все поля обязательны для заполнения!


 
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПАПА РИМСКИЙ СОЦИАЛИСТОМ?
БОРИС РОМАНОВ
политический аналитик, историк

Является ли Папа Римский социалистом? Этот вопрос мог бы показаться странным, учитывая непростую историю взаимоотношений социалистического движения и католической церкви. Однако позиция Папы Франциска по острым социальным проблемам современного мира свидетельствует о серьезной обеспокоенности главы Ватикана нарастающими классовыми антагонизмами в наступившем ХХI веке.
 Социальные конфликты, которые, казалось, были близки к разрешению в конце ХХ века, по крайней мере, в наиболее развитых европейских странах, теперь вновь обостряются. Многие высказывания в СМИ Папы Франциска и его официальные обращения показывают не просто традиционную озабоченность проблемой бедных, о чем римско-католическая церковь говорит давно, и что отражено в ее официальной социальной доктрине.

 Эксперты отмечают, что от критики несправедливостей современного мира Папа все чаще переходит к осуждению основных элементов капиталистической системы, неолиберальной глобализации и идеологии свободного рынка.
 13 марта 2013 года аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо стал Папой Римским и принял имя Франциск в честь святого Франциска Ассизского. Использование этого имени — первое за всю историю папства. Франциск стал первым Папой из Латинской Америки. Папа Франциск, по мнению немецкого кардинала Карла Леманна, использовал уже в своем первом апостольском обращении Evangelii gaudium («Радость Евангелия») нечто большее, чем просто критику капитализма. В этом документе даны негативные оценки современной экономической системы, но, прежде всего, в нем обращается внимание на такие отрицательные социальные явления как: «культуру отходов» и «абсолютную автономию рынков».
 Еще один немецкий иерарх, архиепископ Берлина, кардинал Райнер Вельке, подчеркивал, что Папа повернулся против рыночного радикализма, который доминирует в обществе и подвергает искажению человеческие отношения. Понтифик выступил в своем обращении против «диктатуры экономики без лица и без действительно человеческой цели», подчеркнул иерарх. Папа Франциск заявил, что подобная экономико-политическая система насквозь греховна, поскольку нарушает библейский запрет на убийство.
 «Подобная экономика убивает, – пишет Папа. – Как это возможно, что в новостях не рассказывают об умершем бездомном старике, но обязательно рассказывают, когда фондовый рынок падает на два пункта? Это пример отторжения. Как мы можем безмолвно смотреть, как люди выбрасывают еду, когда другие голодают? Это пример неравенства. Сегодняшний мир живёт по законам борьбы за существование, выживают самые приспособленные, сильные паразитируют за счёт слабых. Как следствие, масса людей оказывается ни с чем: без работы, возможностей и шансов на спасение»
 Исторически католическая церковь враждебно относилась к социалистическому и рабочему движению. Труды социалистических мыслителей предавались проклятию и включались церковью в так называемый индекс запрещенных книг, которые не дозволялось читать верующим. В свою очередь социалисты времен Первого и Второго Интернационала рассматривали «Святой престол» как опору феодальной и монархической реакции.Достаточно вспомнить строки популярной в рядах итальянских социалистов конца ХIХ начала ХХ веков песни: «На кишках последнего попа мы повесим последнего короля!» И только после второй мировой войны отношения европейских социал-демократов и церкви улучшаются. В первую очередь это касается германских и австрийских социал-демократов, но в меньшей степени французских и итальянских социалистов. В свою очередь важный вклад в либерализацию позиции римско-католической церкви по отношению к науке, культуре, иным христианским конфессиям, сыграл Второй Ватиканский Собор, созванный в 1962 году по инициативе Папы Иоанна XXIII (Анджело Джузеппе Ронкалли), который стремился модернизировать католическую церковь в связи с изменившимися в мире условиями. В тоже время в Латинской Америке во второй половине ХХ века возникла так называемая «Теология освобождения» - левокатолическая политическая доктрина, породившая массовое общественное движение христианского социализма во многих латиноамериканских государствах, где было особенно сильно влияние левых сил. Однако аргентинский кардинал Марио Берголио еще на заре своей церковной карьеры не только дистанцировался от левых католиков, но и публично осудил католических священников - приверженцев Теологии освобождения и участников революционного движения. Так что считать Папу Франциска последователем данной левой христианской доктрины, и тем более сторонником социализма, нет достаточных оснований. Сама Теология освобождения подвергалась официальной критике Ватикана со времен Иоанна Павла II.
 О критическом отношении Папы Франциска к левым и особенно к коммунистическим идеям свидетельствуют и его недавние высказывания. «Забота о бедных содержится в Евангелии, это вовсе не изобретение коммунизма», - подчеркнул Папа Франциск в интервью директору сайта Vatican Insider Андреа Торниелли и ватиканисту итальянской газеты «La Stampa» Джакомо Галеацци. Интервью со Святейшим Отцом завершает книгу под названием «Папа Франциск. Эта экономика убивает», посвящённую социальному учительству Папы о бедности, иммиграции, социальной справедливости и охране творения.
 Выступая с важными социальными декларациями, Папа в то же время пытается дистанцироваться от левых идей и политики в целом. Нельзя идеологизировать заботу о бедных, отметил в интервью Папа Франциск. Внимание к ним берёт своё начало в Евангелии, оно задокументировано в первых веках христианства: для примера можно взять ранних Отцов Церкви второго или третьего веков. Их проповеди нельзя назвать «марксистскими», подчеркнул Папа, потому что, когда Церковь призывает нас победить «глобализацию безразличия», она бесконечно далека от какого бы то ни было политического интереса и идеологии. «Церковь мотивирована исключительно словами Иисуса и хочет внести свой вклад в построение такого мира, где люди заботятся друг о друге».
 В то же время Папа столь решительно высказывается о пороках неолиберальной глобализации, что косвенно может свидетельствовать о его стремлении заимствовать некоторые идеи из осужденной им в прошлом Теологии освобождения. Далее Папа Франциск отметил один важный контраст: с одной стороны, глобализация «помогла многим людям вырваться из нищеты», приводя к «росту мирового абсолютного богатства», но с другой стороны, глобализация «обрекла многих на голод», усиливая неравенство и порождая новые формы бедности. Экономическая и социальная система фокусируется на деньгах, вплоть до поклонения им, что превращает людей в «простые инструменты» и приводит общество к «глубоким диспропорциям».
 В качестве осуждения негативных социальных явлений используется такой термин как «культура отходов». «Культура отходов приводит к отказу от детей, в том числе посредством абортов». «Таким образом, теряется связь с будущим». «Культура отходов приводит и к «скрытой эвтаназии забытых стариков», От такого общественного подхода страдает и молодёжь, подчеркнул Папа Франциск. Даже в развитых странах много молодых людей в возрасте до 25 лет, которые лишены возможности учиться или работать. Папа Франциск задаётся вопросом: «Что же из себя будут представлять следующие отходы?».
 «Нельзя опускать рук и считать ситуацию необратимой: нужно пытаться строить общество и экономику, в центре которых находится человек и его благо, а не деньги, потому что без решения проблем бедных невозможно противостоять мировым проблемам. Для этого нужна этика экономики и политики, нужны программы, механизмы и процессы, ориентированные на более эффективное распределение ресурсов, на создание рабочих мест, на интегральное продвижение людей, отверженных обществом» - считает глава Ватикана.
 Прежде всего, по мнению Папы, мир нуждается в людях, понимающих, что любовь и взаимопомощь - источники подлинного развития. Пусть эти люди, настоятельно призвал Папа, трудятся на всех уровнях - социальных, политических, институциональных, экономических - «ставя в центр общее благо», потому что «рынки и спекуляция не могут пользоваться абсолютной автономией». По мнению Папы Франциска, «нельзя больше пассивно ждать ликвидации структурных причин бедности, чтобы исцелить наше общество от болезни, которая может привести только к новым кризисам». В конце интервью Папа Франциск напомнил, что Евангелие «осуждает не богатых, но идолопоклонство богатству, которое делает людей нечувствительными к крикам бедных».
 Приведенные высказывания Папы Римского Франциска не лишены некоторых противоречий. Выступая против идеологизации борьбы с бедностью, он в то же время демонстрирует не просто моральную заботу об обездоленных, но и выступает как критик неолиберализма и рыночного фундаментализма. Очевидно, что эта критика носит идеологический характер. Многие подобные высказывания Папы Франциска сближают его не только с умеренными социал-демократами, но и с более последовательными критиками капитализма, например антиглобалистами.
 В чем же причины такого заметного "полевения" «Святого престола»? В современном мире, особенно в Западной Европе, католическая церковь подвергается все большему давлению и прямым нападкам. Происходит поддерживаемое многими масс-медиа и влиятельными политическими элитами разрушение религиозных представлений и обычаев, эрозии подвергается институт традиционной семьи. В свою очередь римско-католическая церковь не только отвергает однополые браки, но и по-прежнему осуждает аборты, разводы и даже использование контрацепции, что выглядит в условиях современных европейских реалий очевидным анахронизмом. Именно поэтому определенная конфронтация между церковью и частью господствующего европейского политического класса оказывается вполне закономерной. В сущности с такими же проблемами католическая церковь сталкивается и на другом континенте - в Северной и Южной Америке. Тогда как во многих странах Азии и Африки, где существуют большие католические общины и сохраняется традиционное общество, влияние церкви в основном не подвергается сомнению.
 Папа Римский Франциск (Хорхе Марио Бергольо) родился в Буэнос-Айресе в 1936 году. Получил диплом химика, но поступил в католическую семинарию. В 1958 году был принят в новициат Общества Иисуса более известного как Орден иезуитов. В 1973 году был избран Провинциальным настоятелем Общества Иисуса в Аргентине. Папа Франциск - о первый глава Ватикана представляющий Общество Иисуса - влиятельный и таинственный католический орден, деятельность которого на протяжении веков окутана легендами и мифами конспирологического толка. В 1998 году стал архиепископом Буэнос-Айреса.
 Папа Франциск поддерживает традиционную позицию церкви по осуждению гомосексуализма, но выступает за уважение ко всем людям. Франциск последовательно проповедует сострадание к бедным, подчеркивая при этом важность христианской духовности, так как это ведет к большему сочувствию к страданиям обездоленных. Он выступает в поддержку социальных программ и публично выражает сомнения в справедливости свободной рыночной экономики. И эта принципиальная позиция Франциска дает ему поддержку широких слоев населения в католических странах всего мира, о чем наглядно свидетельствуют и его последние визиты в Юго-Восточную Азию.
 

09 Февраль 2015

Комментарии
Сергей Бахматов  |  14 Февраль 2015 в 12:07
Сострадать бедным при капитализме - Сизифов труд.
Франциск, конечно же, не социалист, но это только часть правды. Правда заключается в том, что и нынешние "социалисты" тоже не социалисты. Социализм при капитализме ничуть не меньшая утопия, чем утопия Томаса Мора или Томмазо Кампанеллы.
Стоит только посмотреть на социалиста Франсуа Олланда и всё становится ясно.
Если это так, то "социалистам" (справедливости ради) нужно подыскать себе новое название.
Н.Р.  |  14 Февраль 2015 в 22:44
Лидер СДПГ в 50-е - 60-е годы прошлого века Эрих Олленхауэр сказал: "Социализм - это частная собственность, частная инициатива и частное предпринимательство, находящиеся под общественным контролем". И это тоже определение социализма.
Сергей Бахматов  |  15 Февраль 2015 в 18:21
Мало ли кто ещё высказывался о социализме!?
Идея человечества о справедливом устройстве общества, вот что привело его к понятию социализма. Пусть эта идея была часто неправильно истолкована, но суть именно в этом.
Поэтому социализм - это частная инициатива - да, предпринимательство - да, частная собственность на средства производства - нет, поскольку такая собственность является мультипликатором социального неравенства. При этом нарушается основной принцип справедливости "каждому - своё". Капиталист использует преимущество обобществлённого труда над индивидуальным для личного обогащения (получения дохода сверх причитающейся меры), а капитал при этом является средством принуждения.


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
КОСМОС В СОВРЕМЕННОМ СОЗНАНИИ
РОССИЯ И ТУРЦИЯ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ВРЕМЕННЫХ СОЮЗНИКОВ
ЭФФЕКТ БЕРНИ САНДЕРСА?
ЛЕВЫЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

Новости
16.10.2017 Германские социал-демократы победили на местных выборах в Нижней Саксонии
16.10.2017 Оппозиция Венесуэлы отказалась признавать результаты губернаторских выборов
16.10.2017 ФАО сообщила о росте числа голодающих в мире
16.10.2017 Наблюдатели от СНГ сочли выборы президента Киргизии открытыми и прозрачными
16.10.2017 Лидер консерваторов Австрии победил на выборах на фоне укрепления позиций ультраправых

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"