все поля обязательны для заполнения!


 
''КРАСНЫЙ" НАСТОЯТЕЛЬ
БОРИС РОМАНОВ
политический аналитик, историк

Сто сорок лет назад в 1874 году в Керсале, что в трех километрах от Манчестера, родился Хьюлетт Джонсон - видный британский общественный и религиозный деятель, настоятель Кентерберийского собора. Он вошел в историю как убежденный противник капиталистической системы, сторонник христианского социализма, тесного сотрудничества христиан и коммунистов.
  Несмотря на то, что его родители не принадлежали к крупным капиталистам (отец возглавлял фирму по изготовлению проволоки), образ жизни молодого Хьюллета и его восьми братьев и сестер был типичен для таких семей в период, когда Англия была мастерской мира. Воспитание Хьюллета происходило в крайне религиозной атмосфере. Его убеждения несколько поколебались, когда он был студентом Манчестерского университета и изучал строительное дело.  Профессор Б.Докинс был поклонником учения Дарвина, и лекции по теории эволюции повергли Джонсона в пучину нравственного уныния. Вскоре он снова обрел веру в Бога. В юности Хьюллет также увлекся телепатией.
 Когда дела семейной фирмы пошатнулись, Джонсон был вынужден работать на заводе в качестве подмастерья. Работая в компании своего отца, Хьюллет принимал участие в деятельности клуба рабочей молодежи. Большое влияние на него оказала социалистическая брошюра Р. Блэтчфорда «Добрая Англия». Получив диплом инженера, он решил стать проповедником. Джонсон и его молодая жена обратились с просьбой направить их на миссионерскую работу в Центральную Африку, но получили отказ.
 Получив необходимое теологическое образование в колледже Уайтклифф Холл в Оксфорде. Джонсон основал теологический журнал «Interpreter», который редактировал на протяжении 22 лет. В 1908 г. Джонсон был посвящен в сан приходского священника в Олтрингеме (пригород Манчестера), и служил в этом качестве 19 лет. Будучи священником, он вступил в Лейбористскую партию. С симпатией воспринял революционные события в России в 1917 году. Позднее в своей автобиографии «В поисках света» Джонсон утверждал, что приветствовал Октябрьскую революцию «как зарю чего-то нового и лучшего в мировой истории». Взгляды Джонсона того времени можно охарактеризовать как приверженность либеральной англиканской теологии, растущая симпатия к социалистическим идеям, которые нашли у него отклик в результате непосредственного знакомства с жизнью рабочих. Его моральные возражения против капитализма были продиктованы христианскими убеждениями. В 1921 году его привлекло движение «Социальный кредит», участники которого настаивали на уплате так называемых «социальных дивидендов», чтобы восполнить пробел между издержками производства и стоимостью купленных товаров. Джонсон полагал, что использование кредита поможет смягчить многие из социальных пороков капитализма, он написал несколько брошюр на эту тему.
 Джонсон пришел к выводу, что существующее общество должно быть перестроено: необходим такой мир, в котором бы заботились об общественной пользе, что должно соответствовать «истинному христианству». В сентябре 1918 г. Джонсон вступил в члены Союза демократического контроля, основанного Рамсей Макдональдом (впоследствии первым лейбористским премьер-министром Великобритании). В тот же период он защитил диссертацию на степень доктора богословия, что позволило ему продвинуться по служебной лестнице.

 В двадцатые годы Джонсон находился под влиянием Фабианского общества, выступавшего с идеями этического социализма реформистского толка и сыгравшего важнейшую роль в становлении доктрины Лейбористской партии. Основанное в 1884 г. Фабианское общество (названное в честь римского полководца Фабия Максима Кунктатора (Медлителя) – сторонника выжидательной тактики в борьбе с Ганнибалом) представляло собой объединение социалистически настроенных интеллектуалов и деятелей культуры, среди которых были политик Рамсей Макдональд, экономисты и общественные деятели супруги Сидней и Беатриса Вебб, выдающийся английский драматург Бернард Шоу, писатель-фантаст Герберт Уэллс, философ Бертран Рассел, экономист Джон Кейнс. Несмотря на немарксистский характер Фабианского общества, его лидеры с растущим интересом относились к преобразованиям в СССР.

 Хорошо известно, что Герберт Уэллс, посетив в 1920 г. Россию и встретившись с Лениным, написал книгу «Россия во мгле», назвав вождя Октябрьской революции «кремлевским мечтателем». Ленин в свою очередь пригласил писателя посетить нашу страну лет через десять-пятнадцать. Свои разногласия с Лениным он определил как расхождения между эволюционным коллективистом и марксистом. В 1934 г. Уэллс прибыл в Советский Союз. Его беседа со Сталиным, в ходе которой он попытался убедить советского лидера в том, что классовая борьба якобы устарела, была опубликована в СССР и на Западе. В апреле 1929 г. два ведущих деятеля фабианского социализма супруги Вебб посетили высланного из СССР Льва Троцкого на Принцевых островах и обещали ему содействие в предоставлении визы в Великобританию в случае победы Лейбористской партии на выборах. Через несколько недель Р.Макдональд сформировал второе лейбористское правительство, однако, несмотря на то, что Сидней Вебб (отныне лорд Пасфилд) стал министром, британские власти отказали Троцкому в предоставлении убежища. Г. Дж Уэллс, Дж. М. Кейнс выступили с протестом против недопущения Троцкого, а Бернард Шоу обратился к министру внутренних дел Клайнсу, указав «на смехотворное положение лейбористского и социалистического правительства, отказывающего в праве убежища выдающемуся социалисту и предоставляющего его самым реакционным противникам». Б.Шоу в 1931 г. посетил СССР, был принят советским вождем, и, по некоторым сведениям, повесил у себя в кабинете портрет Сталина. Супруги Вебб также в 1932 г. посетили СССР и в 1935 г. изложили свои впечатления в книге «Советский коммунизм – новая цивилизация?», написанной в дружественных тонах. В 1942 г. Сидней Вебб опубликовал книгу «Правда о Советской России», рассказывающую о героизме советских людей в годы войны.
 В 1924 г., когда Макдональд сформировал первое лейбористское правительство, он способствовал назначению Джонсона сначала на должность старшего городского священника Манчестера, а в 1931 г. - на должность настоятеля Кентерберийского собора. Кентербери является резиденцией архиепископа, примаса Англиканской церкви. Поскольку Англиканская Церковь в Великобритании является государственной, назначения на высшие церковные должности имеют политическое значение. Премьер-министр Макдональд активно содействовал успешной церковной карьере Джонсона. Первый зарубежный визит нового настоятеля Кентерберийского собора состоялся в Китай в 1932 г. с целью содействия помощи голодающим. В 1937 г. он посетил охваченную гражданской войной Испанию в качестве члена смешанной международной группы религиозных деятелей и поддержал республиканское правительство в его борьбе против франкистских мятежников. По возвращению на родину Джонсон активно включился в организацию сбора средств по оказанию помощи народу Испании.
 В том же 1937 г. Джонсон впервые посетил СССР. Эти поездки вызвали конфликт с архиепископом К. Лангом. Однако нападки последнего не заставили Джонсона изменить свои взгляды. В 1939 г. на прилавках книжных магазинов Британии появилась написанная им не без явного влияния советского агитпропа книга «Социалистическая одна шестая мира», изданная впоследствии 22 раза на 24 языках народов мира. В ней Джонсон знакомит читателя с достижениями в СССР и отводит значительное место критике как моральных, так и экономических основ капиталистического общества. Советскую программу преобразований он характеризует следующим образом: «Величественная по размаху, практическая в деталях, научная по форме, христианская по духу, она приступила к выполнению задачи, которую никогда еще не решалось взять на себя ни одно современное государство». Существует мнение, что именно Джонсон оказал влияние на изменение отношение Сталина к религии. Если в 1932 г. была объявлена так называемая «безбожная пятилетка» в ходе, которой церкви закрывались в массовом порядке, а священники подвергались репрессиям, то в 1943 г. православная церковь была восстановлена и получила определенную государственную поддержку.
 Издатель В.Голланц, возглавлявший Клуб левой книги, уговорил Джонсона в 1939 г. написать брошюру «Действовать безотлагательно», посвященную социальным проблемам Англии. Клуб насчитывал 60 тысяч членов и организовывал дискуссии и массовые собрания, популяризируя социалистические идеи. На них часто выступали настоятель Джонсон и лидер Коммунистической партии Великобритании Гарри Поллит.
 Когда Германия вторглась в Россию, Джонсон написал обращение к английским рабочим. В нем были такие пророческие слова: «В 3 часа 5 минут утра 22 июня 1941 года Гитлер подписал самому себе и нацизму смертный приговор. В этот ранний час он вероломно напал на Советский Союз… Созданная им чудовищная военная машина разлетится в прах, столкнувшись с героизмом Красной Армии… Это так же определенно, как то что ночь сменяется днем». В нем он подчеркнул, что «Россия борется также за нашу свободу, защищая Москву, она защищает Лондон». Другая инициатива Джонсона заключалась в организации Национального англо-советского фонда по оказанию медицинской помощи, позднее переименованного в Объединенный комитет по оказанию помощи СССР. Этот фонд передал в Россию медикаментов на 1,5 млн. фунтов стерлингов.

 В ходе войны Джонсон не имел недостатка в приглашениях выступить на различных собраниях и массовых митингах. В феврале 1943 г. Джонсон послал Сталину поздравительную телеграмму с двадцать пятой годовщиной Красной Армии и получил персональный ответ с благодарностью за поздравления. В том же 1943 году наряду с многочисленными статьями Джонсон выпускает книгу «Советская мощь». В апреле 1945 года Х. Джонсон и супруга Уинстона Черчилля Клементина Черчилль, также принимавшая активное участие в организации сбора средств в помощь России, были приглашены в СССР. Настоятель провел в СССР три месяца, он встречался с советскими руководителями, совершил длительное путешествие по стране. В День Победы после благодарственного молебна в посольстве Великобритании, на котором присутствовала г-жа Черчилль, Джонсон оказался на Красной площади. «Два дюжих красноармейца схватили его за руки и подбросили его вверх под громкие крики одобрения радостной толпы, бурно проявлявшей чувства товарищества по отношению к союзникам». - писал сопровождавший настоятеля секретарь Объединенного комитета помощи СССР г-н Ай. В тот же день настоятель нанес визит патриарху Русской православной церкви Алексию, который подарил Джонсону крест, украшенный эмалью и инкрустированный драгоценными камнями. «Я носил этот крест на протяжении пребывания в России, с тех пор я ношу его в Кентербери и во время визитов в разные страны. Он постоянно напоминает мне о праздновании Дня Победы в Москве», - писал позднее Джонсон. В июле 1945 г. Джонсон был награжден орденом Трудового Красного знамени за активную общественную деятельность в годы Второй мировой войны. Он был принят И.В.Сталиным. Настоятель был одним из первых английских наблюдателей, посетившим лагерь смерти в Освенциме, где было уничтожено несколько миллионов человек, а также германский институт гигиены на окраине Гданьска, на территории которого находился завод по производству туалетного мыла из человеческого жира.
 В годы «холодной войны» с 1950 г. и до конца жизни Джонсон принимал участие в движении сторонников мира, оставался членом Всемирного Совета Мира - его высшего органа. Его главным завещанием стала книга «Христиане и коммунизм», опубликованная в Англии в 1956 г., а в СССР – в 1957 г. В основу книги положены 15 проповедей, произнесенных им в Кентерберийском соборе. Джонсона интересовал вопрос: Существует ли что-либо религиозное в новом социальном порядке? Настоятель был убежден в необходимости диалога и нахождения точек соприкосновения между христианами и коммунистами. И стремился внести в этот диалог свою лепту. Хотя Джонсон смотрел на советское общество «сквозь розовые очки», его нетрадиционная, далекая от официозной, интерпретация успехов «реального социализма» способствовала либерализации общественного сознания в нашей стране. Х. Джонсон посетил в 1964 г. остров Свободы и встретился Фиделем Кастро. Взгляды настоятеля, его убежденность в необходимости сближения коммунизма и христианства оказали влияние на мировоззрение лидера кубинской революции.
 Следует заметить, что в современной Европе отношения левых, в том числе социал-демократических партий, и церкви (в первую очередь католической) не всегда безоблачные. Существуют разногласия по вопросам законодательства, о разводах, абортах, т.н. однополых браках. В отличие от католической церкви, которая в Испании, Франции, Польше поддерживает, как правило, консерваторов, англиканская церковь в Великобритании традиционно не вмешивается в политическую борьбу.
 С 1948 г., когда было создано Общество англо-советской дружбы, Джонсон оставался его президентом до конца своих дней. Невозможно переоценить тот вклад, который внес Джонсон в сближение британского и русского народов в годы Второй мировой войны и послевоенные годы. В 1963 г. Джонсон в возрасте 89 лет ушел в отставку с поста настоятеля Кентерберийского собора. Он очень любил собор, зарождение которого восходит к ХII столетию. За 32 года своей работы Джонсон очень много сделал для возрождения Кентербери, организовал восстановление настенных росписей, реставрацию древних надгробных памятников. Свой дом в Кентербери, известный под названием Орчард-вилла, он пожелал официально переименовать в «Красный дом». Скончался Хьюллет Джонсон 22 октября 1966 года.

 

05 Июнь 2014

Комментарии
Сергей Бахматов  |  11 Июнь 2014 в 00:04
Хорошая статья о хорошем человеке. Больше нечего добавить.
Н.Р.  |  11 Июнь 2014 в 11:23
Жаль только, что он находился во власти сильнейших иллюзий в отношении сталинского СССР...
Сергей Бахматов  |  13 Июнь 2014 в 09:55
У него хоть помыслы были благородными...
И вот сейчас очень жалко, что многие находятся во власти режима США и даже не подозревают, что всё человечество при капитализме на полных парах мчится в вонючую даль.
Посмотрите на американскую политическую элиту, и Вам всё станет ясно.
Вот только никак не могу понять, почему все в России набрасываются на Псаки!?
Кто как ни она может столь ярко и непринуждённо показать всему миру убожество морали и политики США? Своей наивной некомпетентностью по всем вопросам она показывала, что даже неразумный ребёнок может в принципе занять любое место в иерархии американского истеблишмента. Надо было любить, холить её и предлагать взять с полки конфетку.
Н.Р.  |  13 Июнь 2014 в 19:47
Западные интеллектуалы вообще наделены счастливым свойством не видеть того, чего они не хотят. В 30-е годы многие из них в упор не видели террор Сталина, сейчас в упор не видят художеств Порошенко и "Правого сектора"...
Сергей Бахматов  |  13 Июнь 2014 в 20:06
Поскольку они не созерцают, а являются помощниками, вдохновителями, а иногда активными участниками всего того, что не хотят видеть, то не вижу принципиальной разницы между ними и Сталиным. Таким же счастливым свойством обладал и Сталин, который тоже не видел или не хотел видеть террора, а видел великую стройку коммунизма...
Н.Р.  |  13 Июнь 2014 в 21:50
Да, увы, "двойные стандарты" характерны и для тех, и для других...


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
ПРОЩАНИЕ С БОРЬБОЙ ЗА ГЛОБАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО
МАРКСИСТСКОЕ И ЛИБЕРАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ОКТЯБРЯ
ДОНАЛЬД ТРАМП ОТКРЫВАЕТ МУСУЛЬМАН
ДЖЕЙМС КОМИ И «РЕЗНЯ В СУББОТНИЙ ВЕЧЕР»

Новости
27.06.2017 Путин пользуется в мире большим доверием, чем Трамп - опрос
27.06.2017 Прокурор Бразилии обвинил президента в коррупции
27.06.2017 В Колумбии мятежники сдали ООН большую часть своего оружия
27.06.2017 Пхеньян назвал политику Трампа "нацизмом XXI века"
26.06.2017 Экс-президент Румынии возглавил молдавскую партию, выступающую за объединение двух стран

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"