все поля обязательны для заполнения!


 
НЕКОТОРЫЕ УРОКИ XX ВЕКА ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛИСТОВ
Капиталистическое общество, основанное на извлечении прибыли любой ценой, не может быть вечным
БОРИС РОМАНОВ
политический аналитик, историк

В конце XX столетия социалистическая идея, казавшаяся такой перспективной во второй половине XIX и в начале XX века, потерпела серьезное поражение. Крах коммунистической системы казалось бы, подтвердил незыблемость основ капиталистического способа производства. Социалистический эксперимент не смог достичь заявленных грандиозных целей преобразования человечества.

Но дело в том, что это был кризис не только социалистической идеи. Ценности гуманизма, неограниченных возможностей совершенствования человека, антропоцентризм, восходящий к традиции эпохи Просвещения, в XX веке подверглись серьезным испытаниям. В этом смысле прошедший век — это сумерки гуманизма. Двадцатое столетие не стало эрой социального освобождения человека, как о том мечтали идеологи либерального гуманизма и марксистского социализма в веке XIX. Неслучайно великий русский философ Николай Бердяев, анализируя в 20- е годы прошлого века процессы, происходившие в цивилизованной Европе, предсказывал скорое наступление нового средневековья.

ХХ век был эпохой всеобщей стандартизации, конвейерного производства, невиданного засилья авторитарной бюрократии и монополистических корпораций, общества "массового потребления" и "одномерного человека" (по определению Герберта Маркузе) на Западе и массовой нищеты в странах "третьего мира". Именно в «просвещенном» ХХ веке стали возможны ужасы нацизма и применение атомного оружия массового поражения. Практика режимов «социалистического лагеря» оказалась далека от социального идеала Маркса, а «детская болезнь левизны в коммунизме», о которой предупреждал Ленин, проявилась в значительно более опасной форме, чем предполагал вождь Октябрьской революции.

Что же показал опыт строительства социализма в СССР и ряде других стран Европы и Азии? Недостаточно ликвидировать классовое неравенство и создать управляемую государством экономику. Общество, зажатое в тиски моноидеологии и однопартийной бюрократической системы, было неспособно адекватно реагировать на вызовы времени. Находясь в эмиграции в 30-е годы, Троцкий рассматривал СССР как «промежуточное между капитализмом и социализмом противоречивое общество».

В XX веке действовали и конкурировали между собой два основных течения социализма, имеющего общие марксистские корни: коммунистический в его ленинской версии и реформистский, опиравшийся в своей практической деятельности на ревизионистскую интерпретацию марксизма Эдуарда Бернштейна и критику большевизма Карла Каутского. Окончательный переход социал-демократии на позиции реформизма произошел после второй мировой войны и был отражен во Франкфуртской декларации «О целях и задачах демократического социализма» принятой на учредительном конгрессе Социнтерна в 1951 году.

Социализм реформистский постепенно трансформировался в постоянно развивающуюся широкую идеологическую концепцию демократического социализма, включающую марксистскую критику капитализма, этический социализм, христианский социализм, либеральный социализм, экономическую и социальную демократию, политику социального партнерства. 

Социализм «коммунистический» достиг немалых успехов в развитии СССР и ряда других стран, где к власти пришли коммунистические партии. Была создана альтернативная капиталистической социально-экономическая модель общества с централизованной плановой экономикой и новой системой социальных отношений, основанных на принципах коллективизма. Но антидемократическая практика сталинизма и всеобщее бюрократическое огосударствление народного хозяйства, неизбежно привели систему «реального социализма» к кризису. 

Следует заметить, что историческая практика заставила коммунистов фактически отказаться от идеи отмирания государства и ликвидации товарно-денежных отношений, тогда как социал-демократическая концепция использования демократических государственных институтов для проведения социальных реформ, впервые выдвинутая одним из основателей германской социал-демократии Фердинандом Лассалем, была успешно претворена в жизнь.

Социализм реформистский достиг во второй половине ХХ века, особенно в послевоенной Европе, заметного прогресса. Социал-демократам и социалистам удалось, опираясь на кейнсианские методы стимулирования спроса и политику государственного регулирования экономики, создать элементы социального государства, резко расширить сферу социальных гарантий для широких слоев населения. Хрестоматийным примером такого опыта является «скандинавская модель социализма».

В тоже время социалисты и социал-демократы в Западной Европе были вынуждены отказаться от программных положений о широкой национализации и строительстве социалистического общества без крупного капитала и финансовой олигархии, ограничившись социальными реформами, не затрагивающими основ буржуазных социально-экономических отношений.

Так, не увенчалась успехом политика президента-социалиста Франсуа Миттерана во Франции в начале 80-х годов ХХ века, провозгласившего на выборах последовательно левую программу, предусматривавшую, том числе частичную национализацию крупных компаний. Социалисты от нее, в конечном счете, отказались. Лейбористы Великобритании признали основные итоги масштабной приватизации госсобственности, проведенной консерваторами во времена Маргарет Тэтчер. Процесс эволюции некоторых наиболее влиятельных коммунистических партий Западной Европы, стоявших на позициях еврокоммунизма, проходил в том же направлении. Наиболее яркий пример - превращение компартии Италии в умеренную реформистскую партию левых демократов. 

Надо заметить, что концепция социального государства вовсе не является исключительной прерогативой социалистов и социал-демократов. Как известно, одним из авторов концепции социального хозяйства в ФРГ после второй мировой войны был Людвиг Эрхард, создатель германского экономического чуда, экономист и политик христианско-демократической ориентации. На Западе широкое распространение имеет социальная доктрина Католической церкви, на которую опираются христианско-демократические партии.

В целом процессы экономической интеграции и глобализации подтверждают предсказания Карла Маркса о том, что капитализм неизбежно ведет человечество к интернационализации процессов мирового развития. Развитие транснациональных корпораций привело к возникновению системы глобального капитализма и мировой финансовой олигархии. Процессы массовой миграции рабочей силы свидетельствуют о том, что возникает такое явление как международный пролетариат, оторванный от своих исторических корней.

Глобализация резко ограничивает попытки не только создания систем автаркического и изоляционистского характера, но даже возможности отдельных государств выбирать свою модель развития.

Однако потребность в социалистической идее и в целостной социалистической программе реформации возрастает, по мере того как западные демократии ведут дело к демонтажу системы социального государства. Во многих странах избиратели отдают свои «голоса» за партии левого социалистического направления, а классовая борьба, которую буржуазные идеологи объявили устаревшей, возвращается даже в относительно благополучные страны Запада.

Капиталистическое общество, основанное на извлечении прибыли любой ценой, не может быть вечным. И это не только моральная проблема. Реальные социально-экономические процессы в мире, разразившийся кризис мировой финансовой системы свидетельствуют, что глобальный либеральный проект капиталистического «свободного рынка» сталкивается с серьезными трудностями и не способен решить острейшие проблемы, стоящие перед всем человечеством в начале нового тысячелетия. Идеи Маркса вновь стали пользоваться популярностью в Европе и Латинской Америке, а его предсказания к началу третьего тысячелетия оказались значительно точнее туманных пророчеств Нострадамуса.

В Мадриде в декабре 2008 года на заседании совета Партии европейских социалистов был принят важный программный документ – Манифест Партии Европейских Социалистов. В манифесте сформулировано принципиальное отличие современной социал-демократической философии от позиции правых либеральных и консервативных партий. В нем отмечается, что «консерваторы верят в рыночное общество и дают возможность богатым стать еще богаче в ущерб остальным», тогда как социал-демократы «верят в социальную рыночную экономику» и отвергают «индивидуализм правого толка». Манифест провозглашает целью европейских социал-демократов «новый социализм» основанный на принципах справедливости и ставящий во главу угла улучшение жизни людей. А в Декларации принципов ПЕС принятой в ноябре 2011 года сказано: «Реальностью сегодняшнего дня является разрегулированная глобализация, провоцирующая фрагментацию смысла жизни. Рыночные силы, движимые финансами и жадностью, захватывают власть и стремятся устранить демократический контроль над ней. Эти силы служат интересам привилегированного меньшинства. Консерваторы и неолибералы усугубили экономические, географические и социальные неравенства, продвигая свои ценности – краткосрочную и легкую прибыль, свободу от всяких правил, - что привело к тяжелейшему кризису в современной эпохе».

Так что расчеты правых на то, что с крахом советского коммунизма закончится век социалистической идеологии, в целом оказались явно преждевременны. «Конец истории», который предсказывал в конце 80-х годов прошлого века либеральный американский футуролог Фрэнсис Фукияма, явно откладывается. 

16 Январь 2012

Комментарии
Работяжев Н.В.  |  13 Январь 2012 в 17:26
Очень интересная статья, хотя автор слишком мягок по отношению к изначальному марксистскому проекту социализма. Обобществление всех средств производства и централизованное управление экономическими процессами неминуемо превратит общество в тоталитарную казарму, которой будет управлять государственная бюрократия. Об этом предупреждали ещё Прудон, Герберт Спенсер, Макс Вебер. А, например, в Эрфуртской программе СДПГ 1891 г. говорилось о том, что социалистическое общество станет "единым огромным промышленным предприятием" - почти по Ленину! Марксова антропология, основанная на просвещенческих иллюзиях 18-го века, тоже была огромным заблуждением. А что такое трудовая теория стоимости? Её никто из современных экономистов всерьёз не принимает. Кроме того, Маркс в молодости симпатизировал якобинцам, и был ли он сторонником демократического пути к социализму - это ещё большой вопрос...
Короче, чтобы осмыслить современный мир и наметить программу действий, борцам с глобальным капитализмом нужно прежде всего выбросить марксистский балласт.
Работяжев Н.В.  |  13 Январь 2012 в 18:19
Главные уроки XX века для современных социалистов я бы тезисно сформулировал так:
1. Частная собственность - основа личной свободы.
2. Национализация всей экономики - это дорога к рабству.
3. Прибыль нельзя заменить ничем. Прибыль просто показывает, нужен ли потребителям тот товар, который производит данная фирма, или нет.
4. Рыночный механизм цен тоже нельзя ничем заменить. Там где нет рынка, неминуемо возникает дефицит одних товаров и перепроизводство других (см. опыт СССР).
5. Природа человека не есть совокупность всех общественных отношений, как думал Маркс. Человек устроен гораздо сложнее.
6. Люди отнюдь не одинаковы от рождения, как полагали просветители 18-го века (напр., Гельвеций) и марксисты.
7. "Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим" (Аристотель, "Политика").
8. Трудовая теория стоимости несостоятельна. Предприниматель, менеджер, организатор производства также вносит вклад в её создание. Соответственно, марксистская теория капиталистической эксплуатации ненаучна.
9. Либерально-демократическое правовое государство, право, мораль, семья, религия, - отнюдь не формы отчуждения человека, как полагал Маркс! Государство, право, мораль - необходимейшие основы цивилизованного сосуществования людей.
10. Любая диктатура уничтожает больше позитивных ценностей, чем создаёт.
Только тот социализм, который глубоко впитает эти истины, сможет предложить реальную альтернативу неолиберальной глобализации. Но будет ли он всё ещё называться социализмом? Или появится какой-нибудь новый -изм?
Иван  |  17 Январь 2012 в 12:41
"Частная собственность - основа личной свободы"
Весьма спорно, в особенности для тех, кто не обладает частной собственностью на средства производства. Преодоление же частной собственности не обязательно означает поголовную национализацию и централизацию. Возможны также кооперирование, муниципализация, создание народных предприятий и пр.
"Прибыль нельзя заменить ничем. Прибыль просто показывает, нужен ли потребителям тот товар, который производит данная фирма, или нет"
Вопрос не в прибыли, а в её распределении, это во-первых. А, во-вторых, при создании системы, связующей потребителя с производителем, например, через муниципализацию и введение институтов партисипативной демократии, просто возникнут другие формы контроля и организации производства.
"Природа человека не есть совокупность всех общественных отношений, как думал Маркс. Человек устроен гораздо сложнее"
Маркс никогда так не думал. Перечитайте "Письма обисторическом материализме" Энгельса, например.
Иван  |  17 Январь 2012 в 12:42
"Люди отнюдь не одинаковы от рождения, как полагали просветители 18-го века (напр., Гельвеций) и марксисты"
Никогда марксисты не пологали, что люди одинаковы. Люди не одинаковы, а равны от рождения и должны обладать равными условиями и возможностями для своего развития.
"Трудовая теория стоимости несостоятельна. Предприниматель, менеджер, организатор производства также вносит вклад в её создание. Соответственно, марксистская теория капиталистической эксплуатации ненаучна"
Голословное утверждение, тем более, что менеджер, а уж тем более, предприниматель, участвуют в создании собственности. Трудовая теория Маркса требует дополнения и развития.
Иван  |  17 Январь 2012 в 12:49
И, возвращаясь к идее равенста, следует отметить, что марксисты признают классовое деление общества, а равенство предполагает уничтожение этого деления и ничего больше.
Работяжев Н.В.  |  18 Январь 2012 в 21:17
"Не требуется большой остроты ума, чтобы усмотреть необходимую связь между учением материализма о прирождённой склонности людей к добру и равенстве их умственных способностей, о всемогуществе опыта, привычки, воспитания... и и коммунизмом и социализмом" (К.Маркс, Ф.Энгельс. Святое семейство). Действительно ли от природы умственные способности всех людей равны, а воспитание столь всемогуще? Человек всё ж таки не tabula rasa.
Работяжев Н.В.  |  18 Январь 2012 в 22:19
"Люди... равны от рождения и должны обладать равными условиями и возможностями для своего развития". Хотел бы узнать, из чего марксисты это положение (с которым я вполне согласен) выводят. Из философии Канта? Из христианской этики? Или из концепции естественного права? В любом случае, это нравственное требование имеет "идеалистические" истоки. Андрей Белый совершенно правильно сказал меньшевику Н.Валентинову, что моральное осуждение капиталистической эксплуатации не у Маркса надо искать, а у Канта или, ещё лучше, в Евангелии.
Работяжев Н.В.  |  20 Январь 2012 в 12:25
К вопросу о трудовой теории стоимости. Бутылка вина лежит много лет в погребе, а потом продаётся в несколько раз дороже. Но ведь за эти годы к ней никто пальцем не прикасался и труд не прикладывал!
Сергей Иванович  |  10 Февраль 2012 в 13:12
То, что говорит Работяжев Н.В. о бутылке вина в погребе, есть исключение из трудовой теории стоимости. Ещё Д. Рикардо, в своё время, писал о "несвободно воспроизводимых благах (картины, вино и т.д.)", отмечая, их стоимость определяется иначе, не затратами труда при создании. Поэтому, не стоит, так уж интенсивно, нападать на К. Маркса.
Сергей Бахматов  |  04 Май 2012 в 18:02
По поводу бутылки вина: бутылка вина хранится много лет при температуре 11-12 градусов по цельсию и занимает место. Если колебания температуры больше, то она вообще ничего не стоит.


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
ОПАСНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ С УКЛОНОМ
2017: ГОД, КОГДА МЫ ТЕРЯЕМ КОНТРОЛЬ НАД РОСТОМ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ?
ВЕЙМАРСКИЕ МГНОВЕНИЯ
ОТ ДИКТАТУРЫ К ДЕМОКРАТИИ

Новости
18.08.2017 Премьер Испании: главная задача Европы - борьба с терроризмом
18.08.2017 Турция намерена заключить соглашение с ЕврАзЭС, не нарушая таможенного союза с ЕС
18.08.2017 Память жертв терактов почтили минутой молчания в Барселоне
18.08.2017 Эрдоган призвал немецких турков голосовать против Меркель и Шульца
17.08.2017 Австрийские социал-демократы прекратили работу с задержанным советником

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"