все поля обязательны для заполнения!


 
НЕ ПРАВЫЕ, НЕ ЛЕВЫЕ?

Мы не правые и не левые! Эту фразу можно было часто услышать в ГДР, как в ходе мирной революции 1989 г., так и на акциях движения «ПЕГИДА». С тем же лозунгом выступили недавно два дебютанта профессиональной политической сцены, пытающиеся использовать в своих целях растущее недоверие избирателей к «старым» партиям.

Всё больше признаков того, что место справа от ХДС, освободившееся после сокрушительного поражения Пиратской партии, планирует всерьёз и надолго занять «Альтернатива для Германии» (АдГ).

Правда, на выборах в Бундестаг в 2013 г. и в Европарламент в 2014 г. партия всячески открещивалась от отнесения себя к правому флангу. Как заявил в интервью крайне правому изданию «Юнге Фрайхайт» вице-председатель АдГ Александр Гаулянд, его партия не вписывается в «право-левую» схему и является по преимуществу «партией здравого смысла». Одновременно его партийный товарищ Конрад Адам демонстративно отмежевался от крайне правых. «Нам не нужны выходцы из Национально-демократической и из рядов Республиканцев», - сказал он.

На предвыборных плакатах АдГ нередко можно увидеть нечто прогрессивно звучащее, вроде «Граждане – основа всего. И никак иначе» или «Швейцария – за право народа принимать решение. Мы – тоже».

Среди союзников партии Бернда Люке – экс-лидер «Пегиды» Катрин Эртель и её соратники, приступившие несколькими неделями ранее к созданию проекта «Прямая демократия для Европы». «Если это удастся, многие проблемы, проистекающие из обособленности политического класса, решатся сами собою», – заявила Эртель корреспонденту «Юнге Фрайхайт».

Такой же точки зрения придерживается и французский писатель Мишель Уэльбек, который, выступая 19 января в кёльнском театре Шаушпиль перед спектаклем по его роману «Подчинение» (Unterwerfung), предложил заменить парламент прямой демократией.

 Выход книги, в течение многих недель возглавлявшей список бестселлеров в Германии, Франции и Италии, совпал с нападением на сатирический журнал «Шарли Эбдо», и поначалу ее обсуждение велось исключительно на предмет, не имеет ли этой произведение антиисламской направленности. И это не удивительно, поскольку в романе, события которого происходят в ближайшем будущем, описывалось, как к власти во Франции демократическим путем приходит умеренная исламистская партия.

Книга поступила во Францию 7 января, как раз в день нападения на «Шарли Эбдо». Среди 12 жертв теракта был друг Уэльбека – экономический обозреватель Бернан Мари, который по заданию редакции написал на этот роман рецензию. На титульном листе журнала был изображен Уэльбек, произносящий: «В 2022 году я буду соблюдать Рамадан». Поэтому мысль о связи между выходом романа и терактом напрашивалась сама собой. Не выступал ли писатель с антиисламскими и праворадикальными заявлениями и раньше?

 Литературный журнал «Перпендикуляр», в котором Уэльбек работал в 1990-е годы, уже критиковал его роман «Элементарная частица» (1998 г.) за создание «фашистской утопии». Недаром такой высокопоставленный чиновник, как премьер-министр Франции Мануэль Вальс, посчитал необходимым немедленно отмежеваться от скандального автора, заявив: «Франция – это не «Подчинение», Франция – это не Уэльбек».

Рецензенты немецких изданий в большинстве своём признали обвинение Уэльбека в исламофобии несправедливым. Как писала в «Нойен Дойчланд» Лилиан-Астрид Гезе, «он предупреждает не столько об угрозе, исходящей от какой-то определенной религии или от авторитарных режимов, сколько об опасности бездействия или отказа сопротивляться [насилию]». Поэтому очень важно спорить с автором, в котором «под маской провокатора» прячется «скрытый идеалист», писал Кристофер Шмидт из «Зюддойчен Цайтунг». Рецензент шпрингеровского «Ди Вельт» Тильман Краузе назвал роман «сильно переперчённым блюдом, настойчиво напоминающим нам, что литература – это прежде всего игра творческого воображения». По его мнению, роман «Подчинение», является грандиозной книгой.

 «Уэльбеку более, чем любому другому европейскому писателю, свойственны умение и отвага распознавать тлеющие конфликты и строить вокруг них повествование», – отмечает Ян Кювелер из «Вельт ам Зонтаг». Уэльбек – «один из чувствительнейших сейсмологов французского общества», заключает Мартина Майстер из «Берлинер Цайтунг». При этом двумя днями ранее Корнелия Гайслер из того же издания высказала мнение, что автор подталкивает читателя «не к швырянию камней, грабежу и стрельбе, а к размышлениям» (13.01.2015).

«Уэльбек может быть горячим сторонником событий 1968 г., поэтому в роли истинного реакционера ему долго не удержаться», – полагает Дирк Книпхальс из издания «Тац». «Быть правым или левым, реакционером или прогрессистом – для него не имеет значения», продолжает в том же духе «Дер Шпигель». А леволиберально настроенный главный редактор «Франкфуртер Альгемайнен Зонтагсцайтуг» Фолькер Вайдерман несколько патетически возражает Мануэлю Вальсу: «Франция не Уэльбек? Надеюсь, именно так скоро и произойдёт. Потому что именно к этому наше общество идёт. По всем признакам». Неудивительно также, что рецензент «Франкуртер Альгемайнен Цайтунг» Йорг Альвег назвал Уэльбека «Сартром наших дней».

Сравнение с виднейшей иконой ангажированной литературы1 настолько понравилось литературному обозревателю еженедельника «Ди Цайт» Ирис Радиш, что в опубликованном 22 января 2015 года интервью она вступила по этому поводу в полемику с Уэльбеком. Последний возразил: «Я не считаю Сартра хорошим писателем», на что Радиш сказала: «Он был нервом эпохи, автором своей эпохи». Уэльбек ответил, что принимает комплимент, но в отличие от Сартра не собирается никому предписывать, что и кто должен делать.

Упомянутое выше предложение Уэльбека ликвидировать парламент и ввести прямую демократию является не сиюминутным колебанием аполитичного человека, а ядром состоящей из восьми пунктов программы по обновлению политического строя, с которой писатель выступил годом ранее, желая предотвратить гражданскую войну, которая, по его мнению, может вырасти из конфликтов на этнической почве.

 «На мой взгляд, президента нужно избирать пожизненно, но в случае чего его по инициативе народа можно сместить простым референдумом», – цитирует онлайн-портал газеты «Вельтдойчен Альгемайнен Цайтунг» высказывание писателя в ходе его беседы с экс-президентом Франции консерватором Николя Саркози.

«Народ должен всё решать напрямую, в том числе вопросы, касающиеся принятия и исполнения госбюджета. Каждый гражданин должен заполнять ежегодно анкету, помечая крестиком, на что государству нужно выделить деньги», – передает швейцарская газета «Тагесцайтунг» слова Уэльбека.

В упомянутом интервью изданию «Ди Цайт» Уэльбек сам указал на связь между тем, о чём говорится в романе, и политическими реалиями: «Описываемая в романе война – это предупреждение о войне, которая уже сегодня начинает разворачиваться во Франции».

Какой вывод из всего этого можно сделать? Является ли «Подчинение» антиисламским произведением? Или же мы имеем дело с критической акцией в духе ангажированной литературы? Подобные вопросы окажутся в центре внимания специальной секции, проводимой в кулуарах Лейпцигской книжной ярмарки2.

Наша рецензент Сабина Кебир расскажет, почему она увидела в романе сатиру на правящую элиту сегодняшней Франции. Микаэль Цандер выступит с докладом о политических эссе Мишеля Уэльбека, написанных в 1990-е годы: это было время, когда писатель был объявлен – в том числе в Германии – восходящей звездой литературного небосклона. Ганс-Георг Херман рассмотрит, как интерпретировал произведения Уэльбека его друг, левый французский экономист Бернар Мари, убитый 7 января в редакции журнала «Шарли Эбдо».

Георг Траннерт, напротив, детально проанализирует, как восприняли роман немецкие праворадикалы. Наконец, Кристиан Штахе представит на суд читателя книгу об «Альтернативе для Германии», в которой развивается тезис о стирании граней между левым и правым, пристствующий в том числе и в рассуждениях Уэльбека.

Читателей ожидают также многочисленные рецензии и эссе на другие литературные темы. В частности, писатель Франк Декер расскажет о романе своего коллеги Микаэля Виденхайна «Смех аллигаторов», представленном на премию Лейпцигской книжной ярмарки, а Райнер Вернинг воздаст должное творчеству политически ангажированного филиппинского писателя Франциско Сиониля Хозе. Кроме того, будет организована обширная секция комиксов, на которой особое внимание на этот раз будет уделено произведениям в стиле японской манги. Два известных эксперта – Микаэль Штрайтберг и Лукас Лайер из онлайн-журнала «Тануки Репаблик» – расскажут нам об этой разновидности рисованных историй, политически недооцениваемой многими немецкими левыми.

 

1 Ангажированная литература (франц. littérature engagée) — термин, обозначающий деятельное участие литературы в идейной борьбе своего времени. Термин зародился сразу после Второй мировой войны в кругах левой французской интеллигенции, вынесшей из движения Сопротивления опыт слияния литературы и политики. Манифестом ангажированной литературы стали статья Жан-Поля Сартра в № 1 журнала «Les Temps modernes» за 1945 г. и его эссе «Что такое литература?» (1947).
2 Проходила 12-15 марта 2015 г.

 

Данная статья была опубликована на сайте Junge Welt 12 марта 2015 года

Перевод Дмитрия Тарбеева

 

15 Апрель 2015

Комментарии


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
АНТИГЕРМАНСКАЯ ИГРА НА ГАЗОВОМ ПОЛЕ
РОССИЯ И США ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА ВСЕОБЩУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
КОГДА ПРЕРВЕТСЯ МОЛЧАНИЕ КРЕМЛЯ
РОССИЯ МОЖЕТ СТАТЬ ВЕДУЩИМ "ЭКСПОРТЕРОМ" БЕЗОПАСНОСТИ

Новости
17.09.2019 Рабочие в США стали значительно реже вступать в профсоюзы — опрос
17.09.2019 В Израиле проходят повторные парламентские выборы
17.09.2019 Эрдоган предложил построить «город беженцев» на границе с Сирией
17.09.2019 Молдавия: социалисты и блок ACUM подписали новое соглашение
17.09.2019 Треть российских мужчин назвали оправданным поступок сестер Хачатурян
16.09.2019 Грузия не будет призывать Запад к ужесточению антироссийских санкций

Опрос
СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО СЕСТРЫ ХАЧАТУРЯН ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПРАВДАНЫ?





Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"