все поля обязательны для заполнения!


 
МОГУТ ЛИ ОБЛОМКИ ЗАТОНУВШИХ КОРАБЛЕЙ ПРИВЕСТИ К ВОЙНЕ?
ПИТЕР КЭМПБЕЛЛ
Археолог, директор Албанского центра морских исследований, объединяющего ученых Албании, Черногории и Хорватии

Археология долгое время эксплуатируется как орудие политики. Гитлер использовал артефакты и символы для построения теории расового превосходства арийцев. Исламское Государство фанатично уничтожает следы античной истории. Подводной археологии, объектом изучения которой являются остовы кораблей и затонувшие города, до сих пор в основном удавалось не быть предметом подобных махинаций. Раз в подводном мире никто не живет, то политические лидеры обходят вниманием археологические раскопки, проводимые на дне моря.
 
Так было до недавнего времени. Но в течение нескольких последних лет политики в Канаде, России и Китае осознали, что могут использовать покоящиеся на дне обломки кораблекрушений для распространения своего суверенитета на новые морские территории. Это политически мотивированное издевательство над наукой создает почву для новых конфликтов.
 Долгие десятилетия мировые державы состязались за возможность эксплуатации прибыльных морских ресурсов, начиная с добычи нефти и рыбной ловли до контроля над стратегическими водными маршрутами. Неизбежный вопрос заключается в том, может ли та или иная страна объявить новую территорию своей, не нарушая положений Конвенции ООН по Морскому праву? На поверку выходит, что «исторические узы» между страной и регионами, богатыми природными ресурсами, могут пригодиться для нарушения международного права.
 В прошлом году Канада объявила о том, что обнаружила H.M.S. Erebus – флагман сэра Джона Франклина, пропавший в 1845 году во время экспедиции в Северо-Западный морской путь (Northwest Passage - морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Америки через Канадский Арктический архипелаг, он соединяет Атлантический и Тихий океаны – переводчик). Стивен Харпер, действующий на тот момент премьер-министр, лично объявил об открытии. Его правительство обеспечило достойное финансирование исследований. Однако Харпер - не историк-любитель, характер его интересов был чисто практический.
 Глобальное потепление сделало Северо-Западный морской путь более доступным для кораблей. Канада почерпнет экономическую выгоду, если ее правительство окажется в состоянии распространить на этот регион свой суверенитет и ввести для других государств оплату за транзит судов по Северо-Западному пути. «Корабли Франклина – важная часть канадской истории с учетом того, что его экспедиции, предпринятые почти 200 лет назад, заложили основу суверенитета Канады в Арктике», - заявил Харпер.
 Не меньшую активность проявляет Китай. Он исторически делит Южно-Китайское море со своими соседями, однако в последние годы развернул там строительство искусственных островов с целью объявления моря своими территориальными водами. Основанием для этого стала археология: начиная с 2007 года Китай приступил к археологическим раскопкам в регионе и уже открыл несколько музеев, в которых представлены найденные там обломки кораблей. Каждый из этих музеев обошелся в десятки миллионов долларов. В 2014 году правительство Китая запустило 60-миллионное археологическое исследовательское судно для поиска корабельных останков в Южно-Китайском море.
 Археологи оправдали государственные затраты, обнаружив свыше 120 остатков кораблей в спорных водах. Заместитель министра культуры Китая Ли Сяоди был откровенен. «Морская археология служит нашему национальному суверенитету», - заявил он.
 От этих тенденций не отстает Россия. В 2011 году, когда Владимир Путин был премьер-министром, в прессе наделала шум находка двух древних керамических сосудов, оставшихся от кораблекрушения близ Фанагории – древнегреческого города в 10 милях от Крыма. Пресса писала о находке как о рекламном трюке, однако сообщество археологов забило тревогу. Окружение Путина вложило 3.5 миллиарда долларов в исследования Фанагории и ее затопленной бухты с остатками кораблей римской эпохи. Несмотря на то, что Фанагория была одной из греческих колоний, русские националисты объявили ее античных правителей прото-руссами.
 Когда Путин в марте 2014 года объявил о присоединении Крыма к России, то в своей речи он частично оправдывал этот акт историческими узами, связывающими Россию с полуостровом. «Здесь находится древний Херсонес, где крестился князь Владимир», - сказал Путин. Минувшим летом Россия начала масштабное подводное археологическое исследование в районе Севастополя – в регионе, богатом нефтью и газом.
 Целью политиков являются природные ресурсы, остатки кораблекрушений – лишь средства достижения этих целей. Но результаты археологических исследований редко укладывается в простые схемы, заданные кем-то. Зачастую археология демонстрирует общее прошлое человечества.
 Еще 10 тысяч лет назад ставшие сегодня предметом споров участки Южно-Китайского моря были сушей. Тайваньские археологи отыскали там останки, относящиеся к каменному веку, которые свидетельствуют об общих корнях всех обитателей региона. Представители коренных народов проделывали путь по Северо-Западному морскому пути за десятки тысяч лет до экспедиции сэра Джона Франклина. В речи Путина упоминался Владимир Великий, живший в Х столетии викинг-завоеватель, которого принято считать прародителем русской идентичности, однако российский президент не стал уточнять, что Владимир Великий правил древним государством из Киева, столицы современной Украины.
 Археологи принимают государственное финансирование, поскольку мировые культурные ресурсы истощаются под натиском мародеров и охотников за сокровищами культурного наследия. Однако археология на службе национализма превращается в дурную науку. Что будет, когда Китай обнаружит обломки древних вьетнамских кораблей в Южно-Китайском море?
 Канада демонстрирует другой тревожный пример: вопреки принятым правилам эта страна дала разрешение Норвегии на подъем с морского дна корабля Maud, принадлежащего исследователю Роальду Амундсену. Тем самым Канада без лишнего шума «замяла» тот политически неоднозначный факт, что именно норвежец стал первым в истории представителем Запада, успешно проложившим путь по Северо-Западному морскому пути.
 Подводные находки в Фанагории, Южно-Китайском море и Северо-Западном морском пути являются важными археологическими открытиями. Проблема не в археологах, проводящих блестящие исследования, а в политиках, приспосабливающих их результаты для своих нужд. Неприкрытые территориальные захваты оправдываются искусственно сконструированными историческими обоснованиями. Гражданам всех стран стоило бы потребовать от политиков прекратить надругательство над прошлым в угоду сегодняшним амбициям.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Сэр Джон Франклин (1786-1847) - английский мореплаватель, исследователь Арктики, контр-адмирал 

 

 

Перевод Станислава Варыханова

Оригинал статьи: http://www.nytimes.com/2015/12/19/opinion/could-shipwrecks-lead-the-world-to-war.html?action=click&pgtype=Homepage&clickSource=story-heading&module=opinion-c-col-right-region®ion=opinion-c-col-right-region&WT.nav=opinion-c-col-right-region

 


 

20 Декабрь 2015

Комментарии
Сергей Бахматов  |  24 Декабрь 2015 в 13:30
МОГУТ ЛИ ОБЛОМКИ ЗАТОНУВШИХ КОРАБЛЕЙ ПРИВЕСТИ К ВОЙНЕ?
К войне рано или поздно приведёт обыкновенная паранойя, как знаковое событие нашего времени, насквозь проникнутого страхами и в то же время жаждой буржуазной экспансии.


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
ПРОБРЮССЕЛЬСКОЕ БОЛЬШИНСТВО УТРАТИЛО ЧИСЛЕННОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО В ЕВРОПАРЛАМЕНТЕ
КТО НУЖЕН НОВОМУ ПРЕЗИДЕНТУ?
ПРИВЕДЕТ ЛИ КАПИТАЛИЗМ К КЛИМАТИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЕ?
СМОЖЕТ ЛИ ТРАМП ВЕРНУТЬ ДОВЕРИЕ РОССИИ?

Новости
15.06.2019 Гонконг приостановит рассмотрение поправок к закону об экстрадиции
15.06.2019 Члены Демократической партии Молдавии покидают страну
15.06.2019 Шредер назвал законным присоединение Крыма к России
15.06.2019 Женщины Швейцарии устроили массовый протест против неравенства
14.06.2019 «Левада-центр»: россияне считают враждебными США, Украину и Великобританию

Опрос
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПОВЫШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА?





Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"