все поля обязательны для заполнения!


 
ПЛАМЕННЫЙ ТРИБУН
БОРИС РОМАНОВ
политический аналитик, историк

Сто лет назад, в 1914 году, началась Первая мировая война, оказавшая огромное влияние на последующую историю всего ХХ века, и которую нередко в нашей стране называют «забытой войной». В этом году исполняется 100 лет со дня трагической гибели французского социалиста Жана Жореса – человека, стремившегося предотвратить надвигавшуюся мировую бойню. Имя Жореса стало символом несгибаемого мужества в борьбе за мир и социалистические идеалы. В составе советского черноморского флота во время Великой отечественной войны действовал транспортный теплоход «Жан Жорес», затонувший в 1942 году близ Феодосии в результате подрыва на магнитной мине.
 В современной Франции последователем идеалов Жореса в настоящее время выступает лидер Левой партии Жан Люк Меланшон, признавший правомерность действий России в Крыму. Он назвал новое правительство в Киеве «властью путчистов-авантюристов, которая находится под отвратительным влиянием неонацистов».
 Ж.Жорес родился 3 сентября 1859 года в Кастре - южной винодельческой провинции Лангедок - в семье коммерсанта. C 1877 года он учился в Париже, в 1881 получил степень кандидата философии. В 1881-1885 годах преподавал философию в лицее города Альби и Тулузском университете. В начале своей политической карьеры Жорес придерживался либеральных взглядов. В 1885-м был избран в Национальное собрание от Тарна по списку республиканцев. Исповедовал твердые республиканские убеждения и боролся против попыток реставрации монархии. С 1887 года он активно сотрудничал с леволиберальной газетой «Тулузские депеши» - главном органе Радикальной партии. В 1892 году Жорес выступил в защиту стачки угольщиков в Кармо и был выдвинут ими кандидатом в депутаты на основе программы Французской рабочей партии и избран на частичных парламентских выборах в январе 1893 года. В парламенте присоединился к независимым социалистам и не стал вступать в ряды рабочей партии Жуля Гэда, близкой к марксизму. Жорес снискал славу самого яркого оратора не только французской Палаты депутатов, но и всей Европы.
 Жан Жорес приобрел общенациональную известность во время Дела Альфреда Дрейфуса, (французского офицера еврейского происхождения, обвиненного в государственной измене), энергично включившись в кампанию за его реабилитацию после публикации знаменитого обращения «Я обвиняю» писателя Эмиля Золя в январе 1898 года. Так называемое Дело Дрейфуса вышло далеко за рамки решения судьбы конкретного человека и превратилось в политическую кампанию, в ходе которой шла борьба между сторонниками демократии и либеральными кругами с одной стороны, и националистами, консерваторами и клерикалами - с другой. Вся активная общественность Франции разделилась на два враждующих лагеря – дрейфусаров и антидрейфусаров. Первоначально социалисты и рабочие организации не вмешивались в это противостояние, которое не затрагивало непосредственно классовых интересов трудящихся. Против этой сектантской позиции выступил Жан Жорес, считавший, что борьба за права несправедливо обвиненного человека, защита демократических принципов от разгула шовинизма и антисемитских предрассудков является одной из важнейших задач рабочего движения. В Палате депутатов дело доходило до прямых потасовок. Когда Жорес, выступая с трибуны парламента, обвинил консервативные власти в незаконном судебном преследовании активного дрейфусара писателя Эмиля Золя, Граф де Берни назвал Жореса «представителем синдиката еврейских банкиров» и набросился на него с кулаками. Конфликт перерос в массовую драку между всеми враждующими депутатами. Карл Каутский считал, что Жорес спас честь французского социализма, поскольку марксисты во главе с Жюлем Гэдом и часть независимых социалистов дистанцировались от Дела Дрейфуса, испугавшись потерять голоса избирателей.
 Эта принципиальная позиция стоила ему поражения на парламентских выборах в мае 1898 года. В том же году он стал соиздателем и директором печатного органа независимых социалистов «Птит репюблик» (Малая Республика), где опубликовал Доказательства по Делу Дрейфуса, подтверждавшие его невиновность.
 Считая активизацию монархистов и клерикалов главной опасностью для существования республики, Жорес поддержал в июне 1899 года создание кабинета «республиканского единения» Вальдека-Руссо и участие в нем независимого социалиста Александра Мильерана. Этот факт, вошедший в историю международного рабочего движения как «казус Мильерана», привел к конфликту среди французских социалистических организаций. Не только левое крыло французских социалистов, Жуль Гэд и Поль Лафарг (зять Карла Маркса), но и многие лидеры II Интернационала В.Либкнехт, Г.Плеханов, А.Лабриола осудили участие социалиста в буржуазном правительстве, как предательство дела пролетариата. Тем более, что пост военного министра в нем получил генерал Галифе – один из организаторов подавления Парижской коммуны. Однако Жорес был убежден в необходимости сотрудничества всех республиканских сил в борьбе против националистов и монархистов. В августе 1899 года правительство обвинило антидрейфусаров в заговоре против республики, намерении призвать к власти герцога Орлеанского и арестовало их лидеров. На V конгрессе II Интернационала в 1900 году в Париже Жуль Гэд и бланкист Вайян, потребовали запретить всякое участие социалистов в буржуазных правительствах. Однако по инициативе Карла Каутского принимается резолюция, в которой участие социалистов в правительстве объявлялось вопросом тактики, а не принципа. В 1904 году на конгрессе Интернационала в Амстердаме тактика блока с левобуржуазными партиями все же была осуждена, несмотря на возражения Жореса.
 Ж.Жорес был не только политиком, но и крупным историком. Он является автором пяти томов «Социалистической истории французской революции», написанных в 1901-1903 годах. Идеалом революционера для Жореса был Робеспьер. «Наша интерпретация истории будет одновременно материалистической, как у Маркса, и мистической, как у Мишле», – отмечал Жорес. «Коммунист Бабеф» был назван Жоресом «нашим учителем, основавшим в нашей стране не только социалистическую доктрину, но и социалистическую политику».
 В 1901 году Жорес со своими единомышленниками организовал Французскую социалистическую партию. В ответ его оппоненты – гэдисты и бланкисты - в том же году создали Социалистическую партию Франции. На выборах в апреле-мае 1902 года Жорес вновь прошел в Национальное собрание (переизбирался в 1906, 1910 и 1914 годах). В 1905 году во исполнение решений Амстердамского конгресса II Интернационала была создана Французская объединенная социалистическая партия, известная так же, как Секция рабочего интернационала (СФИО), в которую вошли основные социалистические течения: жоресисты, марксисты (сторонники Жюля Гэда), бланкисты, аллеманисты. Однако это объединение не привело к преодолению разногласий между реформистами и революционерами. Сам Жорес определял свою позицию так: «В настоящее время пролетариат подготавливает, распространяет, организует свою революцию открыто, на широком поле, предоставляемом ему демократическими законами и всеобщим избирательным правом». В то же время ряд независимых социалистов, соратников Жореса, в их числе и Мильеран, отказались присоединиться к партии. Впоследствии Мильеран окончательно порвал с социализмом и в 1920 году был избран президентом Франции от правого Национального блока.
 В апреле 1904 года вышел первый номер основанной Жоресом газеты «Юманите» (L’Humanité). Во многом благодаря его статьям газета вскоре стала самым популярным левым изданием Франции. С 1920 года и поныне газета является центральным органом Французской коммунистической партии. На первой странице «Юманите» значится: “Основатель - Жан Жорес”. «L’Humanite», «Человечность», — этим не случайным именем Жорес назвал созданную им газету. Социализм не был для него теоретическим выражением классовой борьбы пролетариата. Наоборот, пролетариат оставался в его глазах исторической силой на службе права, свободы и человечности. Над пролетариатом он отводил большое место самостоятельной идее «человечности», которая у ординарных французских декламаторов остаётся пустым местом, а у Жореса заполнялась неподдельным и действенным идеализмом», — признавал Лев Троцкий через год после его гибели в статье, посвященной памяти Жана Жореса в газете «Киевская мысль».
 В 1904 году известный антидрейфусар, поэт-националист Поль Дерулед, высланный из Франции на десять лет, прислал Жоресу оскорбительное письмо, назвав его «развратителем умов». В это время Жорес, избранный в 1902 году на пост вице-председателя Палаты депутатов, активно поддерживал антикатолические законы, проведенные правительством Эмиля Комба. В ответ Жорес вызвал Деруледа на дуэль, в ходе которой, однако, никто не пострадал.
В начале первой русской революции 1905 года Жорес вместе с писателем Анатолем Франсом поддержал создание Общества друзей русского народа, организовавшего кампанию солидарности с восставшими рабочими и против предоставления займа царскому правительству.
 В 1907 году Жорес в качестве признанного лидера французских социалистов выступает с резкой критикой участия в буржуазном правительстве Радикалов Жоржа Клемансо своего бывшего соратника Аристида Бриана. Таким образом, Жорес существенно эволюционировал влево по сравнению с периодом казуса Мильерана. Идеалом Ж.Жореса была «социальная республика» – республика организованного и суверенного труда. Он считал необходимым «поставить государство на место крупных посредников, диктующих рынку свои законы».
 Будучи убежденным пацифистом, Жорес считал важным направлением своей деятельности в 1905–1914 годах борьбу за предотвращение надвигающейся войны в Европе. В отличие от ряда социалистов-марксистов он не рассматривал возможную войну как приемлемое средство для революционного подъема масс. «Путь к свободе и справедливости, - писал Жорес в 1905 году, - лежит не через мировую войну. Мы, социалисты, не желаем играть в эту варварскую азартную игру, мы не сделаем ставку на карту войны.» Являясь одним из признанных вождей реформистского крыла II Интернационала, Жорес в то же время по вопросу о войне постепенно сблизился с наиболее революционными течениями. На конгрессе II Интернационала в 1907 году в Штутгарте он способствовал принятию поправки к резолюции о войне, предложенной Владимиром Лениным и Розой Люксембург. В 1912 году Жорес принял активное участие в антивоенном конгрессе в Базеле и был одним из авторов его манифеста.
 Под руководством Жореса социалисты добились крупного успеха на выборах в апреле-мае 1914 года, получив 1385 тыс голосов, и выиграв 102 депутатских мандата. В июне того же года по его инициативе социалистическая фракция проголосовала против предоставления правительству крупного военного займа. В разгар июльского общеевропейского кризиса, вызванного убийством сербским патриотом наследника престола, австрийского кронпринца Франца-Фердинанда, Жорес добился на чрезвычайном съезде СФИО резолюции о проведении всеобщей стачки как средства активной борьбы против войны, несмотря на возражения Жюля Гэда. На предложение премьер-министра Рене Вивиани войти в правительство и содействовать единству нации перед лицом германской опасности Жорес ответил решительным отказом. Правая и националистическая пресса подвергла Жореса жесточайшей травле. Раздавались даже призывы к расправе.
 В своей июльской речи в Лионе, ставшей его политическим завещанием, Жорес призвал к совместному антивоенному выступлению пролетариата ведущих европейских стран. 28 июля 1914 года вместе с Ж.Гэдом он потребовал немедленного созыва парламента для обсуждения вопроса о войне. Парламентская группа социалистов по инициативе Жореса принимает резолюцию против секретных статей франко-русского договора, обязывающих Францию выступить на стороне царской России. 31 июля Жорес направился к премьер-министру с целью уговорить его предотвратить войну. Жорес заявил, что социалисты будут продолжать борьбу против участия Франции в войне. Вечером, как обычно, Жорес отправился в кафе «Круассан», на углу улицы Монмартр. Неожиданно раздались два выстрела с улицы через открытое окно. Направленные в затылок пули смертельно ранили Жореса. Его убийца Рауль Вилен несмотря на доказанную вину был оправдан судом присяжных в марте 1919 года.
 1 августа были обнародованы два воззвания правительств, одно - об убийстве Жореса, другое - о всеобщей мобилизации. После гибели Жореса руководство Социалистической партии уже 2 августа 1914 года поддержало политику правительства и признало войну справедливой для Франции. 3 августа Германия объявила войну Франции, а двумя днями раньше - России. Лидер левого крыла социалистов Жуль Гэд вошел в состав правительства национального единства.
 Во введении к «Социалистической истории французской революции» Жан Жорес писал: «Но какова бы ни была связь души человека, даже в его самых смелых и сокровенных мечтах, с экономической и общественной системой, его душа устремляется за пределы человеческой среды в бесконечное космическое пространство. И соприкосновение с Вселенной заставляет трепетать в душе человека таинственные и глубокие силы, силы вечно меняющейся жизни, которая предшествовала появлению человеческих обществ и переживет их».
 В 1924 году прах Жана Жореса по постановлению Палаты депутатов был перенесен на торжественной официальной церемонии в Пантеон – усыпальницу великих людей Франции. 
 

08 Апрель 2014

Комментарии
 |  08 Апрель 2014 в 17:57
На мой взгляд, главная заслуга Жана Жореса в том, что он однозначно провозгласил: социализм является не отрицанием, а расширением свободы (в обычном либеральном смысле этого слова), и при социализме должны соблюдаться все права и свободы человека и гражданина.
Другое дело, что при этом он симпатизировал Робеспьеру и Бабёфу, которые к личной свободе относились, мягко говоря, несколько иначе...
Н.Р.  |  19 Апрель 2014 в 13:54
Жорес, кстати, указывал, что национализация (огосударствление) частной собственности очень опасна, так как может привести к деспотизму. И предлагал, чтобы собственность перешла к коллективам трудящихся, профсоюзам или муниципалитетам. В каком-то смысле он был предшественником концепций самоуправленческого социализма.
Сергей Бахматов  |  19 Апрель 2014 в 14:59
Собственность коллективная, безусловно, лучше государственной собственности, но хуже общенародной.
Собственность становится государственной, когда ею владеет, пользуется и распоряжается государство и, соответственно, управляет всеми процессами (планирование производства, назначение руководства, распределение доходов), что неизбежно приводит к тоталитаризму.
Общенародная же собственность означает передачу всех этих прав рабочему коллективу. При этом из всех прав собственности коллективу передаются лишь право пользования (возможность извлечения доходов) и частично право распоряжения (обновление, модернизация, расширение).
Н.Р.  |  20 Апрель 2014 в 20:50
Увы, в то время другие, неэтатистские направления социализма оказались слабее марксизма с его государственническим пафосом. А в принципе жоресизм мог бы заложить основу совершенно иного социализма - либерального, персоналистического, самоуправленческого. Жорес был, судя по всему, только наполовину марксистом и потому лучше понимал важность индивидуальной свободы.
Сергей Бахматов  |  21 Апрель 2014 в 13:00
К сожалению, и сейчас неэтатические направления социализма тоже не признаются. Направление, которое с падачи Маркса скомпрометировало социализм, сделало одних активными противниками, а других фанатичными приверженцами.
Н.Р.  |  21 Апрель 2014 в 14:20
Поэтому размышления о том, как реформировать капитализм, надо начинать с чистого листа. И при этом иметь в виду, что большинство направлений социально-экономической мысли себя скомпрометировало. Марксизм в его ленинском варианте привёл к тотальной диктатуре. Марксизм в демократической и реформистской версии остаётся достоянием немногих интеллектуалов на левом крыле социал-демократии. Кейнсианская социал-демократия создала государство всеобщего благосостояния, но при этом усилила бюрократический контроль над экономикой и финансировала социальные расходы за счёт увеличения бюджетного дефицита. Неолиберализм привёл к гипертрофии финансово-спекулятивной деятельности и к глобальному финансовому кризису. Получается, что наименее скомпрометированными направлениями являются немецкий ордолиберализм Ойкена и Эрхарда и "новый лейборизм" Тони Блэра.
Сергей Бахматов  |  21 Апрель 2014 в 14:37
Нужно не искать концепции, которые пока ещё не были скомпрометированы, а пытаться создать правильную концепцию, которая позволит обществу совершенствоваться.
Например, http://www.proza.ru/2014/03/11/1445
Н.Р.  |  21 Апрель 2014 в 15:18
В русской философии (В.Соловьёв, С.Булгаков и др.) одной из центральных была проблема воздействия этических норм на организацию хозяйства. Русские философы полагали, что этику нельзя отделять от экономики и даже что "политическая экономия - это прикладная этика" (С.Булгаков). А это предполагает, естественно, отрицание неконтролируемого капитализма. Государство не должно быть "ночным сторожем", оно должно вмешиваться в социально-экономические процессы для обеспечения социальной справедливости. Экономика, короче, должна служить социальным целям. Собственно, поэтому сторонников "чистого" капитализма среди русских философов было очень мало, большинство отстаивало смешанную экономику. И мне кажется, поставленный ими вопрос остаётся актуальным и сейчас: как соединить эффективное производство и справедливое распределение? Задача несомненно решаема (это показывает и западный опыт), и я даже думаю, что справедливость и эффективность неразрывно связаны друг с другом.
Сергей Бахматов  |  21 Апрель 2014 в 15:38
Этика отрицает капитализм как таковой, но она же в силу своих нравственных законов отрицает и его немедленное свержение, так как насилие в её рамки не укладывается. Это приводит к некоторому периоду многоукладности в экономике. Но конечная цель - это, конечно же, торжество социалистических принципов. Частный капитал как экономическая основа общества изначально и принципиально ограничивает свободу в обществе, а значит справедливость и мораль.
Н.Р.  |  21 Апрель 2014 в 18:03
На мой взгляд, рациональную капиталистическую экономику можно совместить с общечеловеческими нравственными ценностями. Просто государство должно создать для неё определённые рамки, а созданные ею блага перераспределять в социальных целях. "Социалисты считают, что грех получать прибыль. Я считаю, что грех терпеть убытки" (У.Черчилль).
Сергей Бахматов  |  21 Апрель 2014 в 18:34
Нет ничего более наивного, чем уповать на государство, поскольку если оно берёт на себе функцию распределения, то наступает тоталитаризм.
Общественное устройство должно быть таким, чтобы в условиях рынка каждый получал доход тот, который заслуживает. С одной стороны, социалистический рынок (в отличие от капиталистического) охватывает все слои населения, то есть обеспечивает экономическую свободу для всех. С другой стороны, справедливое распределение при этом обеспечивается обезличенным рыночным процессом, а не конкретными людьми у власти. В таких условиях тоталитаризм "отдыхает".
У. Черчилль со своими взглядами безнадёжно устарел. Я считаю, что грех как получать прибыль от капитала, так и терпеть убытки. Благое дело - получать справедливые доходы.
Н.Р.  |  21 Апрель 2014 в 18:45
Я думаю, что элементы государственного вмешательства и перераспределения в условиях парламентаризма и при нормально функционирующей рыночной экономике ни в коей мере не ведут к тоталитаризму. Я против национализации, но косвенные (не административные) рычаги регулирования экономики почему же не использовать. Что тоталитарного в установлении процентной ставки?
Сергей Бахматов  |  21 Апрель 2014 в 19:07
Государственное вмешательство в перераспределение благ общества с целью обеспечить его справедливость приводит к тоталитаризму. Почитайте, например, "Дорога к рабству" нобелевского лауреата М. Фридмана. С ним можно в некоторых вопросах не соглашаться, но в этом он абсолютно прав. А между тем именно так Вы предлагаете устанавливать справедливое распределение. Ваша фраза: «Просто государство должно создать для неё определённые рамки, а созданные ею блага перераспределять в социальных целях".
Процентными ставками не решаются проблемы справедливого распределения благ (доходов).
Сергей Бахматов  |  21 Апрель 2014 в 19:17
Пардон, книга нобелевского лауреата Фридриха фон Хайека "Дорога к рабству"
Н.Р.  |  21 Апрель 2014 в 20:22
То есть Вы полагаете, что Кейнс, например, был тоталитаристом?
Если то, что Вы говорите, верно, то альтернатива тоталитаризму одна - неолиберализм и неконтролируемый капитализм по Хайеку - Фридману - Айн Рэнд. Потому что самоуправленческого социализма пока нигде нет, не было, и возможен ли он в принципе - неизвестно.
Сергей Бахматов  |  21 Апрель 2014 в 20:38
Неолиберализм, о котором Вы говорите, вытекает из свободного капиталистического рынка, поскольку экономическая свобода в ней элитарна. Настоящее же свободное общество подразумевает свободный социалистический рынок, в котором принимают участие все желающие независимо от наличия или отсутствия капитала и который сам по себе обеспечит справедливое распределения, а государственные функции перераспределения отпадут за ненадобностью.
Можно сказать, что Фридрих фон Хайек в своей работе "Дорога к рабству" скрупулёзно точно обосновал преимущество свободной рыночной экономики над экономикой, управляемой государством, но последний и самый важный шаг не сделал, а именно: экономическую свободу должны получить ВСЕ члены общества, а не только те, у которых имеется капитал, то есть рыночная экономика должна быть социалистической.
Н.Р.  |  21 Апрель 2014 в 22:21
И всё-таки - в европейских странах перераспределяется через госбюджет 30-40% ВВП, и к тоталитаризму это не приводит.
Сергей Бахматов  |  21 Апрель 2014 в 22:40
Во-первых, не надо путать распределение государственного бюджета, который формируется из налоговых отчислений всех граждан. Это не перераспределение, а распределение.
Попытка перераспределения может проявиться только в прогрессивном налоге, когда государство стремится хоть частично исправить несправедливость в получении доходов.
Во-вторых, на Западе всё же проявляются признаки тоталитаризма, выражающиеся как во внутренней, так и во внешней политике. Теперь только слепой не видит, что на Западе нет свободы слова, а элита отстаивает свои геополитические интересы, не гнушаясь при этом ничем.


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
ПРОЩАНИЕ С БОРЬБОЙ ЗА ГЛОБАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО
МАРКСИСТСКОЕ И ЛИБЕРАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ОКТЯБРЯ
ДОНАЛЬД ТРАМП ОТКРЫВАЕТ МУСУЛЬМАН
ДЖЕЙМС КОМИ И «РЕЗНЯ В СУББОТНИЙ ВЕЧЕР»

Новости
27.06.2017 Путин пользуется в мире большим доверием, чем Трамп - опрос
27.06.2017 Прокурор Бразилии обвинил президента в коррупции
27.06.2017 В Колумбии мятежники сдали ООН большую часть своего оружия
27.06.2017 Пхеньян назвал политику Трампа "нацизмом XXI века"
26.06.2017 Экс-президент Румынии возглавил молдавскую партию, выступающую за объединение двух стран

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"