все поля обязательны для заполнения!


 
ТУМАННОЕ БУДУЩЕЕ ГЛОНАСС
ЕГОР ВАСИЛЬЕВ
Эксперт. Кандидат технических наук.

Космическая отрасль всегда развивалась благодаря энтузиастам и людям, которые были готовы тратить себя для достижения цели, о которой большинство человечества даже не задумывалось. И когда к ним приходили первые успехи, появлялась другая категория "специалистов", старательно и вдохновенно строившая свою карьеру под красивым флагом, который был поднят не ими. К сожалению, так получилось и с нашей многострадальной системой ГЛОНАСС ( ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система ). 
   

   Изначально идея создания средневысотных спутниковых навигационных систем родилась в СССР. Заключалась она в том, что в околоземном космическом пространстве на высоте порядка 20 тыс км на круговых орбитах располагались спутники, которые излучая сигнал, промодулированный информацией о своих координатах и текущем времени, дают возможность потребителям определять свое местоположение. Первые спутники системы ГЛОНАСС - Космос-1413, Космос-1414 и Космос-1415 - были выведены на орбиту 12 октября 1982 года.
Вначале система создавалась исключительно как военная и была призвана обеспечить навигацию морских, наземных, воздушных и космических военных объектов. Система состоит из трех основных компонентов:
- Орбитальная группировка космических аппаратов
- Наземный комплекс управления
- Сообщество потребителей навигационной информации.

   Орбитальная группировка космических аппаратов должна включать в себя 24 космических аппарата в трех орбитальных плоскостях по 8 аппаратов в каждой. Такое построение орбит спутников должно обеспечивать возможность глобальной и непрерывной навигации потребителей.
   Наземный комплекс управления состоит из ряда пунктов контроля и управления, которые обеспечивают работоспособность орбитальной группировки, проводя комплекс работ по спутникам системы, включающий в себя измерение и корректировку параметров орбиты, закладку на борт навигационной информации и коррекцию шкалы времени. Также производится контроль работоспособности космических аппаратов орбитальной группировки.
Что касается сообщества потребителей навигационной информации, то оно включает в себя всех потребителей, оснащенных аппаратурой потребителя. Аппаратура потребителя обеспечивает возможность высокоточного определения координат, вектора скорости и точного времени. Параллельно с системой ГЛОНАСС в США была создана система NAVSTAR или GPS (Global Positioning System). Она обладает почти такими же характеристиками, но с небольшими отличиями, которые, впрочем, несущественны.

А дальше мы можем задать себе простой вопрос: почему две практически одинаковые системы имеют такую разную судьбу? Системой GPS пользуется весь мир, а о системе ГЛОНАСС все знают, но никто ее не использует. Изначально проблемы с использованием информации от системы ГЛОНАСС были связаны с тем, что в Советском Союзе географические координаты с погрешностью менее 100 метров считались секретными. То же самое касалось и картографических материалов. Система ГЛОНАСС в случае полного развертывания орбитальной группировки обеспечивала точность лучше 30 метров. То есть, любая навигационная аппаратура давала потребителю доступ к "государственной тайне". На фоне этой проблемы наша профильная промышленность проектировала только военную аппаратуру потребителей.

И здесь мы столкнулись с еще одной сложностью. Дело в том, что для повышения помехозащищенности в системе ГЛОНАСС использовалось частотное разделение сигналов спутников: каждый спутник системы излучал сигнал на своей частоте (у системы GPS кодовое разделение сигналов). Это привело к тому, что в аппаратуре потребителя было необходимо либо реализовывать отдельную приемную часть для каждой частоты ( что очень сложно технологически), либо реализовывать в высокочастотной части приемника гребенчатый фильтр под всю сетку частот. Такие фильтры наша промышленность создавать не умела. В результате - на входе приемника оказывались помехи всего частотного диапазона спутников системы. И образцы аппаратуры потребителя военного назначения можно было применять только на больших транспортных средствах в силу недопустимо больших массогабаритных параметров.
Конечно, наша промышленность выпускала аппаратуру потребителей для военного применения, но это были настолько сырые и недоработанные приборы, что о них даже стыдно упоминать.

   Таким образом, мы получили интересную ситуацию. Есть орбитальная часть спутниковой навигационной системы, есть комплекс управления этой системой, но нет гражданских потребителей. А именно они составляют львиную долю абонентов навигационной системы. И вот, видимо, с этого момента пришло осознание того, что ГЛОНАСС может быть хорошей кормушкой: что-то где-то летает, проконтролировать работает или нет - невозможно. И до тех пор пока нет массовой аппаратуры потребителя, можно проводить различные дорогостоящие научно-исследовательские работы, пытаться обосновывать необходимость в дальнейших затратах на абстрактное увеличение точности и надежности системы, не имея аппаратуры потребителей.
   Трудно понять, как это было возможным - тратить огромные деньги на поддержание орбитальной группировки и не иметь при этом никакого практического выхлопа от использования системы. Особый интерес при этом вызывает ситуация с аппаратурой потребителя. Дело в том, что в соответствии с международными договоренностями, владелец навигационной системы обязан был разработать и опубликовать в открытом доступе так называемый Интерфейсный Контрольный Документ, в котором детально описывалась система, принципы построения, частоты, ее функционирование и структура информации, которую эта система передает потребителю. На основании этой информации любой сторонний производитель может разработать свою аппаратуру потребителя и реализовывать ее на рынке навигационных устройств. Такой документ есть по системе NAVSTAR. Подобный документ есть и у системы ГЛОНАСС.
    Так вот, в 2000-х годах наша промышленность не могла изготовить работоспособные образцы аппаратуры потребителя системы ГЛОНАСС и продолжала запрашивать огромные деньги на различные НИОКР, в то время как в Китае можно было заказать чипсет навигационного приемника по цене 7 долларов за штуку. Американские студенты при дипломном проектировании собирали навигационную аппаратуру системы ГЛОНАСС, а наша хваленая промышленность во главе с НИИ Космического Приборостроения продолжала исследования. И год за годом результатом этих исследований становилась одна и та же неработоспособная аппаратура, правда при этом испытывала проблемы и орбитальная группировка космических аппаратов. Основной проблемой стала невысокая надежность космических аппаратов. И как следствие, космические аппараты требовалось запускать намного чаще, чем у американского аналога. А это очень дорого. К этому добавилась и серия неудачных запусков спутников системы.

 

   Мы всегда думали, что в космической области мы впереди планеты всей. Возможно так и было. Но время идет, технологии развиваются, а система ГЛОНАСС осталась на уровне 80-х годов. И этого потенциала нам хватило на 30 лет. Только в последнее время огромные денежные потоки, направленные на поддержание и развитие системы терялись в бездне передовых коррупционных технологий, которые в отличие от ГЛОНАСС развивались семимильными шагами.

Рынок навигационной аппаратуры развивается огромными темпами, и это доступно пониманию не только экспертов, но и любого думающего человека. Достаточно заглянуть в магазин электроники, но только приемников системы ГЛОНАСС в магазинах не видно. Вероятнее всего, что в ближайшее время их там и не будет.
А все попытки правительства оживить систему за счет насильственного внедрения неработающих приемников ГЛОНАСС в государственные структуры просто продолжают стимулировать коррупцию в этой сфере. И закончится она только тогда, когда навигационные приемники ГЛОНАССа начнут работать лучше, чем их аналоги системы NAVSTAR. Но это вопрос весьма туманный и неблизкий.
   Дело в том, что в настоящий момент идет активное развитие европейской навигационной системы GALILEO. На рынок выйдет еще один конкурент с заранее более совершенными технологиями и активно поддерживаемый Евросоюзом. Сейчас трудно прогнозировать, что ожидает ГЛОНАСС в ближайшем будущем. Видимо, амбиции космической державы не позволяют от нее отказаться (существует и военный аспект использования системы ). Однако и в том виде, в котором система существует сейчас, перспективы весьма неутешительные. Наверное, нам необходимо интегрировать свою систему в GALILEO и выводить ее на современный технологический уровень. Но это только одно из возможных направлений.

   Главное, чтобы в космическую область опять вернулись энтузиасты с горящими глазами, для которых слово КОСМОС не является эквивалентом бесконтрольного воровства денег.
 

19 Февраль 2013

Комментарии
Сергей Бахматов  |  19 Февраль 2013 в 21:01
Какой там космос!? Огламурились и забронзовели, и вся земля покрыта опилками.
Надо сначала вычистить авгиевы конюшни на земле…
Н.Р.  |  19 Февраль 2013 в 22:44
Это точно! Сначала надо земную жизнь обустроить. В том же 1957 году, когда был запущен первый спутник, советские женщины (особенно в колхозах) всё ещё занимались тяжёлым физическим трудом.


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
ДЖЕЙМС КОМИ И «РЕЗНЯ В СУББОТНИЙ ВЕЧЕР»
ПОЧЕМУ РЕВОЛЮЦИЯ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ?
ПРАВО НА ОТКЛЮЧЕНИЕ
МОМЕНТ ПОПУЛИЗМА

Новости
25.05.2017 Социал-демократы намерены "обеспечить справедливость в Германии"
25.05.2017 Трамп в Ватикане обсудил парижское соглашение по климату
24.05.2017 Бразильская социалистическая партия выходит из парламентской коалиции, требует отставки президента
24.05.2017 Британский премьер повысила уровень террористической угрозы до критического
23.05.2017 Шотландские националисты отложили публикацию предвыборного манифеста из-за теракта

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"