему, либо не поддерживают позицию правительства, что может привести к его отставке.

 

Учет мнения граждан
Те, кто выступает за более активную практику проведения референдумов, утверждают, что это один из лучших способов сделать правительства более подотчетными гражданам, и заставить их принять во внимание реальные пожелания избирателей. Их противники, наоборот, утверждают, что референдумы упрощают процесс решения политических проблем, и что выборные представители могут принимать обоснованные и взвешенные решения эффективнее, чем избиратели в ходе референдума, которые могут оказаться под влиянием многих иных факторов, помимо самого рассматриваемого вопроса. Но те же самые критические аргументы зачастую звучат и в адрес законодательных органов власти, представители которых могут принимать решения в интересах своих сторонников и своих собственных или оказаться под влиянием лоббистов, отстаивающих свои особые интересы.

 Проведение референдумов изменяет способ принятия решений и приводит к росту популистской политики, а также расширяет возможности изменения общественного мнения по тем или иным конкретным вопросам. Некоторые эксперты опасаются, что если не проводить референдумы регулярно, недовольство граждан будет расти. Одной из главных проблем в данном случае является наличие доверия к институтам власти. В политических системах, где представители власти по-прежнему пользуются высоким уровнем общественного доверия, граждане, в основном, уверены, что их представители будут принимать правильные решения, и они готовы оставить за ними эти полномочия. Необходимость в  более частом проведении референдумов возникает, когда граждане не доверяют своим представителям в органах власти, и в обществе широко распространяется цинизм в отношении политических элит, отстаивающих преимущественно собственные интересы, игнорируя интересы общественные.

 Референдумы полезны только тогда, когда они дают четкий, однозначный результат, который принимается всеми сторонами, а затем воздействует на правительство. В целом, правительства принимают результаты референдумов, даже если они не обязаны строго учитывать их (если, например, не был одобрен минимальный порог явки на выборах). Иногда правительство может принять результат референдума, особенно если оно агитировало за него, но не в состоянии осуществить это решение, потому что не в силах сделать это. Примером является недавно проведенный в Греции референдум об условиях спасения экономики, предлагаемых ЕС и МВФ. Хотя результатом было решительное "нет", правительство было вынуждено принять условия кредиторов, потому что результат референдума не являлся обязывающим для него. Результат референдума был бы обязывающим только в случае участия в нем избирателей всех стран еврозоны, однако это условие  не было предусмотрено для подобного рода референдумов.

 

Рискованные решения
Если правительство проводит референдум, но не признает его результаты, это подрывает его авторитет и легитимность, но такие примеры крайне редки в демократических странах. Чаще всего правительства идут на проведение повторного референдума, как это произошло в Ирландии, если результат первого референдума не устроил правительство. Зачастую правительства стремятся избежать референдумов, особенно если они подозревают, что могут их проиграть. В настоящее время в ЕС имеет место неприятие значительных изменений в новом договоре, потому что это автоматически вызовет необходимость проведения референдумов в ряде стран, правительства которых не уверены в победе. В результате  многие государства предпочитают проводить референдумы крайне редко, потому что если суверенному народу задан вопрос,  ответ на него не может не учитываться, чтобы не подрывать суверенитет, и следовательно, основы легитимности государства, на которых оно формально зиждется.

 ЕС имеет представительные учреждения, но не имеет ни европейского народа, ни европейского правительства. ЕС по-прежнему формально остается объединением суверенных национальных государств, и, соответственно не существуют положений о проведении общеевропейского референдума. Это означает, что государства-члены ЕС ограничены договорными обязательствами, которые они принимают, а также правилами и нормами, которые были разработаны на основе этих договоров. Большие государства, в особенности, когда они образуют альянсы с другими государствами, имеют наибольшее влияние на европейскую политику, и небольшим государствам трудно бывает самоутверждаться в этих обстоятельствах. Однако решение этой проблемы не связано с национальными референдумами, которые могут проводиться только по вопросам, относящимся к непосредственной компетенции национальных правительств. Если они, как греки, попытаются использовать их как элемент переговоров со своими кредиторами, им это, скорее всего, не удастся. В греческом референдуме реальный выбор состоял в ответе на вопрос, должна ли Греция оставаться в зоне евро или нет. Но не этот вопрос выбрало правительство, чтобы поставить его перед людьми.

 

Статья опубликована на сайте European progressive observatory 

Перевод Бориса Гуселетова

13 Январь 2016

Комментарии


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
ПРОБРЮССЕЛЬСКОЕ БОЛЬШИНСТВО УТРАТИЛО ЧИСЛЕННОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО В ЕВРОПАРЛАМЕНТЕ
КТО НУЖЕН НОВОМУ ПРЕЗИДЕНТУ?
ПРИВЕДЕТ ЛИ КАПИТАЛИЗМ К КЛИМАТИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЕ?
СМОЖЕТ ЛИ ТРАМП ВЕРНУТЬ ДОВЕРИЕ РОССИИ?

Новости
18.06.2019 В Йошкар-Оле прошел третий Социальный Форум Социал-демократического союза женщин России
18.06.2019 Руководство фракцией социал-демократов в ЕП перешло к Испании
18.06.2019 ООН: Население планеты за 30 лет увеличится на 2 млрд человек
18.06.2019 Кудрин обеспокоен возможностью социального взрыва из-за падения уровня жизни
18.06.2019 Рекордное число россиян считает службу в армии обязательной для мужчины - опрос
17.06.2019 Датские социал-демократы перестали требовать запретить "Северный поток - 2"

Опрос
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПОВЫШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА?





Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"