все поля обязательны для заполнения!


 
КИНО КАК ПОЛИТИКА

 Клуб журнала "Социалист"  провёл встречу с известным режиссером и клипмейкером Юрием Грымовым.


С самого начала режиссер предложил формат мастер-класса, когда аудитория задает вопросы, а он старается выстроить ответы в рамках заданной темы.


«Сегодняшнее кино вне политики рассматривать невозможно, – констатировал Грымов. – Взять хотя бы нашумевшее кощунство “Гитлер капут!”. Что это – просто комедия? Как это должны воспринимать блокадники в Ленинграде? Безусловно, это кино плюс политика».
По мнению режиссера, сегодня в Америке любое кино делается во имя политики. При этом надо различать фильмы для внутреннего пользования и «продукцию на экспорт». «То, что мы наблюдаем на российских экранах, начиная с 90-х – это самая что ни на есть внешняя политика. То, что мы распахнули настежь свои двери, приняли как идеал стандарт «попкорна» – это лжепонимание рыночной экономики, которое характерно для этой страны в самых разных областях общественной жизни. О тех защитных мерах, которые принимаются в Европе (во Франции не менее 40% национальных фильмов в прокате, в Германии – не менее 30%), у нас даже не задумываются. Но главным индикатором политизации американской киноиндустрии можно считать то, что в нашей стране кинематограф США не зарабатывает ровным счетом ничего!

Два десятилетия они вкладывались в нашу страну для того, чтобы их слышали. Ради того, чтобы зритель привык. Вагонами кинопленки присылали. Один только киномагнат Али-Заде, известный тем, что приехал на кинофестиваль в Каннах на коне, в начале 90-х восемьсот голливудских кинофильмов подарил российским прокатчикам! А теперь мы получили закономерный результат. Ничего, кроме «киножвачки» наш зритель, и, прежде всего, молодежь, воспринимать не может. Потому что «напряжно», потому что «грузиться надо»».
По мнению Грымова, не стоит удивляться, что вследствие этого мы потеряли отечественный кинематограф. Уже в следующем году на российские экраны выйдет 80 ремейков американских блокбастеров. Абсолютно идентичный сценарий, только героев назовут русскими именами.
И беда именно в зрителе. Неправда, что талантливый режиссер не сможет пробиться через якобы монополизированные сети кинопроката. Большинство кинотеатров в нашей стране находятся в аренде. В прокате фильму отказать не могут. Но зритель не идет на умное кино


– А можно ли говорить, что беда нашего кино в резком сокращении инфраструктуры? – последовал вопрос из аудитории.

В СССР было 2000 кинотеатров. В США – около 20000, в России – лишь 1600.
– Эти цифры – во многом лукавство, – парировал Грымов. Из 1600 кинотеатров многие лишь номинальны. Залы простаивают, потому что зритель не идет. Один-два зрителя на сеансе – это не фигура речи, а реальность нашей провинции.
Во многом это, конечно, результат нерационального распределения денег. Роскино выдает гранты на съемки. Сейчас эта цифра – около 29 миллионов рублей. Хороший фильм, по мнению режиссера, на эти деньги не снимешь. Поэтому деньги часто берут «абы на что». Долгое время таким образом средства распределялись и уходили в безызвестность. Лишь недавно начались реальные судебные процессы относительно возврата, когда фильм не снят по прошествии многих лет. И многие известные режиссеры вынуждены возвращать деньги. Но ведь эти деньги можно было потратить и разумно, в том числе и на популяризацию реально снятых российских фильмов.

«Еще один больной вопрос – это деятельность наших телеканалов, – продолжил режиссер. – Сегодня в нашей стране реально существует только один государственный канал – ВГТРК «Россия». Насчет ОРТ – большие сомнения. Кто может уверенно назвать собственника этого канала? Но каждый маломальский канал считает своим долгом снимать собственные фильмы, сериалы. Они вовсе не заинтересованы в покупке готового фильма у режиссера. На этом же ничего не отмоешь! Вот Михалков объявил: «Надо снимать патетическое кино!» Но как в наших условиях уловить живой нерв патриотизма? Кто владеет языком, который будет понятен современному зрителю? Или нам предложат ремейк «Адмирала Нахимова»? Какому зрителю будет адресован такой фильм? А самое главное – технологии. Я вот скажу буквально два слова относительно «Тараса Бульбы». Мощный фильм снят, 20 миллионов долларов потрачено. Но только задумайтесь. Если снять этот фильм и взять на главные роди не 35-летних Вдовиченкова и Петренко, а на роль Тараса не 70-летнего Ступку, а актеров, которым реально 20 лет и 40, как было у Гоголя... Какой был бы эффект за те же средства!»

Надеяться, что российское кино выведет из кризиса Союз кинематографистов в его нынешнем виде, по словам Грымова, – это утопия.

Все видели, как несколько месяцев «пилились деньги» на глазах у всей страны. На какие деньги снимали Гостиный двор для второго съезда? Откуда набрали эти 2000 «членов Союза»? Сидели же люди, собранные из регионов абсолютно произвольным образом, по принципу «работы за еду»!
«Решать эту проблему нужно уже давно. Сейчас вместе со «Справедливой Россией» мы прорабатываем идею создания профсоюза работников кино и телевидения. Бюджет будет минимальный. Но на сборы рядовых членов можно будет реально отстаивать права режиссеров, бороться с пиратами». Сегодняшний оборот кинопиратов, по оценке клипмейкера, на рынке DVD – около 8 миллиардов долларов! Спасение российского кинематографа – только в малых бюджетах и государственной поддержке.
Зрителя же привлечь на хорошее кино можно, только вернув идеологию и в политику, и в кино. Ведь с 1991 года в России нет национальной идеи! И она не появится из ниоткуда. «Для меня сегодня очевиден культ денег – поделился Юрий Вячеславович. – Он доминирует во всех сферах жизни. Но параллельного вектора ценностей – семьи, веры, ответственности – нет. А без этого нет ничего. И режиссеры, занимающиеся этими ценностями, “вопиют в пустыне”».


Директор института «Справедливый мир» Валентина Левичева поинтересовалась, как отражается на киноиндустрии проблема рейтинга, насколько объективны существующие методики в этом вопросе.

Юрий Грымов поведал, что «разочаровался в этой мафии» после знаменитой предвыборной кампании на выборах президента 1996 года. «Когда проходили социологические исследования, фокус-группы, показывающие на выходе, что лучшим лозунгом на рекламных щитах будет «ЕБН-96», я за голову хватался!»
По мнению режиссера, все существующие рейтинги – не более, чем элемент пропаганды. Это проявляется, в том числе, и во все большем переходе телеаудитории на дециметровые каналы с федеральных, информационная политика которых становится отталкивающей даже для преданной целевой группы зрителей.
А вот в жертву рейтингу идет все, что представляет ценность. Показательна была история с «Иронией судьбы», когда Рязанов через год после выхода в свет ремейка был вынужден признать и собственную ошибку, которая выражалась в том, что он продал права на киноленту. «52 миллиона долларов в прокате получили, но тем вогнали в гроб первый фильм», – был вынужден признать на одной пресс-конференции главный российский кинолиберал.
По мнению Грымова, переживают кризис и традиционные кинофестивали: «Это форма 70-х годов. Девальвация «Оскара» налицо. Ну о чем говорить, если в свое время шесть статуэток собрал «Полет над гнездом кукушки», а в этом году ими усыпан «Миллионер из трущоб». Не самый худший, кстати, по нынешним временам фильм, но ведь сравнение очевидно! С другими фестивалями дело не лучше. Все же прекрасно знают стереотипы Берлинского фестиваля. Если вы из России, нужно бесконечно демонстрировать свое уродство и калек, гнобить коммунистов, сокрушаться о собственной истории – и успех вам гарантирован!»

Юрий Грымов высказал весьма скептическую оценку регулирующей функции государства.

По его мнению, если на Западе государство всеми средствами охраняет свой рынок, то в России бюрократические препоны, как правило, только мешают. Все начинается с первых минут съемки. Несколько минут – и операторскую группу окружают люди в самых разнообразных погонах, чья мотивация весьма однообразна. Исправлять ситуацию с позиций юстиции необходимо. Внесение соответствующих законопроектов остро назрело. Сам режиссер признался, что только подошел к работе над таким документом и очень рассчитывает на помощь товарищей из «Справедливой России».
Своеобразно, по мнению Грымова, и распределение прибылей от сборов в российских кинотеатрах. Если в США в первую неделю проката 90% сборов уходит выпускающей компании, а только 10 – прокатчику, во вторую – 80/20 и т.д., то в России с первой же недели распределение идет 50 на 50. Причем из своей доли производитель должен выделить еще около 15 % промоутеру.

На вопрос о своей первоначальной деятельности – клипмейкерстве и общественной рекламе – Юрий Грымов заявил, что сознательно ушел из этого бизнеса.

Социальная реклама стала совершенно никому не нужна – и прежде всего телеканалам, которые в 90-е годы охотно брали ее в эфир. А политическая видеореклама переживает серьезный кризис из-за навязывания жестких стандартов низкопрофессиональным сообществом электоральных управленцев. «Сейчас, при достаточном финансовом ресурсе и доступе к ТВ, власть может взять кто угодно – настолько упал средний уровень производства политической рекламы по сравнению с тем потенциалом, который есть у грамотных режиссеров-профессионалов. Необходимо лишь отказаться от «распила» бюджета и доверить художественное руководство кампанией одной команде!»


На вопрос шеф-редактора журнала «Социалист» Вадима Белова, означает ли «кто угодно», что самому Грымову не важна идеология потенциального заказчика, режиссер парировал, что никогда не стал бы работать с экстремистами фашиствующего толка. На уточнение, а стал бы он сотрудничать с коммунистами, Юрий заметил, что современную компартию трудно считать идеологически соответствующей ее политическому бренду. «Если бы я был лидером КПРФ, я бы уже давно пришел к власти», – резюмировал он.

Много вопросов было посвящено новым формам работы с электоратом: использованию IT-технологий, мобильных сервисов, иных инновационных технических стандартов.

Режиссер согласился, что на этом направлении нужно работать каждому, кто рассчитывает на политический успех в будущем. «Выпускать листовки в наши дни – это полный бред! Ничего, кроме отчетности и галочки в соответствующей графе они дать не могут».
Грымов отметил, что в PR-сообществе назрела острая тоска по идеологии и целеполаганию. Люди, обладающие высокими профессиональными качествами, соскучились по большой работе. «Зачем я работаю? Во имя какой цели?» – вот вопросы, которыми задаются сегодня квалифицированные специалисты во всех сферах. Причем это характерно не только для нашей страны. Так, Грымов выразил мнение, что если Б. Обама не разовьет свою социалистическую риторику и не начнет ее подкреплять на практике, то будущего как у политика у него нет.


Кризис российского кино также во многом должен быть преодолен с помощью привнесения смысловой нагрузки в эту сферу.

«Я считаю, что выход – в клубном принципе. Организовать сеть, к примеру, на базе многочисленных и простаивающих у нас библиотек, где после сеанса проходило бы обсуждение увиденного – и за год-полгода мы в корне изменим ситуацию!» Необходимо, по мнению режиссера, и активное участие телевидения. России нужен собственный канал «Discovery», который не только удовлетворит запросы отечественной аудитории, но и будет способствовать продвижению страны в информационном поле за рубежом.
И конечно, требуется преодоление существующей культурной догматики. «Америка у нас – икона. Когда я снял фильм «Чужие» – все вы видели, какой начался вой! «Святое» затронули!»
Режиссер поделился мечтой о том, что российское кино достигнет уровня, когда ему не нужна будет реклама, сопоставимая по объему финансирования с бюджетом самого фильма. «Анонс в расписании кинотеатра – этого всегда достаточно для хорошего фильма. А у нас все с точностью до наоборот. И не только в кино. Нарезали 50 км георгиевских ленточек – и что?! Бюджет необъятен! Так может, лучше стоило оставшимся ветеранам квартиры наконец подарить?!»
Завершая вечер, Вадим Белов попросил назвать 5 самых великих, по мнению Юрия Грымова, режиссеров в истории мирового кино, после, конечно же, Никиты Сергеевича Михалкова. Грымов отметил зарубежных классиков – Ингмара Бергмана, Оливера Стоуна, Ким Ки Дука, и отечественных гениев – Георгия Данелия и Отара Иоселиани.
 

01 Май 2009
Смотрите материалы по теме: кино

Комментарии


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ МАРКСА И СОВРЕМЕННЫЙ ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР
СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНОЕ НЕПОНИМАНИЕ
РОСКОСМОС В ПОИСКАХ ЧЕРНОЙ КОШКИ
НЕУДАЧА РОССИИ ГРОЗИТ ОБЕРНУТЬСЯ БЕДОЙ ДЛЯ УКРАИНЫ

Новости
11.12.2018 Меркель заявила, что Глобальный договор о миграции отвечает интересам Германии
10.12.2018 Блок действующего премьер-министра Армении победил на выборах в парламент
04.12.2018 Конференция ООН по климату в Катовице продлится до 14 декабря
04.12.2018 Социал-демократы назвали своего кандидата на выборах президента Литвы
04.12.2018 Французское правительство объявит мораторий на повышение цен на топливо

Опрос
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПОВЫШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА?





Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"