все поля обязательны для заполнения!


 
ПРОТИВОРЕЧИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
ГЕЛЬМУТ ПЕТЕРС
Синолог. Автор монографии «Китайская народная республика – От средневековья к социализму. В поисках брода».

Состоявшийся в ноябре 2012 года съезд Коммунистической партии Китая за рамками непосредственного отчетного периода (2007-2012 гг.) также дал оценку опыту, накопленному партией за десять лет пребывания в должности генерального секретаря Ху Цзиньтао. Наверное, не случайно значительного опыта за это время накоплено не было.

 Иначе бы мы узнали о том, что такие общественные проблемы, как политическая реформа и напряженность в отношениях между кадровыми работниками и населением, на самом деле стоят на повестке дня уже с момента последней смены руководства в 2002-2003 гг, а их решение затягивалось либо вообще не допускалось противоборствующими силами.

 В ситуации такого противостояния обе стороны разошлись во мнениях также касательно подготовки и проведения съезда партии. Даже на фотографиях президиума Конгресса видно, как бывший генеральный секретарь Цзян Цзэминя и еще действующий генеральный секретарь Ху Цзиньтао сидят рядом совсем не в дружественных позах. Данная расстановка сил объясняет компромиссный характер документов съезда партии, поэтому, очевидно, что следует не только сопоставлять заявления съезда с общественной реальностью, но и одновременно анализировать их в контексте внутрипартийных разногласиями.

 

Две основные тенденции

Речь здесь, в основном, идет о разногласии между главными группировками сил, которые наложили отпечаток на развитие партии и ее политику за последнее десятилетие. Это влиятельная «Шанхайская группа» под руководством бывшего генерального секретаря Цзяна Цзэминя, имеющая особое влияние в развитых прибрежных зонах восточного Китая, где также проживает и бóльшая часть новой китайской буржуазии. Цзян Цзэминь и его последователи стали известны, прежде всего, благодаря политике концентрации на максимально быстром увеличении ВВП в ущерб социальному развитию, использованию капитала за счет ущемления прав и интересов рабочих, коммерциализации социального жизнеобеспечения, открытии партии для буржуазии и социальной маргинализации рабочих и крестьян.
Также речь идет о «Туанпаи», объединяющей силы молодежной коммунистической организации с бывшим генеральным секретарем Ху Цзиньтао как выдающейся личностью. Особенностью политики Ху Цзиньтао стали: защита значимости социального развития и поворот к решению социальных проблем, обращение к всеобъемлющему и согласованному развитию всех сфер общества с человеком как значимой его частью, признание охраны окружающей среды важным элементом политики партии, мысли о политической реформе с целью создания разумной системы разделения власти, ориентация на демократическое развитие марксистской инновационной партии и стремление «гармонично» решить обостряющиеся конфликты интересов в обществе. Эпоха Ху Цзиньтао вплоть до второй половины срока его полномочий характеризуется открытой и публичной полемикой в китайских СМИ с целью решения обостряющихся проблем и противоречий в обществе.

 Смена Цзяна Цзэминя после десяти лет его пребывания в должности и избрание Ху Цзиньтао генеральным секретарем Коммунистической партии Китая на XVI съезде партии соответствовали распоряжению Дэна Сяопина. Но Цзян и после снятия его с должности генерального секретаря в 2002 году эгоистично стремился продолжать управлять партией и стать признанным «классиком». Для этого он также использовал «Шанхайцев», которым сумел дать места в постоянном комитете Политбюро XVI ЦК партии. Наряду с руководящими кадрами в партии и правительстве, которые извлекли пользу из реформ и открытия 1990-х гг. и для защиты собственных либо региональных интересов повернулись против основных поправок данной политики, они стали силой, оказывающей сопротивление политике, проводимой Ху. В результате реализация преследуемых руководством Ху Цзиньтао изменений в политике реформ затянулась либо ее вообще не удавалось начать. С введением концепции научного развития с начала 2004 года, например, введенная партийным руководством Цзяна Цзэминя однонаправленная оценка роста материальных благ (коэффициент ВВП) должна была расшириться за счет большего учета потребностей людей в развитии (коэффициент занятости, обязательное образование, общественное здравоохранение, общественная безопасность и др.). Даже спустя восемь лет в Китае все еще существуют местные правительственные учреждения, ориентирующиеся только или главным образом на коэффициент ВВП. С решением съезда об удвоении ВВП в течение ближайших десяти лет снова, не в последнюю очередь из-за мечты нового руководства партии «о великой державе», растет опасность того, что как минимум основное внимание будет в первую очередь однонаправлено сосредоточено на росте ВВП.

 Прямой обмен ударами между двумя группировками сил существовал с самого начала в вопросе раскрытия информации о доходах и имуществе руководящих кадров и их семей. При подготовке 3-го пленума XVI ЦК партии в октябре 2003 года партийному руководству было направлено более 1300 предложений, уделявших основное внимание проведению политической реформы. Уже тогда в письмах выражалась общая обеспокоенность по поводу обострения социальных противоречий, в особенности, недовольство общества привилегиями кадров. На этом фоне поступило предложение раскрыть экономические источники доходов и имущество руководящих кадров и их семей. Этому уже тогда помешал протест Цзяна Цзэминя и двух других «Шанхайцев» в постоянном комитете Политбюро. Свой отказ от данного предложения они обосновали тем, что раскрытие уровня доходов руководящих кадров может обратиться в хаос и вызвать опасность гражданской войны в виде «культурной революции». С увеличением незаконного обогащения руководящих кадров и их семей в последующие годы шансы партии под руководством Ху Цзиньтао на продвижение в вопросе борьбы с коррупцией продолжали снижаться.

 

Политическая реформа

Основная проблема, которую необходимо решить Народной Республике с помощью реформ, – это абсолютное слияние руководящей и правительственной власти Коммунистической партии Китая. Оно выражается во всеобщей абсолютной и неконтролируемой власти «Первых», в совмещении должностей партийных секретарей и руководителей всех уровней, в том числе предприятий. Авторитарный характер этой власти препятствует необходимой демократизации и тем самым - всестороннему развитию роли народных масс в построении социалистического общества. Поэтому Дэн Сяопин уже потребовал вернуть данную проблематику в центр политической реформы.

 После избрания Ху Цзиньтао генеральным секретарем партии этот вопрос был поднят снова. К открытию летнего собрания партийного руководства в 2003 году в Бэйдайхэ в статье «Xuexi» – журнала партийной школы ЦК – было опубликовано требование перейти «от высококонцентрированной власти к рациональному разделению власти». В процессе дебатов было выявлено, что возникшие в результате реформ и открытости властные полномочия «первых» не только препятствуют демократическому развитию, но и открывают самые разные возможности для коррупции в условиях рыночной экономики (спекуляции в цепочке власть – капитал, торговля государственными постами и многое другое). Обнаружилось, что в системе высококонцентрированной власти кроется основная причина возникновения коррупции. Чётко зафиксированная в партии и постоянно практикуемая демократия считалась наиболее надежной гарантией предотвращения коррупции.

 Этот порядок разбился об интересы влиятельных сил в партии и правительстве. Особым успехом не увенчались и попытки руководства во главе с Ху Цзиньтао разрешить проблему за счет развития внутрипартийной демократии в качестве предпосылки для демократизации общественной жизни либо создать условия для прямого осуществления политической власти широкими народными массами.

 В рассуждениях партийного съезда относительно реформы политической системы невозможно найти ни идею о переходе к «рациональному распределению власти» в системе, ни вывод о связи между авторитарным осуществлением власти и распространением коррупции. Даже сильная зависимость партии от власти «первых», подвергшаяся резкой критике и нападкам в статье незадолго до съезда партии, по имеющейся информации, на съезде не обсуждалась. Такое совмещение должностей партийного секретаря и руководителя предприятий, как представляется, распространяется и на частный сектор экономики. Проблематика партии сначала даже не была включена в раздел о политической реформе, а отдельно рассматривалась в конце мероприятия.

 

Экономическая реформа
В отличие от политической реформы, в вопросах содержания и проведения экономической реформы две названные группировки сил не имеют существенных разногласий. Объединяет их то, что уклад экономики Китая, развивающийся на базе капитала и его законов, они подводят под название «социалистическая рыночная экономика» и стремятся подражать экономическим «новшествам» развитых капиталистических стран. По оценке Ли Кэцяна, номера два в новой иерархии власти и избранного премьер-министра, экономика КНР уже «тесно связана» с мировой капиталистической экономикой. Эта связанность и взаимозависимость китайской экономики, прежде всего, в отношении экономик США, Японии, ЕС и Южной Кореи способствуют тому, что, несмотря на некоторые левые взгляды, для Китая больше не существует «временнóго окна», которое империалистическая сторона могла бы в любое время закрыть. Съезд не оставил сомнений в том, что модернизацию Китая по этому пути необходимо всесторонне углублять и продолжать.

 Вопрос был в том, будет ли и, если да, то в какой степени партийный съезд следовать предложению Всемирного банка под названием «Китай 30». Следование этому предложению означало бы полный переход к рыночной экономике, снижение роли государства и госсектора, повышение роли частного сектора и адаптацию Китая к «открытой общественной системе» с глобальной привязкой к капиталу и предпринимательским рынкам. Обозначенные как успешный путь к новому подъему Китая, данные предложения объективно соответствовали интересам международного капитала.

 Съезд партии исходил из того, что проблемы страны можно решить только за счет устойчивого и здорового развития экономики. Это должно быть достигнуто за счет решения двух взаимосвязанных задач – «ускоренного совершенствования системы социалистической рыночной экономики и ускоренного изменения пути развития экономики». В качестве решающего фактора «нового пути развития экономики» рассматривается «правильное регулирование» отношений между правительством и рынком. Формулировкой «законам рынка необходимо уделять больше внимания, а роль государства должна проявляться лучше» обозначено только направление этого «регулирования», но не желаемое состояние. Таким образом, остается открытым вопрос о том, в какой мере будет ограничена до сих пор доминирующая роль государства в «социалистической рыночной экономике», и передана рынку разработка ресурсов. Предполагается отделить администрацию управления предприятиями от государственного имущества, госучреждений и общественных организаций и превратить ее в «правительство по типу оказания услуг». В отличие от проекта «Китай 30» здесь все-таки предусматривается укрепление макроэкономической политики и для защиты собственного курса еще бóльшая концентрация государственного капитала в важнейших отраслях и ключевых областях, имеющих решающее значение для национальной безопасности и развития национальной экономики.
 Кроме того, будет продолжаться ускорение реорганизации, реструктуризации и объединения государственных предприятий в крупные, конкурентоспособные на международном уровне, современные акционерные предприятия по западному образцу в качестве важнейшей экономической основы для реализации стратегии и политики КП Китая. (...)

 

Социальная реформа

Экономический бум последних десятилетий, придавший модернизации явные черты догоняющего и перегоняющего процесса, сопровождался пренебрежением к социальному развитию и одновременно возникновением социального неравенства в распределении общественного богатства. Следствием стала крайняя социальная поляризация между богатыми и бедными, разделение общества и его социально-структурного единства на классы с собственными интересами и идентичным сознанием. Это обнаружилось уже в середине прошлого десятилетия. Такое развитие, по мнению экономиста Янга Цзишена, привело к тому, что на сегодняшний день едва ли сохранилась мобильность между социальными классами. Социальные классы воспроизводят сами себя. «Дети партийных кадровых работников и административных чиновников становятся кадровыми работниками и административными чиновниками. Дети богатых становятся богатыми, дети бедняков остаются бедными».

 Начиная с 2003 года депутаты Национального народного конгресса и экономисты неоднократно выступали с требованием скорректировать соотношение традиционно необычайно высоких норм накопления и крайне низких норм потребления, а также увеличить долю доходов населения в ВВП и долю заработной платы в первичном распределении. Партия, конечно, на 3-м заседании XVII ЦК 2009 года поддержала требование соответствующим образом работать в направлении доходов населения и заработных плат, но, тем не менее, оказалась не в состоянии его реализовать. Это имело роковые последствия для гарантии жизнеобеспечения большой части населения и вызвало массовые протесты. Даже партийный съезд был вынужден констатировать, что широкие слои населения еще не могут наслаждаться «плодами реформ», а их «базовые потребности» в образовании, работе, медицинском обслуживании, пенсии и жилье за более чем 60-летний период существования Народной республики все еще не обеспечены. Это должно быть достигнуто к 2020 году. В сельской местности в дополнение к этому существуют интересы крестьян в отношении земли, которые зачастую нарушаются органами власти низшего уровня.
Крестьяне реагируют на это спонтанными акциями «вне системы», которые ставят под сомнение политическую стабильность в деревне.
 Таким образом, есть две основные причины, побудившие руководство партии продолжить на партийном съезде открытую в 2010 году «эпоху социальной защиты», как ее называют в китайских публикациях, – снижение социальной напряженности в интересах общественной стабильности и создание социальных условий для «нового пути развития» китайской экономики.

 Изменением «пути экономического развития» съезд утвердил связанную с этим ориентацию на новый курс социальной и распределительной политики. Было обещано обеспечить не только «базовые потребности» населения в вопросах жизнеобеспечения со всесторонним развитием «общества малого благосостояния» до 2020-2021 гг.
Было, наконец, принято решение привязать рост доходов населения к росту национального дохода, а повышение зарплаты - к росту производительности труда, а также наряду с ВВП удвоить доходы населения к 2020 г. Тем не менее, открытым остается вопрос, сможет ли данная ориентация, которая в состоянии изменить область социальной и распределительной политики, иметь успех в условиях противоречия интересам политически и экономически сильных классов.

 

Элита и национальное возрождение

Дебаты о партии и ее организации обострились в период пребывания Ху Цзиньтао в должности. В рамках подготовки к заседанию ЦК в октябре 2003 года Шанхайская фракция попыталась организовать партию согласно идее «трех представительств» Цзяна Цзэминя «в качестве основы управления и источника власти». Шесть лет спустя, в сентябре 2009 года, партийное руководство во главе с Ху Цзиньтао стало ориентироваться на построение марксистской партии с новым идеологическим и политическим уровнем, который должен был соответствовать «динамике времени». В постановлении 4-го заседания XVII ЦК в сентябре 2009 г. были перечислены шесть основных проблем, к решению которых нужно было приступить.
Основное внимание уделялось критике партийных кадров, которые не проявляли интереса к изучению теории, потеряли веру в коммунизм и убежденность в «социализме с китайской спецификой» и всеми средствами стремились в интересах своей карьеры получить сертификат о высшем образовании. Опросы после партийного съезда свидетельствуют о том, что «госслужащие» – руководящие кадры партии официально также считаются госслужащими (гуань), – даже в своем языке настолько далеки от простого народа, что это способствует потере доверия к правительству. Законченное высшее образование, независимо от его качества, стало, между тем, карьерным трамплином для кадровых работников.

Доклад ЦК к съезду партии оставляет впечатление, что указанные идеологические и политические проблемы под руководством партийных и правительственных кадров за прошедшие годы не уменьшились, а стали еще больше. Первым требованием к кадрам и членам партии стало требование «сохранять приверженность идеалам». «Вера в марксизм, социализм и коммунизм является «политической душой членов коммунистической партии».
Наряду с марксизмом-ленинизмом и идеями Мао Цзэдуна должна изучаться и применяться «научная концепция развития». Исправленный устав партии, однако, во вводном тексте по-прежнему отмечает не концепцию Ху Цзиньтао, а идею о «трех представительствах» Цзяна Цзэминя. На втором месте требование поддерживать тесную связь с народными массами. На третье место поставлено требование обеспечить за счет развития внутрипартийной демократии также права членов партии, в том числе избирательное право.
Наблюдаемое на практике явление, когда центральное бюро партии после выборов вновь заменяло и продолжает заменять массово избранных партийных секретарей, включая партийных секретарей в провинциях Гуйчжоу, Ли Жаншу, а также Цзянси, Шан Юн, свидетельствует о том, насколько несерьезно это требование принимается самим правящим классом. Особенно убедительно отмечается борьба с коррупцией среди руководящих кадров с семьями также в целях противодействия политической дегенерации партии.

Съезд дал партии ориентир наряду со всесторонним развитием «Общества малого благополучия» и модернизацией идти вперед к великому «Возрождению китайской нации». После съезда партии, в конце ноября, новый генеральный секретарь Си Цзиньпин в присутствии полного состава постоянного комитета Политбюро в государственном музее в Пекине открывал выставку «Путь к возрождению». «Ни одна страна не может быть сильной, – заявил он в своем обращении, – если у нее нет мечты». «Осуществление возрождения китайской нации является самой большой мечтой китайской нации в современную эпоху. Это наша общая «китайская мечта». «Тем самым мечта эта, в сущности, важнее и больше, чем осуществление коммунистического идеала», – как написано в партийном уставе.
Вскоре после этого во время инспекции в военном округе Гуанчжоу Си сказал, что мечта эта – мечта о сильной державе (цян го), а в отношении вооруженных сил это также «мечта о сильных вооруженных силах». Си выразил убежденность в том, что «вооруженные силы непременно будут выполнять возложенную на них историческую миссию в процессе реализации великого возрождения китайской нации».

 Устав партии определяет «марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теорию Дэна Сяопина, важные идеи «тройного представительства» и научную концепцию развития в качестве ориентира для действий коммунистической партии Китая». Новое партийное руководство во главе с Си Цзиньпином, напротив, оставляет для всей работы партии «теорию Дэна Сяопина, важные идеи «тройного представительства» и научную концепцию развития в качестве руководства». Если этот отрывок правильно процитирован в источнике, то истинный, первоначальный марксизм больше не играет непосредственной роли в официальной идеологической и теоретической ориентации КПК, по крайней мере, он больше не является основной частью.

 На партийном съезде группа политической элиты страны, наконец, переняла руководство партией. По официальным данным, 95 % членов нового ЦК имеют оконченное высшее образование, 14 % имеют докторские степени, 21 % занимаются естественными науками и техникой, остальные, в основном, являются экономистами, юристами и политологами. От этого руководящего класса ожидают необходимую рациональность и точность в принятии решений и эффективность выполнения решений.
 Это означает к тому же, что все члены нового руководства партии прошли «закалку» в общественных массах, имеют большой опыт в управлении и в состоянии справиться с рисками. Комментарии в китайских СМИ оценивают эти изменения как объективную тенденцию в «управлении современным государством» и как «вхождение крупнейшей правящей партии в мире в эпоху правления элиты». В этом выразилось «преимущество модели подготовки политических элит в Китае», ведь «Китай является страной с конфуцианской традицией, которая допускает к управлению мудрых людей».
 Согласно конфуцианской концепции, в стране, управляемой мудрецами, также должен воцариться мир и порядок, а народ будет счастлив. Конечно, это новая интерпретация принципа «управлять для народа», созданного из частей руководящего класса. Роль политических элит в развитии страны вместе с тем не стоит недооценивать. Развитие Китая, тем не менее, зависит от развития исторической роли народных масс и их широкой включенности в осуществлении политической власти.

 

Перевод Александра Ананьева

Статья опубликована на сайте junge welt.de

03 Апрель 2013

Комментарии
Сергей Бахматов  |  03 Апрель 2013 в 15:40
Если абстрагироваться от этих ужасных для уха русского человека буквосочетаний: Дэн Сяопина, Цзяна Цзэминя, Ху Цзиньтао и т.д., то китайскому руководству хочется пожелать демократических преобразований в экономике и политике с последующим суицидом КПК, пока она окончательно не погрязла в коррупции и не стала непреодолимым препятствием для развития страны.


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
РАСПЛЫВЧАТЫЕ КОНТУРЫ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
ТОЧНЫЕ СИГНАЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ КАК ВЫЗОВ ГЛОБАЛЬНОМУ АПАРТЕИДУ
ПЕРЕМЕНЫ, К КОТОРЫМ НИКТО, КРОМЕ НАЗАРБАЕВА, НЕ ГОТОВ

Новости
18.04.2019 Молдавские социалисты выступают за евразийскую интеграцию
18.04.2019 Зеленский опередит Порошенко во втором туре выборов президента Украины - опрос
18.04.2019 В Египте пройдет референдум по продлению президентского срока
18.04.2019 Советник Трампа предсказал крах Венесуэлы, Кубы и Никарагуа
18.04.2019 Россия в рейтинге свободы прессы оказалась между Венесуэлой и Бангладеш

Опрос
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПОВЫШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА?





Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"