все поля обязательны для заполнения!


 
ТУМАННОЕ БУДУЩЕЕ ГЛОНАСС
ЕГОР ВАСИЛЬЕВ
Эксперт. Кандидат технических наук.

Космическая отрасль всегда развивалась благодаря энтузиастам и людям, которые были готовы тратить себя для достижения цели, о которой большинство человечества даже не задумывалось. И когда к ним приходили первые успехи, появлялась другая категория "специалистов", старательно и вдохновенно строившая свою карьеру под красивым флагом, который был поднят не ими. К сожалению, так получилось и с нашей многострадальной системой ГЛОНАСС ( ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система ). 
   

   Изначально идея создания средневысотных спутниковых навигационных систем родилась в СССР. Заключалась она в том, что в околоземном космическом пространстве на высоте порядка 20 тыс км на круговых орбитах располагались спутники, которые излучая сигнал, промодулированный информацией о своих координатах и текущем времени, дают возможность потребителям определять свое местоположение. Первые спутники системы ГЛОНАСС - Космос-1413, Космос-1414 и Космос-1415 - были выведены на орбиту 12 октября 1982 года.
Вначале система создавалась исключительно как военная и была призвана обеспечить навигацию морских, наземных, воздушных и космических военных объектов. Система состоит из трех основных компонентов:
- Орбитальная группировка космических аппаратов
- Наземный комплекс управления
- Сообщество потребителей навигационной информации.

   Орбитальная группировка космических аппаратов должна включать в себя 24 космических аппарата в трех орбитальных плоскостях по 8 аппаратов в каждой. Такое построение орбит спутников должно обеспечивать возможность глобальной и непрерывной навигации потребителей.
   Наземный комплекс управления состоит из ряда пунктов контроля и управления, которые обеспечивают работоспособность орбитальной группировки, проводя комплекс работ по спутникам системы, включающий в себя измерение и корректировку параметров орбиты, закладку на борт навигационной информации и коррекцию шкалы времени. Также производится контроль работоспособности космических аппаратов орбитальной группировки.
Что касается сообщества потребителей навигационной информации, то оно включает в себя всех потребителей, оснащенных аппаратурой потребителя. Аппаратура потребителя обеспечивает возможность высокоточного определения координат, вектора скорости и точного времени. Параллельно с системой ГЛОНАСС в США была создана система NAVSTAR или GPS (Global Positioning System). Она обладает почти такими же характеристиками, но с небольшими отличиями, которые, впрочем, несущественны.

А дальше мы можем задать себе простой вопрос: почему две практически одинаковые системы имеют такую разную судьбу? Системой GPS пользуется весь мир, а о системе ГЛОНАСС все знают, но никто ее не использует. Изначально проблемы с использованием информации от системы ГЛОНАСС были связаны с тем, что в Советском Союзе географические координаты с погрешностью менее 100 метров считались секретными. То же самое касалось и картографических материалов. Система ГЛОНАСС в случае полного развертывания орбитальной группировки обеспечивала точность лучше 30 метров. То есть, любая навигационная аппаратура давала потребителю доступ к "государственной тайне". На фоне этой проблемы наша профильная промышленность проектировала только военную аппаратуру потребителей.

И здесь мы столкнулись с еще одной сложностью. Дело в том, что для повышения помехозащищенности в системе ГЛОНАСС использовалось частотное разделение сигналов спутников: каждый спутник системы излучал сигнал на своей частоте (у системы GPS кодовое разделение сигналов). Это привело к тому, что в аппаратуре потребителя было необходимо либо реализовывать отдельную приемную часть для каждой частоты ( что очень сложно технологически), либо реализовывать в высокочастотной части приемника гребенчатый фильтр под всю сетку частот. Такие фильтры наша промышленность создавать не умела. В результате - на входе приемника оказывались помехи всего частотного диапазона спутников системы. И образцы аппаратуры потребителя военного назначения можно было применять только на больших транспортных средствах в силу недопустимо больших массогабаритных параметров.
Конечно, наша промышленность выпускала аппаратуру потребителей для военного применения, но это были настолько сырые и недоработанные приборы, что о них даже стыдно упоминать.

   Таким образом, мы получили интересную ситуацию. Есть орбитальная часть спутниковой навигационной системы, есть комплекс управления этой системой, но нет гражданских потребителей. А именно они составляют львиную долю абонентов навигационной системы. И вот, видимо, с этого момента пришло осознание того, что ГЛОНАСС может быть хорошей кормушкой: что-то где-то летает, проконтролировать работает или нет - невозможно. И до тех пор пока нет массовой аппаратуры потребителя, можно проводить различные дорогостоящие научно-исследовательские работы, пытаться обосновывать необходимость в дальнейших затратах на абстрактное увеличение точности и надежности системы, не имея аппаратуры потребителей.
   Трудно понять, как это было возможным - тратить огромные деньги на поддержание орбитальной группировки и не иметь при этом никакого практического выхлопа от использования системы. Особый интерес при этом вызывает ситуация с аппаратурой потребителя. Дело в том, что в соответствии с международными договоренностями, владелец навигационной системы обязан был разработать и опубликовать в открытом доступе так называемый Интерфейсный Контрольный Документ, в котором детально описывалась система, принципы построения, частоты, ее функционирование и структура информации, которую эта система передает потребителю. На основании этой информации любой сторонний производитель может разработать свою аппаратуру потребителя и реализовывать ее на рынке навигационных устройств. Такой документ есть по системе NAVSTAR. Подобный документ есть и у системы ГЛОНАСС.
    Так вот, в 2000-х годах наша промышленность не могла изготовить работоспособные образцы аппаратуры потребителя системы ГЛОНАСС и продолжала запрашивать огромные деньги на различные НИОКР, в то время как в Китае можно было заказать чипсет навигационного приемника по цене 7 долларов за штуку. Американские студенты при дипломном проектировании собирали навигационную аппаратуру системы ГЛОНАСС, а наша хваленая промышленность во главе с НИИ Космического Приборостроения продолжала исследования. И год за годом результатом этих исследований становилась одна и та же неработоспособная аппаратура, правда при этом испытывала проблемы и орбитальная группировка космических аппаратов. Основной проблемой стала невысокая надежность космических аппаратов. И как следствие, космические аппараты требовалось запускать намного чаще, чем у американского аналога. А это очень дорого. К этому добавилась и серия неудачных запусков спутников системы.

 

   Мы всегда думали, что в космической области мы впереди планеты всей. Возможно так и было. Но время идет, технологии развиваются, а система ГЛОНАСС осталась на уровне 80-х годов. И этого потенциала нам хватило на 30 лет. Только в последнее время огромные денежные потоки, направленные на поддержание и развитие системы терялись в бездне передовых коррупционных технологий, которые в отличие от ГЛОНАСС развивались семимильными шагами.

Рынок навигационной аппаратуры развивается огромными темпами, и это доступно пониманию не только экспертов, но и любого думающего человека. Достаточно заглянуть в магазин электроники, но только приемников системы ГЛОНАСС в магазинах не видно. Вероятнее всего, что в ближайшее время их там и не будет.
А все попытки правительства оживить систему за счет насильственного внедрения неработающих приемников ГЛОНАСС в государственные структуры просто продолжают стимулировать коррупцию в этой сфере. И закончится она только тогда, когда навигационные приемники ГЛОНАССа начнут работать лучше, чем их аналоги системы NAVSTAR. Но это вопрос весьма туманный и неблизкий.
   Дело в том, что в настоящий момент идет активное развитие европейской навигационной системы GALILEO. На рынок выйдет еще один конкурент с заранее более совершенными технологиями и активно поддерживаемый Евросоюзом. Сейчас трудно прогнозировать, что ожидает ГЛОНАСС в ближайшем будущем. Видимо, амбиции космической державы не позволяют от нее отказаться (существует и военный аспект использования системы ). Однако и в том виде, в котором система существует сейчас, перспективы весьма неутешительные. Наверное, нам необходимо интегрировать свою систему в GALILEO и выводить ее на современный технологический уровень. Но это только одно из возможных направлений.

   Главное, чтобы в космическую область опять вернулись энтузиасты с горящими глазами, для которых слово КОСМОС не является эквивалентом бесконтрольного воровства денег.
 

19 Февраль 2013

Комментарии
Сергей Бахматов  |  19 Февраль 2013 в 21:01
Какой там космос!? Огламурились и забронзовели, и вся земля покрыта опилками.
Надо сначала вычистить авгиевы конюшни на земле…
Н.Р.  |  19 Февраль 2013 в 22:44
Это точно! Сначала надо земную жизнь обустроить. В том же 1957 году, когда был запущен первый спутник, советские женщины (особенно в колхозах) всё ещё занимались тяжёлым физическим трудом.


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
БЕЗУПРЕЧНОСТЬ ВИДЕНИЯ
БЫЛ ЛИ НЕИЗБЕЖЕН ОКТЯБРЬ 1917-ГО
МИНСК НАКАНУНЕ КОМПРОМИССА
ЗАБЫТЫЙ ФЕВРАЛЬСКИЙ АВАНГАРД

Новости
25.04.2017 ЕС потребует от Британии 2 млрд евро за неуплату пошлин - СМИ
25.04.2017 СМИ: Россия возобновила действие меморандума с США по полетам над Сирией
25.04.2017 Число погибших в ходе протестов в Венесуэле выросло до 23 человек
25.04.2017 Почти 40% россиян обвинили государство в неисполнении обязанностей перед народом
24.04.2017 Литовские социал-демократы не согласны с выводами парламентского комитета в отношении своего однопартийца

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"