все поля обязательны для заполнения!


 
ДВЕ СУДЬБЫ
БОРИС РОМАНОВ
политический аналитик, историк

В годовщину 70-летия Великой Победы в Великой Отчесетвенной Войне предлагаем вспомнить тех русских социалистов, которые волею судьбы оказавшись за границей, остались верны своим гуманистическим идеалам и погибли от рук германских нацистов.
 Среди многих трагической судьбой оказались объединены два совершенно разных человека: Илья Бунаков (Фондаминский) и Елизавета Кузьмина-Караваева, более известная как мать Мария. Но было и то главное, что их сближало. Оба они были активными членами партии социалистов-революционеров, а в эмиграции сблизились на почве совместной общественной деятельности и негативного отношения к германской оккупации Франции.
 Илья Фондаминский родился в еврейской купеческой семье. Он - младший брат народовольца Матвея Фондаминского, сосланного на каторгу. Учился в частной гимназии Креймана в Москве. В начале 90-х годов XIX века Илья Фондаминский со своим другом Абрамом Гоцем стал инициатором создания студенческого кружка, который превратился в клуб по подготовке к революционной деятельности.
 Осенью 1900 года Илья Фондаминский уехал в Берлин, где поступил в университет на философский факультет. Во время обучения в Германии кружковцы сблизились с партией социалистов-революционеров.
 В марте 1902 года Фондаминский был арестован на русско-германской границе и заключён на два месяца в тюрьму за транспортировку революционной литературы. Вступил в партию социалистов-революционеров. В 1903 году женился на Амалии Гавронской, внучке «чайного короля», богатого купца В. Высоцкого. В декабре 1904 года Фондаминский вернулся в Москву и стал одним из руководителей Московского городского комитета партии социалистов-революционеров, занимался вопросами пропаганды. В 1905 году он вошел в состав ЦК ПСР.
 В сентябре 1905 года Фондаминский и его жена были арестованы и заключены в Таганскую тюрьму, они были освобождены после выхода царского Манифеста 17 октября.
 Как и все социалисты, Фондаминский был твердо убежден, что требований только политической свободы недостаточно и необходимы реформы социальные. Фондаминский считал, что насущная задача ПСР состоит в борьбе за разрешение аграрного вопроса путем передачи помещичьей земли крестьянам и ликвидацию частной собственности на землю и ее перехода в общенародное достояние.
 Фондаминский выступал в разных городах на многочисленных собраниях (под псевдонимом Бунаков), призывал к вооруженной борьбе с царизмом. Он принял активное личное участие в декабрьском вооруженном восстании в Москве и оказал и существенную материальную помощь Московскому комитету ПСР. В начале 1906 года Бунаков (Фондаминский) делегируется от Москвы на первый съезд ПСР в Финляндии.
 В ответ на роспуск 1-ой Государственной Думы ПСР ответила организацией ряда восстаний. Бунаков (Фондаминский) был направлен в Ревель. Под именем доктора Вельского прибыл на шлюпке на корабль «Память Азова» для организации восстания, но был арестован. На суде Фондаминский был оправдан благодаря стараниям нескольких известных адвокатов и жены Амалии, не жалевшей средств на спасение мужа. Фондаминские уехали в Финляндию, а затем — в Париж.

 В эмиграции Фондаминский становится одним из лидеров правого крыла партии эсеров, выступавшего за легальные формы борьбы и за отказ от тактики «боевизма» и индивидуального террора. В годы первой мировой войны он занимал оборонческие позиции. Вместе с Н.Авксентьевым и Б.Савинковым издавал в 1914-15 газету «Новости», в 1915-м - журнал «Призыв» (орган социал-демократов и социалистов-революционеров-оборонцев) и газету волонтеров «За рубежом». После победы февральской революции в апреле 1917 года вернулся в Москву. Был избран на 1-м Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов товарищем председателя исполкома Советов, затем был назначен комиссаром Временного правительства на Черноморском флоте.
 5 января 1918 года Фондаминский выступал на заседании Учредительного собрания, куда был избран от ПСР. После разгона Учредительного собрания нелегально работал в Москве, Петрограде, Костромской губернии, представлял правых эсеров в «Союзе возрождения России», редактировал вместе с М.Вишняком и П.Сорокиным печатный орган СВР («Сын Отечества»). Был отправлен на Северный Кавказ для связи с генералом Деникиным, в ноябре 1918 года участвовал в Ясском совещании с послами стран Антанты. За свое участие в этом совещании и СВР он подвергся осуждению ЦК ПСР, которое выступало против какого-либо сотрудничества с белогвардейцами.
 В 1919 году в Париже, куда перебрался Фондаминский, начала формироваться эсеровская колония, в которой основную роль играли представители правого крыла партии, из которых постепенно складывалась так называемая «парижская группа». ЦК ПСР в январе 1921 года исключил И.И.Фондаминского и Н.Д.Авксентьева из партии. Фондаминский был одним из основателей и редакторов журнала «Современные записки» Серия его статей в «Современных записках» под названием «Пути России», где анализировалась политическая история страны, роль российской государственности, свидетельствовала об эволюции его взглядов и сближении с евразийцами.
 В журнале публиковались произведения писателей И.Бунина, В.Набокова, А.Ремизова, М.Алданова.В 1919—1921 годах он стал членом парижской масонской ложи «Братство», а затем ложи «Добрый самаритянин». Проявляя интерес к представителям русской религиозной философии, он сблизился с Николаем Бердяевым, Георгием Федотовым, Семеном Франком, Сергеем Булгаковым. Идейные искания в эмиграции привели Фондаминского к христианству. В 1932-39 годы вместе с Ф.Степуном и Г.Федотовым Е.Скобцовой (матерью Марией) издавал журнал «Новый Град». Фондаминский активно участвовал в деятельности благотворительной организации «Православное дело», созданной по инициативе матери Марии, название которой придумал Николай Бердяев.
 

 

 Елизавета Кузьмина-Караваева (мать Мария) - русская поэтесса, общественный деятель, религиозный философ и герой французского Сопротивления - родилась в Риге 21 декабря 1891 года. Ее детство и отрочество прошли около Анапы, в небольшом имении ее отца. Весной 1909 года поступила на высшие Бестужевские курсы (философское отделение историко-филологического факультета) в Петербурге. В 1910 году Елизавета вышла замуж за помощника присяжного поверенного, социал-демократа, ставшего затем униатским священником Дмитрия Кузьмина-Караваева - близкого знакомого многих столичных литераторов. Вместе с мужем она посещала собрания «На башне» Вячеслава Иванова, заседания «Цеха поэтов», где познакомилась с Анной Ахматовой, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом. В этот период были изданы ее первые книги: «Скифские черепки», «Юрали» и «Руфь».
 В молодую Елизавету были влюблены Николай Гумилев и Александр Блок, написавший о ней стихи и поддерживавший с ней сложные и длительные отношения.. Через несколько лет она разошлась с мужем и уехала с дочерью Гаяной в Анапу.
 Февральскую революцию Кузьмина-Караваева встретила с энтузиазмом и уже в марте 1917 года вступила в партию эсеров. Большую часть 1917 года провела в Анапе, в феврале 1918 года была избрана городским головой от ПСР.
Когда большевики взяли власть в городе, Кузьмина-Караваева заняла должность комиссара по здравоохранению и народному образованию. В мае 1918 года участвовала в съезде партии правых эсеров в Москве и осенью вернулась в Анапу, где была арестована деникинской контрразведкой — ей грозила смертная казнь за «комиссарство» и участие в национализации частной собственности. Гибели удалось избежать только благодаря вмешательству известных писателей Максимилиана Волошина, Алексея Толстого, Веры Инбер, которые опубликовали в газете «Одесский листок» письмо в защиту поэтессы.
 Летом 1919 года Кузьмина-Караваева вышла замуж за Д. Скобцова, белоказачьего деятеля, бывшего некоторое время председателем Кубанской Краевой Рады. Находясь в эмиграции в 1924-1925 годах, Елизавета Скобцова опубликовала в русских эмигрантских журналах повести «Равнина русская» и «Клим Семенович Барынькин», описывавшие трагедию гражданской войны, автобиографические очерки, а также мемуарно-философское эссе «Последние римляне».
 В конце 20-х годов она так же, как Бунаков (Фондаминский), стала влиятельным деятелем Русского студенческого христианского движения (РСХД), в качестве разъездного секретаря путешествовала по Франции, посещая русские эмигрантские общины, В 1927 году расстается с мужем Д.Скобцовым.
 В марте 1932 года Елизавета приняла монашеский постриг, получив имя Мария. Николай Бердяев, относившийся к ее монашеству довольно скептически, писал: «Мать Мария была одной из самых замечательных и одаренных русских женщин. Она была новой душой. Она была поэт, революционер и религиозный деятель. Она была социалистом-революционером, но не принадлежала к старому типу революционной интеллигенции».
 В 1934 году, когда в Париже проходил Первый международный конгресс писателей в защиту культуры, Елизавета Скобцова встречается с писателем Алексеем Толстым, присутствовавшим на конгрессе в составе советской делегации. Вместе с Толстым с согласия матери возвращается на родину ее дочь Гаяна.
 После вторжения германских нацистов во Францию в 1940 году Американский Еврейский Рабочий Комитет подготовил список лиц, включавший Н.Бердяева, Г.Федотова, И.Фондаминского и Е.Скобцову, для получения визы для выезда в США, но все они, кроме Федотова, остались во Франции.
 22 июня 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз, в Париже и окрестностях оккупационными властями было интернировано более тысячи русских эмигрантов. Все они были направлены в лагерь Компьень в ста километрах от Парижа.
 Среди арестованных были и соратники матери Марии по «Православному делу», в том числе и Илья Бунаков (Фондаминский). Фондаминский был отправлен в Освенцим (Аушвиц) и 19 ноября 1942 года погиб газовой камере. Писатель Владимир Набоков назвал Илью Исидоровича Фондаминского «человечнейшим человеком».
 Дом на улице Руммель 77, где располагался созданный матерью Марией Центр духовной и материальной помощи становится одним из очагов Сопротивления и антифашистской деятельности в Париже. В нем скрывались бежавшие из плена советские солдаты, которых потом ее сын Юрий тайно переправлял в отряды Сопротивления.
 Мать Мария и ее соратник - отец Дмитрий Клепинин прятали преследуемых евреев, включая детей, выдавали им справки о крещении, а также собирали военные сводки и распространяли правду о событиях на фронте среди русских эмигрантов.
 Отец Александр Мень в очерке «Мать Мария» писал, что «она всегда верила в победу русской стороны». Всего в рядах французского Сопротивления сражалось несколько тысяч русских эмигрантов и советских граждан, бежавших из немецких концлагерей. Наиболее крупными объединениями были образованный при поддержке компартии Центральный комитет советских военнопленных и организация «Русский патриот». В конце войны было создана организация «Содружество русских партизан, добровольцев и участников Сопротивления во Франции».
 В начале февраля 1943 года в доме на улице Лурмель прошел обыск. «Православное дело» было разгромлено гестаповцами, а сын матери Марии Юрий Скобцов был арестован. 9 февраля 1943 года мать Мария, отец Димитрий Клепинин и Ф.Пьянов были также арестованы гестапо, и заключены в пересыльную тюрьму - форт Роменвиль. 27 апреля мать Мария в числе 213 арестованных была отправлена в женский концлагерь Равенсбрюк.
 6 февраля в концлагере Дора погиб Юрий Скобцов. Мать Мария была казнена 31 марта 1945 года в газовой камере лагеря Равенсбрюк, незадолго до его освобождения. В нацистском концлагере погиб и священник Дмитрий Клепинин.
Николай Бердяев писал: «У нее была страстная любовь к России и русскому народу. Последний период ее жизни, период войны был окрашен в цвета страстного патриотизма».
 В 1982 году в СССР на экраны вышел художественный фильм «Мать Мария», в котором главную роль сыграла актриса Людмила Касаткина.
 В 1985 году израильским мемориальным центром «Яд Вашем» матери Марии посмертно было присвоено звание «праведник мира». В январе 2004 года монахиня Мария (Скобцова), священник Дмитрий Клепинин, протоиерей Алексей Медведков, миряне Илья Фондаминский, Юрий Скобцов были канонизированы Священным Синодом Константинопольского патриархата православной церкви.


 

05 Май 2015

Комментарии
Александр Лебедев  |  05 Май 2015 в 21:17
борис! Тебе бывшему социалисту-революционеру грех не знать истории ПСР. Это кто Авксентьева исключал. 25 июня 1941 года он присутствовал на собрании Нью - Йоркской группы ПСР и он вместе с Керенским,Черновым,Алдановым, Вишняком,Зензиновым,Слонимом и другими голосовал за принятие Резолюции в поддержку СССР в связи с гитлеровской агрессией.


Сергей Бахматов  |  08 Май 2015 в 10:57
Правильно, александр! И знаки препинания можно было бы по-другому расставить.
Например, кое-где можно было поставить восклицательный знак, а в других - вопросительный.
Н.Р.  |  08 Май 2015 в 12:17
Авксентьев вообще молодец был - ещё в 1924 году он говорил о необходимости избавить "старый" (марксистский) социализм от недемократических элементов (равнодушия к политической свободе, диктатуры пролетариата, идеи социальной революции и т. д.).
Сергей Бахматов  |  08 Май 2015 в 14:46
Это, конечно, важно, но не менее важно то, что надо было бы привнести в него...
Н.Р.  |  08 Май 2015 в 19:58
К сожалению, уровень развития социалистической мысли в начале 20-го века ещё не позволял внести в теорию необходимые поправки. Очень прочно сидело в головах представление о социализме как о бестоварном и безрыночном обществе. А позитивные функции рынка и конкуренции не осознавались.
Сергей Бахматов  |  09 Май 2015 в 00:13
Это заблуждение глубоко сидит в головах и нынешних так называемых интеллектуалов. Ещё со времён Ботвинника и по сей день то там, то здесь появляются те, кто считает неудачи централизованного планирования чисто техническим затруднением. Стоит наладить каким-то образом сбор информации и использовать современные вычислительные мощности, и проблемы плановой экономики будут решены.
Только на вопрос как получить полную и достоверную информацию обо всём и кто будет отвечать за всё это, как правило, следует ответ: как-нибудь.
Н.Р.  |  09 Май 2015 в 12:51
Согласен с Вами, альтернативы рыночному ценообразованию нет. Централизованно управляемая экономика в принципе не способно согласовать спрос и предложение. Поэтому при плановом хозяйстве дефицит одних товаров и перепроизводство других неизбежны. Не говорю уж о том, что централизованной экономике присуще постоянное раздувание инвестиций. В конце 20-х годов прошлого века некоторые теоретики СДПГ стали (ещё очень осторожно) намекать, что рынок не является атрибутом капитализма и что рыночные механизмы могут быть использованы и при социализме. Но антирыночность ещё долго сидела в головах социалистических интеллектуалов.
Сергей Бахматов  |  09 Май 2015 в 14:40
Партия сказала нет, значит, нет!
Ещё раз подчеркну: партийная политическая система представляет собой одну из форм вырожденной демократии, которая призвана обслуживать интересы буржуазного общества. Никто ведь в здравом рассудке не поставит знак тождества между партийным функционером и полноценным представителем народа. При такой политической системе к власти открыта прямая дорога казнокраду, цинику, нацисту и т.д., если он в совершенстве овладел искусством демагогии. Конечно, к власти из партии может прийти и порядочный человек, но это дело случая, а не самой системы. Поскольку низовая демократия отсутствует, то партийный функционер попадает в политическую ноусферу, минуя сито демократического отбора снизу, а далее включается пропагандистская машина и манипуляция массами. Это было верно в Испании, гитлеровской Германии и в СССР. Также верно сейчас и везде.
Это объясняется тем, что "низовая демократия" и классовое общество принципиально несовместимы. В бесклассовом обществе в партийной системе нет никакой необходимости. Более того, она будет препятствием для демократического развития. Это стало одной из основных причин краха социализма в XX столетии: буржуазная (партийная) форма правления привела в соответствие с собой экономическое устройство. Это свидетельствует о том, что в СССР классовая структура общества не была преодолена. В качестве новых классов появились партийная номенклатура и все остальные.
Политическая система должна иметь своим источником не партии, а общественные организации и объединения, сформированные на демократических принципах, то есть на выборной основе при полном и полноценном представительстве всего народа.


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
ПРОЩАНИЕ С БОРЬБОЙ ЗА ГЛОБАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО
МАРКСИСТСКОЕ И ЛИБЕРАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ОКТЯБРЯ
ДОНАЛЬД ТРАМП ОТКРЫВАЕТ МУСУЛЬМАН
ДЖЕЙМС КОМИ И «РЕЗНЯ В СУББОТНИЙ ВЕЧЕР»

Новости
27.06.2017 Путин пользуется в мире большим доверием, чем Трамп - опрос
27.06.2017 Прокурор Бразилии обвинил президента в коррупции
27.06.2017 В Колумбии мятежники сдали ООН большую часть своего оружия
27.06.2017 Пхеньян назвал политику Трампа "нацизмом XXI века"
26.06.2017 Экс-президент Румынии возглавил молдавскую партию, выступающую за объединение двух стран

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"