все поля обязательны для заполнения!


 
ИЗ ИСТОРИИ РАДИКАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИИ
ЕВГЕНИЙ КУТОВОЙ
Профессор Дипломатической академии МИД России, доктор исторических наук

В январь 2015 года Россия вошла, втянув за собой обширный шлейф проблем финансово-экономического плана. Не были эти проблемы решены в прошлом году, не решаются они, к сожалению, пока и в году наступившем. Экономические проблемы обострились в связи с трудностями политического характера, вызванными острым кризисом на Украине и введёнными против нашей страны западными державами массированных санкций, обостряющих конфронтационную атмосферу. 

 Из российских СМИ доносятся не обоснованные советы, что именно надо делать в нынешней непростой обстановке, а предсказания самого негативного порядка. «2015 год в экономическом плане обещает быть очень тяжёлым-тяжелее, чем кризисные 2008-й и 2009-й», - предсказывает «Независимая газета»; «Сейчас идёт война серьёзная, открытая, разве что без активных боевых столкновений», - доносится со страниц «Аргументов и фактов»; «Выйдет ли Россия из нового финансового кризиса? А если и выйдет, то с какими потерями?», - задается вопросом популярное издание «МК». И тут же ничтоже сумняшеся заключает: «На кредиты в России можно будет уже не надеяться, большинство банков, включая системообразующие, разорятся». На этом фоне здравыми звучат слова итальянского журналиста Джузеппе Д'Амато: «Не паникуйте! Продолжайте работать спокойно и старайтесь делать всё ещё лучше, чем обычно».
 Многие россияне, жаждущие ответов на одолевшие страну злободневные проблемы, ожидали, что разъяснения даст прошедший в Москве Гайдаровский форум, который собрал обширнейшую гамму правительственных мудрецов и представителей делового мира России и ряда западных стран. Однако и от участников этого мероприятия продуманных советов получить не удалось. Выступившие на форуме министры, отвечающие за экономический и финансово-банковский секторы страны, высказывали противоположные идеи и мысли. Не удивительно, что, прослушав их выступления, глава Сбербанка Герман Греф заявил, что власти не только не управляют ситуацией, но даже не имеют ясных целей экономической политики на 2015 год.
 Между тем, коль скоро наша страна втянулась в рыночную, то есть,  капиталистическую, экономику, мы должны быть готовыми просчитывать все её особенности и своевременно реагировать на периодически возникающие флуктации в различных областях, а главное - принимать адекватные и, что особенно важно, работающие меры. Для этого, безусловно, надо иметь всесторонне проработанную и научно обоснованную национальную стратегию экономического развития, способную служить верным компасом и в самых острых кризисных ситуациях.
 Мировая история знает немало примеров, когда в обстановке глубоких кризисных явлений, в том числе банковско-финансового порядка, государства осуществляли серьёзные преобразования, позволявшие не только преодолевать экономический спад, но и выводить национальные экономики на достойные позиции в системе мирохозяйственных связей. Весомым является опыт, в том числе и в истории нашей страны, когда в критические времена предпринимались судьбоносные реформы по осуществлению эпохальных преобразований, что позволяло стране выйти на передовые позиции в мире.
 28 января 2015 года исполняется 290 лет со дня смерти великого преобразователя нашей страны Петра I. Для Российского государства царствие Петра I - с конца ХVII века до 1725 г. - стало в полном смысле слова эпохой трудного выхода огромной страны из тенет многовековой отсталости на путь ускоренного развития различных областей её жизни. Петр I проводил радикальные реформы в критически сложный для российского государства период внутриполитической и международной обстановки.
 О личности самого царя и жесткости его внутриполитического курса написано  очень много: и о том, как он стриг бороды боярам и купцам, и как сгонялись тысячи людей на строительство Петербурга и первых военно-морских портов, и о расправе с мятежными стрельцами, и о ликвидации поста патриарха русской православной церкви, и о том, как снимались церковные колокола, из меди которых отливались столь нужные армии и флоту пушки. Да, это было. Но и себя также Пётр I не щадил во имя будущего державы.
 Чтобы по-настоящему оценить то, что Пётр I сделал для России, надо вспомнить, что в наследство он получил отсталую по многим параметрам страну, с неразвитой и плохо управляемой экономикой, с глубоко внедрившимся в ткань российской жизни крепостничеством, с косными взглядами боярской элиты на проблемы внутренней и внешней политики, страну без военного флота и современной армии, без выхода к Балтийскому и Чёрному морям и соответственно к Мировому океану, с рудиментарными торговыми связями с другими странами.
 Поистине требовались неистощимая воля, огромное мужество и колоссальная настойчивость и энергия молодого царя, чтобы преодолеть противодействие его курсу на развитие отношений с зарубежными государствами со стороны влиятельных сил собственной страны. Проведение радикальных преобразований в стране наталкивалось на сопротивление боярско-воеводских кругов, в армии - на рутину и косность прежних военных структур. В религиозной сфере ему противодействовали церковные иерархи, подававшие себя гарантами незыблемости старозаветных русских традиций и прежнего образа жизни.
 То, что, приступая к осуществлению глубоких преобразований, Пётр I обратился к европейскому опыту, было обусловлено реалиями времени: на рубеже ХVII-ХVIII столетий именно Европа была центром мирового политического, военного и экономического могущества, разветвлённых торгово-экономических связей с другими регионами мира. Ведущие европейские державы являли образец организации передового по меркам того времени промышленного производства, военного дела, образования, науки и культуры.
 Отчётливо сознавая государственные потребности страны, Пётр I основополагает на перспективу главные внешнеполитические цели российского государства: прорубить «окно в Европу», выйти на европейскую политическую арену, заложить промышленную базу, осуществить реорганизацию российской государственной системы, создать армию и военный флот. Соответственно он определял выбор стратегии и мероприятия по их реализации.
 Актуальное значение имел принципиальный вывод молодого царя о применении в этих целях комплексного подхода: мобилизация собственных ресурсов страны, привлечение зарубежных промышленных достижений и специалистов, осуществление глубоких преобразований в экономике и военной области, подготовка отечественных кадров.
 В результате реализации Петром глубоких реформ за четверть века в России была создана передовая по меркам того времени экономика. Её основу составили такие ранее неизвестные для страны отрасли промышленности, как горная, металлургическая, химическая, кораблестроительная, суконно-прядильная, обувная, созданы предприятия по производству необходимых вооружений, изготовлению корабельных парусов и канатов. В стране было построено свыше 400 новых предприятий. Продукция предприятий этих отраслей предназначалась в первую очередь для удовлетворения текущих нужд государства и потребностей армии и флота.
 Была сформирована, оснащена в основном отечественным вооружением и обучена с участием иностранных инструкторов русская регулярная армия, превосходившая армии многих стран Европы. В результате строительства военно-морских портов и военных флотов на Азовском, Балтийском и Каспийском морях и серии одержанных морских побед Россия пробилась к Мировому океану и вышла в разряд ведущих морских держав.
 Петру была нужна гораздо более энергичная и работоспособная машина, чем прежние органы управления. Он нуждался в деятельных, энергичных, самостоятельных учреждениях. Итогом реформирования государственного устройства стало преобразование устаревшей административной структуры эпохи Ивана III - Ивана Грозного и первых Романовых в стройную систему коллегий с чётким разделением между ними государственных функций.
 Масштабные петровские преобразования подготовили солидную базу для решительных побед русского оружия, которые дипломатия России умело трансформировала во внешнеполитические победы, закрепив их в международно-правовом плане. Сознавая важную роль дипломатии в международно-правовом закреплении итогов военных побед, в обеспечении государственных интересов и международных позиций России на европейской арене, Пётр I лично стремился освоить искусство применения в этих целях внешнеполитического инструментария, овладеть дипломатическими тонкостями и методами. Предпринимаемые им шаги на этом направлении ориентированы на укрепление международных позиций России. В сочетании с глубокими преобразованиями внутри страны внешнеполитический курс, проводимый царем, содействовал успешному решению главной задачи - создания благоприятных международных предпосылок для преодоления отсталости России и вывода её в ряды ведущих держав Европы.
 Какими особенностями характеризуется дипломатическая деятельность Петра I? Что нового он привнёс в российскую дипломатию? Вопреки прежним российским традициям царь лично становится главным архитектором формирования внешнеполитического курса государства, принимает на себя ответственность по его реализации на европейском и азиатском направлениях. Он крепко держит в своих руках бразды правления всей дипломатической деятельностью. Петр I, первым из русских царей, лично принимает активное участие в международных переговорах и деловых встречах с царствующими особами других государств, подписывает некоторые заключаемые договоры, гарантирует их соблюдение. Ему принадлежит известное изречение: «всё равно единственной гарантией, хотя бы и письменного договора, служит совет заключивших его государей».
 Набравшись опыта в области практической дипломатии, Пётр I с каждым годом все лучше ориентируется в дипломатических тенетах и интригах представителей зарубежных государств, включая царствующих особ. С трудом достигнутое мировое признание России было плодом его обширной, в том числе внешнеполитической деятельности.  При Петре существенно расширились географические рамки авансцены, на которой действует российская дипломатия: от обслуживания сугубо двусторонних отношений с соседними странами - Польшей, Швецией - она вышла практически на всю Европу. Российские интересы во внешней политике и торгово-экономической области все теснее переплетались с интересами Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии, Франции.
 Если до Петра I Россия не имела за рубежом постоянных дипломатических и консульских представительств, то при нём в сжатые сроки развёртывается сеть российских посольств и консульств, охватывая ведущие страны Европы, а в Азии - Китай и Персию. В стране формируются на новом уровне штаты дипломатических и консульских работников, осваивающих общепринятые методы и приёмы дипломатической деятельности. Радикальные перемены во внешнеполитическом курсе и методах работы российских дипломатов потребовали формирования нового дипломатического аппарата.
 Большое значение для внешней политики страны и организации дипломатической службы державы имело учреждение вместо прежнего Посольского приказа Коллегии иностранных дел (КИД), основным функциональным принципом которой стало: «делам быть тут только тем, которые касаются до иностранных государств». Важно отметить, что работа коллегии шла под непосредственным контролем и нередко при участии самого царя.
 Необычайная способность царя находить талантливых людей для деятельности в различных государственных областях сыграла важную роль, в том числе и в области формирования российской дипломатической службы, привлечения в эту важную для страны сферу блестящих политиков и дипломатов. На российском дипломатическом небосклоне появляются талантливые послы: П.Б. Возницын, Ф.А. Головин, Г.И Головкин, П.А Голицын, Г.Ф. Долгорукий, Б.И. Куракин, А.А. Матвеев, П.А. Толстой, Е.И. Украинцев, П.П. Шафиров. Прошедшие европейскую школу ведения дипломатической деятельности и переговоров петровские дипломаты становятся влиятельным фактором российской внешней политики.
 Плеяда талантливых петровских послов не получила формального дипломатического образования, но их дипломатическое мастерство, выкованное в ходе широкого общения с зарубежными дипломатами, позволяло им лучше ориентироваться в межгосударственных отношениях, вносить вклад в развитие международного посольского права, действовать в дипломатических контактах с должным тактом, в соответствии с дипломатическим протоколом.
 Царь лично руководил действиями послов, диктуя для них развёрнутые указания, нацеливая их на проведение политики, отвечающей российским интересам. Дифференцируется и сама дипломатическая деятельность России. Линия на развитие двусторонних дипломатических отношений с расширяющимся кругом стран сочеталась с активным вовлечением страны в сферу многосторонней дипломатии. Россия приступила к участию в формировании отвечающих её интересам военных коалиций, направленных против Османской империи («Священная Лига» в составе России, Австрии, Венеции и Польши), Шведского королевства (Союз России с Бранденбургом, Саксонией, Польшей, Данией). С другой стороны, предпринимались активные дипломатические шаги по противодействию попыткам формирования антироссийских военных коалиций. Так, дипломатия Петра умело обыграла дипломатию шведского короля Карла ХII, обеспечив на первом, наиболее трудном этапе русско-шведской войны международную изоляцию Швеции. Не менее успешно она разрушила антироссийские планы и замыслы Англии и Австрии на последующих этапах русско-шведской войны.
 Важным достоинством дипломатической деятельности Петра I была его способность выдвигать хорошо продуманные внешнеполитические инициативы, умение сосредоточиться на решении наиболее актуальной проблемы. Предпринимаемые им внешнеполитические шаги были ориентированы на укрепление международных позиций России, обеспечение её госинтересов.  Эти соображения доминируют в подходе царя к ведению переговоров с царствующими особами других государств и в указаниях, которые утверждаются им  для российских переговорщиков. Он лично руководил действиями российских послов, диктовал для них развёрнутые инструкции, нацеливая их на проведение в отношении той или иной страны политики, отвечающей интересам российской державы.
 Линия на развитие двусторонних дипломатических отношений с расширяющимся кругом стран сочетается с растущим вовлечением российской державы в сферу многосторонней дипломатии и, соответственно, многосторонних переговоров. Российские дипломаты участвуют в создании военных коалиций, направленных против Османской империи («Священная Лига» в составе России, Австрии, Венеции и Польши), Шведского королевства (Союз России с Бранденбургом, Саксонией, Польшей, Данией). Это потребовало дипломатических усилий по совершенствованию практики организации и проведения многосторонних переговоров.
 При несомненных достижениях петровской дипломатии она не избежала и просчётов. Это проявилось в ходе Прутской кампании, когда, чтобы сохранить окружённую армию превосходящими турецкими войсками и не допустить её разгрома, Петру пришлось пойти на заключение в 1711 г. невыгодного для страны договора, по условиям которого страна утратила построенные ею укрепления в Азове и Таганроге, а также некоторые городки в низовьях Днепра.
 Прутская неудача не помешала завершить серию убедительных побед над шведами и заключить в 1721 г. в результате сложных дипломатических переговоров со шведами, которые от российской стороны вели Яков Брюс и А.И. Остерман, Ништадский мирный договор, который стал венцом петровской дипломатической деятельности. Заключение договора открыло для державы долгожданное «окно в Европу».
 Большое внимание уделяется Петром I вопросам развития внешней торговли с упором на поощрение российского экспорта. В практике страны начинают использоваться возможности дипломатических и консульских учреждений для оказания содействия российскому купечеству в деле развития торговли с зарубежными государствами. Петр I поставил на государственную основу систематическое изучение зарубежных рынков и вопросов торговой политики, учредив в том числе и с этой целью Коммерц-коллегию. Российским посольствам и консульствам вменялось в обязанность следить за меняющейся в странах пребывания, выражаясь современным языком, торговой конъюнктурой, ценовой судьбой российских экспортных товаров, поиском новых ниш для отечественной продукци.
 Российскому представителю в Италии Беклемишеву Петр I, например, повелевал, чтобы тот во всей Италии внимательно смотрел за товарами, которые англичане, голландцы и торговцы из Гамбурга, покупая их в Руси, отвозят в Италию, и по какой цене там продают. Он также требовал выяснить, какие собственные товары те продают в Италию, и нет ли таких товаров у России. Большое внимание уделялось царём качеству экспортируемой российской продукции. Он побуждал российских деловых людей осваивать ремёсла и «тщиться, чтобы оные товары в мастерстве и доброте были против иностранных товаров». Весьма чётко определялись задачи консулов способствовать развитию в странах пребывания рынков для российских товаров, защищать торговые интересы российского купечества. Итогом предпринятых усилий явилось пятикратное увеличение внешнеторгового оборота страны с 1700 по 1726 гг.
 Будучи по натуре человеком с широкими энциклопедическими интересами Петр I, находясь за рубежом и в самой России, завязывал полезные знакомства не только с царствующими особами, но и с учеными и специалистами в различных областях науки и техники. В первые годы царствия дружба в Немецкой слободе с голландцем Францем Тиммерманом, швейцарцем Лефортом и генералом Гордоном способствовала повышению политической ориентации молодого царя, пониманию обстановки в европейских делах. Во время пребывания в Англии он устанавливает контакты с всемирно известным ученым Ньютоном, в Голландии - с Левенгуком, в Германии - с ученым математиком Готфридом Лейбницем. В результате активного поощрения научных и технических знаний в стране закладываются основы российской науки, для организации и развития которой приглашаются зарубежные специалисты, в том числе видные ученые. В 1725 году открывается Российская академия наук, проект которой был разработан лично царём.
 Важное значение для развития страны имели шаги Петра I по развитию системы отечественного образования - открывались первые общеобразовательные и военные школы, в том числе артиллерийские и военно-инженерные, Морская академия офицерских кадров. В первое светское учебное заведение – Навигацкую школу - были приглашены шотландский математик Генри Фарварсон и инженер Джон Перри. Сотни молодых россиян направляются в страны Западной Европы для обучения военному и морскому делу, разным ремёслам и наукам, для изучения иностранных языков. Это позволило в сжатые сроки обеспечить обученными отечественными кадрами вооружённые силы и флот державы, её государственные учреждения. Большое внимание уделялось царём развитию в стране медицины: в Москве впервые были открыты военный госпиталь и медицинская школа.
 Исторически, в нашей стране накоплен богатый опыт борьбы с экономическими трудностями, политическими проблемами и в конечном счете выхода на передовые позиции в мире. Реформы Петра I – прекрасный этому пример. И сегодня мы не менее остро нуждаемся в подобных реформах, в подобной решительности и последовательности в выполнении антикризисных мер, которые могли бы опять вывести нашу страну на передовые позиции в политической и экономической картине современных Европы и Мира.

 

 

Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ N14-01-00324 “Пути взаимодействия дипломатии и науки в деле повышения эффективности внешней политики и дипломатической деятельности России”


 

 

 

 


 

03 Январь 2015

Комментарии
Н.Р.  |  22 Январь 2015 в 12:44
Когда Пётр I в 1698 году был в Англии, его пригласили посетить заседание британского парламента. Царь провёл там где-то пять минут и ушёл. Что такое парламент и для чего он нужен - его не заинтересовало. А жаль...
Сергей Бахматов  |  22 Январь 2015 в 12:54
Истина всегда конкретна. В те времена авторитарное правление Россией было более эффективным. Бояре "заговорили" бы любую реформу...
Н.Р.  |  22 Январь 2015 в 13:13
Само по себе введение парламентаризма в России стало бы более важной реформой, чем все преобразования Петра I. Если бы в начале 18-го века у нас получилась боярская (аристократическая) демократия, то сегодня в России, несомненно, существовала бы конституционная парламентарная монархия, как в Англии или Швеции.
Сергей Бахматов  |  22 Январь 2015 в 13:14
"Между тем, коль скоро наша страна втянулась в рыночную, то есть, капиталистическую, экономику, мы должны быть готовыми просчитывать все её особенности и своевременно реагировать на периодически возникающие флуктуации в различных областях, а главное - принимать адекватные и, что особенно важно, работающие меры".
Здесь автор повторяет широко распространенное заблуждение, берущее своё начало со времён Маркса, а именно: рыночная экономика, значит, капиталистическая.
Рыночной социалистическая экономика объединяет в себе все преимущества социализма и капитализма и представляет собой то качественно новое, что необходимо для дальнейшего развития.
Н.Р.  |  22 Январь 2015 в 13:15
Кроме того, любой парламент - пусть даже боярский - не дал бы царю возможности проводить реформы столь жестокими методами.
Сергей Бахматов  |  22 Январь 2015 в 13:19
Я думаю, что ПетрI, вряд ли бы дожил до зрелого возраста, введи он парламент в России 17-18 века.
Н.Р.  |  22 Январь 2015 в 13:22
Но если бы он это сделал - политическая культура России сильно бы изменилась. И мы сегодня жили бы совсем в другой стране.
Сергей Бахматов  |  22 Январь 2015 в 13:27
Вы думаете, что современная Россия лучше петровской?
Чем пенять на великого государственника, лучше будет заняться Россией здесь и сейчас.
Н.Р.  |  22 Январь 2015 в 15:44
Если современная Россия не лучше петровской - это самый сильный аргумент против Петра и его преобразований.
Если бы я жил в то время, я бы поддерживал царевну Софью. Она бы провела в принципе те же реформы, но без такого насилия и таких жертв.
Сергей Бахматов  |  23 Январь 2015 в 02:36
Хорошо, что Вы не жили в то время.
Если бы у бабушки был ..., то она была бы дедушкой.
Слабого и безвольного царя Петра убили бы подсвечником или ещё чем-нибудь, а в стране воцарилась бы как всегда смута на долгие века при многовековой отсталости.
Н.Р.  |  23 Январь 2015 в 05:10
А при осуществившемся историческом варианте на века воцарился деспотизм. Не уверен, что это лучше.
Сергей Бахматов  |  23 Январь 2015 в 05:55
А Вы хотели бы от Петра, чтобы он избавил нас от деспотизма 300 лет тому назад?
Чтобы совершенствовать государственную власть надо сначала построить государство, чем царь Пётр и занимался во всех ипостасях. Он свою функцию выполнил хорошо и передал эстафету другим, которые за редким исключением были недостойны его детища.


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
РОСКОСМОС В ПОИСКАХ ЧЕРНОЙ КОШКИ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НИЧЬЯ
НЕУДАЧА РОССИИ ГРОЗИТ ОБЕРНУТЬСЯ БЕДОЙ ДЛЯ УКРАИНЫ
ПЯТИТЬСЯ В БУДУЩЕЕ

Новости
15.11.2018 Еврокомиссия не намерена комментировать отставки в британском кабинете
15.11.2018 Китай наметил уступки США в области торговли в ожидании G20
14.11.2018 Меркель отметила необходимость создания отдельной армии ЕС
14.11.2018 Первые беженцы попытались перелезть через ограждение на границе Мексики и США
14.11.2018 Британия и ЕС согласовали сделку о Brexit, оппоненты Мэй обещают голосовать против

Опрос
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПОВЫШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА?





Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"