http://www.socialistinfo.ru/apriori/2994.html

АКТУАЛЬНОСТЬ МАРКСИЗМА
БОРИС РОМАНОВ
политический аналитик, историк

В современной научной публицистике в условиях господства либеральных и консервативных воззрений явно ощущается недостаток левых социалистических подходов. Тем интереснее для читателей стал выход книги профессора Бориса Славина «Марксизм: испытание будущим. О дискуссионных вопросах теории и истории марксизма».
 Изменившаяся в нашей стране в связи с событиями на Украине политическая ситуация, сближение Москвы с социалистической Кубой, открывают новые возможности для пересмотра устоявшихся идеологических стереотипов либерально-консервативного толка, в том числе навязанных нашему обществу извне с помощью западных, в первую очередь американских советологов. Как известно с начала 90-х годов правая антисоциалистическая идеология стала господствующей в СМИ, несмотря на то, что в Конституции 1993 года, провозгласившей идеологическое многообразие, в статье 13 пункт 2 сказано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». При этом стереотипы советского агитпропа сменили праволиберальные догмы и мифы, искусственно внедренные в общественное сознание.
 Мировой финансовый кризис пробудил во всем мире, в первую очередь в научных кругах, интерес к фундаментальному труду Карла Маркса «Капитал» и марксистской традиции в целом. В книге подробно анализируются взгляды таких известных революционных мыслителей, как Роза Люксембург, Лев Троцкий, Николай Бухарин, Антонио Грамши, которые долгие годы в отечественном обществоведении в СССР и постсоветский период либо искажались, либо сознательно замалчивались.
 По своему мировоззрению и политическим взглядам автор принадлежит к школе критического марксизма и позиционирует себя как левого социал-демократа. Поэтому совершенно неслучайно книга начинается с главы, посвященной социальному идеалу Маркса, и ведущейся вокруг него уже не одно столетие полемике. Как известно, некоторые исследователи вообще отрицают наличие в марксизме какого-либо проработанного социального идеала будущего, другие же, особенно идеологи правых воззрений, его сознательно дискредитируют, пытаясь представить Маркса и Энгельса убежденными врагами демократии и общечеловеческих ценностей и даже возложить на них ответственность за репрессии времен Сталина. Борис Славин категорически не согласен с этими утверждениями и пытается с ними полемизировать. Действительно, Маркс и Энгельс не стремились в отличие от своих предшественников, социалистов-утопистов нарисовать полную картину нового общества. Главным принципом их научного подхода был отказ от создания утопических картин будущего и анализ социальных процессов происходящих в реальном мире. Однако, как считает Борис Славин, это вовсе не означает, что у Маркса отсутствовал социальный идеал, к которому он стремился.
 Автор критикует «набивший оскомину идеологический миф, который накрепко связывает социальный идеал Маркса с классовой борьбой и государственным насилием над личностью». По мнению Б.Славина, «Маркс вопреки многочисленным современным попыткам превратить его в идеолога тоталитаризма, в своем анализе общества и истории всегда придерживался сугубо гуманистических взглядов». В книге дается подробный анализ эволюции воззрений Маркса и его понимания коммунизма как общества «реального гуманизма» и народного самоуправления, в реализации принципов которого он усматривал «решение загадки истории». Автор считает, что социальный идеал марксизма включает с себя и главную идею либерализма связанную с ценностями свободы и социалистическую идею коллективной ассоциации будущего, где как предполагал Маркс «свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех». Своей конечной целью Маркс видел не диктатуру пролетариата, которую рассматривал как переходный период от капитализма к социализму и подавление одного класса другим, а уничтожение любых форм эксплуатации человека человеком.
 Автор убежден, что «учение Маркса пытались вульгаризировать и извращать не только его противники», но и некоторые последователи в духе оппортунизма справа и левого авантюризма слева. «Достаточно в связи с этим вспомнить немецких вождей Второго Интернационала, отказавшихся от принципов интернационализма в годы первой мировой войны, или тех неистовых ревнителей коммунизма, которые превратили его после смерти Ленина в разновидность светской религии» - замечает автор. В этой связи Б.Славин дает сравнительный анализ политики Ленина и Сталина. Он считает широко распространенным заблуждением рассматривать Сталина как продолжателя дела Ленина и большевистской и марксистcкой традиции в целом, и видит в нем во многом антипода Ленину. Славин уже не в первый раз обращается к своей излюбленной теме - сравнению политики и личных качеств Ленина и Сталина. Так, несколько лет назад им была написана книга «Ленин против Сталина. Последний бой революционера», посвященная острым разногласиям между ними в последний период жизни вождя Октябрьской революции. Поэтому автор резко критикует современных лидеров и идеологов КПРФ за их неосталинизм и «державный коммунизм».
 В книге значительное место отводится пониманию советской истории, полемике вокруг значения Октябрьской революции и попыток отрицать ее социалистический характер, а также непростым судьбам социалистических преобразований в Советском Союзе и Китае. Большое внимание уделяется «позднему» Ленину, разработке новой экономической политики (НЭПа), последним работам вождя, в которых автор видит не просто эволюцию его взглядов и временное изменение политики большевиков, а говоря словами Ленина, «коренную перемену всей нашей точки зрения на социализм». В этих трудах усматривается серьезный вклад Владимира Ленина в марксистскую теорию и социализм ХХ века.
 Особый интерес для партийных активистов и всех участников социалистического и социал-демократического движения представляет глава третья «Марксизм и реальный социализм» и особенно ее раздел "От «старого» социализма к «новому»". Автор выступает как сторонник «третьего пути», противоположного как исторически исчерпавшему себя бюрократическому социализму советских времен, так и современному олигархическому капитализму. В книге подробно разрабатывается концепция «нового» социализма и даются основные черты, характеризующие прогрессивную социальную модель будущего. Это своего рода социальный идеал автора, который является обобщением позитивных глобальных тенденций современного развития.
 «Новый» социализм трактуется как посткапиталистическое, постиндустриальное и информационное общество, берущее все накопленное капиталистической цивилизацией, как в области технологи и организации производства, так и в области социальных программ, образования и здравоохранения. Экономической основой новой социалистической модели «должны выступать такие формы собственности, которые дают более высокую эффективность производства и более высокие стимулы к труду, чем господствующие в современном буржуазном обществе». В первую очередь, автор имеет в виду общественные и коллективные формы собственности, преодолевающие наемный труд. «Новый» социализм – это социализм, отдающий приоритет человеку труда, его свободному и всестороннему развитию. «В рамках «нового» социализма должна быть широкая демократизация общества, начиная с элементов производственного и территориального самоуправления и кончая участием людей в решении значимых общегосударственных проблем».  Автор высказывает оригинальную мысль, что социализм сам по себе, автоматически не ведет к демократии без использования широкого и разнообразного опыта демократических преобразований, достигнутых в странах Запада, в том числе под влиянием классовой борьбы трудящихся за свои права. По мнению Б.Славина, новые социалисты должны рассматривать парламентаризм, политический и идеологический плюрализм, принципы свободы слова и совести как «естественные параметры жизни современного цивилизованного общества».
 Марксизм прошел долгий путь своего становления и развития. Он помогает осмысливать и предвидеть движение исторического процесса, включая эволюцию капитализма, рост социальных противоречий им порождаемых, анализировать опыт революций, войн и социальных катаклизмов. В современном мире идейный потенциал марксизма продолжают использовать левые силы в борьбе с глобальным капиталом и силами политической реакции и мракобесия.
 Книга Б.Славина дает возможность окунуться в лабораторию современной марксистской мысли, ознакомиться с основными позициями ведущих марксистских исследователей России и мира, полемикой по различным вопросам истории и современности. Можно соглашаться или не соглашаться с теми или иными суждениями автора, однако невозможно оставаться равнодушным к тем насущным проблемам, которые поднимаются в данной работе. Конечно, это не конец, а скорее только начало дискуссии по перспективам марксистского наследия в ХХI веке. Марксистским исследователям предстоит дать четкие ответы на острые вопросы, связанные с его наследием. Что в марксизме устарело и не выдержало историческую проверку временем? Как в свете развития современного общества, изменения его социальной структуры и исторического опыта прошлого века следует рассматривать концепцию диктатуры пролетариата? Ведь сам Маркс считал историческую практику критерием истины, подтверждающим или, наоборот, опровергающим те или иные теории.
 Актуальные проблемы российского и международного социалистического движения также нашли отражение в данном исследовании. Глубокому и серьезному анализу подвергается современная культура постмодернизма, убедительно показывается ее антигуманный характер, отвергающий объективные критерии добра, истины и красоты. Книга Б.Славина заставляет читателя обратиться к богатейшему наследию социалистической мысли, важнейшей составной частью которой является марксизм.
 

27 Апрель 2018



2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"