все поля обязательны для заполнения!


 
ЕВРОПЕЙСКИЙ КРИЗИС: ОБЪЯСНЕНИЕ И АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

 В настоящее время Европа находится в центре глобального кризиса. Это кризис капиталистической системы, захлестнувший всю Европу, не ограничившись какой-то одной страной. Кризис разразился пять лет назад в государствах, где находились у власти как левые, так и правые партии, поскольку и те и другие проводили сходную неолиберальную политику.
Неолиберализм привел к значительному увеличению рентабельности капитала за счет резкого сокращения правоспособности и доходов рабочих, что означает снижение покупательной способности трудящихся, ограничивающей их поребительские возможности. Дефицит спроса и финансовое дерегулирование сокращает инвестиции, несмотря на растущую прибыльность капитала. Потребление в долг, которому способствовало финансовое дерегулирование и пузыри на рынке недвижимости казалось, предлагали краткосрочное решение на периферии Европы, в особенности, Греции, Португалии, Испании, Ирландии и Восточной Европе, а также в некоторых основных государствах, таких, как Великобритания и Италия. Дефицит счета текущих операций, частный или государственный долг (в случае Греции) в периферийных странах совпал с экспортно-ориентированным ростом и профицитом счета текущих операций в ведущих государствах, к примеру, Германии. Для капитала в ведущих странах экспорт должен был компенсировать снижение внутреннего спроса, вызванного снижением покупательcкой способности рабочих.

 

 

Противоречия внутри ЕС
Периферия Европы стала важным рынком для фирм ведущих стран. Уровень эффективности капитала на периферии не соответствовал уровню капиталоотдачи в ключевых европейских государствах в основном из-за недостатка бюджетных средств Европейского союза (ЕС) и значительных финансовых трансфертов, направленных на эффективные инвестиции на периферии. Пакт о cтабильности и росте ЕС, а также правила о конкуренции ЕС, ограничивали реализацию национальной промышленной политики. Отсутствие инвестиций для повышения производительности и неспособность увеличить конкурентоспособность путем девальвации своих валют после введения евро, единственным вариантом, открытым для периферийных стран, было снижение заработной платы для рабочих и ухудшение условий их жизни.
Но это не спасло страны периферии, поскольку Германия вела более агрессивную политику, уменьшая зарплаты и дерегулируя рынки труда. В 1990-е и 2000-е годы рост производительности опережал рост реальной заработной платы во всех западных странах ЕС. В Германии, Италии, Испании и Португалии реальная заработная плата даже снизилась.
Финансовый кризис 2007-2008 гг. высветил эти расхождения и нестабильность в Европе. Кризис был смягчен спасением банков и финансовым стимулированием в 2008-2009 гг. Это наряду со снижением налога на прибыль увеличило дефицит государственного сектора экономики. В 2009 году банки, взятые на поруки Европейским центральным банком (ЕЦБ) и правительствами стран ЕС, изменили название кризиса на "кризис суверенного долга”. Банки потребовали высокие процентные ставки из-за риска дефолта правительств с высоким государственным долгом. ЕЦБ, который выступал в качестве кредитора последней инстанции частных европейских банков, не выполнял ту же функцию в случае c правительствами еврозоны до мая 2010 года, до тех пор пока на рынках не появились упорные слухи о дефолте Греции. Лишь начиная с этого момента ЕЦБ неохотно начала покупку государственных облигаций на вторичном рынке.

 

 

Спасение финансовой системы и жесткая экономия
После спекуляций о дефолте Греции и выходе страны из Еврозоны, правительства Еврозоны в течение нескольких месяцев колебались, прежде чем в мае 2010 года совместно с МВФ выделить первый пакет финансовой помощи. Затем последовали спекулятивные атаки и финансовая помощь Ирландии и Португалии в 2010-11 гг. Cпасительные меры правительств Еврозоны были предназначены для защиты европейских банков, в основном Германии и Франции, от потерь держателей правительственных облигаций, в том случае если бы периферийным странам потребовалось реструктурировать свои долги.
Тем не менее, эти финансовые транши не успокоили рынки, и летом 2011 года было принято решение об увеличении объема Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС). Наряду с новым пакетом помощи Греции была проведена некоторая реструктуризация греческого долга, и банкам пришлось смириться с тем, что им придется взять на себя некоторые расходы.
Кризис также распространился на такие страны, как Испания, имеющая низкий уровень госдолга, но высокий уровень задолженности в частном секторе, и Италия, которая имеет высокий государственный долг, но низкий бюджетный дефицит. Даже Франция ставилась под сомнение из-за обязательств по гарантиям фонда ЕФФС, особенно в случае, если Италии потребуется финансовая помощь. Финансовые рынки были временно успокоены в 2012 году, когда ЕЦБ объявил, что cделает "все возможное", чтобы сохранить евро. Тем не менее, вмешательство ЕЦБ будет ограничено вмешательством в рынки облигаций для предотвращения подъема процентных ставок по государственным облигациям периферийных стран. В обмен ЕЦБ потребует, чтобы любая страна, которой он "помогает" приняла программу жесткой экономии.

 

 

 

Будущее Еврозоны
Возможность распада Еврозоны всерьез обсуждается участниками рынка, а также представителями правого и левого политического спектра. Тем не менее, последствиями для стран периферии станет валютная война для конкурентных девальваций, значительный рост инфляции в связи с ростом затрат на импорт, что в свою очередь будет иметь катастрофические последствия для доходов большей части наcеления этих стран. Cтоимость долга этих стран в иностранной валюте вырастет, если не будет сопровождаться масштабной реструктуризацией долга. Глубокая депрессия в стиле 1930-х годов возможна как в ведущих европейских странах, так и на периферии.
Правящие классы утверждают, что кризис суверенного долга в Европе возник в связи с отсутствием финансовой дисциплины. Они игнорируют тот факт, что госдолг не был бы настолько высок, если бы не беспрецедентные пакеты по спасению банков, потери налоговых поступлений и увеличение социальных расходов, вызванных ростом бедности и безработицей. Их способ выхода из кризиса состоит в жесткой экономии: усиливающееся нападение на рабочий класс и государства всеобщего благосостояния в Европе.

  Как следствие, 2011 год был отмечен слабым подъемом экономики во многих европейских странах, а с 2012 года вновь вернулась рецессия. Юго-западная периферия Европы находится в глубокой рецессии. ВВП большинства восточноевропейских стран по-прежнему ниже уровня 2008 года, несмотря на высокие темпы роста в 2011 году.
Великобритания, чемпион сокращения бюджета в активной зоне, движется в сторону тройной рецессии. Рост германской экономики, возникший во многом благодаря подъему китайcкой экономики, не смог поднять все лодки в       Рабочий класс переживает кризиc доходов и рабочих мест наряду с разрушением государства всеобщего благосостояния и более регрессивных налогов. Людей, которые не сделали ничего, для возникновения этого кризиса сегодня вынуждают за него платить. В 2009 году резко возрос уровень безработицы и остается высоким с тех пор во всех странах за исключением Германии. Особенно драматичной сложилась ситуация в Испании и Греции, где уровень безработицы достиг 25%. Долгосрочная безработица и безработица среди молодежи становятся все масштабнее. Рабочие теряют в заработной плате, и на периферии, и в некоторых ключевых странах, как Великобритания и Италия.     Жесткие меры экономии и сокращение заработной платы может привести к тому, что все больше людей, окажутся не в состоянии оплатить свои долги, создавая проблемы для банков.
  Политика правящих классов не обращает внимания на причины кризиса. Власти игнорируют структурные расхождения в производительности и дисбалансах в Европе, и не расследуют причины растущего дефицита. Разворачиваеися политический кризис, все меньше людей голосуют на выборах, и все больше избирателей выражают свое недовольство, голосуя против жесткой экономии и альтернатив, начиная от радикальных левых СИРИЗА и фашистской "Золотой Зари" в Греции до таких партий, как движение “Пять звезд” в Италии.

 

 

Сопротивление и альтернативы
Сталкиваясь с согласованными наступательными действиями правящих классов нам необходимо создать общеевропейское массовое движение сопротивления. Четыре требования являются ключевыми: 1) сопротивление политике жесткой экономии и всех сокращений 2) более высокие налоги на доходы и богатство богатых лиц, корпораций и финансовые сделки, а также контроль за движением капитала 3) переход банков в общественную собственность под демократический контроль 4) аудит долгов и отмена той их части, которая является незаконной.

  В Европе по этим вопросам растет консенсус cреди радикальных левых организаций, но нам также необходимо построить мост от чрезвычайной программы, которая реагирует на кризис к интернациональной Европе как альтернативе Европе, работающей в интересах капитала, даже если речь идет о нынешних институтах ЕС.
Леворадикальные силы в Греции, Испании, Португалии и других странах Европы фокусируются на борьбе с жесткой экономией. Они выступают против значительного сокращения государственных услуг, зарплат и пенсий, призывая вместо этого банки, корпорации и богатых платить за кризис, возникший по их вине. Если эти движения добьются успеха, они будут настаивать на отказе от неолиберальных договоров ЕС и отмены незаконных долгов, что воодушевит и распространит движение сопротивления по всей Европе.

  Выход из ЕС или выход из Еврозоны не является обязательным условием в нашей борьбе против жесткой экономии и радикальных изменений. Если одна страна в Европе отменит планы жесткой экономии и откажется выплачивать долг, это может привести к повсеместному эффекту домино по мобилизации всей Европы.
  Протекционистские альтернативы, такие, как выход из ЕС или отказ от евро, не обладают такой же силой для распространения сопротивления. Они также приведут к девальвации национальной валюты.
Это будет иметь катастрофические последствия для простых людей, особенно в таких странах, как Греция, так как расходы на импорт и отечественные товары, которые производятся с использованием импортируемых ресурсов ю взлетят, в то время как покупательная способность зарплат и пенсий рухнет. Кроме того, выход одной страны из Еврозоны, вероятно, приведет к выходу и других, которые начнут валютные войны через серию девальваций в разных странах.
  Объединить силы людей в Европе возможно благодаря общим интересам, которые у нас есть. Пакеты жесткой экономии в каждой стране, реализуемые в соответствии с интересами банков и корпораций и координируемые такими учреждениями, как МВФ и ЕЦБ, создают массовую безработицу и снижают уровень жизни рабочего класса. Даже рабочим в таких богатых странах, как Германия, не удалось этого избежать: на рубеже XXI века их зарплаты, пособия по безработице и пенсии были урезаны с целью увеличить прибыльность немецких компаний.
Противостояние жесткой экономии в Германии, а также в Греции, имеет решающее значение для разрешения кризиса в Европе. Политика жесткой экономии реализуется, чтобы исправить ситуацию с долгом, предназначенным для спасения банков.
  Однако такая политика приводит такие страны, как Греция, Ирландия и Португалия, на край банкротства посредством углубления рецессии. Это чревато последствиями для рабочих людей в Германии, Франции и Великобритании, которых снова вынудят спасать банки, которые привели эти страны к постоянно растущему уровню долга, который не может быть погашен. Единственный способ покончить с порочным кругом жесткой экономии и финансового спасения заключается в отмене основных частей долга и национализации банков под демократическим контролем и в богатых, и в бедных странах Европы.
  Вопросы, которые мы должны задать - это не только "Почему мы должны платить за кризис?" и "Можем ли мы вернуть долг?", но и "почему мы должны продолжать платить за растущую задолженность, вызванную все углубляющимся кризисом?" Признание необходимости отменить долг также важно, учитывая экологические пределы роста, создающие препятствия традиционной кейнсианской политике, предусматривающей выплату задолженности путем роста капиталистической экономики. Международная мобилизация против мер жесткой экономии должна привести к радикальным изменениям экономических приоритетов в Европе, вызову диктатуре ЕС, МВФ и банков и новому и демократическому способу организации общества.


  Фискальная, денежно-кредитная, и промышленная политика должна быть направлена на обеспечение полной занятости, экологической устойчивости и равенства. Минимальная заработная плата, социальные пособия и социальные услуги во всей Европе должны финансироваться за счет бюджета, пополняемого за счет увеличения прогрессивного налогообложения корпораций, банков и богатых.
  Фискальные трансферты в Европе должны соответствовать интересам трудящихся в основных странах: низкий уровень заработной платы в периферийных странах, который привлекает корпорации, представляет угрозу и для работников ведущих европейских стран. ЕЦБ должен быть заменен на Народный Европейский банк, который будет отвечать за предоставление средств, необходимых для “зеленых» инвестиций и для удовлетворения потребностей людей, а не требований частных финансовых прибылей. Денежно-кредитная политика должна отражать приоритеты, принятые Ассамблеей народов Европы, а не неизбираемого Европейского Совета.
  По всей Европе мы должны отказаться не только от программ жесткой экономии, но и логики всей капиталистической системы, предложив еще один способ распределения богатства, и бросая вызов частной собственности на финансы и промышленность.
  Именно в этих рамках мы должны работать по объединению и сотрудничеству с различными антикапиталистическими движениями по всей Европе. Ресурсы европейского континента могут быть использованы для удовлетворения потребностей людей и всей планеты, борьбы с бедностью, неравенством и изменениями климата. Но это невозможно в рамках существующей структуры ЕС, которая была создана для создания бесплатных рынков капитала и максимизации прибыли.
  Сопротивление жесткой экономии начинаетcя на национальном уровне, но масштаб кризиса таков, что радикальные решения требуются на общеевропейском уровне. Это потребует движения сопротивления и альтернативных путей объединения рабочего класса по всему континенту.  

 

 

Статья опубликована в журнале New Socialist

Перевод Елены Васильевой

30 Апрель 2013

Комментарии
Сергей Бахматов  |  01 Май 2013 в 04:42
Автор статьи толком не называет причин кризиса Еврозоны и ограничивается полумерами в борьбе с ним.
Проблема перенакопления капитала из-за несправедливого распределения доходов в обществе, когда капитал не вкладывается в реальный сектор, может быть в принципе "решена" тремя способами:
1) внешними и внутренними заимствованиями;
2) инфляционной денежно-кредитной политикой;
3) изъятием излишков доходов в виде прогрессивной шкалы налогов.
Совершенно очевидно, что первый способ ущербен, так как долги надо рано или поздно отдавать, а причины долгов не устранены, поэтому они будут со временем только нарастать. Второй способ реализуется повсеместно, где есть капитализм, но здесь существуют "ножницы": с одной стороны, без инфляционной денежно-кредитной политики останавливается реальный сектор, а с другой стороны, при превышении инфляцией определённого уровня становится невыгодным производство и оно опять-таки останавливается, а вместо просто повышенной инфляции появиться галопирующая инфляция с полным коллапсом реального сектора.
Третий способ практически неосуществим, так как при этом будет нарастать «бегство капитала» из страны и/или уход от налогов всеми мыслимыми и немыслимыми методами, и всё это также с катастрофическими последствиями.
Только эволюционный переход к обновлённому социализму – выход из тупика.
Сергей Бахматов  |  01 Май 2013 в 06:19
И ещё одни ножницы: с неизбежным научно-техническим прогрессом перенакопление капитала будет только нарастать, а вместе с этим и все негативные тенденции. В этом случае совершенно неотвратимы нарастающие акции протеста со стороны бедствующего населения, которые могут перерасти в гражданские войны и как апофеоз - в мировую войну.


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
ПРОБРЮССЕЛЬСКОЕ БОЛЬШИНСТВО УТРАТИЛО ЧИСЛЕННОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО В ЕВРОПАРЛАМЕНТЕ
КТО НУЖЕН НОВОМУ ПРЕЗИДЕНТУ?
ПРИВЕДЕТ ЛИ КАПИТАЛИЗМ К КЛИМАТИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЕ?
СМОЖЕТ ЛИ ТРАМП ВЕРНУТЬ ДОВЕРИЕ РОССИИ?

Новости
15.06.2019 Гонконг приостановит рассмотрение поправок к закону об экстрадиции
15.06.2019 Члены Демократической партии Молдавии покидают страну
15.06.2019 Шредер назвал законным присоединение Крыма к России
15.06.2019 Женщины Швейцарии устроили массовый протест против неравенства
14.06.2019 «Левада-центр»: россияне считают враждебными США, Украину и Великобританию

Опрос
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПОВЫШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА?





Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"