все поля обязательны для заполнения!


 
ВЕЛИКИЙ ГУМАНИСТ
БОРИС РОМАНОВ
политический аналитик, историк

Немецкий социолог Ральф Дарендорф назвал ХХ век социал-демократическим. Это, конечно, преувеличение, но он был прав в том, что социальные требования, которые в конце века ХIХ-го выдвигали только социал-демократы, во второй половине двадцатого столетия получили признание всех основных европейских политических сил и во многом были реализованы на практике.

Одним из тех, кто внес немалый вклад в этот процесс, был выдающийся немецкий социал-демократ Вилли Брандт. В 1972 году он говорил: «Кто осмелится ныне, как тогдашние противники социализма, отклонять и вести борьбу против государственного страхования по болезни и пенсионного обеспечения, запрещения детского труда, охраны материнства, восьмичасового рабочего дня, закона о производственных советах, страхования по безработице, рассматривая их как «социалистические» требования».

В 1931 году в возрасте семнадцати лет он становится членом Социалистической рабочей партии Германии, созданной в результате выхода из Социал-демократической партии ее левого крыла. СРП выступала с революционных позиций, отстаивала марксистские идеи диктатуры пролетариата. Несмотря на свои симпатии к первому в мире социалистическому государству, молодой социалист не вступает в компартию и остается на позициях левой социал-демократии.

После захвата власти нацистами в марте 1933 года в Дрездене проходит нелегальный съезд СРП, где делегаты выступают под псевдонимами. Так, Герберт Фрам из города Любека становится Вилли Брандтом. Молодому Брандту доверяют представлять партию в Норвегии, поддерживать контакты с Норвежской рабочей партией. Брандт тайно перебирается в Копенгаген, а затем в Норвегию. В 1937 году Вилли Брандт отправляется в Испанию, где шла гражданская война республиканцев против националистических мятежников генерала Франко, получавших поддержку Гитлера и Муссолини. Там он присоединился к немецкой секции левосоциалистической испанской партии ПОУМ (Рабочая партия марксистского единства). Работал корреспондентом норвежских газет. После поражения республиканской Испании он возвращается в Норвегию.

В 1940 году германские войска оккупируют Норвегию, Брандт становится солдатом норвежской армии, попадает в плен, но ему удается освободиться и тайно перебраться в нейтральную Швецию, где он продолжает активную антифашистскую публицистическую деятельность. Брандт считал, что нацистская верхушка втоптала в грязь честное имя Германии и вызвала справедливый гнев народов ставших жертвами фашистского «нового порядка». После нападения Германии на Советский Союз Социалистическая рабочая партия Германии выступила с заявлением, осуждающим германскую агрессию. «В этой борьбе мы целиком на стороне Советского Союза, который в сердцах миллионов рабочих и всех порабощенных фашизмом». В 1942-м году Брандт принимает участие в создании Международной группы демократического социализма, Свободного немецкого союза культуры в Швеции, который выступал за объединение всех немецких антифашистов для борьбы за демократическую Германию.

В сентябре 1944 года группа членов Социалистической рабочей партии, среди которых был и В.Брандт, призывает к объединению демократических социалистов Германии. В декабре того же года в Стокгольме проходит социал-демократическая конференция.

После поражения гитлеризма в среде немецких социал-демократов возникают серьезные разногласия. Часть левых немецких социалистов выступала за союз с коммунистами. В восточной зоне оккупации в апреле 1946 года возникает Социалистическая единая партия Германии в результате объединения социал-демократов во главе с Отто Гротеволем и коммунистов. Однако Вилли Брандт выбирает другой путь. Для него принципы социализма и демократии неразделимы. В мае 1946 года в Ганновере проходит съезд Социал-демократической партии, председателем которой становится Курт Шумахер, прошедший нацистские концлагеря.

В 1946 году в книге «Преступники и другие немцы» Брандт делает не очень популярный в Германии вывод, что за преступления нацистов несут ответственность, не только функционеры режима, но и широкие круги общественности признавшие власть Гитлера. Брандт подчеркивал: «Нельзя отрицать тот факт, что в течение этих лет немцами и от имени немецкого народа в отношении других народов совершены тягчайшие преступления».

В 1948 году Вилли Брандту возвращают германское гражданство, он становится руководителем берлинского бюро СДПГ. В октябре 1957 года В.Брандт избирается правящим бургомистром Западного Берлина. На этом посту он сыграл немалую роль для того, чтобы город оставался в западной зоне оккупации, противостоял давлению со стороны СССР.

В 1969 году Брандт становится канцлером Западной Германии и формирует правящую социал-либеральную коалицию социал-демократов и свободных демократов. В этом качестве он делает важнейшие шаги по нормализации отношений с СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией. В 1970 году заключен исторический Московский договор между Советским Союзом и Западной Германией. Правительство Брандта пересматривает реваншистскую политику немецких консерваторов, признает нерушимость послевоенных границ в Европе, отказывается от территориальных претензий к своим соседям, в первую очередь к Польше и СССР, к которым отошли часть германских земель. Несмотря на разнузданную критику немецких правых из ХДС и ХСС, новая восточная политика Брандта открывает перспективы мирного сосуществования в Европе и дает возможность обоим германским государствам ФРГ и ГДР стать полноправными членами ООН в 1973 году.

В 1970 году Брандт становится на колени перед памятником погибшим в Варшавском гетто. Этот знаменитый акт покаяния вошел в историю. В 1971 году за исторический вклад в разрядку международной напряженности Вилли Брандту вручают Нобелевскую премию мира.

С 1964 Брандт является председателем СДПГ, а в 1976 году избирается президентом Социалистического Интернационала. Политический и моральный авторитет Вилли Брандта в мировом социал-демократическом движении был необычайно высок.

Вилли Брандт внес большой вклад в развитие концепции демократического социализма, резко критиковал ленинскую и, особенно, сталинскую версию марксизма, коммунистическую интерпретацию диктатуры пролетариата. В понимании Брандта «демократический социализм – это не схема общественного строя. Речь идет о никогда не завершающейся задаче, о преодолении несправедливости существующего общественного строя, о постоянном и большем осуществлении социальных требований демократии». Большое значение Брандт уделял партийной программе, принятой Годесберге в 1959 году, и открывшей новый путь для германских социал-демократов как партии социальных реформ. В этой программе произошел принципиальный отказ от строительства партии на основе какого-либо «единственно верного» мировоззрения или теории. В ней обосновывались основные ценности Свобода, Справедливость, Солидарность и их концептуальное единство, подтверждалась приверженность принципам парламентской демократии, социальной справедливости, солидарности по отношению к слабым. Был провозглашен плюрализм обоснования социалистических идеалов, где наряду с марксизмом историческими корнями демократического социализма в Европе назывались христианская этика, гуманизм, классическая философия. Сам социализм рассматривается не как конечная цель, «а постоянная задача добиваться свободы и справедливости, сохранять их и быть достойными их». В тоже время в программе подчеркивалась историческая преемственность по отношению к традициям социал-демократического движения, отличавшего его от консерваторов и либералов. «Устранить привилегии господствующих классов, принести всем людям свободу, справедливость и благосостояние – таким был и остается смысл социализма». В Годесберге нашли свое отражение ревизионистские взгляды Эдуарда Бернштейна выступавшего за этическое обоснование социализма, который «должен осуществлять идеалы, а не доктрины». Неслучайно Вилли Брандт, подчеркивая актуальность его идей, отмечал: «Важные пункты критики Маркса, мы можем найти уже у Бернштейна, а также и понимание демократического социализма, очень близкое к его характеристике в Годесбергской программе». Однако дальнейшие процессы развития капитализма в конце ХХ - начале ХХI веков показали, что возможности реализации провозглашенных идеалов оказались далеко столь безграничны, как казалось авторам Годесбергской программы.

В годы перестройки в нашей стране Брандт приветствовал политические перемены, проходившие под лозунгами «больше демократии, больше социализма». В беседе с генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым в 1988 году Вилли Брандт выразил готовность «заново определить свое отношение к коммунистам, Советскому Союзу». По словам Брандта, «наша прежняя декларация была принята в разгар холодной войны (речь идет о программной Франкфуртской декларации Социнтерна 1951 года). Те позиции, на которых она основана, мы считаем сейчас неправильными. Там говорилось о сталинизме». Безусловно, социал-демократы надеялись на возможность успешной демократической трансформации КПСС и придание нового облика советской системе. Так на встрече с М.Горбачевым в октябре 1989 года Брандт говорил: «Мы имеем дело с исторической точки зрения с новым началом, новым качеством социализма в крупной части мира».

В то же время Брандт весьма недвусмысленно критиковал систему «авторитарного коммунизма». Выступая в декабре 1989 года на съезде СДПГ в Берлине, после краха политического режима ГДР, он подчеркивал что «как главный противник коммунистов, социал-демократия в большей степени, чем другие была предназначена для идейной борьбы против них».

С 1977 года Вилли Брандт становится председателем «Независимой комиссии по международным вопросам развития» более известной, как Комиссия «Север-Юг», разрабатывавшей предложения по оказанию помощи развивающимися странам, преодолению бедности и отсталости. Вилли Брандт последовательно отстаивал принципы солидарности всего человечества, был убежденным сторонником общеевропейской интеграции и предвидел процессы глобализации мира.

Вилли Брандт скончался 8 октября 1992 года в возрасте 79 лет. Его имя навсегда останется в истории ХХ века символом мужества и непримиримости к злу, верности идеалам гуманности и свободы.
 

08 Май 2012

Комментарии
Н.Р.  |  09 Май 2012 в 21:11
То, что Вилли Брандт был великим гуманистом и человеком, непримиримым к злу - это, конечно, верно. Хотя и в его биографии были эпизоды, когда он закрывал глаза на явное зло. Это прежде всего касается его симпатий к сталинскому СССР. В 1938 - 39 годах Брандт писал, что в СССР успешно строится социализм...
Социал-демократы  |  09 Май 2012 в 21:18
С учётом комментария Н.Р. мы бы охарактеризовали Вилли, как мечтателя и реалиста.
 |  10 Май 2012 в 11:31
Социал-демократам
Друзья, что представляла собой Социалистическая рабочая партия Германии, можно понять, прочитав её программу 1932 года http://web.archive.org/web/20070429132251/http://www.marxistische-bibliothek.de/sapziel.html
Там говорится, например, что в СССР под руководством большевистской партии диктатура пролетариата стала мощным инструментом рабочего класса и позволила заложить основы социализма... А единственная претензия, которую СРП предъявляла Сталину, состояла в том, что он выдвинул антиленинскую концепцию построения социализма в одной стране. И всё это писалось в 1932 году, когда в СССР миллионы крестьян умирали от голода! Поразительная слепота!
Но не будем слишком придираться к Вилли Брандту. Он тогда был романтичен и радикально настроен - что неудивительно, учитывая его возраст. Кто не был революционером, тот не был молодым...
А с другой стороны, готовность закрыть глаза на страдания людей, отгородиться от жизненных реалий догмами и увидеть в советской тоталитарной диктатуре власть рабочего класса тоже о чём-то говорит...
Сергей Бахматов  |  16 Май 2012 в 20:01
Античный философ Аристотель был ярым сторонником рабства, а раба можно было истязать, убить, продать и т. д. Почему-то никто никогда не вспоминает этого заблуждения великого мыслителя. Наверно, я первый, и то только для того, чтобы высказать мысль: нельзя судить о политическом деятеле, философе, учёном с точки зрения, что он дал или не дал, а нужно судить по тому, что он мог дать и дал в те времена, в тех конкретных обстоятельствах.
Даже великие люди - продукт своего времени.
Первая половина двадцатого века - самая кровавая страница истории человечества, когда человеческие страдания были обыденным делом, а цена человеческой жизни крайне низка по сравнению с делами государственными. Кощунство?
Да, кощунство! Сейчас другие времена, другие нравы. Но, я не уверен в том, что, если бы я жил тогда, то осуждал бы Вилли Брандта за его отношение к советской тоталитарной диктатуре, поэтому не осужу и теперь.
Н.Р.  |  16 Май 2012 в 23:01
Вилли Брандт, несомненно, был был великим человеком и великим гуманистом, но гуманизм его был несколько односторонним. Он всегда сочувствовал жертвам капитализма и правых диктатур, но по поводу жертв коммунистических диктатур чаще хранил молчание. Настоящие же левые, настоящие гуманисты должны были бы заклеймить бесчеловечность всюду - при всех существовавших режимах. И действительно, были принципиальные социал-демократы, которые разоблачали коммунистический террор и преступления большевизма (например, Карл Каутский).
Настоящий гуманист, в моём представлении, - это тот, кто сочувствует ВСЕМ жертвам несправедливости. Не только тем, кого уничтожил Гитлер, но и тем, кого убили Ленин, Троцкий и Сталин. Не только замученным Пиночетом, но и замученным Фиделем Кастро. Вот это - морально безупречная позиция.
Н.Р.  |  16 Май 2012 в 23:08
Потом, эпоху, в которую жил Аристотель, нельзя сравнивать с XX веком. Всё-таки за 2400 лет имел место значительный прогресс нравственности. В античные времена ещё не была провозглашена христианская истина об абсолютной ценности каждой человеческой личности. Тогдашние заблуждения Аристотеля можно понять. Но если бы какой-нибудь современный философ в середине 1930-х годов заявил, что рабство, ГУЛАГ и Освенцим - это норма, - как бы мы отнеслись к такому, с позволения сказать, мыслителю?
Сергей Бахматов  |  16 Май 2012 в 23:39
Вы как-то говорили, что миром правят идеи, совершенно согласен с Вами. Вот, была такая идея государство первично, а личность вторична. Причём, эта идея в те времена господствовала во всём мире. Закономерный результат такой идеи - те безобразия, о которых Вы пишите.
В настоящее время цивилизованные страны Европы почти в полном составе и США силой оружия насаждают свою демократию по всему миру, не считаясь ни с жертвами, ни с бежанцами и т.д.
И это не 2400 лет тому назад, это сейчас, и это на западе считается нормой.
Н.Р.  |  16 Май 2012 в 23:58
Идея, что государство первично, а личность вторична, господствовала даже и в те времена всё-таки не во всём мире, а при тоталитарных и некоторых жёстко-авторитарных режимах (СССР, нацистская Германия, фашистская Италия). А в Англии или Норвегии господствовала и тогда совершенно другая политическая философия: государство для человека, а не наоборот. Ну а даже если идея этатизма или тоталитаризма господствовала в некоторых странах - это же ещё её не оправдывает, так? И правильной её не делает. Да, было такое массовое безумие, люди поверили в то, что "единица - вздор, единица - ноль", а государство - это всё. И что же им теперь - за это талон на усиленное питание давать?
Раз была такая массовая душевная болезнь, массовый психоз, - значит, против неё надо было бороться. А не закрывать глаза на жестокости упомянутых режимов. И не тешить себя иллюзиями, что да, кое-кого замучили, но это ведь во имя великой цели...
Сергей Бахматов  |  17 Май 2012 в 00:15
У нас был великий русский писатель Ф.М.Достоевский, который писал на эту тему очень хорошо и проникновенно. Но, человечество постоянно забывает о моральных ценностях. Цель оправдывает/не оправдывает средства до сих пор вопрос нерешённый для многих. В этом и есть беда.... То, что в разных странах относились по-разному, говорит только о разной степени зрелости гражданского общества. Извините за аналогию, мы же не ругаем малыша за то, что он сходил в штаны.
Н.Р.  |  17 Май 2012 в 10:39
Я совершенно с Вами согласен - именно Достоевский как никто подчеркнул, что цель не оправдывает средства (и не только известным рассуждением о слезинке ребёнка, но и историей Раскольникова). Тут важно ещё то, что с помощью гнусных целей благих результатов достичь в принципе невозможно. Как сказал другой великий русский писатель А.И.Солженицын, "гнусность методов распложается в гнусности результатов".
Малыша за то, что он сходил в штаны, мы действительно не ругаем, но тирана, уничтожившего миллионы своих подданных, вполне можно и поругать.


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
ПРОЩАНИЕ С БОРЬБОЙ ЗА ГЛОБАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО
МАРКСИСТСКОЕ И ЛИБЕРАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ОКТЯБРЯ
ДОНАЛЬД ТРАМП ОТКРЫВАЕТ МУСУЛЬМАН
ДЖЕЙМС КОМИ И «РЕЗНЯ В СУББОТНИЙ ВЕЧЕР»

Новости
27.06.2017 Путин пользуется в мире большим доверием, чем Трамп - опрос
27.06.2017 Прокурор Бразилии обвинил президента в коррупции
27.06.2017 В Колумбии мятежники сдали ООН большую часть своего оружия
27.06.2017 Пхеньян назвал политику Трампа "нацизмом XXI века"
26.06.2017 Экс-президент Румынии возглавил молдавскую партию, выступающую за объединение двух стран

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"