все поля обязательны для заполнения!


 
РЕКВИЕМ ПО ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ
ДМИТРИЙ ГАЛКИН
редактор отдела политики, политический аналитик

30 ноября министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что напряженность в отношениях между западными державами и Россией, вызванная присоединением Крыма, может сохраниться более чем на десятилетие. Поскольку США и ЕС не будут мириться с нарушением норм международного права со стороны российской власти, а Москва явно не собирается отказываться от включения Крыма в состав РФ, конфликт между Западом и Россией будет продолжаться до тех пор, пока «крымская проблема» не будет разрешена. Таким образом, МИД ФРГ практически официально признал, что между Россией и странами западного мира началась «холодная война», которая может затянуться надолго.
 Важно, что признание было сделано внешнеполитическим ведомством Германии, которая остается безусловным лидером Евросоюза. Это свидетельствует о том, что ЕС является активным участником противостояния с Россией, а не просто выступает в качестве союзника США, помогающего американской администрации в реализации ее геополитических планов.
 Высказывание Штайнмайера свидетельствует, что Берлин, который на протяжении многих лет рассматривался как возможный стратегический союзник Кремля, готов бороться за победу в разворачивающейся «холодной войне». Германия, опираясь на поддержку Вашингтона, сможет обеспечить внутреннее единство Евросоюза в противостоянии с Россией.
 То, что заявление Штайнмайера выражает общую позицию стран Запада, подтвердил 2 декабря генсек НАТО Йенс Столтенберг на пресс-конференции после заседания министров иностранных дел государств альянса. Он также сообщил, что РФ нарушила принципы международного права, добившись изменения своих границ при помощи силы. НАТО вынужден реагировать на эти действия, а потому между государствами, входящими в этот военный блок, и Россией неизбежен конфликт, который, как намекнул Столтенберг, может затянуться.
 Ранее генсек НАТО сообщил, что НАТО разворачивает группу сил быстрого реагирования, состоящую главным образом из военнослужащих Германии, Нидерландов и Норвегии. Эта группировка достигнет полной боеготовности к 2016 г. и будет способна в случае необходимости вступить в конфликт с российскими войсками.
Таким образом, Украина оказалась в совершенно новой исторической ситуации. Теперь она является государством, которое вынуждено существовать в условиях «холодной войны» между своими ближайшими соседями и наиболее крупными торговыми партнерами. Причем непосредственным поводом для этого затяжного международного конфликта стало присодинение Россией части украинской территории.
 Более того, в среднесрочной перспективе не исключено возобновление вооруженного столкновения на востоке страны (в случае срыва мирного урегулирования или обострения противоречий вокруг «крымской проблемы»). А между Россией и странами НАТО могут возникнуть новые противоречия, которые приведут к усилению напряженности, что неизбежно скажется на состоянии украинской экономики.
 Украинское государство находится в чрезвычайно опасном положении. Однако несмотря на несомненные угрозы, страна, оказавшаяся на переднем крае «холодной войны», может успешно развиваться. Это убедительно доказывает опыт Финляндии, благосостояние которой во многом связано с той ролью, которую она играла во время «холодной войны» между международной коалицией во главе США и Восточным блоком, контролировавшимся СССР. Тогда Финляндия поставляла в Советский Союз собственную продукцию (в том числе высокотехнологичную) и помогала советской промышленности получить доступ к передовым западным технологиям.
 Руководство Финляндии сумело осознать реальное соотношение сил и вытекающие из него собственные перспективы и возможности. Официальный Хельсинки (в отличие от представителей нынешней киевской власти) воздерживался от жестких заявлений и политических жестов, способных спровоцировать рост напряженности в отношениях с СССР. Хотя, вполне возможно, что финским политикам подобное поведение могло бы принести несомненные внутриполитические выгоды.
 После завершения Второй мировой войны Финляндия была вынуждена уступить СССР 10% своей территории. Причем в населенных пунктах, отошедших Советскому Союзу (а среди них был и важный транспортный узел Выборг, и единственный океанский порт страны Лиинахамари), были сосредоточены 20% промышленных мощностей.
 Кроме того, в соответствии с условиями Московского перемирия 1944 г. Финляндия передала СССР в аренду на 50 лет полуостров Порккала. От прав на него Москва досрочно отказалась в 1956 г. ради укрепления советско-финских отношений. Вряд ли такой жест советского правительства серьезно уменьшил недовольство, которое вызвали в финском обществе территориальные потери. Однако финское руководство не пыталось спекулировать на подобных настроениях, поскольку осознавало, как легко в условиях «холодной войны» спровоцировать военный конфликт, который может принять международный характер и будет иметь непредсказуемые последствия.
 Конечно, в той «холодной войне» противостояние между противоборствующими сторонами было несравнимо более напряженным и опасным, чем сегодня. Тем не менее перед Украиной стоят чрезвычайно сложные задачи, поскольку она (подобно Финляндии) не может отказаться от экономических связей ни с Западом, ни с Россией, а потому должна добиваться увеличения собственного экспорта и притока внешних инвестиций на обоих направлениях.
 Кроме того, украинская власть обязана как можно скорее решить задачи, связанные с реинтеграцией страны. В противном случае на территории Украины сохранится опасный очаг напряженности, что в условиях международного противостояния будет источником постоянной угрозы для внутреннего мира и государственного суверенитета.
 Очевидно, что в подобной ситуации от политических деятелей, входящих в состав государственного руководства, требуется ответственность и осмотрительность. А от политических сил, претендующих на управление страной, умение поступаться своими амбициями для сохранения общественного единства и снижения внутренних противоречий.
Однако высказывания и действия представителей правящей коалиции, нарушение закона при открытии Верховной Рады нового созыва, состав и способ формирования нового правительства создают впечатление, что власть полностью утратила здравый смысл. А вместе с ним и инстинкт самосохранения.
 Впрочем, не все так однозначно. Все политические режимы, существовавшие в стране на протяжении последнего десятилетия, здравым смыслом не обладали изначально. И нынешняя власть здесь попросту не исключение.
 Государственное руководство, которое в своей деятельности добровольно учитывает нужды общества и потребности национального развития, не может сформироваться в условиях экономического и политического господства олигархических группировок. После того как все властные институты оказались под контролем политических сил, созданных крупными собственниками, государственный курс стал определяться интересами банков и корпораций, связанных с правящей верхушкой.
 Правда, руководство страны время от времени было вынуждено заниматься решением государственных проблем, не допуская в том числе окончательного развала социальной сферы. Необходимо было предотвращать рост социального недовольства, которым могла воспользоваться политическая оппозиция, так же связанная с крупными собственниками, как и властная группировка (подчас с теми же самыми, которые извлекали выгоду из близости к власти), но пытающаяся представить себя в качестве силы, отстаивающей нужды народа.
 Теперь, впервые за последние десять лет, в Украине сформировался правящий режим, у которого нет сильного противника. Партия регионов так и не сумела оправиться от политической катастрофы. Нынешний Оппозиционный блок оппозиционен только по названию. Он стремится не сместить действующую власть, а получить возможность нормально взаимодействовать с ней на любых хоть сколько-нибудь выгодных условиях. Власти же, которая лишена влиятельной оппозиции, ничто не мешает действовать вопреки закону и здравому смыслу.
 Пожалуй, наиболее ярким проявлением подобного поведения стало нарушение Основного Закона при открытии Верховной Рады. В ст. 79 Конституции Украины прямо указывается, что прежде чем занять свой пост, народные депутаты произносят присягу, которую перед открытием первой сессии вновь избранной Верховной Рады зачитывает самый старший по возрасту народный депутат. После этого депутаты скрепляют присягу своими подписями.
И только после принесения присяги народные депутаты Украины обретают свои полномочия.
 Как известно, в парламенте этого созыва самым старшим депутатом является Ефим Звягильский (он родился в 1933 г.), который был избран по мажоритарному округу № 45 в Донецкой области. Причем Ефим Леонидович получил 72,7% голосов избирателей, принявших участие в выборах.
 Однако деятели, связанные с партиями правящей коалиции, не могли позволить, чтобы присягу зачитывал политик, имеющий отношение к Партии регионов. Поэтому на ходу был изобретен новый способ принятия присяги, не прописанный в Конституции, которой без колебаний решили пожертвовать. Напомним, что присягу хором зачитали депутаты со своих мест.
 Подобное решение может вызвать только тревогу за способность тех, кто управляет страной, адекватно оценивать последствия своих действий.
 Парламент нового созыва был призван создать в стране полностью легитимную власть. Но начал свою работу с нарушения Конституции Украины. Парламент должен был создать условия для объединения страны и урегулирования конфликта. Но в первый же день его работы одного из наиболее видных представителей Донецкой области, пользующегося влиянием и за пределами региона, по политическим мотивам лишили возможности выполнять свои конституционные обязанности.
 Парламент должен был продемонстрировать, что власть собирается управлять страной, соблюдая нормы политической демократии. Но он начал свою деятельность с открытого нарушения демократических принципов, которое сочеталось с циничным нарушением Конституции. Скорее всего, режим Януковича даже в последние месяцы своего существования вел бы себя несколько осторожнее.
 В столь же нелепое и одновременно опасное издевательство над здравым смыслом превратился процесс формирования правительства. Прежде всего непонятно, как можно было в стране, где так и не остановлен вооруженный конфликт, создать правительство, в котором нет ни одного политика, кого можно было бы рассматривать в качестве представителя охваченного противостоянием региона.
 Очевидно, что министр (желательно, занимающий один из ключевых постов), в котором жители Луганской и Донецкой областей могли бы увидеть «своего», в правительстве просто необходим. И он непременно бы появился в любом правительстве, сформированном силами, искренне стремящимися к миру и осознающими свою ответственность перед страной. Судя по всему, в составе нынешней правящей коалиции таких политических сил нет.
 Столь же сильное недоумение оставляет и экстренное включение в состав правительства иностранных граждан (при этом профессионализм Натальи Яресько, занявшей пост министра финансов, не вызывает сомнений). Если власть подобным образом пытается продемонстрировать свою готовность отказаться от теневых и коррупционных схем, то этот жест явно вышел неубедительным.
 Наиболее эффективный способ покончить с коррупционными схемами — в создании структур, обладающих правом надзора и контроля, которые включали бы представителей оппозиции и независимых общественных деятелей. Отдельные (пусть и необычайно честные) люди на министерских постах не смогут заметно исправить ситуацию. Тем более что они плохо сочетаются с фигурами министра внутренних дел Арсена Авакова (представляющего интересы Арсения Яценюка и Игоря Коломойского), министра юстиции Павла Петренко (близкого соратника Яценюка), министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина, тесно связанного с Петром Порошенко, и министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, которого считают ставленником одного из самых влиятельных украинских предпринимателей Игоря Еремеева.
 Вряд ли стоит сомневаться в том, что в своей деятельности эти министры будут руководствоваться не только государственными нуждами, но и требованиями политической целесообразности. Политические лидеры, стремящиеся избежать конфликта внутри государственного руководства, попытались бы отказаться от назначения на столь важные посты людей, столь тесно связанных с группировками, сформировавшимися во власти.
 В ситуации, когда любой политический кризис может представлять смертельную опасность, в правительстве необходимо как можно больше нейтральных, полностью независимых и не связанных групповыми обязательствами профессионалов, пользующихся доверием общества. Именно так и поступил в свое время Евгений Примаков, сформировавший во время кризиса 1998 г. правительство, которое спасло Россию от экономического краха и развала.
 Но представители власти даже в нынешней ситуации, когда страна сталкивается одновременно с угрозами, вызванными внутренним конфликтом, нахождением в эпицентре «холодной войны» и экономическим спадом, не могут умерить собственные претензии и амбиции.
 Это значит, что новый политический кризис практически неизбежен. По всей видимости, ожидать его стоит не позже апреля. В соответствии с экономическими прогнозами к марту финансовое положение как большинства промышленных предприятий, так и некоторых крупных городов станет катастрофическим. А снижение уровня жизни значительного числа горожан (в том числе и жителей Киева) достигнет опасной черты.
 Но надвигающийся кризис будет представлять особенно сильную опасность не только из-за тяжелого состояния экономики и возможного обострения напряженности, вызванного «холодной войной». Главная угроза в том, что управлять жизнью страны будут политические силы, окончательно распрощавшиеся со здравым смыслом.

08 Декабрь 2014

Комментарии
Сергей Бахматов  |  10 Декабрь 2014 в 12:38
Главную угрозу для мира представляет тот факт, что мировая финансовая олигархия пытается управлять всеми процессами, окончательно распрощавшись со здравым смыслом.
Право наций на самоопределение исходит из основополагающего положения (общественного договора), где чётко закреплены права и обязанности всех субъектов (как граждан, так и самого государства). В обязанности государства входят обеспечение элементарных прав граждан (не буду перечислять) и обеспечение легитимности (демократической смены) власти. Если обязанности государства перед гражданами не выполняются, то общественный договор обладает ничтожной силой.
Отсюда и вытекает правомерность выхода из такого государства и образование своего, а также присоединения к другому. Источник власти - народ...
А что касается холодной войны, то она никогда не прекращалась, а проходила в латентной форме. Продвижение НАТО на восток - подтверждение этому.
А Украина - всего лишь часть этого плана.


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
ОПАСНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ С УКЛОНОМ
2017: ГОД, КОГДА МЫ ТЕРЯЕМ КОНТРОЛЬ НАД РОСТОМ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ?
ВЕЙМАРСКИЕ МГНОВЕНИЯ
ОТ ДИКТАТУРЫ К ДЕМОКРАТИИ

Новости
18.08.2017 Премьер Испании: главная задача Европы - борьба с терроризмом
18.08.2017 Турция намерена заключить соглашение с ЕврАзЭС, не нарушая таможенного союза с ЕС
18.08.2017 Память жертв терактов почтили минутой молчания в Барселоне
18.08.2017 Эрдоган призвал немецких турков голосовать против Меркель и Шульца
17.08.2017 Австрийские социал-демократы прекратили работу с задержанным советником

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"