все поля обязательны для заполнения!


 
ВИРУС ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Канадская газета The Globe and Mail опубликовала любопытный диалог об исламском экстремизме, мрачные свидетельства которого мы практически ежедневно наблюдаем на телеэкране. Участницы диалога – журналистка, диктор телеканала Context TV Лорна Дьюэк (Lorna Dueck) и мусульманка Шима Хан (Sheema Khan) – доктор наук, специалист в области физико-химии. Предлагаем читателям вольный перевод их разговора об одной из самых острых и болезненных проблем современного мира.

 

 Лорна Дьюэк: Сегодня быть мусульманином непросто, и я хочу сделать публичными некоторые частные разговоры с тобой по поводу опасности радикализации мусульман Канады. Во-первых, давай постараемся рассматривать эту проблему в глобальном контексте. Ужасы в Нигерии и на Ближнем Востоке, теракты во Франции, чудовищный PR-эффект, который производит экстремизм, - все это приводит к тому, что большинство людей едва ли готовы поверить в то, что Ислам является «религией мира». Какие фундаментальные основы мусульманского вероучения служат основанием для оправдания насилия?

  Шима Хан: Времена действительно сложные, критические. Сегодня очень просто впасть в отчаяние, цинизм, ненависть. Однако давай вспомним фразу, которую произнесла Малала Юсуфзай: «Террористы думали, что они заставят меня поменять цели, подавить амбиции, но в моей жизни не изменилось ничего, за исключением следующего: слабость, страх и ощущение безнадежности - умерли. Сила, энергия, мужество – родились». Именно с этого и начнем наш диалог.
Исламские экстремисты и исламофобы – две стороны одной монеты, их роднит «эксклюзивное» видение мира и ненависть. Поэтому не удивительно, что обе стороны цитируют одни и те же фрагменты Корана для оправдания своих взглядов. Насилие не является фундаментальной составляющей мусульманского вероучения. Насилию отводится роль в вооруженном конфликте при жестких условиях. Например, экстремисты часто берут на вооружение аяты Корана 2:190-193 для оправдания насилия против тех, кто не разделяет их взгляды. Но эти стихи родились в историческом контексте, они относились к конкретному племени в Мекке, истреблявшему зарождающееся мусульманское сообщество более десятилетия. Разрешение дано лишь на самозащиту, оно содержит призыв не переступать границы дозволенного, прекращать борьбу в том случае, если противник отказывается от насилия. Есть много других примеров того, как слова Корана вырывают из контекста вооруженного столкновения враждующих сторон. Пророк недвусмысленно запрещает причинять вред тем, кто не представляет военной угрозы, запрещает разрушать культовые здания, уничтожать посевы зерновых культур и пр.

 

 Лорна Дьюэк: Сообщество мусульман Канады включает в себя представителей четырех направлений Ислама. Расскажи о них.
 Шима Хан: Мусульманское сообщество Канады не монолитно, было бы правильнее говорить о нескольких сообществах. Это выходцы из государств Ближнего Востока, Южной Азии и Африки, ну и рожденные в Канаде мусульмане. Самая большая группа – сунниты, за ними следуют шииты, исмаилиты и более мелкие секты.

 

 Лорма Дьюэк: Внутри этих сообществ как ты распознаешь экстремистов?
 Шима Хан: Для этого существуют различные способы. Очевидные признаки экстремизма – это полное отрицание канадских норм, помноженное на чувство исключительности и право судить, т.е. сознание того, что ты являешься носителем истины, а все остальные (включая других мусульман) сбились с пути. Экстремизм нередко сопровождается грубостью, а не состраданием и милостью, которые проповедовал Пророк Магомед.

 

 Лорма Дьюэк: Имам Канады, желая дать понять, что он миротворец, только что прислал мне свою последнюю проповедь, в которой он высказывается против агрессии. Проповедь значительно короче, чем христианские проповеди, в ней нет упоминания о джихадистском терроре в разных уголках планеты, нет его осуждения. Почему он об этом не упоминает?
 Шима Хан: Я не могу говорить от лица имама, я не видела этой проповеди, поэтому не думаю, что готова дать объективный комментарий. В конце прошлого года я посетила несколько лекций на крупнейшем ежегодном собрании мусульман Северной Америки, состоявшемся в Торонто, серия лекций носила название «Возрождая дух Ислама». Там исламские теологи однозначно осудили резню, устроенную Талибаном в Пешаваре, кровожадное Исламское Государство, массовые убийства мирных жителей в Сирии, Сомали и других странах, терроризм в Северной Америке и Австралии. Они точно так же осудили угнетение меньшинств, женское и детское рабство, насилие Исламского Государства. При этом лекторы упоминали и гонения буддийского большинства, которому подвергаются мусульмане Бирмы.

 

 Лорна Дьюэк: Что можно сказать по поводу основанных на Коране законодательных запретах, а также заявлений о том, что неверующие являются гражданами second class?
 Шима Хан: Когда ты говоришь о гражданах второго сорта, ты говоришь о государстве. В прошлом вопрос гражданства главным образом связывался с вопросом вероисповедания, государственное управление тоже зависело от интерпретаций текста Корана. В этой парадигме мусульмане и немусульмане имели разные права и разные обязанности перед государством. Такой порядок существует и сегодня, например, в Саудовской Аравии. Однако в большинстве современных стран гражданство основано на индивидуальных правах человека и его обязанностях в отношении государства независимо от вероисповедования. В современных странах с мусульманским большинством положение меньшинств регулируется сводом законов.
 На персональном уровне – и Коран, и лично Пророк ясно дают понять: с людьми нужно обращаться по-доброму, уважительно, мы все являемся членами большой людской семьи.
 Пророк олицетворяет милость к людям, и мусульмане призваны нести в мир его наследие, то есть, сострадание.

 

 Лорна Дьюэк: Что ты можешь сказать о законодательных запретах на богохульство? О запретах карикатур на Пророка?
 Шима Хан: Коран полон упоминаний об оскорблениях, летящих в адрес Пророка Магомеда и предшествующих ему других пророков. Коран также содержит инструкции, как следует отвечать на насмешки над верой (покинь компанию оскорбляющих ее и вернись к ним, после того как они прекратят это делать), на обидные слова (будь терпелив и прости) и так далее. Жизнь Пророка дает массу примеров снисходительного отношения к критике, оскорблениям, возражениям.
Лучший способ «отомстить» за карикатуры на Пророка – это следовать его примеру.
 Это не означает, что мусульмане не должны выражать свои эмоции по поводу оскорблений в адрес того, кого они любят. Конечно, должны. Но с достоинством. Это значит, что они не должны наносить личные оскорбления или оскорблять веру других людей. Акт убийства абсолютно не соответствует опыту жизни Пророка.

 

 Лорна Дьюэк: Президент Египта Абдель-Фаттах аль-Сисси, мусульманин, недавно откровенно заявил исламским лидерам, что ключевые исламские тексты «антагонизируют весь мир». Он прямо сказал: «Вы, имамы, ответственны перед Аллахом. Весь мир, я это говорю еще раз, весь мир ждет от вас действий, поскольку нынешняя умма разрушена, потеряна, и это дело наших рук».
 Шима Хан: Я перечитала речь президента Египта. Он нигде не говорит, что «ключевые исламские тексты» «антагонизируют весь мир». Он ясно заявляет: драматические события не имеют отношения к религии, проблемой является идеология, взявшая на вооружение средневековые тексты. Буквально – руководство к действиям и выводы, которые в свое время были ошибочно сделаны некоторыми адептами, должны быть пересмотрены и приспособлены к современной реальности. То, что работало в XIV веке, не всегда работает сегодня, это ясно демонстрирует состояние многих современных исламских сообществ. Решением проблемы является реформация при условии верности духу Корана и жизненному примеру Пророка.
 В завершении скажу, что мы должны искать пути, которые позволят вырваться из порочного круга. Каждый террористический акт порождает шок, ненависть, осуждение, мощную встречную реакцию, направленную против мусульманских сообществ. Это, в свою очередь, отторгает мусульманскую молодежь, ставит ее под подозрение, заставляет молодых мусульман верить в то, что «Запад ведет войну против Ислама», «нас отторгают, потому что мы мусульмане» и др.
 В отношении исламских сообществ могу сказать, что нам пора посмотреть на себя в зеркало и задаться вопросом: с учетом зверств, так часто совершаемых во имя Ислама, - что происходит с нашими моральными нормами?  Одновременно с недавними терактами во Франции почти 2000 нигерийских женщин, детей и стариков были уничтожены группировкой Боко Харам, использующей несовершеннолетних смертников. Около 40 мусульман Йемена погибло от руки исламского экстремиста. Можно также добавить убийства мусульман исламскими экстремистами в Сирии и Ираке. В Пешаваре… Мы должны внимательно проанализировать происходящее и признать: раковая опухоль экстремизма растет. А признав - выработать стратегию борьбы с этим злом.

 

 

Примечания переводчика:
Малала Юсуфзай, род. в 1997 году, - пакистанская правозащитница, выступающая за доступность образования для женщин. В 2012 году была тяжело ранена боевиками из террористического движения Техрик-и-Талибан Пакистан. В 2014 году стала лауреатом Нобелевской премии мира «за борьбу против угнетения детей и молодых людей и за право всех детей на образование». Является самым молодым лауреатом Нобелевской премии за всю историю награды.
Аяты, упомянутые Шимой Хан:
«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного» (Коран, 2:190).
«Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками» (Коран, 2:193).
Сура Аль Бакара

 

Перевод Станислава Варыханова

 

25 Февраль 2015

Комментарии
Сергей Бахматов  |  27 Февраль 2015 в 13:49
Вирус исламского экстремизма возник не сам по себе. Это всего лишь ответная реакция на действия мирового империализма, принявшая религиозный окрас. Чудовищные казни и террористические акты со стороны экстремистов такое же зло, которое позволяют себе творить государства так называемого "цивилизованного мира" по отношению к исламским странам. Кто посеял ветер, тот пожнёт бурю. Поэтому вину надо возлагать в первую очередь на тех, кто посеял ветер.


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
ПРОБРЮССЕЛЬСКОЕ БОЛЬШИНСТВО УТРАТИЛО ЧИСЛЕННОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО В ЕВРОПАРЛАМЕНТЕ
КТО НУЖЕН НОВОМУ ПРЕЗИДЕНТУ?
ПРИВЕДЕТ ЛИ КАПИТАЛИЗМ К КЛИМАТИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЕ?
СМОЖЕТ ЛИ ТРАМП ВЕРНУТЬ ДОВЕРИЕ РОССИИ?

Новости
17.06.2019 Датские социал-демократы перестали требовать запретить "Северный поток - 2"
17.06.2019 Миллионные протесты прошли в Гонконге
17.06.2019 Профсоюзы Архангельска выступили против ввоза мусора из других регионов
17.06.2019 Парламент Албании признал неконституционной отмену выборов президентом
15.06.2019 Женщины Швейцарии устроили массовый протест против неравенства

Опрос
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПОВЫШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА?





Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"