все поля обязательны для заполнения!


 
РЕЗУЛЬТАТЫ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В ГРЕЦИИ ТРУДНО ПРЕДСКАЗУЕМЫ
БОРИС ГУСЕЛЕТОВ
Доктор политических наук, профессор

В конце октября 2011 года премьер-министр Греции Георгиос Папандреу (Всегреческое социалистическое движение ПАСОК) объявил о проведении референдума по поводу плана спасения страны, предложенного Евросоюзом. Незадолго до этого руководство ЕС в Брюсселе предложило Греции ряд мер по снижению задолженности страны, которые включали введение опеки и укрепление курса жесткой экономии, что вызвало в Греции шок и возмущение. "Этот план спасения, по сути, план нашего самоубийства", - заявил главный экономист греческого банка Alpha Bank Михалис Мацуракис после объявления Папандреу о референдуме. Папандреу пытался таким образом преодолеть политический кризис и наладить диалог с оппозиционными партиями, которые до последнего категорически отказывались поддержать меры жесткой экономии, предлагаемые правительством. При этом Папандреу и его партия стремились сохранить страну как часть единой Европы, снизить накал социального протеста, который был связан с жестокими мерами властей, приведшими к ухудшению уровня жизни большинства граждан. Премьер-министр и министры его правительства, члены ПАСОК, которым с каждым днем было все труднее сохранять поддержку населения, предложили в июне 2011 г. сформировать коалиционное правительство, в которое вошли бы представители и ПАСОК, и оппозиции. Но правая оппозиция не поддержала это предложение.

Европейские власти увидели в предложении провести референдум опасность, угрожающую предложенному ими плану спасения. "Папандреу плохо просчитал международную реакцию на его предложения, которые были восприняты как панические", - заявил политолог Георгий Сефертзис.

9 ноября Папандреу вынужден был уйти в отставку. Два дня спустя в кресле премьера его сменил бывший вице-президент Европейского Центробанка, бывший президент греческого ЦБ Лукас Пападемос. Он пошел на формирование правительства национального единства, добившись соглашения между тремя партиями ПАСОК, Новая Демократия (НД) и крайне правой партией Народный православный призыв (НПП). Новый премьер-министр является признанным экспертом, который способен убедить кредиторов и партнеров Греции, и хорошо знает европейские институты. Его миссия заключается в том, чтобы спасти страну от банкротства, не допустить отказа от евро и обеспечить «единство и сотрудничество всех партий», чтобы решить эти задачи. Двумя его заместителями стали представители Новой демократии: бывший комиссар ЕС по вопросам окружающей среды (2004-2010 гг.) Ставрос Димас и бывший мэр Афин Димитрис Аврамопулос. Кроме того, НД получила 6 министерских постов в новом правительстве. У НПП будет четыре министра, впервые в истории страны. Министр финансов от ПАСОК Евангелос Венизелос остался на своем посту.

"Я беру на себя ответственность в самый трудный для современной истории страны период, но в одиночестве я не смогу его преодолеть. Несмотря на те жертвы, который понес наш народ, дальнейшее развития кризиса все еще остается неопределенным", - сказал Пападемос в ходе своего выступления в Парламенте 14 ноября. Новый премьер-министр, который отказался от своей зарплаты, получил при голосовании в парламенте большинство, 255 голосов, при 38 против и 7 воздержавшихся. Коммунистическая партия Греции (КПГ) и Коалиции радикальных левых (КРЛ) назвали новое правительство нелегитимным и неконституционным и потребовали досрочных выборов.

Перед правительством Пападемоса стоит задача завершить списание части долга страны и обеспечить реализацию второго плана спасения зоны евро. "Его мандат должен закончиться 12 апреля - в этот день завершаются обязательства по соглашению о реструктуризации греческого долга", - объявила пресс-секретарь правительства Пантелис Капсис. Премьер-министр изначально заявлял, что не намерен оставаться на этом посту оставшиеся два года до истечения своего мандата. "Задачи, поставленные 5 месяцев тому назад, по обмену части долга частным кредиторам, предназначенной для списания более чем €100 млрд. национального долга и предотвращения банкротства страны, были решены", - сказал лидер партии НД Антонис Самарас.

11 апреля премьер-министр Пападемос заявил, что 6 мая в стране состоятся внеочередные парламентские выборы. Европейские партнеры Греции обеспокоены тем, что эти выборы могут привести к власти экстремистские партии (правые и левые) или радикалов, которые не поддерживают европейский план спасения, но могут победить на этих выборах. Опросы общественного мнения показывают, что основной мотивацией большинства греков (41,9%), чтобы пойти на выборы 6 мая, является "наказание лиц, ответственных за кризис". Чуть более четверти избирателей (29,5%) заявляют, что отдадут свои голоса партии, которую они считают наиболее компетентной для вывода страны из кризиса, а 21,7% будут голосовать за тех, кто способен создать стабильное правительство и провести необходимые реформы.

Экономический кризис исторического масштаба

Через несколько недель после победы ПАСОК на парламентских выборах 4 октября 2009 г. под лозунгом «Деньги есть» (Lefta uparxou), новый премьер-министр Г.Папандреу заявил, что дефицит Греции составляет 12,7% ВВП, а не 6%, как утерждало предыдущее правительство во главе с Костасом Караманлисом (НД). В результате выявленных фальсификаций с государственными счетами, которые допустило предыдущее правительство, отношения Греции с ее европейскими партнерами резко ухудшились. Международные рейтинговые агентства резко снизили рейтинги Греции, что способствовало увеличению процентной ставки, под которую Афины могли бы занимать деньги. Папандреу представил свой первый план экономии, предназначенный для сокращения дефицита страны ниже 3% ВВП. С начала 2010 г. Еврокомиссия установила наблюдение над Грецией, чтобы дать главам государств и правительств европейских стран информацию о возможности обеспечить поддержку Афин. В апреле 2010 г. страна все же оказалась неплатежеспособной и была не в состоянии погасить сложившуюся задолженность, поэтому Папандреу был вынужден обратиться к Брюсселю за официальной помощью. В мае 2010 г. Греция получила от Международного валютного фонда (МВФ) и Евросоюза добро на выделение финансовой помощи в размере €110 млрд. в течение трех лет. В свою очередь, правительство страны взяло на себя обязательство по реализации мер жесткой экономии (среди которых приватизация ряда госкомпаний) в размере €30 млрд. уже в 2012 г, в конечном итоге, к 2015 г., оно должно добиться экономии в €50 млрд. Было принято решение сократить зарплаты госслужащих на 25%, пенсии на 10%, увеличить налоги (например, НДС до 23%). Рабочий стаж, дающий право выхода на пенсию для госслужащих, был увеличен, а многочисленные страховые взносы отменены. Наконец, 30.000 госслужащих должны уйти в отставку в этом году (всего за три года - 100.000 человек). Вместе с тем, этот план не дает греческой экономике возможности для восстановления роста и не рассеивает опасения в отношении государственных финансов. В 2011 г. дефицит бюджета превышает допустимую величину, а рост экономики ниже ожидаемого и многие структурные реформы до сих пор не реализованы. В конце октября прошлого года Европейский совет принял решение о выделении Афинам второго транша помощи в размере €130 млрд. Этот пакет был реализован в феврале 2012 г. в условиях чрезвычайной ситуации, Греции пришлось выпустить казначейские векселя на €14.4 млрд со сроком погашения до 20 марта под страхом оказаться банкротом. Общий госдолг страны превысил €350 млрд - это самая большая сумма за всю историю страны. Решение этих проблем потребовало кардинальной перестройки всей финансовой системы. Греческий министр финансов Е. Венизелос поблагодарил частных кредиторов за помощь.

В обмен на понесенные потери греческие и международные банки получили гарантии в размере €30 млрд. в виде ценных новых бумаг. Финансовый план спасения также включает новый пакет экономии: снижение минимального размера оплаты труда на 22 % (€586), десятипроцентное снижение дополнительных пенсий (дефицит пенсионного фонда превышает €4,5 млрд). Афины стремятся сэкономить на этом €3,3 млрд. Процентные ставки по кредитам в Греции должны быть уменьшены и прирост капитала на греческие долги будет направлен на финансирование потребностей страны (€1,8 млрд в день). Должен быть реализован ряд структурных реформ, в том числе в сфере государственного управления: число чиновников должно быть значительно сокращено, а для повышения собираемости налогов должна начаться реальная борьба с уклонением от уплаты налогов (выявление неплательщиков, отмена многих налоговых льгот и создание новых налогов). Правительство должно и дальше сокращать госрасходы. Тарифы на коммунальные услуги были повышены (например, на электроэнергию на 50%), а приватизацию придется продолжать, но уже более быстрыми темпами. "В 2012 г. частные инвестиции составят не менее €9 млрд", - заявил Пападимос.

По мнению аналитиков, если Греция реализует эти реформы, направленные на сокращение дефицита бюджета, в 2012 г., впервые за много лет, ожидается достижение первичного профицита в размере 1,1%. Эта цель, конечно, амбициозна, но с учетом нынешнего состояния экономики (ВВП в 2011 г. снизился на 5,5% и по прогнозам на 2012 г. снижение составит 2,8%), вряд ли достижима. Правительство объявило, чего хочет добиться в деле сокращения дефицита госбюджета: в 2013 г. - на 6,1%, в 2014 г. – на 5,1% и в 2015 г. – на 4,2%. Тогда, государственный долг снизится до €286 млрд, или 126% от ВВП. "Греческой экономике предстоит пережить трудный год. Но ей грозит десятилетие огромных жертв", - считает профессор экономики Афинского университета Пантеон Саввас Роболис.

Основная задача плана помощи Афинам - уменьшить долг страны с нынешних 160% от ВВП до 120,5% в 2020 г., что позволит ей начать устойчивое развитие хотя бы в среднесрочной перспективе. В 2012 г. парламент 258 голосами против 41 одобрил бюджет, который включает новый рост налогов, сокращение зарплаты госслужащих и снижение числа работников в госсекторе.

"Евросоюз и МВФ, помогая Грецию, должны быть уверены, что их усилия будут своевременно поддержаны, и не только нынешним, но и будущим правительством", - заявил глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. "Это не спринт, это марафон. Вот почему важно иметь абсолютную уверенность в себе. В конечном счете, все дело в уверенности в себе". "Позиция Европы не подлежит обсуждению. Греция является и будет оставаться частью объединенной Европы и еврозоны", - указал премьер-министр Пападимос, добавив, что это подразумевает необходимость активного участия греков в решении своих проблем. Подавляющее большинство греков (согласно последним опросам - 80%) поддерживают вступление их страны в зону евро. По данным опроса общественного мнения, проведенного в середине февраля, 82% опрошенных возлагают ответственность за экономический кризис на свое правительство, только 9,3% считают виновными спекулянтов и 6% - МВФ и Евросоюз. "На 90% кризис – это проблема политическая", - полагает президент Центра планирования и экономических исследований Корлирас Панайотис. С 2008 г. страна находится в состоянии экономического спада. Большинство греков в настоящее время сталкиваются с ухудшением уровня их жизни. В ближайшем окружении каждого грека кто-то потерял работу, за последние три года в общественном секторе было сокращено 150.000 рабочих мест, многие торговцы были вынуждены закрыть свои магазины, не имея при этом права на пособие по безработице. Эти беды затронули 21% рабочей силы в декабре 2011 г. (в декабре 2009 г. - 10,2%). Половина молодых людей в возрасте до 24 лет не имеют работы, что на 41,2% выше, чем года назад, по данным официального органа греческой статистики (ЕКА). В период между 2000 и 2010 гг. производительность труда в Греции не росла, а зарплаты увеличились на 54% (28,7% в Португалии и 18,6% в Германии). Неформальный сектор экономики составляет около трети от официальной экономики страны, и объем уклонения от налогов оценивается в €13 млрд. в год. Греческая экономика, как ожидается, сократится в 2012 г. на 4,5%, а дефицит бюджета страны составит 10,6% ВВП. Как отметил Пападемос, "правительство, сформированное после парламентских выборов, будет продолжать политику бюджетной консолидации и сокращения расходов в 2013 г. и 2014 г. на €12 млрд. Нашей целью является сокращение расходов, но не дальнейшее сокращение зарплаты. Этот год и начало следующего года будут нелегкими, но мы должны продолжать наши усилия, чтобы жертвы греческого народа не пропали даром".

Причины кризиса

"Огромный греческий долг – это свидетельство того, что руководство страны постоянно путало кредиты с доходами", - считает историк Николас Блуданис. "Членство в еврозоне позволило Греции делать заимствование по низким ставкам и, ее политический класс смог укрепить свою электоральную базу за счет того, что должностные лица были от него зависимы". После возврата к демократии в 1974 г., две основные партии, которые доминируют в политике и бизнесе, сменяя друг друга во власти - ПАСОК и Новая Демократия (НД) – старались на самом деле усилить патерналистскую модель власти, напоминающей модель греческого государства в XIX веке, когда политики нанимали чиновников. Греческая экономика находится под контролем государства и, следовательно, не очень эффективно функционирует. Государственный сектор излишне «раздут» (на государство работает 45% рабочей силы), а частный сектор представлен в основном малым бизнесом или гигантскими оборонными предприятиями. Катастрофическое положение греческой экономики отчасти объясняется экстравагантностью госрасходов, а отчасти следствием серьезных структурных недостатков экономики страны. Ухудшение положения с государственными финансами и ослабление европейских фондов, которые были широко предоставлены в Греции с момента ее вступления в Евросоюз в 1981 г., (при том, что страна не использовала получаемые ею средства на развитие своей производственной системы и повышение производительности труда в различных отраслях экономики), привели к деградации экономики. Кроме того, вступление стран в зону евро позволило Афинам брать кредиты на тех же условиях, что и Германии, что также внесло свой негативный вклад в усиление дефицита. По словам писателя Никоса Диму, "проблема заключается, прежде всего, в недостатке культуры. В течение многих лет люди старались обмануть государство и использовать его в своих корыстных целях. Они привыкли получать дармовые деньги от государства и Евросоюза. Уклонение от уплаты налогов считалось не преступлением, а правилом". В Греции государство всегда воспринималась как распределитель денег и привилегий, а не как сборщик налогов и регулятор перераспределения общественных средств. Политические, правовые и экономические основы Греции имеют мало общего с другими европейскими странами. Греки любят иностранные инвестиции, но сами не очень склонны к предпринимательству, они показали свою полную неэффективность в борьбе с коррупцией. Власти страны предпочитали вводить разнообразные налоговые льготы, не стимулирующие развитие экономики. Такая политика естественно способствовала росту коррупции. Все это вызывало сильное недовольство греков их политическими институтами и судебной системой. "В Греции государство авторитарное и с ним нужно быть осторожным", - считает Н.Блуданис. "Столкнувшись с неспособностью государства решать проблемы страны, греки придумали в XIX веке делать чиновникам подарки, и этот механизм позволил снизить социального неравенства", - подчеркнул историк Анастасиос Анастассиадис.

Парламентские выборы – проблемы и перспективы

Греческий политический класс в настоящее время в значительной степени дискредитирован. В последние месяцы многим политикам, в том числе президенту страны Каролосу Папульясу, пришлось столкнуться с негативным отношением со стороны населения. На парламентских выборах 6 мая основная борьба развернется между двумя основными партиями - ПАСОК и НД, хотя у обеих партий рейтинги сегодня самые низкие с 1974 г. (год возвращения к демократии в стране) - около 35% у каждой. По данным опроса, проведенного в начале апреля институтом общественного мнения GPO, доля граждан, которые считают, что их интересы не представляет ни одна политическая сила, составила 25%; при этом 50,4 % греков считают, что ни один из лидеров обеих главных партий – ни Антонис Самарас (НД), ни Евангелос Венизелос (ПАСОК) – не способен быть следующим премьер-министром. Первое место, согласно опросам общественного мнения, занимает партия Новая Демократия (НД), которая надеется извлечь выгоду из недовольства греками двухлетним периодом жесткой экономии. А.Самарас просит у избирателей возможность иметь абсолютное большинство в парламенте для того, чтобы "иметь необходимую поддержку для ведения переговоров с границей в интересах Греции". Многие аналитики считают, что для Греции было бы полезным создание правительства национального единства (коалиция НД-ПАСОК), однако Самарас не хочет и слышать об этом. Между двумя главными греческими партиями на протяжении многих десятилетий сохраняются враждебные отношения. "Я хочу, чтобы мои руки были свободны, а абсолютное большинство необходимо мне для того, чтобы эффективно управлять страной", - заявил лидер НД. Он также заверил своих европейских партнеров в том, что будет соблюдать обязательства своей страны в рамках второй программы помощи. А. Самарас хочет, чтобы его партия имела возможность более жестко регулировать иммиграцию и сферу безопасности. Его партия еще в 2009 г. выступала за то, чтобы Л.Пападемос возглавил правительство в начале кризиса. Однако недавно бывшими членами НД были созданы две новые правые партии: Демократический союз (ДС), основанный бывшим министром иностранных дел (2006-09 гг.) и бывшим мэром Афин (2003-06 гг.) Дорой Бакоянни, и Независимая партия Греции (НПГ), учрежденная 24 февраля бывшим министром морской и островной политики Паносом Камменосом. Оба лидера являются бывшими членами НД. Д.Бакоянни была исключена из партии 6 мая 2010 г. после того, как проголосовала в пользу первого плана спасения (НД была против). П. Камменос вышел из НД после того, как она отказалась проголосовать за доверие правительству Пападемоса. "Я принял трудное решение. Оно стоило мне очень дорого, но политически оно оправдано", - заявил Г. Папандреу после ухода с поста председателя ПАСОК. Его преемником в ПАСОК стал министр финансов Евангелос Венизелос. Сейчас у ПАСОК, действительно, самый низкий за всю историю рейтинг по опросам общественного мнения. Во время выборов 18 марта, Е. Венизелос признался, что ПАСОК должна "открыто и честно извиниться перед греческим народом за ошибки и упущения". ПАСОК, скорее всего, проиграет выборы на 6 мая, хотя партия, вероятно, рассчитывает на то, что Венизелос может обеспечить ей победу и право сформировать новое правительство. На левом фланге также появились две новые партии: Союз демократических левых во главе с Фотисом Кувелисом, которая поддерживает соглашение о списании долгов частным кредиторам, но выступает против нового плана экономии, и Партия нового общественного договора, сопредседателями которой являются Лука Кацели, бывший министр экономики, бывший министр труда и социального обеспечения (исключен из ПАСОК после того, как отказался голосовать за снижение минимального размера оплаты труда), и Харис Кастанидис, экс-министр юстиции, внутренних дел, который обещал смягчить жесткую политику нынешнего правительства. Леворадикальная партия Коалиция радикальных левых (СИРИЗА) разделилась по вопросу участия в правительстве национального единства. Партия призывает к увеличению налогов на судовладельцев (Греция обладает крупнейшим в мире торговым флотом) и надеется, что Европейский Центробанк сможет напечатать новые деньги. "Вопрос в том, есть ли альтернатива в Европе, не только в Греции", - считает лидер СИРИЗА Алексий Циприс. "Богатых людей в стране много, но мы не можем обложить их налогом, швейцарские банки скрывают греческие вклады на €600 млрд., т.е. на сумму, превышающую государственный долг", - добавил он.  Генеральный секретарь Коммунистической партии Греции (КПГ) Алека Папарига сказал: "Мы не намерены сотрудничать с СИРИЗА, потому что у нас разные цели. Эта партия является участником нынешней системы власти, а мы - нет". Коммунисты выступают против членства Греции в зоне евро и плана ее спасения.

Греческая политическая система

Греческий парламент (Vouli) состоит из одной палаты, насчитывающей 300 членов, избираемых на четыре года, в 56 округах по системе пропорционального представительства. Избиратели голосуют за список, в котором они могут выразить свои предпочтения. В 51 округе избирается 288 депутатов, а 12 оставшихся депутатов, которых еще называют национальными депутатами, назначаются каждой политической партии на национальном уровне. Эта избирательная система гарантирует уровень репрезентативности 70% по отношению к политическим партиям, которые хотели бы быть представленными в парламенте (то есть, имеющие результат как минимум 3% голосов). Любая партия, набравшая, по крайней мере, 41% голосов автоматически получает абсолютное большинство в парламенте. Голосование в Греции является обязательным для всех граждан не старше 70 лет. Неучастие в голосовании может быть наказано лишением свободы на срок от одного месяца до одного года.

В настоящее время в парламенте представлены пять политических партий:

- Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), победитель парламентских выборах 4 октября 2009 г. Основано в сентябре 1974 г. бывшим премьер-министром (1981-89 и 1993-96 гг.) Андреасом Папандреу. С 18 марта партию возглавляет бывший министр обороны (2009-2011) и бывший министра финансов (2011-2012) Е. Венизелос. 160 депутатов;

- Новая демократия (НД), правоцентристская партия, основана в октябре 1974 г. бывшим президентом страны (1980-95 гг.) и бывшим премьер-министром (1955-63 и 1974-80 гг.), Константином Караманлисом. Сейчас ее возглавляет А. Самарас. 91 депутат;

- коммунистическая партия (КПГ), основана в 1918 г., вышла из социалистического и рабочего движения. Исповедует коммунистическую и анти-европейскую идеологию. Лидер - Алек Папарига. 21 депутат;

- Народный православный призыв (НПП), крайне правая партия, основана в 2000 г. журналистом Георгием Каратцаферисом, бывшим членом НД. 15 депутатов;

- Коалиция радикальных левых (СИРИЗА) партия левого толка, основана в 2004 г. на базе союза бывшей партии Synaspismos, ряда левых организаций (в том числе старой левой ПАСОК), сторонников компартии и экологов. Лидер Алексей Ципрас. 13 депутатов.

Последние опросы общественного мнения показывают, что процессу чередования во власти ПАСОК и НД, который имел место с 1974 г., приходит конец. По результатам последних исследований, проведенных институтом GPO, партия НД наберет 18,2% голосов. ПАСОК может рассчитывать на 14,2%, компартия - 8%, Независимая партия Греции - 7%, Коалиция радикальных левых - 6,2%, Демократическая левая - 5,9%, Народный православный призыв - 4% и, наконец, неонацистская партия Chryssi Avghi (Золотой рассвет) во главе с Николасом Микалолиакос, чуть более 3%, что позволяет ей быть представленной в парламенте. Следовательно, ни одна из двух "больших" партий, не в состоянии в одиночку сформировать правительство, и "малые" партии смогут играть в их споре роль арбитра. "Эти парламентские выборы будут очень сложным, но будут иметь решающее значение для будущего страны и откроют новый, важнейший после 1974 г. период в ее истории", - подчеркнул директор социологической службы Marc Томас Геракис.

20 Апрель 2012

Комментарии


Имя
Email
Комментарий



В рубрике
МИНТРУД ОБСЛУЖИВАЕТ ИНТЕРЕСЫ КОГО УГОДНО, ТОЛЬКО НЕ ЛЮДЕЙ ТРУДА
СОЦИНТЕРН ПРИЗЫВАЕТ ВХОДЯЩИЕ В НЕГО ПАРТИИ ВНЕСТИ ВКЛАД В ВОЗРОЖДЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА МИР
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НИЧЬЯ
СПАСТИ ПРОФСОЮЗЫ: БЕРНИ САНДЕРС ПРЕДСТАВИЛ НОВЫЙ ПЛАН ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЗАРПЛАТ

Новости
24.09.2021 Лишь около четверти россиян делают накопления к пенсии – "Ромир"
22.09.2021 Социальные пенсии в 2022 г проиндексируют на 7,7%
22.09.2021 Активисты считают иммиграционную политику Байдена расистской
20.09.2021 Генсек ООН назвал запоздалой и недостаточной общую борьбу мирового сообщества с COVID-19
20.09.2021 Более 20 млн работников в ЕС получают минимальную зарплату, живут в бедности
20.09.2021 Кандидат в канцлеры ФРГ Лашет обвинил главу минфина в провале борьбы с отмыванием денег

Опрос
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ПРИ ПАНДЕМИИ






Результаты прошедших опросов

2008-2019 © Журнал "СОЦИАЛИСТ". Вестник института "СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР"