все поля обязательны для заполнения!


 
КАК ПОСТАВИТЬ АМЕРИКАНСКУЮ МЕЧТУ НА КОНВЕЙЕР
ГРЕГГ ШОТВЕЛЛ
Журналист

Автомобилестроительные компании отлично понимают, что чем меньше потребитель знает о неприглядной изнанке производственного процесса, тем легче продать ему автомобиль его мечты. Лучшей маскировкой эксплуатации рабочих считается показ успехов автоматизации, поэтому компании нередко прибегают к высокотехнологичным рекламным трюкам.

 Ещё в 1979 году итальянская «Фиат» использовала «образ» робота, чтобы героизировать своё производство: её ролик показывал сборку исключительно роботами легкового автомобиля «Страда» (так он назывался в англоязычных странах, в Италии и Испании именовался «Ритмо»). Присутствие человека символизировал только баритон, певший за кадром арию Фигаро из «Севильского цирюльника» Дж. Россини.

 Летом 2014 года американская «Дженерал моторз» («Джи-Эм») выпустила предназначенный для молодых покупателей телевизионный ролик, в котором металлические руки-манипуляторы ритмично вращались и изгибались под мелодию в стиле техно, а между ними на круглый, тоже вращающийся подиум по очереди выкатывались разные модели марки «Кадиллак».

 Не давайте себя очаровывать и обманывать. Главный талант автомобильной промышленности – не роботизация, а умение делать роботами самих людей, включая водителей. Национальная администрация по воздухоплаванию и исследованию космоса и «Джи-Эм» проектируют новое поколение роботов-гуманоидов. Это может помочь астронавтам, но ещё больше поможет автомобилям нового поколения избавить водителей от самого вождения. Поездка будет совершаться без участия человека – он просто укажет пункт назначения и безмятежно откинется на спинку сиденья.

 Для идеологов неолиберализма это вопрос не только денег, а монопольного контроля над рынком и над сознанием потребителя, который под вывеской «свободы индивидуального выбора» должен подчиняться диктату производителей. Со времён рабства основная задача класса хозяев оставалась неизменной: добиться максимальной власти и лишить труд человеческого содержания, чтобы слуги были как можно менее заметными, а рабочие – людьми низшего сорта, а ещё лучше – вовсе не людьми.

 Ф. Тэйлор, который в 1881 году заложил основу учёта времени и движений, относился к человеку как к машине, без поправок на усталость и износ, не говоря уже о психологическом утомлении, вызванном автоматизацией. Его система превратила ремесленное производство, при котором квалифицированный мастер единолично определял темп своей работы и производил готовый продукт, в набор стандартизированных функций, простых и единообразных механических движений. При системе Тэйлора любого рабочего можно было в любой момент заменить кем угодно. «Оставь свои мозги за дверью» было не шуткой, а правилом выживания. Работа была монотонной, но умение справиться с ней оставляло рабочему передышку, чтобы выкурить сигарету, выпить воды и поболтать.

 Современный завод использует разум человека так же, как прежний завод использовал его мышцы. Новые автомобильные заводы изымают у рабочего 57 секунд из каждой минуты, но золотая мечта–изымать минуту и ещё секунду сверх. Прибыль начинается с учёта минут на контрольной ленте, каждая выявленная «лишняя» минута означает для менеджеров недополученную прибыль и возможность выжать из рабочего ещё хоть немного.

 Однако менеджеры больше не прячутся за стенами с блокнотами и секундомерами, стараясь поймать ничем не занятого рабочего, а действуют более психологически грамотно. Так, на одном из складов «Джи-Эм» в 2008 году менеджеры поставили в раздевалках телевизоры и молодые рабочие спешили выполнить норму, чтобы успеть посмотреть матч Национальной баскетбольной ассоциации. Менеджеры спокойно, как охотники из укрытия, наблюдали за этим ускорением.

 Превращение людей в автоматы требует абсолютного контроля не только в цеху, но и вне его. Автомобильный магнат Г. Форд практиковал регулярные внеплановые проверки домов рабочих, которым не разрешалось пить алкоголь и курить, но приказано было ходить в церковь. Сегодня все вновь принятые проходит тест на наркотики, что является продолжением прежнего диктата хозяев, только его осуществляют лаборанты без участия бандитов.

 Действует и более вредоносная практика–«альтернативные графики работы». Применяя эти графики, компания распоряжается графиком сна своего сотрудника. Человек, который поочерёдно выходит в 10-часовые дневные и ночные смены и попеременно работает по выходным, нарушает нормальный биоритм и зацикливается на работе, а не на семье.

 Борьба рабочего класса за 8-часовой рабочий день («Восемь часов на работу, восемь на отдых и восемь на всё, чего захотим») осталась в далёком XIX веке. После 10-12 часов работы, неоплачиваемого перерыва на обед и долгой дороги домой времени не остаётся больше ни на что, кроме восстановления сил для работы. Поскольку настоящий отдых становится роскошью, доступной только капиталистам, для рабочих выходом становится вынужденное потребление: из оставшегося свободным времени они стремятся извлечь максимум, тратя зарплату сразу после получения.

 Стремление менеджеров добиться абсолютного контроля не знает никаких границ. Чтобы не допустить ни одного лишнего движения и сэкономить время менеджеров, «Тойота» навязывала рабочим правила поведения через диктат коллектива. На её совместном c «Джи-Эм» предприятии во Фримонте (штат Калифорния), с которого началось применение «бережливого производства» в Северной Америке, бригадиры следили, чтобы рабочие пили меньше воды и реже отлучались в туалет.

 Летом 2014 года одна из компаний в Чикаго, которая не сумела организовать такой диктат, просто ввела пропускной контроль, чтобы учитывать, сколько времени рабочие проводят в туалете, и штрафовать тех, кто тратит на это более шести минут за смену. На заводе «Джи-Эм» в Лансинге (штат Мичиган) столовая доставляет еду прямо к конвейеру. Так бережливое производство, исключающее нерентабельные действия и затраты энергии, превратило приём пищи из простой человеческой радости в техническую остановку перед следующим производственным заданием.

 На старых заводах люди работали плечом к плечу, это была действительно армия труда. Совместная работа создавала и условия для коллективной борьбы–забастовок, саботажа и «работы не торопясь». Сегодня организаторы высокоэффективного производства распылили межличностное общение. Автомобильные узлы производятся в помещениях, где человека окружают машины, а не братья по цеху. Рабочий, не останавливаясь ни на секунду, перемещается от одной машины к другой, как робот в запрограммированном бесконечном цикле.

 Не только автомобилестроителям приходится действовать подобно роботам, которыми дистанционно управляют компьютеры. Курьер экспресс-почты «Ю-Пи-Эс» бегом мчится к вашей двери и назад, поскольку компьютер в центральном офисе отслеживает время между считыванием штрих-кода и отъездом автомобиля. Наземный персонал авиакомпании реально имеет только половину времени, необходимого для полного обслуживания самолёта перед следующим рейсом, поскольку график составляется в компьютере, а не на земле, где происходят сбои и неожиданности. Навигационная система GPS отслеживает передвижение почтальонов и безжалостно отсчитывает секунды из напряжённого графика.

 Телевизионные ролики, прославляющие лёгкость и безотказность роботизированного производства, должны исключить саму мысль о массовой и низкотехнологичной эксплуатации. На руку этому играют и попытки гуманизировать робота. В 2007 году «Джи-Эм» сняла ролик, в котором симпатичный жёлтый робот, занятый на сборочной линии, роняет винт в конвейер, линия останавливается, а робота изгоняют с завода. Он пытается найти новую работу, но нигде не справляется – он больше ничего не умеет и жить вне своего завода не может. Одинокий и ненужный, он бросается с моста. В этот момент он просыпается и снова оказывается на своей сборочной линии, снова имеет не просто работу, а место в жизни.

 Ролик должен был показать, что качество заложено как в продукт, так и в сознание рабочих; они могут ошибаться, но преданы своему делу до мелочей и благодарны даже за самую скромную роль в своей компании. Но подтекст оказался совсем иным: рабочие–не люди, их можно программировать, а «Джи-Эм» высасывает из рабочих кровь и превращает их в безмозглые универсальные агрегаты.

 Современные автомобильные компании одержимы агрессивным и навязчивым стремлением контролировать рынки, управляя сознанием потребителей и собственных рабочих. Но они – лишь последователи Форда, который уже так давно умел, с помощью системы Тэйлора и вооружённых гангстеров, манипулировать человеческими существами так, чтобы они вели себя как автоматы, послушно работали в его механизированных ульях и приносили ему баснословные прибыли. Форд был безжалостным расистским и фашистским тираном, но он остался кумиром класса капиталистов и предметом поклонения Америки, поскольку знал, как поставить её мечту на конвейер.

 

 

Статья опубликована в журнале Monthly Review

Перевод Олега Теребова

24 Июль 2015

Комментарии


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
АНТИГЕРМАНСКАЯ ИГРА НА ГАЗОВОМ ПОЛЕ
РОССИЯ И США ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА ВСЕОБЩУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
КОГДА ПРЕРВЕТСЯ МОЛЧАНИЕ КРЕМЛЯ
РОССИЯ МОЖЕТ СТАТЬ ВЕДУЩИМ "ЭКСПОРТЕРОМ" БЕЗОПАСНОСТИ

Новости
17.09.2019 Рабочие в США стали значительно реже вступать в профсоюзы — опрос
17.09.2019 В Израиле проходят повторные парламентские выборы
17.09.2019 Эрдоган предложил построить «город беженцев» на границе с Сирией
17.09.2019 Молдавия: социалисты и блок ACUM подписали новое соглашение
17.09.2019 Треть российских мужчин назвали оправданным поступок сестер Хачатурян
16.09.2019 Грузия не будет призывать Запад к ужесточению антироссийских санкций

Опрос
СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО СЕСТРЫ ХАЧАТУРЯН ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПРАВДАНЫ?





Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"