все поля обязательны для заполнения!


 
ХАРТИЯ ГОРОДОВ, УПРАВЛЯЕМЫХ СОЦИАЛИСТАМИ

 Третья Всемирная конференция мэров, проводимая Социнтерном, дала нам возможность встретиться, обменяться опытом и задуматься о той работе, которую мы ведем в городах, управляемых представителями социалистических, социал-демократических и рабочих партий. В этом документе мы стремились определить повестку дня и те актуальные вопросы, решение которых необходимо для создания более справедливого и демократического общества, а также подчеркнуть важность совместной работы друг с другом и с нашими гражданами для достижения этих целей.
 Мы живем в мире, где все происходящее здесь и сейчас носит зачастую угрожающий характер, где все мы отчуждены и сосредоточены на настоящем моменте, что ведет к потере исторического измерения. Будущее, как бы испаряется, политика становится искусством повторения, и наши политические системы теряют всякую способность оценивать будущее в средне- и долгосрочной перспективе.
 В сегодняшнем сценарии мы хотели бы восстановить центральную роль политики в формировании пути к будущему и начать строить этот путь. Демократическое и интегрированное общество, разделяющее ценности солидарности, включает в себя обязательства и ответственность. И главное из них - это создание равных возможностей и обеспечение устойчивого развития для наших граждан.
 Неолиберализм постепенно теряет свои позиции, потому что он не в состоянии решить растущие проблемы социальной изоляции. На местном уровне мы сталкиваемся с двойной проблемой: восстановление власти политического действия и чувства социальной принадлежности, которое основано на солидарности и направлено на интеграцию общества.
 Поддерживая социалистические идеалы, мы как бы отправляемся в путешествие, цель которого заключается в пересечении границ и растворении в нашем постоянно меняющемся мире, где все больше и больше индивидуализма, а сам он все более и более глобален. Как в любом путешествии, на начальном этапе наши усилия, вероятно, могут казаться кому-то противоречивыми, иногда взаимоисключающими и неоднозначными. Это также может означать отход от доминирующей в настоящее время политики, которая привела к распространению бедности, неудовлетворенности потребностей, ухудшению окружающей среды, нетерпимости, насилию, войнам, терроризму. Но мы должны стремиться к выработке нового направления, которое основано на уважительном отношении к человечеству и выражении коллективной воли. Наши города станут естественной ареной для разработки этого нового направления.

 

Город как ведущий актор и центр принятия решений в ХХ веке
Новый международный сценарий
 Преобразование мировой системы открывает совершенно новое пространство для городов, с точки зрения их участия в международной политической, экономической и культурной жизни. Поэтому мы, социалисты, должны защищать право местных органов власти играть ведущую роль на этом историческом этапе.
 Падение Берлинской стены в 1989 г. стало очень важным, поворотным пунктом, моментом глобальных геополитических изменений. От биполярного мира, основанного на модели "равновесия страха" мы перешли к многополярному миру, что политически позволило нам продвигать и укреплять демократию. Однако, мы столкнулись с проблемой трансформации мировой экономики, приведшей к росту неравенства как внутри, так и между богатыми и бедными странами, в экономику возможностей для всех.
 Террористические акты 11 сентября 2001 г. должны быть активно и решительно осуждены. Мы отвергаем насилие и террор, которые ежедневно приводят к невинным жертвам в разных частях мира. Мы, в нашей политической семье, являемся сторонниками борьбы с терроризмом, и в то же время стремимся к урегулированию в любой точке мира конфликтов, которые сегодня угрожают мировому сообществу, к построению системы глобальной безопасности, основанной на уважении основных прав всех людей. Мы также боремся с бедностью, и эта борьба является для всех нас общим приоритетом в строительстве более справедливого мира.
 Сегодня мы сталкиваемся с международной ситуацией, в которой действуют все более сложные группы участников, включая не только национальные государства, но и регионы, города, транснациональные организации и международных компаний, а также происходит возникновение и/или консолидация иных центров мировой экономической и финансовой силы. Глубокая реорганизация институтов государства, общества и экономики нашла отражение в этом новом миропорядке.
 Мы являемся свидетелями процесса глобализации, который генерирует многочисленные контакты и взаимосвязи между государствами и обществами, составляющими глобальную систему. Этот сложный процесс имеет много измерений, включая политические, экономические, финансовые и культурные связи между различными обществами, которые постоянно углубляются и расширяются. Он также способствует продвижению новых коммуникационных и иных технологий. Все это подразумевает такой уровень связи, когда влияние происходящих в той или иной стране событий или принимаемых решений, ощущается далеко за ее пределами; прошлые различия между внутренним и внешними делам стираются; границы становятся прозрачными, а взаимозависимость выходит далеко за рамки национальных границ.

 

Неравенство в контексте глобализации
 Глобализация является открытым и противоречивым процессом, подразумевающим возможность разных путей развития событий. Неолиберальная модель не является единственно возможным вариантом дальнейшего развития. Процессы интеграции в мировую экономику, обмена товарами и услугами, оборота капитала, развития стратегий социальной и региональной интеграции, использования новых технологий и прочее, все это необходимо подвергать сомнению и если потребуется направить по иному пути, отличному от доминирующего сегодня.
 Однако, самая большая глобальная победа неолиберализма - это то, что он сумел представить себя в качестве единственной парадигмы, единственно возможного варианта, исключающего любой другой способ развития общества и производственных отношений. Но это не тот случай, когда все страны имеют одинаковые возможности найти свое место в мировой экономике, так как их исходные точки сильно различаются, что ведет к непреодолимому неравенству и подразумевает совершенно разные способы адаптации к диктату глобализации. Страны Африки к югу от Сахары начали свой путь совершенно с другой точки отсчета, чем Австралия и Новая Зеландия, и их совершенно разные возможности означают, что иллюзия равной конкуренции, возникновению которой способствовала наша международная система, должна быть отвергнута.
 Об этом свидетельствует следующая статистика:
• В развивающихся странах каждый десятый ребенок умирает, не дожив до 5 лет, и в большинстве случаев эти смерти связаны с голодом и недоеданием. По данным ЮНИСЕФ ежегодно умирает 6 млн детей;
• Почти 1200 млн человек во всем мире не имеют доступа к безопасной и чистой водой;
• Около 3000 млн человек не имеют элементарных санитарных условий для жизни, в результате чего в развивающихся странах 80% заболеваний, по крайней мере частично, вызвано отсутствием безопасной питьевой воды и доступа к канализации (ПРООН, 1995);
• Примерно 1/6 часть населения мира (850 млн человек) функционально неграмотна;
• 1/4 населения мира (1.300 млн. человек) живет в абсолютной нищете, имея доход менее 1 доллара в день (Всемирный банк, 1998 г.);
• Один из каждых пяти человек в развивающихся странах (около 841 млн человек) хронически недоедает;
• 87 развивающихся стран не производят достаточного количества продовольствия для того, чтобы прокормить людей, и у них нет финансовых ресурсов для импорта этого продовольствия в нужных объемах (ФАО ООН).
 Вполне возможно, что нерешенность многих из этих ужасных проблем способствовало подъему глобального капитализма, но это не является уважительной причиной или веским аргументом в его защиту. Ситуация в развивающихся странах стала моральной проблемой. Голод, болезни и дефицит сохраняются в условиях, когда не хватает необходимых ресурсов и лекарственных средств для всех, и они доступны лишь очень небольшой части населения мира. Рынок доказал свою ограниченность в качестве механизма регулирования общества и обеспечения справедливого распределения экономических благ.
 Начавшийся процесс гораздо более сложен, чем кажется. В нашем обществе наметилась тенденция, когда богатство все более концентрируется, а неравенство стремительно растет. Такая глобализация создает пропасть между теми, кто нашел себе место на мировом рынке, и теми, кто его не имеет. Преобладающая сегодня экономическая логика оставляет в стороне потребности человека и превращается в самоцель, что ведет лишь к снижению уровня солидарности между народами.
 Как социалисты мы должны, как никогда ранее, возвысить наш голос с тем, чтобы устранить эту несправедливость, а также предложить миру инновационные альтернативы.

 

Новая роль городов
Местные сообщества приобретают новое значение в контексте ослабления национальных государств, которые отходят от выполнения своих производственных и социальных функций. Как ни парадоксально, но в разгар девальвации публичной сферы, органам местного самоуправления приходится ежедневно участвовать в борьбе за защиту коллективных интересов, что открывает возможности для более тесных отношений между теми, кто управляет, и теми, кем управляют, т.е. гражданами.
 Возникают новые стратегические возможности для действий: на местном уровне, мы можем способствовать восстановлению чувства гражданственности и сеять семена более справедливого и солидарного общества. Город становится ведущим актором отечественной и международной политики.
 Это новое значение городов означает, что местные органы власти должны взять на себя содействие развитию местной и региональной экономической активности и созданию рабочих мест, модернизации государства и обеспечению гражданам возможности в этом участвовать, сохранению городской среды, укреплению социальной интеграции и развитию единого для всех его граждан города, укреплению культуры, научно-технического развития и региональной интеграции. Это значит, что они должны быть способны устанавливать связи с другими городами и обмениваться с ними опытом.
 В частности, деятельность на местном уровне имеет много преимуществ, с точки зрения обеспечения качества жизни людей. Здравоохранение, образование, борьба за социальную интеграцию, общественная безопасность и окружающая среда - это вопросы, которые непременно должен решаться на местном уровне, если принимаемые меры направлены на удовлетворение потребностей граждан. Это также лучший способ обеспечить подотчетность, так как муниципальная власть является наиболее конкретным, реальным и видимым лицом власти.
 Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы взять на себя ведущую роль в процессе совершенствования наших городов. Города, управляемые социалистами, сталкиваются с проблемой обеспечения последовательной смены доминирующей политической модели, как с точки зрения выработки общих направлений и приоритетов государственной политики, так и с точки зрения практической возможности решать серьезные проблемы, ежедневно встающие перед нашими городами.
 В этом контексте мы должны более энергично, чем когда-либо, продолжать нашу борьбу за сохранение и приумножение местной автономии, т.к. с одной стороны, проблемы - старые и новые - требуют все больше внимания местных властей, а с другой, по нашему глубокому убеждению, качество и эффективность государственной власти должны улучшаться снизу вверх. Каждый день мы идем мимо дверей в здания нашей мэрии и городского Совета, которыми их обитатели хлопают в лица граждан, чьи требования к власти являются как неотложными, так и обоснованными. Как социалисты мы не можем и не будет глухи к этим требованиям. Мы устали слышать об административной некомпетентности и репрессивных правилах: нам нужны эффективные инструменты, мы требуем создания новой правовой базы, которая даст нам необходимую свободу действий. Мы считаем, что все это может быть достигнуто только путем обеспечения полной и подлинной местной автономии.

 

Местная автономия
Важная роль, которую города играли в ХХ веке, в XXI веке лишь усилится. В наступившем столетии судьба наших самых глубоко укоренившихся ценностей - демократии, солидарности, равенства и развития - будет в значительной мере зависеть от того, что будет происходить с этими ценностями в пределах каждого города. Борьба за автономию городов позволит нам сделать решающий шаг в формировании нового века, чтобы в этом столетии наши давние гуманистические ценности стали реальностью.
 Для начала нужно определить, что мы, социалисты, подразумеваем под местной автономией. Очень важно, чтобы мы понимали, насколько это важно, и постарались избежать повторения пустых фраз и формул. Поэтому мы будем стремиться внести свой посильный вклад в то, что уже сделали различные ассоциации местных органов власти. Наша цель в этом деле будет состоять не просто в том, чтобы добавить еще одно определение в череде многих других уже имеющихся в нашем распоряжении. Выходя за пределы терминологических изысканий, мы должны понимать, что сила любого определения для социалистов заключается в том, насколько оно позволит рядовому гражданину играть активную роль в определении судьбы общины, к которой он принадлежит. Признавая наш долг в этом вопросе, в манифесте Парижской конференции Союза европейских социалистов в местных и региональных органах власти (25 апреля 1999 г.) мы определили местную автономию как "способность граждан свободно определять политические приоритеты для их местности и их право на ресурсы для реализации этих приоритетов".
 Мы, привыкшие к определению политики исключительно в рамках национальных государств, сталкиваемся с многочисленными трудностями, пытаясь придать столь высокое политическое значение органам местного самоуправления. Но мы твердо верим в то, что это именно то направление, по которому нам нужно двигаться, если мы хотим продолжать работу на благо демократии и равенства в контексте глобализации и регионализации.
 Два фундаментальных понятия помогут нам лучше понять и выполнить эту грандиозную задачу. Первое - это определение статуса органа местного самоуправления данное в Иберо-американской Хартии за местную автономию, принятой в Каракасе, Венесуэла, 22 ноября 1990 г. представителями органов местного самоуправления Латинской Америки: "Города и населенные пункты представляют собой естественные сообщества, состоящее из живых людей, которые предшествовали возникновению государств, и их существование признано сегодня в качестве действующего, демократичного и автономного социально-политического института".
 Так как города и населенные пункты является "естественной", "живой" социальной и политической реальностью, предшествовавшей возникновению государств, их право на политическое самоопределение не должно зависеть от прихоти или доброй воли национальных или региональных правительства. Местная автономия является неотъемлемым правом, которое не может отменить никакая высшая сила.
 Это подводит нас ко второй жизненной концепции "практический демократии". Эта концепция была принята в документах первой Международной конференции мэров-социалистов (Болонья, 1995 г.), на которой было заявлено, что "практическая демократия представляет собой жизненно важное углубление электоральной демократии и необходимое условие ее выживания".
 Это понятие вошло в такие важные документы, как Всеобщая декларация о местной автономии (27-й Всемирный конгресс Международного союза местных органов власти), статья 3.1 которой гласит, что "публичные полномочия должны осуществляться базовыми органами местного самоуправления, которые более близки к гражданам" и Европейская хартия за местную автономию, в которой говорится, что "осуществление публичной власти желательно, в основном, передать органам власти, более близким к гражданам".
 Всегда предпочтительнее, чтобы общественная ответственность за проблемы, которые касаются граждан, была закреплена за органами местного самоуправления; это обеспечит их наилучшую эффективность, а также гарантирует их основные права. За все, что имеет значение на местном уровне, должна нести ответственность муниципальная власть.  Любые полномочия должна передаваться на высшие уровни власти лишь тогда, когда они не могут быть адекватно исполнены на местном уровне. Когда дело доходит до распределения обязанностей, сначала они должны быть переданы на наиболее близкий к людям уровень управления, и только потом на более высокий, а не наоборот. Итак, есть два основных принципа, на основании которых мы действительно можем добиться того, чтобы граждане могли ставить и достигать свои политические цели.
 Кроме того, мы не можем не отметить тесную взаимосвязь и взаимозависимость борьбы за местную автономию с другим движением за "демократизацию демократии", отстаивающим более широкое участие граждан в управлении и большую децентрализацию. В Иберо-американской Хартии за местную автономию сказано, что "Существование местных демократических структур, муниципальной автономии и децентрализации требует участия граждан в процессах государственного и муниципального управления, и подразумевает, что эффективное гражданское участие необходимо поддерживать и продвигать". В подтверждение этого сошлемся на Европейскую Хартию за местную автономию, в которой говорится, что "защита и укрепление местного самоуправления в различных европейских странах представляет собой важнейший вклад в строительство Европы, основанной на принципах демократии и децентрализации власти".
 Мы знаем, что местная автономия является наиболее существенным и важным шагом, который может и должен быть сделан, на пути реализации принципа субсидиарности, имеющего огромное значение для ее практического обеспечения. Мы убеждены, что местная автономия способствует расширению участия граждан в управлении, которого никогда не добиться на национальном уровне.
 Местное самоуправление представляет собой процесс прогрессивного политического созревания, содержание которого полностью не определяется ни законодательством, ни политиками. Это - выражение истории наших народов. Оно включает в себя не только политическое решение о передаче власти, но и готовность взять на себя власть. Это продукт взаимодействия социальных и политических сил в определенный момент истории и в определенном месте - городе. Мы знаем, что эта работа чрезвычайно важна для нашего понимания того, где мы находимся и чего мы хотим добиться в сложившихся экономических, финансовых, административных, политических и институциональных условиях в каждом конкретном городе, управляемом социалистами.
 Наши города добились различной степени автономии, и то, что мы должны сделать сейчас - это углубить ее. 
 

Политический аспект
 Города должны в первую очередь иметь возможность в полной мере осуществлять их полномочия, на основе народной поддержки и демократической практики, чтобы не позволить никакому другому центру силы вмешиваться в этот процесс. Это подразумевает также возможность для граждан отправлять в отставку местное правительство, так как они имеют на это полное право.
 Местные органы власти должны иметь возможность устанавливать свою собственную повестку дня и основные правила работы. Это единственный способ, который позволит им свободно выбирать способ их самоорганизации, и самим определять систему правления, которая позволит реализовать их собственные политические приоритеты. Таким образом, местная автономия может быть объединена с принципом саморегулирования. Эта реальная возможность политических инноваций является ключевым условием обеспечения участия граждан в управлении, дающим новые возможности для их самовыражения. Автономные города должны поощрять проведение различных форумов, на которых могут быть опробованы новые механизмы участия, и это главный резерв повышения политической энергии людей для поиска путей решения новых задач, которые возникают перед ними в XXI веке.
 Автономия может процветать только в условиях, когда властные полномочия переданы на места. Как сказано в Декларации Картахены (2), необходимо "конституционно установить сферу ответственности, определить природные и иные соответствующие области, представляющие интерес, которые текущее законодательство не может урезать". Таким образом, в национальных конституциях должны быть определены полномочия местных органов власти, и власть должна быть перераспределена в пользу городов и населенных пунктов, как "естественных", "живых" социальных и политических образований, "которые предшествовали возникновению государства". Это значит, что городам должны быть предоставлены их собственные ресурсы для управления всеми сферами жизни, влияющими на них, за исключением тех, которые находятся за пределами их возможностей или которые по самой своей природе требуют вмешательства высшей власти.
 Необходимо также, чтобы местные органы власти имели равный голос во всех процессах принятия решений на более высоком уровне, которые непосредственно затрагивают их интересы. Мониторинг органов местного самоуправления более высоким уровнем власти должен осуществляться на основе существующих конституционных положений.

 

 

Экономические и финансовые аспекты
Органы местного самоуправления должны быть наделены достаточными экономическими и финансовыми ресурсами. Как сказано во Всеобщей декларации о местной автономии, это не просто вопрос выделения им достаточных ресурсов, но и право свободного их использования, в рамках закона, и без незаконного вмешательства сверху.
 Мы поддерживаем местное самоуправление, как естественное и уже существующее политическое образование, наряду с национальным и региональным уровнями власти. Мы убеждены, что местные органы власти должны взять на себя все те обязанности, которые они могут лучше и эффективнее исполнять. В силу этого мы должны добиваться гарантий выделения им соответствующих ресурсов.
 Каждый орган местного самоуправления должен определить уровень финансовых ресурсов, необходимых для достижения политических целей, которые он сочтет наиболее жизненно важными для удовлетворения потребностей своих граждан. Кроме того, он должен будет согласовать общий объем ресурсов с учетом делегированных ему центральным правительством полномочий и обязательств, которые он взял на себя.
 С учетом всех этих факторов мы считаем, что не следует сводить местную автономию к увеличению доступа к финансовым ресурсам, передаче конкретных услуг органам местного самоуправления или введению фиксированного процента от налогообложения доходов, выделяемых этим органам. Мы должны, скорее, стремиться к повышению уровня автономии для городов, управляемых социалистами, мы должны ставить перед собой задачу достижения определенной степени политического и финансового самоопределения, которое позволит нашим гражданам эффективно управлять их собственной жизнью.

 

Ассоциации и сети городов
Новые сценарии мирового развития дают нашим городам замечательную возможность принять участие в строительстве более интегрированного и солидарного мира, способного бороться с доминирующей неолиберальной моделью управления, которая увеличила дистанцию между властью и народом и привела к ужасающей несправедливости.
 Эта возможность органам местного самоуправления принять участие в построении более справедливого и солидарного мира зависят от их способности объединяться в ассоциации и сети, которые могут сформировать их общее представление о перспективах процесса глобализации, которое должно услышать мировое сообщество.
 По мнению социалистов, местная автономия усиливает их сотрудничество и солидарность с другими органами государственной власти. Управляемые нами города были активными сторонниками объединения МСМОВ (Международный союз местных органов власти) и ВФПГ (Всемирная федерация породненных городов) ради создания глобальной организации местных органов власти, которая позволила бы усилить и легитимизировать деятельности местных органов управления в деле обеспечения мира, справедливость и устойчивого развития. Мы также считали и продолжаем считать, что общая ответственность за укрепление ассоциаций и сетей городов является существенной поддержкой для всех, кто верит в ценность сотрудничества и развития международной политики для городов. К ним относятся сеть европейских и латиноамериканских муниципалитетов URBAL, поддерживаемая Евросоюзом, а также сеть муниципальных образований в странах-членах МЕРКОСУР, имеющая богатый опыт работы в Латинской Америке. Эти сети проделали огромный объем работы в области распространения технических знаний и методологии для местных администрации.
 Сложные социальные проблемы, с которыми приходиться иметь дело органам местного самоуправления, требуют не просто разделять наши общие идеалы, а разрабатывать механизмы сотрудничества и согласовывать между городами их политические цели.
 Как социалисты мы должны неустанно работать над признанием ассоциаций и сетей городов национальными правительствами и международными организациями.

 

Город как покровитель солидарности и социальной интеграции
Вопрос ценностей
 Мы переживаем сегодня разгар глубокого кризиса ценностей. Во время этого кризиса для наших городов особенно важно продвигать плюралистические ценности: ценность гражданства, которое дает гражданину возможность его идентификации и с которым гражданин может себя идентифицировать. Город должен помочь его жителям делать их собственную историю и найти синтез между коллективными ценностями и их собственной индивидуальной идентичностью, в условиях плюрализма и терпимости.
 Мы не должны абстрактно говорить о наших ценностях, а соотносить их с конкретной реальностью наших городов и населенных пунктов и стремимся к их реализации. Нам нужно спросить себя: какие ценности помогают нам строить город, а какие ведут к его уничтожению? Прежде всего, следует иметь в виду, что гражданство и позитивное сосуществование предполагают определенные возможности и ограничения: если мы хотим иметь гражданство и позитивное сосуществование, мы должны добиваться открытости и сбалансированности городов, что дает их жителям возможность выбора их образа жизни, работы и доступ к культуре. Города, в которых доминирует солидарность, где разные люди могут чувствовать себя в своей тарелке, где общественные места являются пространством для всех, а не какой-то "ничейной землей", где чувствуется уважение к другим, поощряются групповые и организационные инициативы и уделяется особое внимание обездоленным людям и общинам.
 Для достижения этого мы должны обратиться к ответственным гражданам во имя содействия гражданской ответственности и согласования набора общих критериев жизни в обществе. Коллективный обмен мнениями об этих предпочтениях будет поощрять сосуществование в обществе на основе универсальных ценностей, которые могут обогатить нашу демократическую систему правления.

 

Город как генератор гражданства
 Наша задача состоит, чтобы начать думать о людях как субъектах, имеющих их собственные права, а не как объектах политического действия. Однако, права существуют, потому что существует общество. Вопрос о правах приводит нас к необходимости укрепления социальных сетей, из которых возникают права человека и от которых эти права зависят. Чем теснее социальные связи внутри сообщества, тем больше прав человека может укорениться в нем. Мы, члены социалистических местных органов власти считаем, что для реального укрепления социальной структуры и реализации гражданских прав, мы должны, прежде всего, воспринимать людей как субъекты, имеющие их собственные права, которые играют активную и важную роль в общественной и политической жизни города, а не просто являются пассивными потребителями.
 Города и населенные пункты являются основополагающими субъектами процесса создания и обновления городского пространства. В городах, управляемых социалистами, мы должны взять на себя ответственность за их обновление, которое должно быть комплексным и способствовать интеграции, а не поляризации или неравномерному развитию. Наша работа состоит в том, чтобы взять на себя новые роли и предоставлять новые услуги, которые ранее были прерогативой центральных или региональных властей. Это одновременно и вызов, и возможность для новаторских действий по созданию активных, социальных гражданских форм.
 Мы занимаемся обеспечением равного доступа к услугам и исполнению различных социальных требований, не только на основе представлений национальных правительств, но и путем их создания и поддержки по воле местного сообщества. Для этого мы должны разработать стратегию помощи тем группам населения, которые особенно страдают от социальной изоляции, и предоставить им те символические, социальные, культурные и экономические потребности, которые ни существующая социальная структура, ни рынок им не предоставляют.
 Конечно, с учетом наших позиций в местных органах власти, мы не в состоянии преобразовать те общественные структуры, которые вызывают бедность и неравенство, но мы можем создать более эффективные механизмы, гарантирующие равный доступ к благам, доступным жителям городов. Мы должны осуществлять наши властные полномочия, признавая других людей субъектами, а не объектами, и гарантировать всем равный, эффективный и прозрачный доступ к ресурсам. Концепция равенства является решающим фактором эффективности наших действий.

 

Город как форум для интеграции
Идеальных обществ не существует. Но они являются тем образом, за реализацию которого мы должны бороться. Города, управляемые социалистами, готовы работать по принципам, которые основаны на признании, уважении и интеграции этнических, религиозных и сексуальных меньшинств. Таким образом, мы демонстрируем позитивное и интегративное уважение разнообразия.
 Сегодня человеческая история переживает период нетерпимости. Мы не можем признать превосходство одной культуры, расы или религии над другой. Мы должны уважать различные ценности, плюрализм и разнообразие, что может способствовать обогащению отдельных граждан и городов, в которых мы живем.
 В наших городах мы должны демонстрировать новый способ преодоления дискриминации и подчинения, от которых страдают женщины. Наша политика должна включать в себя меры по содействию равного участия женщин в экономическом, политическом и социальном развитии. Мы должны признавать и защищать права детей и подростков.  Мы уверены, что город, который хорош для детей, является хорошим местом для всех его жителей. Таким образом, мы будем расширять понятие гражданства и привлекать города к институционализации механизмов и инструментов, которые генерируют политику защиты наиболее уязвимых слоев населения. Мы обязаны прислушиваться к нашим детям. Они имеют право на реализацию свои прав уже сейчас, а не только в будущем.
 Наши города должны в равной степени удовлетворять потребности людей с ограниченными возможностями, позволяя им преодолевать те барьеры, которые ограничивают их полноценную интеграцию.
 Кроме того, содействие полному осуществлению гражданства касается, в том числе и молодых, и старых. Наши правительства должны предоставить молодым людям возможность социальной интеграции на основе доступа к работе и жилью, образованию и кредиту. Мы также должны обеспечить защиту, безопасность и благополучие пожилых людей.
 Иммигранты тоже заслуживают особого внимания. Поток людей, ищущих лучшие возможности, как правило, из-за их отсутствия в их стране или регионе происхождения, привел к значительной глобальной и динамической миграции. Наши города должны понять, какие преимущества и положительные возможности, дает им этот процесс, и разработать политику интеграции, которая способствовала бы социальной сплоченности и толерантности. Это не просто вопрос ассимиляции к местной культурной идентичности, но, наоборот, уважения собственной идентичности людей и возможности сделать их членами сообщества, которое предоставляет им равный доступ к занятости и культурным ценностям. Мы считаем необходимым, чтобы те страны, которые еще не сделали это, признали право легальных иммигрантов участвовать в голосовании на местных выборах и быть избранным в местные органы власти.
 Мы обязаны внести свой вклад в регулирование ситуации с мигрантами. Отсутствие официального статуса делает их позицию более уязвимой. В то же время, с точки зрения эффективного городского планирования, присутствие мигрантов ставит нас перед проблемой маргинальных поселений. Часто наши города не в состоянии предложить подходящие условия для тех, кто прибывает в них в поисках заработка. Способность принимать и регулировать эту новую реальность больше зависит от международного сотрудничества, чем от применения мер принуждения. Мы должны солидарно действовать на международном уровне для оказания помощи в создании иммигрантам лучших условий жизни, чем в странах их происхождения.

 

Участие граждан как механизм социальной интеграции
 Участие включает процесс личностной трансформации, обеспечивая пространство для обмена и роста, которые стимулируют чувство собственного достоинства, ощущение себя как члена группы и получение коллективных выгод.  Одной из конкретных мер поощрения этой трансформации в направлении активной гражданской позиции является реабилитация общественных мест, а также меры по содействию положительного сосуществования. Мы рекомендуем этот путь проведения коллективных или иных действий, которые помогают улучшать повседневную жизнь граждан, включая желание посещать общественные места, уважение к другим и формирование социальных связей.  Общественные и гражданские пространства обязывают нас наладить эти контакты, которые в свою очередь поощряют участие, которое способствует интеграции, основанной на правах человека.
 В то же время, участие ведет к социальной трансформации. Многообразный опыт действенного участия, который накопили наши города, показывает, что участие граждан является отличным способом усиления социальной интеграции. Проекты социального участия являются наиболее эффективными, так как они включают реальные приоритеты людей. Они позволяют людям стать хозяевами этих проектов и являются лучшей гарантией их дальнейшего сосуществования. Участие граждан в городских проектах, которые служат интересам общин, имеет основополагающее значение для устойчивости этих проектов.
 Что отличает тот тип участия, к которому призывают социалисты, от типа участия, который преобладает в нынешнем дискурсе и практике? Наша концепция участия связана с реальной революцией, которая ведет к переходу от нынешней бюрократической культуры, явно или неявно враждебной практике широкого участия, к культуре, которая действительно нацелена на поощрение участия, а также учит, как создавать и поддерживать это тип участия. Для нас отличием этого нового типа участия является то, что он поддерживает социальные права и расширяет возможности граждан, помогая улучшить качество государственной политики и обогатить демократию.
 Наряду с необходимостью углубления социального участия, мы должны работать с нашими городами с тем, чтобы придать новый импульс процессам децентрализации власти. Децентрализация подразумевает новый способ решения общественных задач. Она предполагает такой стиль правления, когда чиновники ставят себя на равных с гражданами.  Она подразумевает коллективный процесс "демистификации сложности государственного управления" и придания ему необходимого человеческого измерения.
 Сегодня мы должны демократизировать нашу власть и приблизить ее к семье, школе, району, улице, общественным местам, потому что только так мы можем обеспечить развитие тех интегративных социальных связей, которые способствуют развитию чувства социальной принадлежности, укрепить чувство коллективной идентичности и сделать мирной социальную реальность. И именно город уместно рассматривать как наиболее подходящее место для принятия на себя решение этой задачи.
 Мы должны проводить политику включения всех граждан, независимо от их различий, в одно символическое городское пространство. Рынок не в состоянии построить более справедливое и равноправное общество. Существующие политики, предлагаемые властями в условиях конкуренции, усиливают социальную напряженность и обостряют конфликты. Рынок не может гарантировать демократического правления, не может сам по себе, без посторонней помощи предложить видение развития общества. Для выявления социальных проблем и разработки политической стратегии, мы должны объединить усилия всех уровней государственного управления, организаций гражданского общества и самих граждан. Мы не можем упрощать проблемы. Комплексные проблемы по многим причинам требуют многочисленных и скоординированных ответных действий - в этом суть общественной политики.
Город как способ обеспечения устойчивого развития и управления ресурсами

 

Рост городов и экологическая устойчивость
Мы считаем, что в городах, управляемых социалистами, первоочередной приоритет нашей администрации - это забота о реальных проблемах и потребностях людей. Мы сталкиваемся с большой проблемой преодоления ограничений, налагаемых доминирующей экономической моделью. Экологические проблемы не возникает на пустом месте, они тесно связаны с экономикой, нашим повседневным образом жизни, здравоохранением и культурой.
 В наших населенных пунктах мы ежедневно боремся с тем, чтобы примирить экономическое и социальное развитие, сохранение и изменение с критериями устойчивого развития. Согласно определению Международного совета по местным экологическим инициативам (1994), "Устойчивое развитие это то, что предоставляет основные экологические, социальные и экономические услуги всем членам сообщества, не подвергая опасности жизнеспособность естественных, встроенных или социальных систем, от которых зависит предоставление таких услуг".
 Современные экологические проблемы нашего города требуют от нас реализации механизмов сотрудничества между городами. Мы не можем решить наши собственные экологические проблемы за счет их усиления у наших соседей. Раздробленные решения не годятся. Необходим такой подход, который объединит точки зрения разных секторов, чтобы обеспечить наибольшее влияние.
 В то же время, экологические проблемы требуют сотрудничества между различными группами на местном уровне. Это не просто задача административных органов, а то, что особенно требует подхода, основанного на общественном участии. Вместе мы сможем превратить наши города в более чистые места, где есть развитие, а не разрушения, где есть баланс между промышленным и жилыми районами, а также эффективное управление системами удаления отходов, обеспечения питьевой водой и сохранения ресурсов.

 

Местные экономические инструменты
Как мы видим, процессы глобальной реструктуризации меняют положение городов, теперь они могут играть новую роль, и мы, социалисты, работая в органах местного самоуправления, обязаны проводить институциональные, социальные и экономические преобразования, направленные на повышение качества услуг, предоставляемых горожанам. Одна из наиболее соответствующих нашей повестке тем - это природа финансирования местного самоуправления.
 Мы должны работать над созданием справедливой налоговой политики, которая позволит нам генерировать достаточно ресурсов для исполнения возложенных на местную власть обязанностей и функций. Возможность получения достаточных ресурсов требует, чтобы мы имели эффективную и действенную систему общественного управления, а также современную финансовую систему, которые позволят обеспечить гражданский контроль за распределением общественных ресурсов и выработать демократичные критерии установления бюджетных приоритетов.
 Укрепление и переосмысление финансовых полномочий органов местного самоуправления должно осуществляться в соответствии с ключевым принципом солидарности между городами. Национальные и региональные власти по-прежнему будут играть важную роль в распределении ресурсов, которые должны перераспределяться между городами, но эти ресурсы должны быть дополнены их собственными ресурсами.
 Местные органы власти не несут исключительную ответственность за экономическое развитие города. Экономические факторы, влияющие на производство и обеспечение занятости, способствующей росту производительности, во многом зависят от политической ситуации на национальном и международном уровнях. Мы в городах, управляемых социалистами, должны способствовать поиску новых способов поощрения прав и возможностей граждан, поддержки их персонального развития и соблюдения принципа справедливости.
 Города содействуют как государственным, так и частным экономическим инициативам. Когда мы говорим об устойчивом развитии города, мы должны учитывать все имеющиеся в их распоряжении ресурсы. А для того, чтобы мобилизовать все ресурсы, имеющиеся у города, требуется сотрудничество между государственным и частным сектором.
 И здесь необходимо пересмотреть отношения между государством, рынком и гражданским обществом, предложив стимулы для продуктивного развития и создания рабочих мест на местном уровне. Это необходимо для стимулирования малых и средних предприятий, кооперативов, товариществ и других форм социально-экономического развития. Мы в органах местного самоуправления должны поощрять более активный диалог и обмен мнений между этими тремя секторами, предоставив в их распоряжение наш организационный опыт, оказывая им консультационные услуги, техническую и финансовую помощь и обеспечив им доступ к кредитам.
 В глобализирующемся мире, где наличие достойных рабочих мест ограничено рамками структурной безработицы, распадом системы социальной защиты и тем, что богатства в значительной степени вкладываются в финансовую систему, мы выступаем за принятие местных стратегий по созданию рабочих мест на основе политического и социального консенсуса.

 

Прозрачность и гражданский контроль в управлении
 Наша обязанность состоит в том, чтобы обеспечить прозрачность нашей деятельности в органах местного самоуправления. Работая в местных органах власти, мы должны не только подавать пример нашим собственным поведением, но и содействовать созданию общественных инструментов контроля и регулирования, необходимых для того, чтобы наши ресурсы и энергия на самом деле были использованы для решения проблем людей.
 Существуют подходящие инструменты для обеспечения прозрачности деятельности правительства. Обеспечение процесса децентрализации, который способствует участию граждан, является эффективным способом достижения прозрачности и снижения уровня коррупции так же, как развитие организационной культуры и создание общедоступной информационной системы. Процесс развития организационной культуры предполагает непрерывное обучение наших чиновников, создание форумов по обсуждению того, как они могут соотносить их деятельность с целями нашего управления.
 Необходимо внедрять методы долгосрочного управления, позволяющие планировать деятельность местных органов власти на период, превышающий избирательный цикл. Поэтому применение принципов стратегического планирования очень важно так, как позволяет обеспечить эффективный сбор информации и ее научный анализ. Если мы хотим двигаться в нужном направлении, наша политика должна быть основана на фактических данных. Для того чтобы оценить как уже имеющиеся достижения, так и то, что еще предстоит сделать, существует постоянная потребность в более полной и качественной информации. Внедрение системы городских индикаторов помогает нам в решении задачи описания, мониторинга и оценки состояния наших городов и, таким образом, служит одним из ключевых инструментов городского планирования. Для того чтобы успешно проводить политику большего равенства, очень важно знать, какие сектора в наибольшей степени страдают и куда нужно направить ресурсы.
 Мы преисполнены решимости содействовать обеспечению солидарности в наших городах. В условиях международной системы, которая стремится навязывать экономическую конкурентоспособность и бюджетные корректировки в качестве единственной меры надлежащего управления, мы считаем, что прогресс в наших городах должен оцениваться с учетом достижения более высокой продолжительности жизни, снижения детской смертности, количества и качества общественного пространство, доступа к образованию, медицинскому обслуживанию и жилью. Вместо распространения катастрофических слухов о долгах, неполадках и стагнации, мы, в городах управляемых социалистами, должны сделать решительный выбор в пользу политики, направленной на достижение большего равенства и справедливого перераспределения. Для решения этой задачи требуется много времени, чтобы убедить людей в том, что власть должна служить их благу.
 Мы знаем, что информацией можно манипулировать. Мы также знаем, что информация не бывает нейтральной. Любое решение о том, какие показатели использовать, как их рассчитать и представлять, и особенно, как их применять на практике, является идеологическим. Наш выбор состоит в том, чтобы считать людей лучшей мерой наших озабоченностей. Поэтому мы предлагаем создать систему надежных показателей, которые отражают тенденции городского развития в вопросе улучшения качества жизни граждан.
 Надежные и последовательные показатели качества городской жизни могут помочь нам в осознании наших основных проблем и планировании наших действий по их решению. Мы считаем, что необходимо стимулировать создание таких инструментов в рамках децентрализованного и совместного управления. Мы хотим видеть города демократическими, открытыми - города для всех их обитателей. Это может быть достигнуто посредством демократического доступа к информации. Информация должна использоваться для того, чтобы построить город, который имеет "много что предложить большинству людей". Со своей стороны мы стремимся к созданию наших собственных показателей оценки качества жизни в городах, управляемых социалистами.
  XXI век должен стать веком реализации во всех наших городах фундаментальной идеи Социнтерна о "солидарной глобализации".

1 Эта конференция проходила 7-9 декабря 2001 г. в Афинах.
2 Декларация Картахены о беженцах была принята на коллоквиуме по теме "Международная защита беженцев в Центральной Америке, Мексике и Панаме: юридические и гуманитарные проблемы", проходившем в Картахене (Колумбия) с 19 по 22 ноября 1984 г.
 

17 Февраль 2014

Комментарии


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
2017: ГОД, КОГДА МЫ ТЕРЯЕМ КОНТРОЛЬ НАД РОСТОМ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ?
ВЕЙМАРСКИЕ МГНОВЕНИЯ
ОТ ДИКТАТУРЫ К ДЕМОКРАТИИ
ТРАГЕДИЯ ПЕРЕСТРОЙКИ

Новости
26.07.2017 Разрыв между ХДС/ХСС и Социал-демократической партией Германии продолжает расти
26.07.2017 Литовские социал-демократы запустили процедуру выхода из правящей коалиции
26.07.2017 Трамп назвал приоритетом налоговую реформу с акцентом на льготы среднему классу
26.07.2017 ЕС пообещал отстоять свои интересы от санкций США против РФ
25.07.2017 Китай намерен укрепить оборону вдоль границы с КНДР

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"