все поля обязательны для заполнения!


 
ВЫБОРЫ В ИРЛАНДИИ
Парламентские выборы в Ирландии состоятся 25 февраля 2011
БОРИС ГУСЕЛЕТОВ
Доктор политических наук, профессор

Ситуация накануне выборов.

За месяц до парламентских выборов, премьер-министр Ирландии Брайан Коуэн и руководство правящей партии Фианна Файл (Солдаты удачи) уверены в своем поражении, поскольку Коуэна обвинили в том, что он не нашел выхода из кризиса и за время своего премьерства позволил сформироваться финансовому пузырю. Главная оппозиционная партия Фине Гэл (Объединенная Ирландия) во главе с Энда Кенни, станет, по всей вероятности, правящей в Ирландии после 25 февраля 2011 года (дата проведения выборов в Ирландии).
В середине января Коуэн покинул пост лидера партии Фианна Файл и отказался от участия в выборах. Он также заявил о своем уходе из политики. При этом Б. Коуэн признал, что порой принимаемые им решения были непопулярны, но он был вынужден делать это для спасения экономики Ирландии. В отставку уходят 19 членов Фианна Файл, а также четыре министра правительства. Б. Коуэна сменил Майкл Мартин.
Фианна Файл находится у власти почти непрерывно с тех пор, как Ирландия стала независимой в 1922 г. Партия была основана 23 марта 1926 года бывшим президентом Ирландии Имоном де Валера.
Лидер Фине Гэл Энда Кенни со своей стороны заявил, что если он станет премьер-министром, то будет добиваться пересмотра условий, на которых Ирландия получила кредит от Евросоюза и МВФ.
Последний опрос общественного мнения показывает, что ведущие партии Ирландии претендуют на следующие результаты по итогам выборов: «Фине Гэл», входящая во фракцию консерваторов в Европарламенте – 35% голосов, Лейбористская партия, член Партии европейских социалистов (ПЕС) - (22%) и правящая партия Фианна Файл, член группы либералов в Европарламенте – 17%.
Аналитики назвали предстоящие выборы историческими, говорится в комментарии ПЕС, опубликованном на партийном сайте. Такая оценка дана потому, что политический расклад в преддверие выборов в стране полностью изменился. Полный крах терпит правящая партия Фианна Файл, рейтинг которой упал с 42 до 17%. Лейбористская партия – старейшая в Ирландии (основана в 1912 г.), но из-за гражданской войны в стране, которая началась в 1922 г., она всегда была на третьем месте. Фианна Файл находится у власти почти непрерывно с тех пор, как Ирландия стала независимой. Лейбористы сейчас твердо стали второй по величине партией в Ирландии, их следующая цель – стать крупнейшей партией в стране.
Главным вопросом на этих выборах является экономика. Могут ли меры Евросоюза и Международного валютного фонда быть пересмотрены? Лейбористская партия отвечает на это утвердительно, другие партии – отрицательно, хотя сейчас они начинают менять тональность высказываний ввиду того, что международные СМИ высказываются в поддержку позиции лейбористов. Партия Фине Гэл, похоже, застряла на уровне 35% и лейбористы сокращают разрыв с ней. Неожиданностью избирательной кампании стало полное отсутствие лидера Фине Гэл Э. Кенни в средствах массовой информацию Он даже не намерен принимать участия в теледебатах. У лидера лейбористов И. Гилмора есть время, чтобы убедить избирателей отказаться от старой политики гражданской войны и проголосовать за новую прогрессивную Ирландию. «Мы считаем, что Имон Гилмор может это сделать», - подчеркивается в комментарии ПЕС.

Кризис в Ирландии

Ирландия довольно сильно пострадала от кризиса. Начиная с 2008 г. ВВП страны упал на 3% , уровень безработицы с конца 2007 до начала 2009 г увеличился с 4,6 до 9,2%. и достиг 13% в марте 2010 г. (25% безработных составляют молодые люди в возрасте от 20 до 24 лет). Массовое падение прибыли международных компаний (в основном американских), а также крах рынка жилья в Ирландии ввергли страну в глубокий кризис.
Восстановление Ирландии требует полной реструктуризации банковского сектора. К концу 2010 г. около 42% покупателей жилой недвижимости в Ирландии имели отрицательный собственный капитал, то есть стоимость их жилища была меньше, чем их капитал. Тем не менее, они все равно обязаны выплачивать кредит банку.
В конце декабря 2010 г. было принято решение о национализации уже четвертого по счету банка страны. Им стал Allied Irish Bank (AIB). Ранее под контроль государства перешли Anglo Irish Bank, Irish Nationwide Building Society и EBS Building Society.
Социально-экономический прогноз развития Ирландии выглядит довольно пессимистично. В стране в течение последних 2 лет число людей, живущих за чертой бедности, увеличилось. Недовольство населения Ирландии постоянно растет. По статистическим данным в настоящее время в стране еженедельно около 1.000 человек хотели бы покинуть Ирландию. В ноябре Премьер-министр Б. Коуэн объявил о досрочных выборах после консультаций с президентом Мэри Макалис.
24 ноября 2010 года Б. Коуэн представил комплекс мер жесткой экономии, призванных вывести страну из долгового кризиса. План по сокращению бюджетных расходов предусматривает в ближайшие четыре года сократить дефицит бюджета на 15 млрд евро. Основной упор будет сделан на экономии: планируется сократить расходы на 10 млрд евро. Еще 5 млрд евро будет получено за счет введения новых налогов. В результате дефицит бюджета Ирландии должен сократиться до 3 % ВВП: именно такой предел установлен для стран, входящих в еврозону. В 2010 г. дефицит бюджета Ирландии с учетом трат на спасение банков может составить 32%, что является рекордом для ЕС. Уже в следующем году власти страны планируют урезать дефицит бюджета до 9,1% от ВВП, в 2012 г. - до 7%, в 2013 г. - до 5,5% от ВВП и в 2014 г. - до 2,8%. Таким образом, в 2012 г. "дыра" в бюджете Ирландии должна будет сокращена втрое, что большинство экспертов считают практически невозможным.
Информационное агентство Bloomberg отмечает, что расходы на оплату труда сократятся в Ирландии на 2,8 млрд долларов, что может оставить без работы до 24.000 госслужащих. Еще 1,9 млрд евро правительство получит от повышения подоходного налога. Кроме того, в стране будут введены водный налог и налог на имущество, а налог с продаж увеличится с нынешних 21% до 22 % в 2013 г. и до 23% в 2014-м. В то же время налог на доходы компаний остался на уровне 12,5%. Многие европейские государства считают, что именно его надо повышать, так как он создает преимущества для ведения бизнеса именно в Ирландии, а не в других странах ЕС. Тем не менее, в Ирландии сказали, что от низкого налога отказываться не будут.
Четырехлетний план финансового восстановления Ирландии предусматривает ликвидацию 24.750 рабочих мест в бюджетной сфере, уменьшение расходов на социальное обеспечение на 2,8 млрд евро и увеличение поступлений в казну за счет сбора налогов на 1,9 млрд евро. Также наибольшая экономия будет достигнута за счет сокращения самых крупных расходов - на зарплату, пенсии и различные пособия. Было заявлено, что домовладельцам придется платить по новому налогу до 200 евро в год за свое жилье. Правительство также урежет минимальную зарплату на 1 евро, до 7,65 евро в час, повысит налог на добавленную стоимость с 21 до 22% в 2013 году и до 24% в 2014 году. Оно обещает по возможности сохранить нынешние ассигнования на здравоохранение и образование, а также низкий уровень корпоративного налога (12,5%). Тогдашний премьер-министр Б. Коуэн выразил надежду, что план даст людям определенность и укрепит их веру в будущее. "Мы можем прорваться через все это, и мы прорвемся, как уже прорывались в прошлом, - сказал он. - Мы любим нашу страну, и хотим обеспечить будущее нашим детям". Коуэн добавил, что план направлен на "рост экономики и поддержку тех ее секторов, которые успешно работают".
Тем не менее, критики плана утверждают, что правительство уделило слишком много внимания сокращению расходов и слишком мало - стимулированию экономики.
28 ноября страны Евросоюза и МВФ объявили, что могут выделить Дублину порядка 85 млрд евро. Международный валютный фонд (МВФ) одобрил предоставление финансовой помощи Ирландии размером 22,5 млрд евро. Предполагается, что 35 млрд евро будет направлено на спасение банковской системы: 10 млрд евро пойдет на немедленные меры рекапитализации ирландских банков, 25 млрд евро станут резервными средствами. Еще 50 млрд евро будет выделено на финансовые нужды бюджета. Около 17 млрд евро из общей суммы поддержки Ирландия внесет самостоятельно. Взамен поддержки от ЕС и МВФ, Ирландия обязалась провести ряд мероприятий, необходимых для улучшения финансового и экономического состояния страны. МВФ со свой стороны, ЕС - со своей, одобрили план этих мероприятий.
Более половины граждан Ирландии (51%) одобрили финансовую помощь, предоставленную Евросоюзом и МВФ. Об этом свидетельствуют результаты опроса, опубликованные ирландскими СМИ. Негативное отношение к этому выразили 37% респондентов, еще 12% сказали, что относятся к вопросу нейтрально. В то же время 56% опрошенных озвучили мнение, что приняв помощь, Ирландия потеряла свой суверенитет. В январе 2011 г. Ирландию посетила миссия кредиторов. 9 февраля 2011 г. МВФ сделал заявление о том, что Ирландия выполняет план стабилизации экономики. По словам главы Еврогруппы (совета министров финансов стран еврозоны) Жан-Клода Юнкера, «Ирландия движется полностью в соответствии с нашими рекомендациями».

Политическая система Ирландии

Парламент Ирландии (Ойряхтас) представляет собой высший представительный и законодательный орган страны. Он состоит из нижней (палаты представителей) и верхней (сената) палат.
Деятельность Парламента.
Основными функциями палат парламента являются:
• Подготовка документов и недельных расписаний для обеих палат;
• Проведение заседаний Палат;
• Инициирование законопроектов и поправок;
• Издание актов;
• Проведение дебатов или обсуждений.
Нижняя палата Парламента Ирландии (Палата представителей) – Дойл Эрен имеет 166 депутатов (ЧП) от 43 районов, избираемых на 5 лет. В настоящее время в эту палату входят следующие партии: Фианна Файл (75 мест), Фине Гэл (52 места), Лейбористская (20 мест), Зеленые (6 мест), Шинн Фейн (Мы сами) (4 места), Прогрессивные демократы (2 места) и независимые депутаты (7 мест).
Верхняя палата Парламента Ирландии (Сенат) – Сенад Эрен состоит из 60 членов и имеет ограниченные полномочия. Сенат, в отличие от напрямую избираемой нижней палаты формируется следующим образом: 43 сенатора избираются 5 комиссиями, представляющими профессиональные группы, а именно, культура и образование, сельское хозяйство, рабочие, промышленность и торговля и общественная администрация; 6 сенаторов избираются дипломированными специалистами из 2 университетов: первые 3 - Национальным Университетом Ирландии, вторые 3 - Дублинским Университетом (Колледжем Троицы). 11 сенаторов назначаются премьер-министром. В состав Сената входит 28 сенатора от Фианна Файла, 15 от Фине Гэл, 6 от Лейбористской партии, 3 от Партии зеленых, 1 от Шинн Фейн и 7 независимых.
Сенат должен быть избран не позднее чем через 30 дней после проведения выборов в Палату представителей. Избрание происходит по пропорциональной системе единого переходного голоса. Сенатором может быть избран любой гражданин Ирландии, достигший 21 года и не являющийся депутатом Дойла. В случае если сенатор прекращает свои полномочия в связи с отставкой или смертью, довыборы осуществляются Парламентом Ирландии.
Ирландия является парламентской демократией. Конституция страны была принята на плебисците 1 июля 1937 г. Палаты парламента находятся в Лейнстер-хаус (Дублин). Конституция наделяет каждую Палату собственным регламентом с возможностью налагать штрафы за его несоблюдение. Единственное и исключительное законодательное право закрепляется за членами Парламента, как это предусмотрено в Конституции. Первенство Дойл Эрен по отношению к сенату признается в том, что всеобщие выборы в Сенат должны состояться не позднее чем через 90 дней после роспуска Палаты Представителей. В вопросах законодательства Конституция предусматривает, что Сенат Эрен не может отложить на неопределенный срок принятие законодательства. Законопроекты о внесении поправок в Конституцию и финансовое законодательство, могут быть внесены только после рассмотрения их в Палате Представителей. Сенат может дать рекомендации (не внося поправки) по финансовым законопроектам, и они должны быть приняты в течение 21 дня, а по нефинансовым законопроектам – в течение 90 дней.
В дополнение к своей законотворческой работе, каждая палата может рассматривать и критиковать политику правительства и администрации. Однако Палаты Представителей является палатой, которая формирует правительство и за которое она несет ответственность. Если правительство не в состоянии сохранить поддержку большинства членов Палаты Представителей, то результатом этого может быть либо ее роспуск и всеобщие выборы, либо формирование нового правительства.
Роль и полномочия. Палаты имеют дополнительные полномочия в некоторых областях, например, освобождение от должности Председателей и судьи Верховного суда и Высшего суда и Генерального инспектора и аудитора, объявление и прекращения чрезвычайного положения, принятие законов и отмена нормативных актов (например, делегированных министрам законодательных полномочий).
Однако Сенат имеет первоочередные или исключительные полномочия в двух областях:
• сокращение времени, в течение которого президент может подписать законопроект (так называемая "преждевременная подпись");
• требование к президенту не подписать законопроект до принятия решения путём народного референдума (такие ходатайства требует поддержки большинства членов сената, не менее чем 1/3 палаты).
Президент, Палата представителей и Сената, а также Государственный совет могут общаться путем письменных сообщений или устных обращений по любому вопросу национальной или общественной значимости.
Палаты являются отдельными независимыми единицами политического устройства Ирландии. Тем не менее, в последние годы заседания, организованные в форме совместных (где депутаты обеих палат сидят и голосуют вместе), стали результатом того, что у Палат появилась дополнительная возможность участвовать в ряде парламентских проектов. Они включаю работу в области иностранных дел, европейских дел, ирландского языка, государственной промышленности, прав женщин, делах семьи, в области устойчивого развития и малого бизнеса и сферы услуг.
Спикеры Палаты представителей и Сената. Спикеры Палаты представителей и Сената являются членами Госсовета, который помогает и консультирует Президента по вопросам осуществления и выполнения им определенных полномочий. Вместе с верховными судьями они составляют комиссию, которая, в случае отсутствия, временной или постоянной нетрудоспособности президента, замещает его.
Телевидение и Ойряхтас. Заседания Палат и Парламентских комитетов обязательно транслируются. Национальный канал, "Radio Telefis Eireann", показывает прямые трансляции важных событий вроде избрания Спикера Палаты Представителей, премьер-министра и других членов правительства, финансовые отчеты, формальные обращения президента к Палатам или его визит к главе правительства. Кроме того, "Radio Telefis Eireann" всегда в курсе всех новостей и политических изменений в парламентской деятельности (включая деятельность комитетов).

Члены Палаты представителей. 166 членов Палаты представителей (которые называются депутатами или ЧП) избираются прямым народным голосованием. Голосовать могут граждане в возрасте с 18 лет. По закону, общие выборы в Палату представителей должны проводиться как минимум каждые 5 лет. Для проведения выборов страна делится на избирательные округа, что обеспечивает необходимую демократическую связь между Правительством и Парламентом. ЧП может быть членом правящей или оппозиционной партий, либо остаться независимым. Главная парламентскаяя функция ЧП – законотворчество. Конституция также предусматривает, что Правительство подотчётно Палате представителей и специально для этого существуют различные механизмы, которые используются для выполнения этой функции. Основные механизмы - это парламентские вопросы и ходатайства. ЧП также проводят большое количество времени, вырабатывая и принимая заявления от имени различных групп граждан.

Сенаторы. Выборы в Сенат должны проводиться не позже, чем через 90 дней после роспуска Палаты представителей.
Теоретически Сенат не признаёт партийного представительства. Тем не менее, так как выборная комиссия состоит из членов вновь избранной Палаты представителей, уходящего в отставку Сената, совета графства и совета городка, состав Сената, включая кандидатов от премьер-министра, отражает партийное представительство в Палате представителей. На практике, Сенаторы разделены на группы, поддерживающие и оппонирующие Правительству. Кроме того, Конституция предусматривает, что двое Сенаторов могут быть членами Правительства, но это может случиться дважды за 60 лет. Главная парламентская функция сенаторов, как и ЧП, - это законотворчество. Хотя, строго говоря, Правительство не подотчётно Сенату, он использует подобные механизмы за исключением парламентских вопросов. ЧП и сенаторы детально изучают деятельность Правительства в Объединённом Комитете, где они могут работать вместе и обсуждать, вырабатывать или рекомендовать изменения в политике правительства с учетом мнений людей, которых они представляют.

Избирательная система Ирландии:

После обретения независимости в 1922 г. Ирландия использует систему пропорциональной представительности посредством передачи голоса (STV). Когда новое ирландское государство принимало избирательную систему, то местная политическая элита высказалась в пользу варианта пропорциональной представительности (PR), потому что считала ее справедливой. Англичане предпочли ей систему большинства FPTP (система с одним туром выборов, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал наибольшее число голосов), чтобы защитить представительство протестантов, которые составляли около 5% населения. Избирательная система с передачей права голоса была закреплена в действующей Конституции (1937 г.) и сегодня может быть изменена только на референдуме. Члены парламента избираются в многомандатных (3, 4 или 5 мандатов) округах. Такая система последовательно обеспечивала высокую степень представительства, и теперь все партии, большие и маленькие, представлены в парламенте в соответствии с их численностью. При этом большие партии имеют лишь небольшой перевес. Например, самая большая партия Фианна Файл на каждых выборах в течение последних 60 лет получала в среднем 45 % голосов, а третья Лейбористская партия получала в среднем 12 % голосов.
Как и в большинстве других стран, ЧП в большинстве своем профессионалы, при этом рабочих среди них очень немного. Женщины также представлены слабо, хотя в 1997 г. они заняли 14% мест, что было рекордной цифрой в истории государства. Нельзя сказать, что Ирландия этнически разделена, поэтому вопрос представительства этнических групп не возникает. Более того, вопреки первоначальным ожиданиям, протестанты не стремились иметь собственной политической силы и голосовали за основные партии. Голосование является прямым: избиратель просто указывает на выбранного ими кандидата, стая цифру в бюллетене «1» рядом с его именем, и может продолжать таким же образом указать второго, третьего и т.д. из выбранных им кандидатов. Около 2/3 избирателей могут убедиться в том, что их кандидаты, выбранные первым, обычно становятся ЧП, а в среднем около 20% голосов не влияют на окончательные результаты.
Соотношение членов парламента и населения высокое: примерно 1 ЧП на каждые 20.000 жителей, а размер округа мал (в лучшем случае 5 представителей от каждого избирательного округа). ЧП обычно хорошо известны в своих округах и активно представляют свою территорию. Права отзыва избранных ЧП у избирателей нет.
Избирательная система STV пользуется поддержкой, поскольку ее считают справедливой, так как она обеспечивает пропорциональную представительность, а также дает возможность избирателям выбирать их парламентских представителей, ранжируя кандидатов в порядке их выбора, как между партиями, так внутри одной партии. Хотя большинство избирателей голосуют по партийному принципу, это необязательно. Значительное число избирателей голосуют по географическому признаку; это означает, что они отдают больше предпочтений тем кандидатам, которые являются их земляками независимо от их партийной принадлежности. Было проведено два референдума, оба они были инициированы правящей в то время партией Фианна Файл, по вопросу замены избирательной системы STV британской системой FPTP. В обоих случаях электорат высказался за сохранение STV; победа была одержана с небольшим перевесом в 1959 г. и значительным в 1968 г. Тем не менее, система STV подвергается критике по причине жесткой конкуренции, которую она создает среди кандидатов одной и той же партии. Значительное число членов парламента от Фианна Файл, самой большой партии, чаще терпят поражение от других кандидатов «Фианна Файл», чем от кандидатов других партий. Поэтому целый ряд членов парламента заявляют, что STV заставляет их тратить слишком много времени на рассмотрение жалоб отдельных лиц и общин из их избирательного округа, что необходимо для выживания на выборах, но не дает им возможности уделять больше времени национальным политическим и парламентским вопросам. Но ирландские партии относительно сплоченны, несмотря на предвыборное соперничество среди кандидатов от одной и той же партии. В Парламенте при рассмотрении любого вопроса члены партии очень редко отступают от их партийной линии. Кроме того, высказывается мнение, что избирательная система, которая ослабляет тесную связь между членами парламента и их избирателями, тем самым ослабляет стремление работать с избирателями и не позволяет привлечь в политику людей более высокого калибра. На политическую культуру Ирландии сильное влияние оказала Британия, и система «победителю достается все», характерная для правительственных систем вестминстерского типа, достаточно сильно выражена в Ирландии.

Ирландия до сих пор не сталкивалась с проблемами стабильности и эффективности правительства. Многие годы однопартийное правительство самой большой партии Фианна Файл было нормой, лишь иногда его сменяла коалиция, сформированная из двух основных партий. В последние годы ослабление партии Фианна Файл и появление целого ряда маленьких партий привело к тому, что коалиционные правительства стали нормой. С 1989 г. каждая из 5 самых больших партий, набравшая более 2% на выборах, провела, по крайней мере, 2 года в правительстве. Однажды сформированное правительство имеет тенденцию оставаться у власти в среднем около 3 лет.

17 Февраль 2011

Комментарии


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
МИНТРУД ОБСЛУЖИВАЕТ ИНТЕРЕСЫ КОГО УГОДНО, ТОЛЬКО НЕ ЛЮДЕЙ ТРУДА
СОЦИНТЕРН ПРИЗЫВАЕТ ВХОДЯЩИЕ В НЕГО ПАРТИИ ВНЕСТИ ВКЛАД В ВОЗРОЖДЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА МИР
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НИЧЬЯ
СПАСТИ ПРОФСОЮЗЫ: БЕРНИ САНДЕРС ПРЕДСТАВИЛ НОВЫЙ ПЛАН ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЗАРПЛАТ

Новости
24.09.2021 Лишь около четверти россиян делают накопления к пенсии – "Ромир"
22.09.2021 Социальные пенсии в 2022 г проиндексируют на 7,7%
22.09.2021 Активисты считают иммиграционную политику Байдена расистской
20.09.2021 Генсек ООН назвал запоздалой и недостаточной общую борьбу мирового сообщества с COVID-19
20.09.2021 Более 20 млн работников в ЕС получают минимальную зарплату, живут в бедности
20.09.2021 Кандидат в канцлеры ФРГ Лашет обвинил главу минфина в провале борьбы с отмыванием денег

Опрос
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ПРИ ПАНДЕМИИ






Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"