все поля обязательны для заполнения!


 
ЦЕРКОВЬ И БЕДНОСТЬ

Проблема бедности, оказывающая сильное влияние на ситуацию в обществе, присутствует в повестке дня большинства политических сил лишь потому, что она постоянно обсуждается в СМИ. А это, в свою очередь, связано с тем, что руководители оппозиционных СМИ поняли, что массовая бедность, масштабы которой вновь начали расти, является хорошим поводом для критики правительства, являющейся их главным занятием. Поскольку СМИ стали затрагивать это тему, почти все политические силы принялись ее обсуждать. Причем среди формальных сторонников решительной борьбы с массовой бедностью, есть и те, кто несет прямую ответственность за неспособность общества справиться с голодом и нищетой.

Неожиданно в центре дискуссии о средствах борьбы с массовой бедностью оказалась церковь. Какое чувство возникает от её вмешательства в обсуждение? Прежде всего, её прошлое предоставляет серьезные основания для сомнений в искренности ее намерений. Во всяком случае, в отличие от буржуазных СМИ и политических партий, церковь традиционно занималась вопросами бедности, однако так и не сумела ни устранить факторы, способствующие возникновению массовой бедности, ни отстранить от власти силы, ответственные за неё.

Влиятельные высокопоставленные деятели, образовавшие специальную комиссию, сообщили, что будут способствовать пробуждению и распространению общественной инициативы, направленной на защиту главных жертв массовой бедности – детей. Без сомнения, их можно только поздравить с подобным начинанием и пожелать им всяческих успехов. Однако трудно понять, как будет осуществляться подобная деятельность, поскольку пока так и не был выпущен в свет документ, отражающий официальную позицию церкви относительно методов борьбы с массовой бедностью. Использование высказываний на данную тему Папы Римского, которые на разные лады повторяются как правительственной прессой, так и оппозицией, вряд ли может помочь самой церкви, поскольку они не представляют собой цельной программы. Документ, представляющий ясную доктрину, был бы хорошим способом сдвинуться с мертвой точки. Нужно помнить о том, что, как сказано в одном из документов, принятых Всеобщей Конференцией латиноамериканских епископов, массовая бедность, лежащая в основе большинства общественных проблем, – это «не случайное явление, а результат экономических, социальных и политических процессов» и деятельности различных институтов и структур. Социальные механизмы, если они не нацелены на реализацию гуманистических принципов, а на увеличение потребления, делают богатых ещё богаче за счёт того, что бедные становятся ещё беднее»» (Documentos de Puebla)

Также можно процитировать высказывание Иоанна-Павла II о «бедственных последствиях дикого рынка», который под предлогом сохранения конкуренции процветает, нещадно эксплуатируя человека и природу» (речь в Папской академии социальных наук 25. 04. 97), и что «в сфере политики позиции Церкви соответствует регулирование рынков и подчинение рыночной стихии принципам солидарности» (речь в Папской академии социальных наук 11.04.02)

Было бы интересно посмотреть на реакцию многих из тех, кто сегодня призывает решать проблемы бедности, если церковь объявит, что «во многих странах вновь проводятся преобразования, основанные на идеях неолиберализма, которые подчиняют развитие человека и общества слепым силам рынка, обременяя наиболее слабые в экономическом отношении страны невыносимыми долговыми обязательствами. Таким образом, немногим помогают обогатиться за счёт растущего обеднения многих, и богатые с каждым разом становятся всё богаче, а бедные – всё беднее». (Иоанн-Павел II, речь в Гаване 25.01.98).

А что было бы с нашими политиками, если бы они узнали, что «невозможно эффективно бороться с нищетой, если не сделать того, о чём написал святой Павел коринфянам, то есть, если не создать равенство, уничтожив разницу между теми, кто транжирит деньги от их излишества и теми, кто не имеет необходимого» (Бенедикт XVI, проповедь от 01.01.09). Эти слова Папы буржуазная пресса так никогда не опубликовала.

Реакция на эти слова была особенно бурной, если бы вместе с этим призывом Папы были опубликованы и слова из одного программного церковного документа о том, что «справедливости и, соответственно, социального мира можно добиться активными действиями, направленными на повышение гражданской сознательности и на организацию общественных структур, способных выдвигать свои требования государственной власти, которая в таком случае не сможет действовать, не опираясь на поддержку населения». Благодаря подобному дополнению получилась бы полноценная рекомендация правительству, которую оно могло бы с пользой применить на практике.

Производителям продовольствия можно было бы напомнить слова из энциклики Папы Иоанна XXIII от 15 мая 1961 о том, что «мы несём общую ответственность за тех, кто голодает». Поэтому «уничтожать или транжирить блага, необходимые для того, чтобы эти люди могли выжить, значит наносить раны и справедливости, и человечеству» (Mater et magistra).

Что же касается отношений бедных людей и частной собственности, то в документе, содержащем доктрину церкви по борьбе с массовой бедностью, можно было бы повторить высказывание из энциклики Павла VI от 26 марта 1967.

«Если земля создана для того, чтобы обеспечивать каждого человека средствами к существованию и развитию, то каждый человек имеет право находить на ней всё необходимое». А, значит, все прочие права, в том числе, связанные с собственностью и торговлей, могут быть реализованы только в том случае, если они не мешают осуществлению этого фундаментального принципа. «Частная собственность ни для кого не является безусловным и абсолютным правом. Нет ни одной причины оставлять в единоличном пользовании то, что превышает личные потребности, в то время как остальным не хватает самого необходимого». (Populorum Progressivo).

Очевидно, что церковь знает действенные средства для исправления социальной ситуации и хорошо понимает, кто ответственен за нынешнее положение дел, а, значит, могла бы эффективно действовать. Если бы церковь и правда этого желала.

 

Перевод Анны Мирошниченко


Родольфо Луис Брадинелли – преподаватель социологии, живет и работает в Буэнос-Айресе, является активным участником социалистического движения Аргентины

Статья была первоначально напечатана в журнале «Frente Transversal»

 

 

 

10 Май 2010

Комментарии


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
РОССИЯ МОЖЕТ СТАТЬ ВЕДУЩИМ "ЭКСПОРТЕРОМ" БЕЗОПАСНОСТИ
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В ГРЕЦИИ: ПАРТИЯ ЦИПРАСА УСТУПАЕТ КОНСЕРВАТОРАМ
ИНДУСТРИЯ СНА
ПРОБРЮССЕЛЬСКОЕ БОЛЬШИНСТВО УТРАТИЛО ЧИСЛЕННОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО В ЕВРОПАРЛАМЕНТЕ

Новости
19.07.2019 Профсоюзы Франции призывают к протестам против пенсионной реформы
19.07.2019 Европарламент озабочен отказом в регистрации оппозиционных кандидатов на выборах в Мосгордуму
19.07.2019 Зеленский сожалеет, что в Раду не пройдет много партий из-за высокого барьера
18.07.2019 СПЧ предложил научиться жить по действующей Конституции, а "не менять учебник"
18.07.2019 Мосгоризбирком отказал в регистрации на выборы 57 кандидатам
18.07.2019 Президент Украины внес в парламент проект о наказании за незаконное обогащение

Опрос
СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО СЕСТРЫ ХАЧАТУРЯН ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПРАВДАНЫ?





Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"