все поля обязательны для заполнения!


 
Арабы и Холокост: позиции и реакции
НАДЕЖДА ГЛЕБОВА
арабист, кандидат исторических наук

 Международная конференция по имущественным аспектам периода Холокоста, состоявшаяся в Праге с 26 по 30 июня, и июньские события в Иране, связанные с прошедшими выборами в этой стране, напрямую или косвенно были связаны с проблемой Холокоста и отношением к ней в современном мире. В свое время Ахмадинежад, победивший на последних президентских выборах в Иране, недвусмысленно высказался относительно своего видения этой проблемы. Одно из первых его заявлений по этой проблеме состоялось на декабрьской конференции 2006 года в Тегеране, посвященной истории Холокоста. Большинство участников этой конференции, среди которых были одиозные личности: глава Ку-клукс-клана Дэвид Дюк, несколько рабби, активно пропагандирующих антисемитизм, и многие другие примечательные личности, которые горячо поддержали утверждения иранского президента о том, что Холокост является псевдоисторическим событием, требующим исследования и уточнения. Итогом деятельности той конференции стало решение о создании международной комиссии для «расследования факта Холокоста». Организация и проведение данной конференции вызвали взрыв ответной осуждающей реакции со стороны Израиля и еврейских общин по всему миру, а также со стороны официальных лиц, представляющих значительную часть всех государств планеты. Значительную…, но не всю.
 

Проблема Холокоста в течение уже многих лет является проблемой «самоопределения» и «определяющей». Некоторой системой отсчета и координат. Есть те, кто признает ее не только как факт, но и продолжает «жить с нею». Есть те, для которых эта проблема является проблемой «в лучшем» случае – спекуляции, в худшем случае – фальсификации. Для значительного числа жителей стран арабского мира проблема Холокоста и его жертв имеет своеобразное значение, которое, преодолев временные, психологические, идеологические и этические рамки, сказывается на сознании уже не одного поколения арабов.
Признание Холокоста и уважение памяти его жертв является для некоторых арабов «отказом», «предательством» по отношению к арабским жертвам многолетнего арабо-израильского противостояния. Можно было бы возразить, что речь идет о разных периодах истории и различных политических системах, а значит подобное отношение лишено логики. Но на деле все доводы подобного рода не имеют действенного влияния на изменение отношения к проблеме.


В свое время на одном симпозиуме под названием «Как укрепить мир через образование», проведенном на Кипре, представители Египта, Иордании, Марокко, Туниса, Израиля и Палестины обсуждали в частности, проблему Холокоста.

Представитель палестинской делегации Анис аль-Как, бывший в то время членом Комитета по планированию и международному сотрудничеству Палестинской администрации, заявил о возможности преподавания истории Холокоста в арабских и, в частности, в палестинских школах, сказав: «Нам нечем гордиться, пока мы не узнаем всю подлинную историю Холокоста».

Но он практически сразу признал, что будет достаточно сложно изъять всю антиизраильскую риторику из учебных программ арабских школ.
Сказать, что данное заявление вызвало шквал откликов, это все равно, что ничего не сказать. Постарались высказаться представители практически всех уровней арабской интеллектуальной элиты: от политиков и партийных функционеров до ученых и мыслителей.

 Один из лидеров партии Фатх, Хатим абд аль-Кадер заявил, что «изучение Холокоста в палестинских школах представляет значительную угрозу для менталитета молодых развивающихся палестинцев. Включение данной темы в учебный план было бы большой ошибкой. Вначале израильтяне должны узнать подлинные факты нашего изгнания, уничтожения и бедствия, так как это более актуально. Что касается так называемого Холокоста, то это уже давний факт истории».


Доктор Муса аз-Зубут, председатель Комитета образования Законодательного совета Палестинской администрации заявил: «Попытка включить тему Холокоста в учебный план палестинских школ будет пресечена. Совет и Комитет образования, в частности, будут следить за тем, чтобы в существующую программу обучения не проникло ничто, что могло бы противоречить и нанести вред изучению палестинской истории».
Лидер представительства движения «Исламский джихад» в секторе Газа шейх Нафиз аз-Зам был еще более категоричен: «С учетом современной политической ситуации можно предположить, что он (аль-Как) живет в мире иллюзий. Невообразимо, чтобы нация уважала историю своих убийц и захватчиков ее земли. Почему люди говорят о еврейских жертвах Второй Мировой войны, не говоря при этом о наших жертвах и мучениках? Прежде всего, мы должны учить истории этого конфликта, который во многом спровоцирован и поддержан молчаливым согласием и заговорами большинства стран мира».


Надо отметить особо, что частью отношения к Холокосту со стороны арабов является отношения с Западом и западной демократией. Арабам свойственно пенять на западный опыт борьбы с фашизмом, сравнивая последний с сионизмом. «Так же, как вы боролись с фашизмом в прошлом, мы боремся с сионизмом сейчас», - говорит арабское большинство. Звучат и другие фразы, типа: «Жаль, что он (имеется в виду Гитлер) совсем не покончил с ними (т.е. с евреями)».
Чрезвычайно известный арабский мыслитель Абдалла Хурани тоже недвусмысленно высказался по этому вопросу: «Я не верю в то, что Израиль и сионистское движение нуждаются в помощи палестинцев по распространению сфальсифицированной истории Холокоста. Конечно, найдутся те, для кого лояльность по отношению к Израилю имеет большее значение по сравнению с лояльностью к своей арабской Родине. Вместо болтовни о так называемом Холокосте, нужно прислушаться к сомнениям в отношении данной проблемы, которые имеют место на европейской арене и в среде ведущих европейских интеллектуалов. Аль-Как следовало бы беспокоиться относительно резни, учиняемой израильтянами, в отношении беззащитных палестинцев, переносящих все ужасы сионистского террора».

В то же время один из лидеров движения Хамас Джамал Мансур заявил в свое время по этому поводу:

«Несправедливо отрицать Холокост или преуменьшать важность и факт потерь, которые понесли евреи. Мы должны жестко осудить это и стоять на стороне потерпевших, кто бы это ни был – против любого агрессора. Однако Запад пытается представить историю Холокоста в качестве аксиомы через «исследования» сионистских историков. Он (Запад) хочет, чтобы мы забыли десятки тысяч жертв резни, миллионы изгнанных, потерю родной земли и пролитую кровь..»


Учитывая подобные высказывания и перечитывая многие и многие подобные им, есть основания считать, что неразрешенные проблемы современности будут по-прежнему накладывать свой отпечаток на любые попытки объективного исследования прошлого, а арабская позиция в отношении проблемы Холокоста будет, по меньшей мере, неизменно скептической и неуважительной. Неспособность и нежелание преодолеть антагонизм обусловливают бескомпромиссное поведение в отношении проблемы Холокоста со стороны тех, кто сейчас только формируется как личность, а далее будет формировать устройство и политику на Ближнем Востоке уже не в столь далеком от нас будущем. А это может означать только одно: гонка по кругу за общим прошлым уже начата, и мало кто решается препятствовать ей, а, значит, шансы вернуться к исходной точке – точке воспроизведения прежних ошибок и преступлений чрезвычайно велики и не могут внушать оптимизма.


 

10 Август 2009

Комментарии


Имя
Email
Комментарий
Введите число
на картинке
 



В рубрике
ТИХАЯ, НО БЕЗЖАЛОСТНАЯ ПРЕДВЫБОРНАЯ БОРЬБА
ПРИВАТИЗАЦИЯ ДУХА
УКРАИНА: ПОЧЁМ ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЁ?
СЛИШКОМ МНОГО ЛЮДЕЙ?

Новости
18.08.2017 Премьер Испании: главная задача Европы - борьба с терроризмом
18.08.2017 Турция намерена заключить соглашение с ЕврАзЭС, не нарушая таможенного союза с ЕС
18.08.2017 Память жертв терактов почтили минутой молчания в Барселоне
18.08.2017 Эрдоган призвал немецких турков голосовать против Меркель и Шульца
17.08.2017 Австрийские социал-демократы прекратили работу с задержанным советником

Опрос
СКАЗЫВАЕТСЯ ЛИ НА ВАС ЛИЧНО УХУДШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ?




Результаты прошедших опросов

2008-2009 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"