все поля обязательны для заполнения!


 
АНАРХИЗМ - СЛОВО НА БУКВУ «А»

Первый раз я услышал это слово, когда мне было лет семь. Не знаю зачем, но я точно помню, что спросил у мамы, кто такие анархисты.
Она сказала, что это люди, которые все хотят разрушить, и построить все заново.

К чести моей матери, ее ответ был достаточно обстоятельным - по крайней мере, в нем прозвучала фраза «построить все заново». Из этого я заключил, что анархисты - люди с хорошими намерениями, ведь они хотят «разрушить все» не просто так, а потому что они считают, что "все" было несправедливым и нефункциональным. Мамино определение не было точным, но она верно подметила, что концепция анархизма подразумевает, что общество должно быть переустроено полностью, частичные реформы не имеют никакого смысла, необходимы глубокие преобразования самих его основ. Думаю, мне повезло, представьте, что слышат в ответ на подобный вопрос большинство детей.

В 1910 году американская активистка Эмма Голдман писала :

«Анархизм стоит за освобождение человеческого ума от владычества религии, за освобождение человеческого тела от владычества собственности, за освобождение от оков и стеснений правительства. Анархизм стоит за порядок, основанный на свободном объединении людей в целях производства истинного общественного богатства; за порядок, который гарантирует для каждого человека свободный доступ к земле и полное пользование всеми необходимыми для жизни вещами, согласно индивидуальным желаниям, вкусам и наклонностям….
Анархизм есть единственная философия, которая дает человеку сознание самого себя, которая утверждает, что бог, государство и общество не существуют, что их обещания - пустые, ничего не значащие слова, так как они могут быть исполнены лишь при условии полного подчинения человека.»

Прошло столетие, с тех пор как Голдман написала эти пламенные строки, но и сегодня по-прежнему сохраняется необходимость развеять неверные представления об анархизме.

Хаос, страдания, разрушения, мятежи, борьба - это то, к чему анархисты никогда не призывали. И в то же время, в представлении большинства людей, анархисты именно этого и хотят, люди полагают, что анархисты либо злые, либо ненормальные люди.

На самом деле здесь нет ничего парадоксального. Как отмечала Голдман, «в своей упорной любви к укоренившимся традициям приверженцы старины никогда не колеблются пустить в ход самые подлые и жестокие методы борьбы, чтобы только задержать наступление нового, в какой бы форме оно ни выражалось…
Анархизм не мог надеяться избежать судьбы всех других новаторских идей. Наоборот, как самое революционное и некомпромиссное течение, анархизм должен был встретиться с невежеством и злобой мира, которые он имел в виду перестроить.»

Подобное отношение привело к тому, что многие из тех, кто поддерживает анархистские ценности, стали избегать этого ярлыка. Некоторые активисты анархистского движения называют себя социалистами - сторонниками предоставления широких гражданских прав, антиправительственными группами, лишь бы избежать слова, начинающегося с буквы «а» и дурной славы вокруг него. Но есть и те, кто с гордостью носит это название и неустанно повторяет то, к чему на самом деле призывают анархисты.

Прямое действие - ключевой принцип.

Тогда чего же хотят анархисты? Ответ простой - установления общественного порядка без правителей и иерархии, свободы и равенства для всех. Мира без границ и социальных классов, без бога, мира, в котором власть максимально децентрализована, где человек и община могут сами определить свою судьбу. Мы верим в независимое мышление, международную солидарность, добровольные объединения и взаимопомощь. Именно поэтому стремимся к уничтожению капитализма и государства, отдающих экономическую и политическую власть в руки небольшой группы людей. Вот почему мы выступаем против патриархата, превосходства европейской расы, обязательной гетеросексуальности и других систем доминирования и дискриминации. И, как я подозреваю, по этой причине многие учителя, журналисты, священнослужители, бизнесмены, полиция стремятся изо всех сил скрыть наши истинные ценности от широкой общественности.

Еще одна отличительная особенность анархистов - сильная приверженность к изменениям, которые мы хотим увидеть в этом мире. Этот подход, который иногда называют "префигуративная политика», является самим собой разумеющимся в децентрализованной организации: принятие решений на основе консенсуса, уважительное отношение к разным мнениям и концентрация на процессе и итогах активной деятельности. Это также мотивация для наших неустанных усилий по депрограммированию самих себя и преодолению сексистских, расистских, гомофобных, потребительских и конформистских предрассудков. Анархисты стараются быть и проживать, так как хотят, осуществляя политическую активность в повседневной жизни.

Это относится к самой сущности политической анархистской практики - принципу прямого действия. Анархисты, считают что прямое действие дает возможность осуществления социальных изменений своими руками - вмешаться в ситуацию напрямую, исправить положение дел, не апеллируя к внешней помощи (типичный пример - к правительству) - вот путь исправления ситуации. Такой подход к политике «Сделай сам» отражается в абсолютном отсутствии интереса к работе через действующие политические каналы.

Однако «прямое действие» может быть воспринято и конструктивно. Анархисты, предлагающие общественные отношения без иерархии, или экологически ответственную экономику, берут на себя обязательства по самостоятельному установлению и проживанию этих реалий самими людьми.

Анархистская идея существует столько же, сколько институты которым она противится; идея, что люди могут жить вместе без правящего класса и концентрации богатства в руках меньшинства, вдохновляла еще самые ранние восстания рабов и религиозных еретиков включая возникновение христианства. Современный анархизм, возник одновременно с рабочим движением 19 века, и как минимум в южной Европе, был политическим ориентиром для большинства. Первым писателем, назвавшим себя анархистом был французский общественный деятель Пьер-Жозеф Прудон, он также утверждал, что «собственность это кража. Анархизм становится независимым общественно-политическим движением в 1872 году после раскола Первого Интернационала на Гаагском Конгрессе на сторонников Маркса с одной стороны и сторонников Прудона и русского революционера Бакунина с другой. В отличие от марксистов, которые собирались сокрушить капитализм путем парламентских выборов (или, позднее путем захвата государственной власти), анархисты призывали к одновременной отмене государства и капитализма. Будь они крестьянами, организующими восстания или воинствующими профсоюзными деятелями, готовящими всеобщую забастовку, анархисты последовательно реализовывали революционную идею безгосударственного социализма.

Золотой век анархизма пришелся на первые десятилетия XX века. В этот период по всей Европе и в Америке проходят крестьянские восстания, развертывается масштабное профсоюзное движение. Однако физическое уничтожение большей части представителей европейского анархического движения большевиками и фашистами диктатуры, а также Красная угроза в США благополучно стерли анархизм с мировой карты.
И только в последнее десятилетие анархизм переживает полномасштабное возрождение во всем мире.
Во многом это было результатом повторного открытия - с конца 1960-х - анархистских ценностей и тактики многочисленными социальными движениями, которые ранее не использовали этот бренд. Активисты также постепенно пришли к рассмотрению взаимозависимости их программы, которая выражается в экологической критике капитализма, феминистского антимилитаризма и взаимосвязи расовой и экономической сегрегации с основными идеями анархизма.
Современный анархизм заключается в сближении радикальных взглядов феминистских, экологических, антикапиталистических, антирасистских настроений освободительной борьбы, которые, наконец, сливаются в конце 1990-х годов в рамках глобальной протестной волны против политики и институтов неолиберальной глобализации.
Анархистское движение сегодня представляет собой зрелую глобальную сеть активистских коллективов, вовлеченных во все протестные акции и конструктивные проекты - от сопротивления на добывающих шахтах в Индонезии и антиядерных действий в Германии, через солидарность с палестинцами на Западном берегу Иордана и коммунального хозяйства во Франции, до климатических акций в Великобритании и профсоюзных забастовок в Южной Африке. Анархисты также участвуют и зачастую являются главными организаторами, проектов и кампаний, которые обращены к более широким кругам - научно-исследовательские группы, которые следят за деятельностью международных организаций, анализируют местные экономические инициативы, организации по охране здоровья женщин, искусствоведческие проекты ... Число анархистских изданий, книжных ярмарок и веб-сайтов растет с каждым годом, как и географические, культурные и возрастные различия между анархистами.

Стоит отметить еще одну особенность действий анархистов - креативность и игривость. Вдохновленный на протяжении всей своей истории авангардным движением от сюрреалистов до ситуационистов, а в последнее время разнообразием мировых культур и субкультур, сегодня анархизм демонстрирует больше юмора и веселья, чем какое-либо политическое движение. Активисты зачастую устраивают уличные театральные представления, художественные выставки, они могут выйти на демонстрации одетыми как черепахи, розовые феи или деловые люди, и они, безусловно, обращают внимание на красоту, а также производительность их эко-ферм и общественных садов.

Но несмотря на все эти черты, большинство людей подвержены влиянию анархизма, лишь когда некоторые из представителей движения начинают применять методы противодействия во время массовых протестов – битье окон в зданиях банков и крупных магазинов, блокада политических и экономических саммитов, и в ряде стран уличные схватки с полицией и или нео-нацистами. Являются ли такие тактические методы эффективными или же они стали театральным ритуалом - спорный момент. Лично я считаю, что время от времени происходящее публичное выражение организованной ярости вносит свою лепту в динамизм и энергию общественной борьбы. Также спорным является то, положительно или отрицательно это отражается на репутации анархистов.

Здесь стоит заметить, что многие люди,
недовольные акциями и протестами, происходящими в их собственных странах, поддерживают подобные или даже более воинственные тактики, когда они применяются на территории Ливии, Боливии или Ирана. Быть может, они всего лишь пацифисты с лозунгом «везде, но только не у нас»? Или они считают, что их право время от времени избирать капиталиста-политика дает их правительствам больше легитимности, чем диктатура?
Анархисты безусловно думают иначе.

В будущем, в котором нас ожидает нехватка энергоресурсов, климатическая нестабильность и финансовые кризисы, анархистские ценности и формы организаций обретут большую значимость. XXI век может ознаменоваться крахом мирового капитализма, который падет жертвой собственного бесчинства, но нет никакой гарантии, что строй, который мы получим взамен, будет более гуманным и равноправным. Эко-фашизм, эко-феодализм и эко-фундаментализм вполне вероятны. Задача анархистов и их союзников сегодня заключается в распространении своих взглядов и идей, создании больших шансов на то, чтобы переход через промышленный крах привел бы к по-настоящему освобожденному миру.

Оригинал статьи опубликован в журнал New Internationalist

13 Октябрь 2011

Комментарии


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
МИНТРУД ОБСЛУЖИВАЕТ ИНТЕРЕСЫ КОГО УГОДНО, ТОЛЬКО НЕ ЛЮДЕЙ ТРУДА
СОЦИНТЕРН ПРИЗЫВАЕТ ВХОДЯЩИЕ В НЕГО ПАРТИИ ВНЕСТИ ВКЛАД В ВОЗРОЖДЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА МИР
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НИЧЬЯ
СПАСТИ ПРОФСОЮЗЫ: БЕРНИ САНДЕРС ПРЕДСТАВИЛ НОВЫЙ ПЛАН ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЗАРПЛАТ

Новости
11.08.2020 Экс-кандидаты в президенты Белоруссии обжалуют итоги выборов
11.08.2020 Моралес предложил меморандум, чтобы закрепить даты выборов на 18 октября
11.08.2020 Трамп заявляет, что в выборы вмешиваются демократы
11.08.2020 Тихановская, уехавшая из Белоруссии в Литву, призвала белорусов беречь себя
10.08.2020 Партия правящей коалиции Германии СДПГ выберет кандидата на пост канцлера в конце лета
10.08.2020 Премьер Ливана официально заявил об отставке правительства

Опрос
В ЧЕМ ПРИЧИНА БЕДНОСТИ В РОССИИ?






Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"