все поля обязательны для заполнения!


 
ТУРЦИЯ: РЕВОЛЮЦИЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ?
ЮРИЙ ГЛУШАКОВ
Первый заместитель председателя Белорусской партии «Зеленые»

Сегодня «арабская весна» уже, казалось бы, превратилась в «исламистскую зиму», однако последние события в Стамбуле, Анкаре и Измире дают основание предполагать, что расстановка сил на Востоке может снова поменяться. И тюркская республика, созданная Мустафой Кемалем на территории двух частей света, может стать вновь площадкой для светского и социального возрождения…

 

Делу Ататюрка – верны?
На самом деле, происходящее сегодня в Турецкой Республике невозможно рассматривать в отрыве от событий, последовательно потрясших Тунис, Египет, Ливию, Сирию и ряд других арабских и мусульманских стран. Получившие сразу звучные имена «революций» эти выступления на Ближнем Востоке и в Северной Африке, на самом деле, имели довольно сложную природу и многозначный вектор развития. Начавшись в Тунисе и Египте как настоящие восстания народных масс против коррумпированных авторитарных режимов, они повели вроде бы к установлению демократии.      Однако с помощью формальных избирательных процедур у власти сразу же оказались исламисты из тунисской «Аннахды» и египетского филиала «Братьев-Мусульман». Может быть, и не такие коррумпированные, как свергнутые светские президенты-автократы, но ничуть не менее, если не более, склонные к нетерпимости политические силы. Во многих из этих событий Турция играла не последнюю роль. Особенно велико участие нынешнего турецкого правительства в происходящем на сирийской земле. И у этой внешней активности существует несколько причин…

Во-первых, Турция сегодня – экономически мощная и динамически развивающаяся страна. Это резко усилило ее удельный вес в регионе да и в мире в целом.

 Во-вторых, именно поэтому Турция, ранее всего лишь скромный член НАТО, не претендовавший на самостоятельную политику, сегодня превратилась в региональную сверхдержаву и проводит активную внешнюю политику. Первой пробой пера была демонстративная поддержка Турцией Палестины, но затем акценты несколько сместились…

В третьих, в мусульманских странах сегодня набирает силу исламизм, и именно в Турции была выработана его весьма своеобразная и действенная модель.

С 2002 года у власти в Турции находится правительство Партии справедливости и развития (ПСР) Реджепа Тайипа Эрдогана. Ее историческим предшественником в определенной мере является Демократическая партия (ДП), которая в 1950 году выиграла выборы у Народно-респубиканской партии (НРП), впервые нарушив 30-летнюю монополию кемалистов на власть. И уже в деятельности «демократического» дуимвирата Баяр – Мендерес, возглавившего государство, можно заметить много общего с политикой современной ПСР. Прежде всего – это сочетание консервативно-исламистской политической и культурной составляющей с либеральными подходами в экономике.    Находясь у власти, «демократы» за государственные деньги, невзирая на то, что одним из основополагающих принципов республики Ататюрка являлась светскость (лаицизм), строила мечети, ввела изучение религии в школах, чтение Корана на арабском языке на общественном радио и так далее . Другой же рукой ДП проводила приватизацию и рыночные реформы, покровительствуя классической «частной» буржуазии (в то время как НРП выражала интересы бюрократической буржуазии, тесно связанной с государственным сектором). Помимо этих двух тенденций для деятельности исторических «демократов» у власти была характерна еще одна черта – авторитарность и репрессивность (впрочем, этого и самой НРП в ту пору было не занимать). Однако ДП так жестко обрушивалась с преследованиями на своих политических противников, что для отстранения ее от власти в мае 1960 года понадобился военный переворот, а свергнутые премьер-министр, крупный помещик Аднан Мендерес и президент Джелаль Баяр были казнены. Армия в Турции всегда являлась гарантом светского пути и следования «заветам Ататюрка…»

Новые османы
Что касается современной Турции и пребывающих у власти «новых исламистов» из ПСР, то как раз они первоначально авторитарно-репрессивными методами особо не отличались. В ЕС не могли нарадоваться на своих новых партнеров по европейской интеграции.

  Во-первых, откровенные либералы в области экономики. И надо признать, что в то время, как в большинстве стран мира неолиберальная модель стала пробуксовывать, а затем и вовсе в 2008 году вошла в крутое пике рецессии и до сих пор не может из него выйти, дела в экономике Турции складывались достаточно неплохо.

Во-вторых, именно ПСР попыталась разрешить весьма болезненный для страны вопрос, по официальной версии ЕС, сильно мешающий вхождению Анкары в «брюссельскую семью народов». А именно – вопрос курдский… Впрочем, существует мнение, что и в кулуарах самого Евросоюза до сих пор нет консенсуса по поводу принятия Турции в свои ряды. И что эта европейско-азиатская держава для Европейского союза, как пресловутый чемодан без ручки – и нести, то есть принимать - опасно, учитывая ее экономический потенциал и амбиции, а также миграционные последствия, и бросить жалко – могут пойти не туда, и тогда будет еще хуже…

Так вот, именно правительству Эрдогана удалось стронуть с мертвой точки курдский вопрос и в марте этого года, добиться начала вывода боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК) с территории Турции. Поэтому некоторые склонны видеть в этом определенный «либерализм» Гюля –Эрдогана. Посему в связи с сегодняшним движением за отставку правительств умеренных исламистов звучат и мнения о том, что отстранение от власти турецкой ПСР может повлечь за собой ухудшение взаимопонимания, достигнутого в переговорном процессе с РПК. В частности, подобные взгляды достаточно широко тиражирует ресурс Kurdistan today. При этом сам лидер РПК Абдулла Оджалан, находящийся в заключении на острове Имрали, во время своего недавно состоявшегося свидания с братом Мехмедом Оджаланом назвал действия полиции по жестокому разгону демонстрантов на площади Таксим неприемлемыми. Одновременно курдские активисты под своими знаменами активно участвуют в уличных протестах вокруг Гези.

Какова же на самом деле «исламистская» цена курдского вопроса? Представляется, что ПСР пошло на определенные подвижки на встречу курдам не по своей доброй воле, а лишь в контексте евроинтеграции. И даже если правительство Эрдогана имеет намерение и дальше улучшать отношения с курдским народом, а не просто демобилизовать активистов РПК, то именно с оглядкой на Брюссель этот процесс и будет идти.

  Сможет ли такой подход послужить делу подлинного освобождения курдского народа? Существует и другой, более заостренный взгляд на это противоречие.

  Известно, что в Османской империи, к традициям которой все более апеллируют умеренные турецкие исламисты, многие национальные меньшинства, особенно мусульманские, пользовались немалой фактической автономией. Так, хюкюметы ряда беев курдских племен пользовались полной внутренней независимостью, признавая над собой лишь верховную власть Порты, а курдские феодалы при этом, как и представители знати арабского, черкесского и иного нетурецкого происхождения, зачастую составляли ближайшее окружение султанов. Только едва ли подобные проявления средневекового племенного партикуляризма могут вписаться в современный контекст национальной автономии. Поэтому иногда вопрос ставится ребром – может ли новый османский халифат, даже с элементами такого партикуляризма, считаться более прогрессивным явлением, чем светский национальный кемалистский унитаризм?

На самом деле, идеология современного умеренного исламизма в Турции весьма своеобразна. Строго говоря, он значительно отличается от талибской или ваххабитской версии суннитского фундаментализма. И даже – от классического наследия зародившихся в Египте Братьев-мусульман, духовная и политическая близость к которым турецкой ПСР, тем не менее, вполне очевидна. Поскольку исламизм ПСР является реакцией на светскую государственную модель развития Турции, известную как кемализм, последнее обстоятельство наложило на него свой отпечаток.

  Во-первых, исламизм в еще секуляристской Турции не может позволить себе крайности а-ля полное выключение женщин из публичной и производственной жизни, прилюдное отрубание голов и конечностей и прочие прелести шариата.

  Во-вторых, исходя из того, что турецкий ислам даже в те времен, когда султан одновременно являлся халифом, не был все же доминирующей силой – приоритет всегда оставался за светской властью, тем более сегодня ПСР разбавляет свой умеренный исламизм значительной толикой традиционализма, а именно – апеллирования к величию Османской империи. Такая смесь клерикализма и традиционализма составляет своеобразие умеренного исламизма ПСР и делает ее достаточно близкой к классической консервативной тенденции. В наследии Оттоманской Порты, по мнению идеологов ПСР, есть все, что нужно Турции современной с ее амбициями региональной сверхдержавы – и имперское величие, и блеск культурной самобытности, и даже определенная «демократичность». Ведь что касается столь модных ныне прав человека и меньшинств – вышеупомянутый средневековый феодально-племенной партикуляризм и конфессиональная обособленность османских времен вполне можно выдать и за соблюдение стандартов нынешнего ЕС (ведь партия Гюля-Эрдогана является еще и проевропейской). Впрочем, ведь и турецкие султаны, начиная, как минимум, с сына Орхана Сулеймана впервые, кстати, по просьбе византийцев, высадившемся на европейском континенте, или с Мехмеда II Завоевателя , взявшего в 1453 году столицу Византии Константинополь и принявшего титул «кайсер-и-Рум» (императора Рима), в определенном смысле тоже могут считаться «проевропейцами».
А в третьих, и это, возможно, наиболее важно для партии крупной буржуазии, какой является ПСР – при Османах роль государства в экономике не было столь определяющим, как при Ататюрке и его последователях. А следовательно, феодально-торговая османская Турция может даже быть ближе современным неолибералам, чем кемализм с его этатизмом и революционностью…

Конечно, говорить всерьез о полной реставрации османских времен в современной Турции не приходится. Но исламизм и неоосманизм является весьма удачной находкой для современной турецкой буржуазии – после того, как кемалистский вариант капиталистического развития при решающей роли государства себя исчерпал, почему бы не попробовать упаковать все тот же по сути товар, но теперь уже в яркие одежды времен Сулеймана Великолепного и исламских халифов? Корпоративные менеджеры хорошо знают – в некоторых случаях ребрендинг бывает крайне полезен…

Между прочим, палитра политических взглядов в современной Турции достаточно пестра – иногда перепевы «великого османизма», правда, скорее в шутливо-пародийной форме, встречаются в на крайне левом фланге тамошней сцены. Так, активист Европейского социального форума Орсан Сеналп пишет - в свое время маленький бейлик потомков султана Османа был основан в конце 13 века неподалеку от границ Византии, и стал тем ядром, вокруг которого образовалась Османская империя. Так и современная сетевая демократическая революция, начавшаяся в Турции в мае, может перекинуться дальше на Европу и страны Востока. Это, конечно, гротеск, но в каждой шутке есть доля шутки…

 

Сетевые «гази» революции Гези…
Итак, 27 мая 2013 года. В Стамбуле проходит первая акция протеста против вырубки деревьев в единственном стамбульском общественном парке Гези. Деревья в мегалитическом «Царь-граде», где зелени совсем не много и каждый метр и без того плотно застроен, должны снести под строительство коммерческого центра, стилизованного в духе артиллерийских казарм а-ля Османская империя. Достаточно символическое сочетание – «фри маркет» в османском стиле. Между прочим, центр Стамбула с недавних времен превращен в огромную стройку.

Итак, первая акция, достаточно немногочисленная, сразу же весьма брутально пресекается полицией, уже в первый день против мирных демонстрантов-экологов применяется слезоточивый газ. Но это вызывает обратную рекцию – и скоро к парку Гези и находящейся рядом площади Таксим стекаются десятки тысяч возмущенных людей. Начинается серьезное противостояние…

Факт налицо - проблемы уплотнительной застройки, столь бурно развернувшейся при исламистских неолибералах у власти, не нравятся жителям Стамбула и других крупных городов. Но естественно, что чисто экологическое выступление в защиту парка Гези, жестоко разогнанное полицией, стало только катализатором социального взрыва. На площадь Таксим собираются все – представители многочисленных левых партий, которые очень активны в Турции, курды, экологические и социальные активисты, сторонники кемалисткой НРП, болельщики «Галатасарая» и «Бешикташа», даже члены ультранационалистической ПНД. Но в целом – это массовое народное выступление.

  Как показывают некоторые социологические опросы, 69% участников протестов не принадлежали ни к каким политическим партиям, большинство из них впервые участвуют в акциях протеста. Здесь, как и практически во всех массовых выступлениях последнего времени в мире, огромную роль играет мобилизация через социальные сети. Почти одновременно демонстрации начинаются в Анкаре, Измире и множестве других городов. О солидарности с протестующим заявляет крупнейшее профобъединение Турции – Конфедерация революционных рабочих профсоюзов (ДИСК), которая вскоре объявит всеобщую забастовку.

Площадь Таксим становится ареной ожесточенных столкновений с полицией. Спецназ активно применяет спецсредства – водометы, резиновые пули, слезоточивый и перечный газ. Таксим – традиционное место революционных выступлений. Однако в 1970-х годах первомайское выступление здесь было беспощадно расстреляно некими таинственными снайперами – то ли боевиками «серых волков», то ли спецслужб, то ли еще кем то… Как бы там ни было, но после той бойни все массовые мероприятия на Таксим были запрещены. Правительство ПСР, заигрывая с европейским политическим либерализмом, сняло этот запрет. Летом 2010 года в Стамбуле прошел Европейский социальный форум, в котором участвовал и автор. Многотысячная демонстрация левых активистов, включая курдов, прошла по городу и закончилась как раз на площади Таксим. Но через некоторое время демонстрации левых и НРП на Таксим стали приводить к схваткам с полицией…

 

  И вот теперь события вокруг Гези быстро становятся новостью мирового масштаба. Вся левая общественность Европы становится на сторону протестующих, но в этот хор солидарности кем-то начинают вбрасываться первые зерна сомнения. Дескать, Гюль и Эрдоган наладили диалог с курдами, а вот кемалисты из НРП, активно участвующие в протестах, с курдами на ножах. В пренебрежении курдской проблемой наиболее «правильные» западные левые обвиняют даже Рабочую партию Догу Перинчека, идеология которой основана на своеобразном сочетании коммунизма с левым кемализмом и даже левым евразийством.

Власти, как водится, во всем видят происки неких загадочных «внешних сил», дескать, дестабилизирующих ситуацию в процветающей Турции. Что за силы – не конкретизируется, и некоторые форумные остряки шутят: «Не иначе, это подарок Эрдогану от Ассада». Но кроме шуток, война в Сирии, фактически ведущаяся исламистским формированиями с территории Турции, стала одной из причин этих выступлений. Многие в сирийском обществе, не испытывая особых симпатий к действующему президенту Сирии, тем не менее явно недовольны волной насилия, развязанной при посредничестве исламистских вил в самой Турции, и огромным количеством беженцев, которые устремились от ужасов необыкновенно жестоко ведущейся войны на турецкую территорию… А главное – тем обстоятельством, что приграничные с Сирией районы превращаются в проходной двор исламистов, причем далеко не умеренных, а весьма радикальных и агрессивых. 

  

Конечно, очень многое в этом конфликте могла бы решить армия… Традиционно светски ориентированная армейская верхушка, часть которой представляла собой фактически бизнес-сообщество, но в отличие от либеральной буржуазии, тесно сросшееся с государством, сегодня отодвинута на второй план. Более того, против военных были развязаны репрессии в связи с делом так называемого «Эргеникона». Обвиненные в заговоре против правительства Эрдогана, многие из авторитетных турецких генералов сегодня находятся в тюрьме. Однако существуют следующие факты - в одном из турецких городов военные образовали разделительный кордон между полицией и демонстрантами, есть случаи, когда военные медики оказывали помощь пострадавшим от полицейского насилия. Скажут ли еще свое слово турецкие военные-«аскери»? Вопрос более чем открытый…

Тем временем правительство ПСР маневрирует, жесткая риторика премьера, назвавшего протестующих мародерами, сменяется извинениями более «мягкого» вице-премьера Бюлента Арынча. Но игры в «добрых-злых» полицейских не помогают – протестующие, образовавшие общественную платформу «Солидарность Таксим», к которой присоединилось 120 общественных организаций, включая профсоюзы ДИСК, настаивают на своих ранее выдвинутых требования.

  Среди них ключевым является не только прекращение вырубки парка, вопрос, который власти обещают вынести на референдум, но и требование отставки правительства Эрдогана. Сам премьер называет выступающих «капыкулу», среди многих значений этого слова в турецком языке есть и «взбунтовавшиеся рабы». Восставшие на Таксим охотно поднимают брошенную им перчатку и сами себя начинают называть «капыкулу», а вот «красноречивого» премьера, в том же духе, величают теперь «султан Тайиип»…

Европейские политики под давлением своей общественности, начинают вяло осуждать «чрезмерно жестокие» действия полиции. А между тем, эти и другие действия привели уже к гибели четырех протестующих. Но в отличие от Ливии или Сирии, никто на Западе не собирается вводить санкции или беспилотную зону над Анатолией. Эрдоган охотно хватается за критику со стороны ЕС и становится в позу воинствующего защитника национального суверенитета Турции от недоброжелателей с Запада.

В конечном итоге руководство турецкого правительства и правящей партии принимают решение штурмовать лагерь протестующих. 16 июня полиция зачищает от демонстрантов Гези и Таксим. Мирных людей избивают, полицейские расстреливают резиновыми пулями раненных, которые лежат на первом этаже «Диван отеля». В замкнутые помещения пускают газ – у многих пострадавших от удушья начинается шок. Полиция препятствует подъезду машин «скорой помощи» в район зачистки, пострадавших приходится нести на носилках на большие расстояния. Имеются случаи насилия полиции в отношении медиков-добровольцев, оказывавших помощь раненным.
Сегодня наступила относительная пауза. Таксим очищена от демонстрантов, но там по прежнему проходят молчаливые акции протеста. Что ждет Турцию дальше?
Для того, что бы ответить на этот вопрос, необходимо понять – какие движущие силы были у этой революции? Кто восстал против консервативного правительства? Революционеры и левые активисты? Сетевые хомячки? Националисты? Рабочие? И те, и другие. О политическом спектре участников протестов мы уже говорили, причем преобладают здесь все же сторонники социалистической идеологии либо светского пути для страны.

  Что касается пресловутого «среднего класса», то его значительное участие в протестах, наряду со студентами и вообще молодежью, подтверждается и социологическими выборками, и даже беглым взглядом, брошенным на экран с любым репортажем с Таксим. Но надо сказать, что офисный планктон в Турции – немного другого сорта. Дело не только в южном темпераменте, но и культуре борьбы левых партий и профсоюзов, которой так богата история Турции последних десятилетий.
Здесь же, наряду с сетевыми достижениями современной технократической цивилизации, на стороне восставших и обычаи солидарности и взаимопомощи, свойственные еще живущему в этой восточной стране традиционному обществу. Если в старинной Турции «борцов за веру» называли «Гази», то протестующих у Гези вполне можно назвать новыми «гази». Только на баррикады их ведет не религиозный фанатизм (это инструмент их противников), вера в человека, в справедливое будущее, где личное пространство каждого будет гармонично сочетаться с общественным пространством для всех, без хищнического диктата корпораций, полицейского насилия и лжи политиков…
Кроме того, нельзя списывать со счетов и участие в акциях классического пролетариата и профсоюза ДИСК. Эксплуатация на фабриках турецкого «легпрома», обшивающего пол-Европы, включая Восточную “еще та”, поэтому рабочие-турки – очень активны и революционно настроены. Автор видел в 2008 году небольшую демонстрацию трудящихся на улице Истекляль в Стамбуле. Далеко не праздная прогулка с транспарантами… Турецкие пролетарии выкрикивали лозунги протеста против вредных условий труда при покраске пресловутой местной «джинсы» так, словно их было не 50, а 500 человек…

Одним словом, против режима исламистов в Турецкой Республике поднялись не отдельные группы экологов или диссидентов, левых экстремистов или националистов. Происходящее там сегодня – это мощное движение демократической, социальной и светской Турции против Турции консервативной, клерикальной и неолиберальной. Какой из этих двух вариантов нужен турецкому народу как таковому – выбирать ему. Но есть достаточно весомые шансы предполагать, что граждане этой загадочной и бурно развивающейся страны в конечном итоге выберут прогресс и свободу…

26 Июнь 2013

Комментарии
Сергей Бахматов  |  28 Июнь 2013 в 01:42
Нарастающее протестное движение во всём мире, пусть даже и не везде осознанное, связано с нарастающими противоречиями мирового капитализма как такового. Всеобъемлющая власть абсолютного меньшинства, изрядно разбогатевшего и глубоко аморального, противоречит самой природе человеческого общества.
Поэтому это движение со временем будет только нарастать и шириться.
Сергей Бахматов  |  29 Июнь 2013 в 17:37
Против господствующего меньшинства борются давно, но безуспешно. Здесь существуют три основные тенденции, которые, несмотря на общую цель (освобождение человечества), отличаются в подходах. Все три идеологии в той или иной мере в оппозиции капиталу, но при разном отношении к государству и методам борьбы.
Коммунисты, полагая, что «под лежачий камень вода не течёт» провозгласили единственно возможную силу, которая способна изменить общество, - диктатуру пролетариата (как следствие - классовую мораль, оправдывающую насилие), а кроме этого - руководящую и направляющую роль в обществе компартии на веки вечные.
Анархисты наоборот заявляли, что любая верховная власть недопустима, так как со временем любая верховная власть обюрократится и обуржуазится, что приведёт общество к модели «господин/холоп». Следовательно, государство с его законами недопустимо.
Социал-демократы, полагая, что насилие ни к чему хорошему привести не может, считают, что единственно возможный путь – это тактическая борьба с капиталом, а стратегическую цель (освобождение) предоставляют его величеству времени.
На мой взгляд, в каждом из подходов есть рациональное зерно, но в то же время каждый из них несостоятелен.
Конечно, не прейдя к верховной власти, невозможно осуществить кардинальные изменения в обществе. С другой стороны, история развития общества свидетельствует о том, что любая верховная власть порочна, если её рассматривать в долгосрочной перспективе и, наконец, насилие порождает замкнутый круг.
Разрешить все эти противоречия возможно только при реализации подлинной демократии мирным путём. Верховная власть не будет разлагаться, если это подлинная власть народа.
Самая важная проблема теории социализма – проблема построения подлинной демократии.
Н.Р.  |  30 Июнь 2013 в 15:06
В ходе любой революции одно правящее меньшинство сменяется другим, нередко, увы, ещё худшим. Человеческое общество организовано иерархично, и в нём всегда решения будет принимать меньшинство (элита, правящий класс). Другое дело, что в условиях демократии можно сменить правящую элитную группировку, а в условиях авторитарного режима это невозможно. Каковы плюсы плюралистической демократии: а) правящий класс не может превратиться в закрытую несменяемую касту; б) качество правящего меньшинства при реальной демократии выше; в) оно не может делать всё, что захочет, так как находится под контролем парламента, СМИ, организаций гражданского общества и т. д.
Сергей Бахматов  |  30 Июнь 2013 в 16:24
Подлинная демократия подразумевает демократизацию всех сфер деятельности человеческого общества: экономической, политической и духовной. А самое главное - высокое качество представительства на всех уровнях власти за счёт повышения активности населения, расширения избирательной базы, а также совершенного контроля, отчётности, обязательной сменяемости и всё это на основе духовного возрождения общества. По крайней мере на конечном этапе демократических преобразований и после них не должно оставаться доминирующей политической силы в обществе. Задача, конечно, архи сложная, но, на мой взгляд, в пределе выполнимая.
Н.Р.  |  01 Июль 2013 в 10:10
А Вы уверены, что у людей есть настолько сильные гражданские чувства?
Сергей Бахматов  |  01 Июль 2013 в 11:56
Гражданские чувства людей - функция среды, в которой они живут, если говорить о человечестве в целом. Поэтому нет как высот недосягаемых, так и пропасти, куда нельзя было бы упасть))
Н.Р.  |  01 Июль 2013 в 13:59
Среда не так всесильна. Это философы Просвещения верили, что среда формирует человека, но мы-то сегодня знаем, что это, мягко говоря, не совсем так.
Сергей Бахматов  |  01 Июль 2013 в 14:51
Если говорить об "усреднённом человеке", то среда (микро и макро) оказывает колоссальное влияние на его нравственный облик.
Есть подтверждения тому, что достаточно даже небольшого времени. Например, люди, прошедшие Великую Отечественную войну, никогда не поймут негодяев, которые увёртываются от службы в армии. Кстати, слово негодяй происходит от "не годный служить в армии". Раньше в России к таким людям относились с презрением, а теперь как?
Н.Р.  |  02 Июль 2013 в 03:19
Человек - существо одновременно индивидуальное и социальное. Социальная среда может оказывать влияние только на социальную его составляющую.
Сергей Бахматов  |  02 Июль 2013 в 03:44
Гражданские чувства и, в общем, нравственность - это как раз и есть проявление социальной составляющей индивида. Но среда оказывает влияния во всех аспектах. Вот Вам пример из биологии: клетка - индивидуальное, многоклеточный организм как взаимодействие клеток - социальное, после принятия яда (изменение среды) гибнут клетки, а вместе с ними и весь организм.
Н.Р.  |  02 Июль 2013 в 04:30
Другой пример из биологии. Какой вырастет берёза, это зависит от условий окружающей среды. В благоприятных условиях она будет высокой, в неблагоприятной среде - чахлой. Но дубом или клёном она не станет никогда - какой бы ни была внешняя среда.
Сергей Бахматов  |  02 Июль 2013 в 04:41
Мы говорим об одном виде – Гомо Сапиенсе))
Н.Р.  |  02 Июль 2013 в 08:49
Я имею в виду, что из человека одного психологического типа никакое давление среды не сделает человека другого психотипа.
Н.Р.  |  02 Июль 2013 в 08:51
В СССР пытались с помощью давления социальной среды сформировать "нового советского человека". Но ничего не получилось (к счастью...)
Сергей Бахматов  |  02 Июль 2013 в 09:14
Социальная среда в СССР сформировала определённый тип человека со своими плюсами и минусами, как, впрочем, и в современной России. Что заслужили, то и получили. Мы говорим не о психотипе конкретных людей, а о нравственном здоровье нации, которое, в конечном счете, определяет всё. Чем меньше справедливости и свободы в обществе, тем страшнее гримасы нравственного здоровья нации и наоборот. Процесс диалектически взаимосвязанный, поэтому, влияя на одно, влияешь на другое, и вся система движется...
Н.Р.  |  02 Июль 2013 в 09:38
Тем не менее, далеко не все те, кто жил в СССР, стали "советскими людьми" - во многих сохранились русские и христианские начала. И в современном обществе далеко не все конформисты-потребители. Социальная среда одна и та же, а люди разные. Просто в каждом человеке есть некое внутреннее ядро (генетика плюс воспитание в раннем возрасте), которое весьма слабо поддаётся воздействию среды.
Сергей Бахматов  |  02 Июль 2013 в 10:03
В общественном устройстве во времена СССР (после ужасов сталинизма) был всего лишь один, но глобальный недостаток - отсутствие свободы (подлинной демократии), а все остальные беды лишь следствие этого.
Монополия на власть, предъявляемая субъектом, отличным от всего народа, - вернейший путь к рабству, что, собственно говоря, и проявилось в пресловутом "совке": вороватый, безынициативный, раболепный и т.д. В современной России подавляющее большинство - конформисты-потребители, а герой нашего времени тот, кто "капусты больше нарубил". Воспитание, о котором Вы говорите, - это социальная микросреда, о важности которой мы говорили, но в неблагоприятной внешней обстановке (макросреде) это в лучшем случае останется только островком благополучия.
Н.Р.  |  02 Июль 2013 в 12:49
Я конечно же признаю влияние внешней среды на человека, но весь вопрос в том - насколько она определяет его поведение? Я думаю - процентов на 40. Всё остальное определяется генами (врождённым характером) и воспитанием (микросредой).
Сергей Бахматов  |  02 Июль 2013 в 13:24
На счёт цифр спор пока не имеет смысла, так как такой статистики пока просто нет. Воспитание трудно переоценить, но человек большую часть жизни проводит всё-таки в более широком окружении, и оно накладывает свой отпечаток. Кроме того, само воспитание (микросреда) тоже завязана неким образом на внешние факторы, так как оно определяется ближайшим кругом старших родственников, которые жили в этом мире и имеют свой опыт.
Генетика по этому поводу говорит следующее: есть понятия генотип и фенотип. Генотип определяется только биологически (генами), а фенотип зависит от внешних факторов развития (образа жизни, макро и микросреды и т.д.) Различия фенотипов для однояйцовых близнецов или клонов очень велики.
Сергей Бахматов  |  04 Июль 2013 в 04:06
Вот оно истинное лицо буржуазной демократии! Вместо возмущения тотальной слежкой, организованной спецслужбами США, молчаливо созерцают «охоту на зверя» и президента Боливии, которого остановили в воздухе и обыскали, как преступника. По уровню безнравственности и морального разложения существующий мировой порядок практически не отличается от того, который привёл в своё время к власти Гитлера и мировой войне. Не хватает только сопутствующих обстоятельств…
Н.Р.  |  05 Июль 2013 в 15:01
А.И.Солженицын сказал, что культура несёт в себе упругое сопротивление всем видам обесчеловечения - и снижению наших нравственных мерок, и погружению в потребительство. Если мы выстоим, то только опираясь на русскую культуру - Пушкина, Толстого, Достоевского... Русская культура помогла русским сохранить себя даже во времена тоталитарного правления.
Сергей Бахматов  |  05 Июль 2013 в 16:12
Это, безусловно, так! Но чтобы культура была востребована широкими слоями населения, нужно сначала изменить саму жизнь в обществе, то есть сделать её свободней и справедливей. Только тогда появится положительная обратная связь, которая обеспечит духовное возрождение общества.
Н.Р.  |  06 Июль 2013 в 05:17
И в этом процессе возрождения сама культура может сыграть очень важную роль. Культура содержит те "коды" и смыслы, которые позволяют противостоять давлению среды.
Сергей Бахматов  |  06 Июль 2013 в 05:51
Люди, создающие культуру во все времена были людьми исключительными в том смысле, что им дан великий дар видеть гармонию и духовную истину независимо от несовершенства мира их окружающего. Подавляющая часть человечества считают их идеалистами (лириками), так как в повседневной своей жизни почти всегда видят строго противоположное. На самом же деле, реализм лириков заключается в том, что между окружающим нас миром и нашим отношением к нему есть положительная или отрицательная обратная связь.
Положительная - сделай мир лучше, и ты полюбишь его и сам станешь совершеннее. Став более совершенным, ты сделаешь мир ещё лучше и т.д. В этом и заключается прогресс.
Отрицательная - строго наоборот.
Поэтому здесь важна сама положительная тенденция, а не абсолютное значение начального положения.
Пока в мире никогда и нигде не удалось запустить эту положительную тенденцию, так как общество, где нет свободы, развращает как господствующее меньшинство, так и подчинённое абсолютное большинство.
Н.Р.  |  07 Июль 2013 в 14:33
Вы знаете, я думаю эта тенденция существовала и существует независимо от того, есть в обществе политическая свобода или нет. Многие великие произведения культуры были созданы при недемократических режимах. Шекспир, к примеру, не жил при демократии. Как и у нас Пушкин, Толстой, Достоевский. Но тем не менее творцы культуры, (идеалисты) существуют в любом обществе - и помогают ему хоть немного подняться на более высокую ступень нравственного прогресса.
Сергей Бахматов  |  07 Июль 2013 в 15:29
Под тенденцией в данном случае я имел в виду тенденцию нравственного развития всего общества и соответствующее преобразование мира. Великие деятели культуры, естественно, были во все времена, и тема общечеловеческих ценностей поднималась ими неоднократно. Поэтому культура и передаётся, как вечный огонь из поколения в поколение. Но эта прослойка (носителей культуры) в современном обществе, к сожалению, истончается.
Н.Р.  |  07 Июль 2013 в 15:30
Увы...
Сергей Бахматов  |  17 Июль 2013 в 05:48
Буржуазная демократия в действии! Типичный образчик рабской психологии: даже если государства тех или иных стран мира дерьмо (спецслужбы часть государства), важен не факт этого, а отношения между ними. Молодой человек должен понимать это, сидеть молча и не «питюкать».
А между тем, если все будут действовать столь цинично и прагматично, рано или поздно обязательно появится очередной Гитлер…
Сергей Бахматов  |  27 Июль 2013 в 09:57
Тотальную слежку за всеми гражданами мира властные структуры США пытаются списать на якобы необходимость противостоять международному терроризму.
На самом же деле власть крупного капитала требует полицейского государства, как во внешней, так и во внутренней политике, что по большому счёту и есть главная причина терроризма как внешнего, так внутреннего. Одно преступление, как всегда, тянет за собой другое.
Никто из власть имущих в США не обращает или не хочет обращать внимания на то, что индекс Доу-Джонса начал "обваливаться" как минимум за сутки до 11 сентября (можете проверить сами) для чего должны были быть вовлечены десятки, возможно, сотни миллиардов долларов (у Аль-Каиды их быть не могло), но зато этот теракт был использован для «наведения порядка железным кулаком" как у себя дома, так и во всём мире.
Капитализм ставит общество с ног на голову, при этом в нём воцаряется ложь и лицемерие, но весь трагизм ситуации заключается в том, что люди, живущие в этом абсурде, считают, что так и должно быть и другого не дано.




Имя
Email
Комментарий



В рубрике
РОССИЯ И США ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА ВСЕОБЩУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
РОССИЯ МОЖЕТ СТАТЬ ВЕДУЩИМ "ЭКСПОРТЕРОМ" БЕЗОПАСНОСТИ
ИНДУСТРИЯ СНА
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В ГРЕЦИИ: ПАРТИЯ ЦИПРАСА УСТУПАЕТ КОНСЕРВАТОРАМ

Новости
19.08.2019 Associated Press узнало о тайных переговорах США с лидером социалистов Венесуэлы
19.08.2019 Французские профсоюзы требуют отменить реформу страхования от безработицы
19.08.2019 Немецкие социал-демократы вступают в предвыборную гонку
19.08.2019 Протесты в Гонконге собрали сотни тысяч участников
17.08.2019 ООН: Каждый десятый ребенок в мире находится в трудовом рабстве
17.08.2019 Правительство и оппозиция Венесуэлы возобновят переговоры в Норвегии

Опрос
СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО СЕСТРЫ ХАЧАТУРЯН ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПРАВДАНЫ?





Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"